Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Михаил Щапов: Где Минфин зашкалило?

17.04.2023 14:55 Михаил Щапов, "Советская Россия" Новости, события - Факты
Печать

В текущей ситуации мы должны как можно чаще и внимательнее анализировать то, что происходит в налогово-бюджетной сфере. Сейчас апрель, и мы уже можем посмотреть на ситуацию с исполнением бюджета за первые три месяца этого года.


А ситуация, мягко говоря, настораживает.

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе–марте составил около 3,5 трлн рублей, что в два раза ниже аналогичных показателей прошлого года…

Тяжелая ситуация с доходами складывается в регионах. Консолидированной информации пока нет, но из того, что мы слышим от наших коллег из региональных парламентов, за первые три месяца обвал по доходам составил 50 и более процентов в зависимости от региона.

При этом часть имеющихся на счетах средств была списана по закону о едином налоговом счете, лимитов казначейских кредитов не хватает, а банковские кредиты не всегда доступны. Можно предположить, что именно поэтому появилась информация о том, что могут возникнуть проблемы с выплатами зарплат бюджетникам.

Мы считаем недопустимым любые задержки. И мы считаем совершенно неудовлетворительным объяснение, которое по этой проблеме выдал Минфин. Оно все построено по принципу «все хорошо, регионы справятся, деньги у них есть».

Мы считаем, что Министерство финансов должно дать развернутые пояснения по этой ситуации и дать четкие гарантии, что никаких задержек зарплат работникам бюджетной сферы на всех уровнях – от федерального до поселенческого – не будет.

Если продолжить о расходах, то стоит сказать, что их объем из федерального бюджета в январе–марте 2023 года составил почти 7,5 трлн рублей, что почти на 2 трлн больше показателей прошлого года.

Дефицит уже достиг 4 трлн рублей, и это на триллион больше, чем утвержденный законом о бюджете.

Справедливости ради нужно упомянуть: на днях Антон Германович Силуанов заявил, что ожидает дополнительного поступления еще 2,5 трлн рублей налога на прибыль. Это хорошие новости, но эти деньги не покроют дефицит. Он все равно останется на уровне 1,5 трлн рублей.

Да, мы слышим пояснения от Минфина и от председателя правительства о том, что рост расходов носит в некоторой степени искусственный характер: потому что правительство сейчас опережающим порядком заключает контракты и авансирует строительство крупных объектов.

Однако если мы посмотрим расходы по национальным проектам, то они не превышают 14% от общего объема. Причем по таким емким проектам, как «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные дороги», исполнение ниже 10%. Что ставит вопросы о том, что финансирует правительство, если по приоритетным нацпроектам мы точно не видим никакого опережения.

Мы видим, что у правительства есть рычаг в виде средств Фонда национального благосостояния, который на 1 февраля составлял 11 трлн рублей и который должен позволить пережить этот год даже при неблагоприятном сценарии.

Однако есть серьезные сомнения насчет того, что разложенный по активам, инфраструктурным проектам и валютам фонд в итоге сохранит свою ликвидность и даст необходимый объем средств бюджету.

Отдельно отметим, что годовая инфляция все еще находится на уровне 10%, хотя в бюджете как целевой ориентир были заложены 5%.

В этой ситуации возникает вопрос: что дальше? Как мы будем развиваться в последующие годы? На какие ресурсы? Какие-то ответы мы услышали во время отчета правительства здесь, в Государственной думе. Мы видим, что у кабмина есть четкий план, как пережить этот год. Но, к сожалению, мы пока не видим более масштабной и комплексной стратегии хотя бы на ближайшие 3–4 года.

Более того, мы пока не можем даже рассчитывать на то, что прогнозы, заложенные в основание бюджета, вообще исполнятся.

Мы все прекрасно помним обсуждение бюджета на 2023 год. У нас тогда была масса вопросов к параметрам прогноза социально-экономического развития.

Уже тогда мы предупреждали, что многие позиции в прогнозе выглядят нереалистичными.

Мы указывали, что ставка на рост внутреннего НДС выглядит необоснованной, и увидели провал в начале года по этому налогу.

Мы говорили, что прогноз роста прибыльности предприятий, на основе которого был сверстан план поступлений налога на прибыль, явно завышен. И вот мы видим данные, что за 2022 год российские предприятия получили почти на 13% меньше прибыли, чем в 2021-м. Это с высокими ценами на нефть, газ и удобрения, которые давали серьезный бонус к прибылям. Ждать, что в 2023 году прибыль вдруг вырастет, как минимум нереально.

Множество замечаний к бюджету было и у Счетной палаты, и у экспертов и научных институтов. Но правительство их все проигнорировало, сверстав чрезмерно оптимистичный бюджет, который уже разваливается.

Будем надеяться, что статистика первых трех месяцев – это временное явление. Мы очень хотим верить в обнадеживающий план правительства на 2023 год. В то, что дальше ситуация выровняется.

Но мы предлагаем жить по принципу «надейся на лучшее, но готовься к худшему». Необходимо уже сейчас начать серьезную дискуссию о дополнительных источниках поступления налогов в бюджет. При этом эти меры должны быть более-менее безболезненными для основных групп населения. Что бы закрыть бюджет этого года с минимальными потерями и сформировать задел на будущее.

Мы считали и считаем, что резервы для дополнительных поступлений в бюджет есть. Давайте на них внимательно посмотрим.

Для начала мы предлагаем полностью пересмотреть приоритеты в налоговой политике.

Мы видим четыре таких источника: экспорт ресурсов, сверхбогатство, роскошь и новая таможенная политика.

Экспорт ресурсов. Он должен облагаться повышенными налогами, и это уже очевидно. Более того, первые шаги в этом направлении сделаны в прошлом году.

Но мы уверены, что их недостаточно. Текущий уровень налогообложения экспортеров не соответствует интересам государства и должен быть увеличен.

Необходимо также рассмотреть вопрос о национализации некоторых отраслей. Это нормальный процесс, через который многие ресурсодобывающие страны прошли в момент роста национального самосознания и формирования собственной суверенной экономической политики. Мы сейчас проходим именно этот этап, и пора об этом подумать.

Налоги на сверхбогатство – это, в том числе, прогрессивная шкала НДФЛ и выравнивание до плоской шкалы взносов в фонды. Мы об этом неоднократно говорили с этой трибуны.

Простой пример. Может кто-то объяснить, как так получается, что при общем падении прибылей предприятий в 2022 году состояние, например, производителей удобрений выросло на миллиарды долларов? Разве это нормально?

Прогрессивная шкала позволит принести минимум один триллион дополнительных доходов бюджету без какой-либо серьезной опасности для будущих доходов.

К тому же прогрессивная шкала позволит сократить огромный разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими нашими гражданами, снизить социальную напряженность и создать дополнительные стимулы для экономического развития.

Следующий источник – дополнительные налоги на роскошь. Мы неоднократно видели, как сверхпотребление провоцирует возмущение в обществе. Пока государство крайне слабо с этим работает, несмотря на то, что это имеет важное социальное значение. Когда вся страна вынуждена затягивать пояса, затянуть пояса должны и те, кто привык к роскоши и сверхпотреблению. Это просто необходимо.

Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагали и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенно-налоговой политики.

Недавно Минфин пытался обосновать то, что мы не выходим из Всемирной торговой организации, некими положительными эффектами, которые мы получаем от этого членства. Жаль, что вся остальная страна этих эффектов не ощущает.

Зато отрицательные мы видим очень хорошо. Из-за членства в ВТО мы не можем по своему усмотрению вводить и менять таможенные пошлины, чтобы управлять собственной внешней торговлей и внутренним рынком.

О каком суверенитете может идти речь, если наша таможенная политика до сих пор зависит от международных институтов?

При этом, чтобы вписаться в требования ВТО, мы должны придумывать такие странные конструкции, как демпферный механизм, по которому государство возвращает нефтепереработчикам деньги, чтобы сдержать цены на бензин.

Да, мы слышали здесь ответ Михаила Владимировича Мишустина о том, что многие правила ВТО по факту не выполняются. Но раз так, то какой смысл состоять в этой организации и выполнять хоть какие-то из оставшихся требований?

Мы уверены, что из ВТО нужно выходить. После этого нужно формировать собственную, суверенную налогово-таможенную политику, включающую в себя как повышенные таможенные тарифы на вывоз природных ресурсов, так и заградительные пошлины для товаров, которые составляют конкуренцию нашему производству. Хватит уже играть в эти навязанные нам в 90-е игры с транснациональными корпорациями!

Наконец, в целом в бюджетной политике мы настаивали и продолжим настаивать на пересмотре бюджетного правила. Изымать деньги у экспортеров нефти и газа, чтобы отдать их банкам, а не вкладывать в экономику, – такая политика вызывает массу вопросов, особенно в текущих условиях.

Все эти предложения появились у нашей партии не сегодня и не в прошлом году. Это результат многолетнего анализа и разработок входящих в КПРФ экономистов, докторов наук, профессоров и экспертов. У нашей партии есть десятки уже готовых предложений по повышению налоговой отдачи от отраслей без излишней нагрузки на граждан, и мы предлагаем их вместе рассмотреть и принять.

Мы должны начинать это делать как можно скорее, так как, судя по началу года, ситуация с доходами бюджета может измениться в худшую сторону в любой момент и времени на споры просто не останется. А решения должны быть взвешенными и просчитанными. От этого зависит будущее наших граждан, их детей и внуков.

Мы приглашаем все фракции к конструктивному диалогу и широкому общественному обсуждению.


Михаил ЩАПОВ

депутат Госдумы (фракция КПРФ),
первый зампредседателя комитета
по бюджету и налогам Госдумы РФ