Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Ю.П. Синельщиков: «Предполагаемая амнистия по президентскому законопроекту не так широка, как это может показаться»
Пятница, 19 Апр 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ю.П. Синельщиков: «Предполагаемая амнистия по президентскому законопроекту не так широка, как это может показаться»

Печать
17 декабря на пленарном заседании Госдумы при обсуждении законопроектов об амнистии выступил депутат Ю.П. Синельщиков.
 
 
 
- Фракция КПРФ будет поддерживать все внесенные законопроекты об амнистии. Однако, понимая, что принят будет акт, внесенный Президентом РФ, я остановлюсь на анализе этого документа. Выскажу суждения о его недостатках и о том, что надо сделать для обеспечения законности при его применении.
 
Следует заметить, что предполагаемая амнистия по президентскому законопроекту не так широка, как это может показаться. Так, ни при каких условиях не подпадают под амнистию 143 состава преступлений из 309 предусмотренных Особенной частью УК РФ.
 
Амнистия коснется небольшого числа лиц, находящихся в местах лишения свободы. В основном это будут несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, лица пенсионного возраста и инвалиды I и II группы. УФСИН объявило о том, что под амнистию подпадет около 3-х тысяч человек. Однако, фактически их будет заметно меньше, так как действие Постановления об объявлении амнистии не будет распространяться на лиц, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
 
С удовлетворением отмечаю, что при подготовке президентского проекта учтены и другие ныне обсуждаемые проекты. В частности, проект, внесенный депутатами фракции КПРФ Комоедовым В.П. и Кашиным В.И., посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и проект, внесенный депутатами фракции КПРФ Кашиным Б.С. и Локтем А.Е., посвященный освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в ходе массовых мероприятий 6 мая 2012 года в Москве в районе Болотной площади.
 
Амнистия в отношении той категории лиц, которая упоминается в последнем проекте по президентскому акту предполагается весьма узкой. Этот документ предусматривает освобождение от наказания лишь тех из них, кто обвиняется в участии в массовых беспорядках, либо призывах к массовым беспорядкам (ч.2,3 ст.212 УК, ст.213 УК), а также обвиняемым в хулиганстве (ч.1 ст. 213 УК). Однако, уголовные дела в отношении этих лиц не могут быть прекращены на стадии предварительного расследования. Они подлежат амнистированию судом лишь после осуждения к тому или иному виду наказания.
 
Проект не допускает применение амнистии к организаторам беспорядков (ч.1 ст.212 УК), а также к обвиняемым, которые привлечены к уголовной ответственности либо осуждены за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителей власти (сорвал с одежды полицейского пуговицу, толкнул его, пригрозил ударить полицейского, если тот не отстанет от него и др. – ч.1 ст.318 УК). Такие позиции далеки от принципа милосердия.
 
Кроме того, мы полагаем целесообразным применить более широкую амнистию к обвиняемым, подсудимым и осужденным инвалидам I и II группы. Представляется, что к этим лицам амнистия не должна применяться лишь в случаях совершения ими тяжких и особо тяжких насильственных преступлений.
 
Постановление о порядке применения амнистии предусмотрело, что решения о применении амнистии, принятые руководством исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами расследования, уголовно-исполнительными инстанциями, утверждаются прокурором. В то же время проекты рассматриваемых постановлений не установили обязанности судебных приставов-исполнителей утверждать у прокурора решения о применении амнистии в отношении лиц, осужденных к штрафу. Между тем, по незнанию, либо из-за нечестности эти должностные лица «амнистировать» могут не только оштрафованных по уголовным делам, но и по административным делам, либо тех, с кого по приговору взыскивается ущерб, причиненный преступлением.
 
Проект Постановления об объявлении амнистии предполагает не распространять действие этого акта на осужденных, злостно нарушающих порядок отбывания наказания. Мы много размышляли относительно целесообразности этой нормы. С одной стороны, применение амнистии к нарушителям режима никак не стимулирует к правильному поведению осужденных, оставшихся в колонии. С другой стороны, всякая добросовестная антикоррупционная экспертиза дает заключение о несостоятельности этой нормы.
 
К тому же введение такого правила ставит в неравное положение подпадающих под амнистию обвиняемых и осужденных. Ведь к находящемуся под подпиской о невыезде обвиняемому будет применена амнистия, даже если он неоднократно подвергался административному наказанию за потребление наркотиков, мелкое хулиганство или скажем воспрепятствование законной деятельности судебного пристава. В то же время лицо, находящееся в местах лишения свободы может утратить право на амнистию, если оно дважды за год водворялось в дисциплинарный или штрафной изолятор за опоздание на построение или пререкания с представителями администрации колонии. Такую несправедливость следует устранить путем изъятия из проекта Постановления об объявлении амнистии п.11, предусматривающего это ограничение.
 
Устранение этих недостатков сделает этот акт действительно милосердным.


Rambler's Top100