Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Институты развития или освоения?!

15.05.2020 16:54 Н.В. Коломейцев первый заместитель руководителя фракции КПРФ в ГД ФС РФ Новости, события - Аналитика
Печать

О деятельности институтов развития в России.


В 2011 году Правительство РФ утвердило основной документ, определяющий развитие инновационной системы на долгосрочную перспективу, – Стратегию инновационного развития РФ до 2020 года. В результате Россия должна была достичь 20 места в мировом рейтинге. Но, в 2017-2018 гг. Россия заняла 31-е место вместо планового 20-го, т.е. не было достигнуто плановое значение по позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business. 


При этом в России было создано более 30 институтов развития (далее – ИР), в них было вложено более 4 трлн. руб. (данные Т. Голиковой в 2016 г. в бытность ее председателем СП РФ).  Такое большое количество ИР создано в РФ потому, что, в основном, они создаются для выполнения только какой-нибудь одной из задач, т.е. они узкоспециализированы. Финансируются ИР за счет государства и за счет собственной деятельности (доход от инвестиций, например).


Следует отметить, что эксперты считают - необходимо изменить механизм предоставления бюджетных ресурсов ИР, поскольку нет экономического обоснования выделяемых государством средств. Если для банковских организаций существуют нормативы достаточности капитала, то у всех  ИР такие нормативы отсутствуют. Объемы государственного финансирования базируются на планах и заявках самих ИР, а после получения эти денежные средства часто не используются все по назначению, а временно размещаются на финансовом рынке, на депозитах в банках и формируют текущую доходную базу самих ИР.


Таким образом, часто ИР используют бюджетное финансирование в основном на финансовые вложения для получения дополнительных доходов, то есть не в соответствии со своими миссиями и  задачами. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости реформирования системы бюджетного финансирования ИР.


Кроме того, отсутствует правовой режим ответственности  ИР за результаты неэффективной деятельности (отрицательный результат). Хотя такие результаты должны использоваться в качестве основания для возможной ликвидации ИР или  постановки вопроса о прекращения бюджетного финансирования.


Происходит «размывание» ответственности ИР за результат и ослабление экономической ответственности за использование средств бюджетной поддержки при создании институтами развития дочерних организаций.


В докладе НИФИ*) Минфина России (Центр отраслевой экономики НИФИ) об институтах развития (Ист.  https://nifi.ru/images/FILES/Reports/doklad_DI.pdf) отмечено отсутствие установленных требований к прозрачности и открытости деятельности институтов развития, что не позволяет адекватным образом оценивать и контролировать эффективность функционирования ИР. Во многих таблицах в указанном докладе в графах с показателями различных ИР стоят прочерки или пометка «нет данных».


Многие институты развития имеют право выводить госсредства в иностранные юрисдикции через участие в проектах и инвестфондах за рубежом (ВЭБ, РФПИ, Инвестиционный фонд РФ и др.), это создает возможность легального масштабного вывода капитала из России.


Группировка российских Институтов развития:

 

Финансовые Институты развития

Группа 1 – финансовые институты развития:

Группа 2 – инновационные институты развития:

Группа 3 – прочие институты:

Группа 4 – научные фонды

1 Внешэкономбанк,

2 Экспортное агентство страхования России (ЭКСАР),

3 Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)

4 Инвестиционный фонд РФ.

5 ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;

6 ГК «Агентство по страхованию вкладов»;

7 АО «Россельхозбанк»;

8 ОАО «Росагролизинг»;

1 ОАО «Российская венчурная компания»,

2 ОАО «РОСНАНО»,

3 ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»,

4 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

 5 Фонд инфраструктурных и образовательных программ;

6 Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий

7 Фонд «Сколково»,

 8 Фонд развития промышленности

1. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ);

 

2 Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

1Российский научный фонд,

2 Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ),

3 Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

4 Фонд перспективных исследований.

 

Нефинансовые Институты развития

1 ОАО «Особые экономические зоны»;

 2 НКО «Фонд развития моногородов»;

3 Корпорация развития Дальнего Востока;

 4 Фонд развития Дальнего Востока;

5 ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»;

6  Региональные корпорации развития.

*) Справочно: НИФИ выступает российским консультантом Всемирного банка по реализации проекта, направленного на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере социальной поддержки населения. Этот факт дает понимание того, почему руководство НИФИ разработало и способствовало внедрению Пенсионной реформы в  России (мнение Пуховой Е.В.).


Российские ИР часто являются планово-убыточными (ВЭБ, Роагролизинг, РОСНАНО и др.)


Многие ИР функционируют как непубличные АО, что позволяет им в открытом доступе давать ограниченную информацию о своей деятельности.

 

Оценка эффективности деятельности российских и зарубежных институтов развития (https://ru.investinrussia.com/assistance-in-project-implementation#rdif)

 

Группа 1 финансовые институты развития


1.    ГК «ВЭБ.РФ» — госкорпорация, деятельность которой регулируется не положениями Банка России, а отдельным федеральным законом. ВЭБ освобожден от уплаты налога на прибыль.


Таблица 1 . Основные показатели ГК ВЭБ за 2015-2019 гг.

 

 

2015

2016

2017

2018

2019

Собственные средства (капитал), млрд руб.

481,0

526,0

454

560,7

427,0

Прибыль, (- убыток), млрд. руб.

 

(-249,0)

(- 112,0)

(- 288,0)

 (- 176,0)

(-53,0)

Кредитный портфель*), млрд. руб.

2600.0

2200,0

2274,7

2348,1

1128,0

Портфель гарантий и поручительств, млрд.руб.

н/д

972,0

1098,1

1298,7

н/д

Экспортные кредиты, млрд. руб.

67,0

68,4

70,0

88,0

90,0

Экспортные гарантии, млрд.руб.

85,6,

87,0

111,0

456,0

230,0

(за 9 мес.)

Задолженность перед Правительством РФ и ЦБ РФ, млрд. руб.

706,0

554,0

600,0

592,0

772,0

Долг по ценным бумагам. Млрд. руб.

1 180,0

1 025,0

1.020,0

1 014,0

804,0


*) объем портфеля кредитов, предоставленных ВЭБ.РФ некредитным организациям, органам государственной исполнительной власти и органам местного самоуправления (в том числе соответствующим структурам иностранных государств).
Ист. Отчетность ВЭБ по МСФО

В сумме только за 6 лет (2015-2019гг) убыток ВЭБа достиг 878 млрд. рублей - суммы, превышающий годовой объем, предусмотренных в федеральном бюджете на 2019 г. средств, по разделу «Образование» (820 млрд. руб.), а также средств по разделу «Здравоохранение» (637,7 млрд. руб.)  бюджету всей системы высшего образования в России.


За тот же период (2015-2019 гг.)  ВЭБ получил в разной форме господдержки на сумму 1797,5 млрд. руб. (см. Табл.2).


Таблица 2.  Объемы имущественного взносов и субсидий  за счет федерального бюджета в ВЭБ  (млрд.руб.).

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

Имущественныйвзнос

180,0

82,8

121,0

0,82

-

-

5,5

30,0

27

150

150,0

150

15,5

912,6

Субсидии

-

-

6,0

7,0

63

62

15

12,3

10

150,0

103,0

200,0

242,0

870,3

Депозит(изсредствФНБ)

млрд. руб

-

-

-

-

-

-

-

-

300,0

100

 

 

 

200,0

 

600,0

Уплаченоналогов

н\д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

4,6

5,6

9,9

 

 

Источники  статистических данных - различные, в основном https://www.rbc.ru/finances/


То есть на каждый вложенный государством рубль, ВЭБ получает 50 копеек убытка (в период 2015-2019 гг.)

.
При этом, общая сумма (оценка) господдержки ВЭБ у с 2007 г. по 2019 г. составляет около 2,4 трлн. руб. (данные оценочные, т.к. механизм отражения указанных средств - не прозрачный, данные собраны из разных источников). Эта сумма не содержит средства недополученных доходов от размещения средств ФНБ по льготной ставке.


Ежегодно ГК «ВЭБ РФ» получает от государства различные субсидии: на погашение долга, который банк, пользуясь квазигосударственным статусом, дешево привлекал на Западе (сейчас ВЭБ под санкциями); на компенсацию потерь от старых убыточных проектов и др. получает имущественные взносы, а также средства ФНБ, которые идут на депозит ВЭБа, на реализацию инвестиционных проектов по ставке ниже рынка (ключевая ставка минус 0,5 п.п.).


Ежегодно в 2020-2022 гг. ВЭБ, который 6 лет показывает убытки, будет получать из федерального бюджета по 100 млрд рублей в виде субсидии на погашение внешних долгов. (Ист.https://www.rbc.ru/finances/30/03/2020/5e7e26ae9a7947f3a427450c)


Кроме того, в марте и декабре 2019 года ВЭБ РФ была предоставлена субсидия в размере 9,7 млрд руб. и 1,5 млрд руб. соответственно, полученная из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации с целью взноса в уставный капитал АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» для реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа. Вся сумма субсидии признана составе добавочного капитала.


Меморандум о финансовой политике ВЭБа оговаривает, что госкорпорация должна инвестировать в безубыточные проекты, но на деле ВЭБ уже в 2009–2010 годах давал многомиллиардные кредиты на проекты, которые имели мало шансов окупиться.


Так, ВЭБ выдал более $8 млрд кредитов неназванным российским и украинским инвесторам под покупку промышленных активов на Украине, главным образом в Донбассе. Инвесторы эти никогда не назывались, и в отчетности ВЭБа они проходят просто как «третьи стороны», получившие от ВЭБа займы на покупку акций и финансирование украинских металлургических предприятий. Известно, что на деньги ВЭБа покупались пакеты акций компаний «Индустриальный союз Донбасса» и «Запорожсталь». Как утверждал журнал Forbes, эти инвестиции делались в политических целях, а фактическим собственником этих предприятий становился сам ВЭБ


Сейчас украинские вложения ВЭБа практически не работают, эти кредиты не обслуживаются — предприятия в Донбассе разрушены. На конец сентября 2015 года ВЭБ оценивал объем кредитов анонимным инвесторам на приобретение ценных бумаг и финансирование предприятий металлургической отрасли Украины в 561 млрд руб. ($7,2 млрд по текущему курсу), относя их к категории подверженных риску. Резерв под обесценение этих кредитов составлял почти 170 млрд руб.


«Олимпийские» кредиты ВЭБа оценивались на общую сумму 240 млрд руб. Уже на конец 2014 года «олимпийские» кредиты на 183 млрд руб. были классифицированы ВЭБом как проблемные. Формально они не просрочены, но лишь благодаря мораторию на обслуживание и погашение этих кредитов до середины 2017 года. На конец 2018 года объем дефолтных активов ВЭБа достигал 1,4 триллиона рублей, из которых 80% приходилось на кредиты под убыточные олимпийские стройки. (Ист.РБК:https://www.rbc.ru/ins/finances/18/02/2016/56c6074e9a79475aa2765445)


Убыточным, в том числе, является и проект производства микрочипов «Ангстрем-Т». ВЭБ продолжает вливать десятки миллиардов в российские микросхемы бывшего министра связи Леонида Реймана и Владимира Евтушенкова в обмен на устаревшую продукцию. (Источник: http://rucompromat.com/articles/chipyi_kamennogo_veka)


Новый Меморандум ВЭБ, который в июле 2018 г. утвердил Д. Медведев, дает ВЭБу право работать в минус еще в течение трех лет (пункт г) Меморандума), т.е. участие в проектах с общегосударственным значением для РФ возможно, даже если возврат вложенных средств не гарантирован. Государство будет компенсировать ВЭБу потери от участия в проектах общегосударственного значения, в том числе по реализации нового майского указа, если они окажутся убыточными.


 Также пунктом 14.б) Меморандума предусматривается, что Правление ВЭБ «принимает решения о предоставлении ВЭБ финансирования иностранным юридическим лицам в рамках осуществления инвестиционной деятельности, а также об участии ВЭБ в реализации инвестиционных проектов ВЭБ за пределами территории Российской Федерации, непосредственно не предусматривающих экспорт российской промышленной продукции; участия ВЭБ в инвестиционных фондах». То есть ВЭБ получил право выводить госсредства в иностранные юрисдикции через участие ВЭБ в проектах и инвестфондах за рубежом.


Проекты, где участвует ВЭБ. В 2017 году начато финансирование следующих проектов: проект по финансированию поставки 20 (двадцати) новых воздушных судов SSJ100 для передачи в аренду (лизинг) ПАО «Аэрофлот». Общая стоимость проекта – 700,9 млн долларов США. Объем участия Внешэкономбанка – 700,9 млн долларов США.


В 2018 году одобрено участие ВЭБ.РФ в финансировании 10 инвестиционных проектов общей стоимостью 323,4 млрд рублей, с объемом участия ВЭБ.РФ в размере 78,0 млрд рублей.


Строительство нового аэропортового комплекса «Центральный» (г. Саратов). Общая стоимость проекта – 7,7 млрд рублей, объем участия Внешэкономбанка – 5,4 млрд рублей.


Новый пассажирский терминал аэропорта в Хабаровске – объем участие ВЭБ – 3,9 млрд руб.


Газохимический комплекс в Усть-Луге, объем участие ВЭБ - 111 млрд руб.


Поставка современных вагонов московскому метрополитену, объем участие ВЭБ – 24,9 млрд руб.


В 2019 году ВЭБ.РФ принял участие в финансировании 67 инвестпроектов общей стоимостью более 3,6 трлн руб., ожидаемый объем финансирования от ВЭБ.РФ составит более 1,5 трлн. руб. (ИстРБК:https://www.rbc.ru/finances/30/03/2020/5e7e26ae9a7947f3a427450c)


2. ЭКСАР - Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создано в конце 2011 г. (в соответствии с ФЗ № 236 
и постановлением правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964.) в форме АО, единственным акционером является ВЭБ.


ЭКСАР –   входит в РЭЦ – российский экспортный центр. За 2018 г. РЭЦ заплатил в бюджет 141 млн. руб. налогов и сборов.


Обязательства ЭКСАР обеспечены государственными гарантиями – в декабре 2018 г. прямая государственная гарантия (страховая емкость ЭКСАР – 10-20 млрд долларов США) на период до 31 декабря 2042 г.


По состоянию на 31 декабря 2018 г. предоставленная компанией ЭКСАР страховая емкость (сумма всех принятых страховых обязательств) составила 717,3 млрд руб., т.е. находилась в пределах выданной государством гарантии.


Клиентами/партнерами ЭКСАР становятся компании, относящиеся к одной из трех категорий: Российские предприятия-экспортеры: крупные предприятия и корпорации, в т.ч. государственные средние и малые предприятия (МСП); Российские и иностранные финансовые организации, участвующие в предоставлении кредитования/займов экспортерам или их покупателям либо в обслуживании внешнеторговых операций экспортеров, российские и зарубежные лизинговые компании; Экспортные кредитные агентства других стран и частные коммерческие кредитные страховщики.


По каждой застрахованной сделке ЭКСАР может покрывать до 95% убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска


Результат: в 2 раза выросло количество экспортеров, ставшими клиентами ЭКСАР за 2016-2018г.г. 17,1 млрд долл. США- совокупный объем предоставленной страховой поддержки: 364 компании - количество поддержанных экспортеров. 40 % клиентского портфеля — малые и средние предприятия. ЭКСАР получил гарантии Внешэкономбанка на сумму 10 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2032 г. и госгарантию РФ на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 г.



3. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)


РФПИ создан в 2011 г. по инициативе Президента и Председателя Правительства РФ на основе ФЗ от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ. Уставный капитал 300 млн. руб. Единственный акционер - Российская Федерация.


РФПИ является непубличным акционерным обществом, (поэтому в открытом доступе нет ни годовых отчетов, ни финансовой отчетности)


Задача: Обеспечить приток иностранных инвестиций. максимизировать доходность на инвестированный капитал, способствовать модернизации российской экономики, привлечь лучшие мировые технологии и кадры в Россию.


РФПИ – суверенный инвестиционный фонд России с зарезервированным капиталом $10 млрд. под управлением. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими международными инвесторами.


РФПИ за 8 лет инвестировал более 1,8 трлн рублей, из них 180 млрд рублей – средства РФПИ и более 1,6 трлн рублей – средства партнеров, фонд привлек более $40 млрд иностранного капитала (данные официального сайта фонда).


Гендиректор Кирилл Дмитриев, родился в Киеве в 1975 г., учился в Стэнфорде и Гарварде, занимался инвестициями украинского олигарха Виктора Пинчука, с 2011 года возглавляет РФПИ. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция), ордена короля Абдель-Азиза (Саудовская Аравия), ордена Александра Невского (2017 год) и ордена Почета.


Основные  проекты, где участвует РФПИ:

 

Инфраструк-тура

Улучшение качества жизни

Импортозамещение

Развитие регионов

Повышение эффективности

Технологическое развитие

1.Строительство технопарка на тер. аэродрома «Тушино»

ГК «Мать и дитя»

 

Запсибнефтехим

 

Строительство малых ГЭС в Карелии

 

Строительство «интеллектуальных сетей»

 

Хирургический робот

 

Строительство ЦКАД 3 и 4

Всероссийская сеть диагностики и лечения онкологических заболеваний

Вертолеты России

Устранение «цифрового неравенства»

 

Нефтетранссервис

АвтоПартнерс

 

Биржа металлов

 

1-й ж/д мост между Россией и Китаем

Программа по экологически чистой переработке мусора в электроэнергию по всей стране

Терминал в порту Усть-Луга

 

Полюс

 

Логистическая платформа PLT

 

1-й Российско-Китайский венчурный фонд с компанией Tus Holdings

 

Всероссийская сеть ж/д путепроводов

Городская больница №40 в Санкт-Петербурге

ФосАгро

 

Аэропорт Владивостока

 

Cotton Way

 

Infowatch

 

Пулково

Герофарм

Dakaitaowa

 

RFP Group

 

Трекмарк

Автодорога М4

Развитие лучевой диагностики в регионах

Совместные проекты с ПАО "Газпром Нефть"

Алроса

 

Globaltruck

 

Deliver

 

Строительство автодороги на уч. Дальнего западного обхода Краснодара

 

ARC International

 

Tigers Realm Coal

 

 

DIAMOND FOUNDRY

 

Аэрофлот

 

 

Магнит

 

 

 

 

Расходы федерального бюджета на РФПИ как институт развития, млрд руб.

 

 

2011

2012

2014

Всего 2011-2015

 

Расходы федерального бюджета

62,3

62,3

62,327

186,927

Далее  данных нет

 

На сайте РФПИ не размещаются отчеты  по МСФО или РСБУ. Размещены только  расчеты собственных средств управляющей компании РФПИ.


Основные показатели  УК РФПИ

 

 

2015

2016

2017

2018

2019

Собственные средства, млрд.руб.

776,2

290,6

783,1

892,4

957,8

Денежные средства, млрд. руб.

239,0

814,2

1515,6

1774

1899,0

Стоимость активов, млрд.руб

880,6

814,2

1515,6

1774,0

1899,1

Величина обязательств, млрд. руб.

104,6

523,6

732,5

881,5

941,0

Уплачено налогов и сборов, всего, млрд. руб.

н/д

н/д

0,35

0,97

1,13

Выручка

н/д

н/д

2,5

2,9

2,6

Прибыль

н/д

н/д

0,5

0,26

0,45

 

В пандемию в апреле 2020 года РФПИ оплатил половину медоборудования для больниц и лабораторий Нью-Йорка (помощь США), поскольку является партнером американских компаний на российском рынке.


РФПИ в 2019 году вложил 365 млрд рублей в российскую экономику, из них с 30 млрд. руб. - это средства РФПИ, остальное – средства инвесторов. То есть, на каждый 1 рубль, вложенный РФПИ было привлечено около 10 рублей партнеров (по официальным данным). Также РФПИ проинвестировал 125 млрд рублей из средств ФНБ в ряд проектов, показав доходность на 30% выше, чем была бы аналогичная доходность, если бы проинвестировали в американские ценные бумаги. Это такие проекты как: "Ликвидация цифрового неравенства", "Умные сети" (с компанией "Россети") и новый нефтехимический комплекс компании "СИБУР".



4. Инвестиционный фонд РФ был создан в ноябре 2005 года как «инструмент активной государственной инвестиционной политики для интенсификации структурных преобразований российской экономики». Управляет фондом - сначала Минрегион России, а с 2007 г. - Министерство экономического развития и торговли. Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4% и не более 11%. Финансирование фонда прекратилось в 2013 году. Фонд упразднен в связи с неэффективностью, вместо него остаются региональные инвестиционные фонды.


С момента создания Инвестфонда РФ в 2006 г. государственную поддержку получили 55 проектов, из них 16 имеют общегосударственное значение, 39 - региональные инвестиционные проекты. Их общая стоимость составляет более 1 трлн. 264 млрд. рублей. Общий объем государственной поддержки проектов составляет 334,04 млрд. рублей (из них средства Фонда - 301 млрд. рублей), а объем частных инвестиций – 930 млрд. рублей.


Таблица - Средства федерального бюджета, предоставленные Инвестиционному фонду РФ

 

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Итого

Расходы федерального бюджета (субсидии, взнос в уставный капитал) , млрд. руб.

11,1

69,3

50,5

47,4

44,66 

Финансирование прекращено

223,0

 

 

 

 

Инвестфонд РФ проверяла в 2013 г. Генпрокуратура РФ. Установлено, что по 34 из 52 реализуемых при участии инвестиционного фонда РФ проектов, на поддержку которых было выделено более 104 млрд руб. бюджетных средств, частные инвесторы своих обязательств по софинансированию не выполнили.


Общая сумма «недоплаты» частников составила более 141 млрд руб., региональных и муниципальных органов власти - более 3,5 млрд руб. Из-за отсутствия средств не были реализованы проекты строительства производственных объектов и сопутствующей инфраструктуры в республиках Тыва, Ингушетия, Дагестан и других регионах России, на которые из федерального бюджета было истрачено более 16 млрд руб.


5. ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АО «ДОМ.РФ»). Создано в 1997 году постановлением Правительства РФ. Единственный акционер - Росимущество РФ. Основной источник финансирования АИЖК - размещение облигаций, обеспеченных гарантиями правительства РФ.


За период 2002-2013 гг. АИЖК выделена господдержка свыше 330 млрд. руб., в т.ч.: взносы в уставный капитал - 95,6 млрд. руб., госгарантии - 195,7 млрд. руб., кредит ВЭБ за счет средств ФНБ - 40 млрд. руб.


Счетная палата РФ выявила, что «разработанные Агентством стандарты продуктов и услуг не востребованы на рынке. В 2013 году из более 650 кредитных организаций, лишь 41 банк является партнером Агентства и использует его стандарты. Причем эти банки в основном из третьей - пятой сотни по размеру активов». По результатам аудита недостаточными признаны меры АИЖК для развития рынка строительства жилья экономкласса и арендного жилья. Финансирование осуществлялось исключительно за счет кредита ВЭБ из средств ФНБ (40 млрд. руб.), предоставленного в 2010 г. сроком на 10 лет. Собственные средства АИЖК не использовались. Отмечено несущественное использование средств в 2010-2011 гг. Лишь к концу 2013 г. оно достигло максимума – 68%.


Значительные средства размещались на депозитах в банках. При этом выявлены факты не согласованных с ВЭБ размещений, что является нарушением кредитного соглашения и свидетельствует об отсутствии со стороны ВЭБ эффективного контроля целевого использования кредитных средств.


В отчете отмечается, что АИЖК не выполнило «майские» Указы Президента России по разработке специальных программ ипотечного жилищного кредитования для отдельных категорий граждан. Из 19 продуктов АИЖК только 2 разработаны непосредственно для внедрения программ кредитования отдельных категорий граждан, а их востребованность крайне низка – доля выкупленных закладных 0,01% от общего объема. Кроме того, для выкупа закладных АИЖК активно использовало региональных операторов и небанковские организации, то есть фактически посредников, платежи и комиссии которым в проверяемом периоде составили более 6,5 млрд. руб.


Работа по развитию вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования тоже проводилась недостаточно эффективно. Объем рынка ипотечных ценных бумаг остается незначительным (не превышает 11%) по сравнению с объемом выданных кредитов. Заложенные в Стратегии плановые показатели не достигнуты.


(млрд руб.)

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Чистая прибыль

7,8

4,6

8,6

13,6

17,99

19,3

20.3

Собственные средства

127,0

126,1

 

135,0

143,0

108,0

139,0

173,0

Рентабельность собственных средств д

5%

6,0%

6,6%

9,9%

12%

15,6%

13%

Активы

323,98

349,5

300,0

326

762

765

934

Дивиденды % чистой прибыли

25%

35 %

47 %

50%

50,5

51 %

76 %

Дивиденды, млрд.руб.

1,99

1,6

4,0

6,8

8,9

9,8

15,4

Расходы фед.бюджета

74 млрд.руб. ( взнос в уст.капитал в 2006 г)

 

4,5

 

2,0

0,731

20,0 (план)

 

По данным Счетной палаты РФ эффективность АИЖК в 2014-2016 гг. составила 3,3% от плана. На 2018 год действующей остается только одна программа помощи ипотечным заемщикам, которая была утверждена в 2015 году , когда уровень ставок по ипотечным жилищным кредитам превышал 13%. Программа заключается в реструктуризации жилищных кредитов и возмещении кредиторам возникших в результате этого убытков. Программа помощи ипотечным заемщикам "ДОМ.РФ", на которую из бюджета с 2015-го по март 2017 года было выделено 4,5 миллиарда рублей, по заключению СП РФ не принесла ожидаемых результатов - среди заемщиков сохранилась социальная напряженность. Показатель результативности использования бюджетных средств составлял 1300 кредитов, в то время как по оценке палаты этот показатель должен составлять около 2000 реструктурированных кредитов на 1 мая 2018 года. Из 233 рублевых ипотечных кредитов, выплаты по которым осуществлены на 1 мая 2018 года, ставка снижена только по восьми, пролонгированы на срок свыше года восемь, сумма списания основного долга превысила сумму возмещения лишь по трем. В 2018-2019 гг. ситуация улучшилась, программа помощи заемщикам оказалась действенным механизмом по решению проблем ипотечных заёмщиков. такой соцнапряженности нет. Просрочка по ипотеке снижается. За 2018 г помощь оказана на общую сумму 1,689 млрд рублей.


На продолжение программы из резервного фонда правительства РФ было дополнительно выделено 2 млрд рублей в 2017 году. В 2018 году было принято решение увеличить бюджет программы на 731 млн рублей. По плану в 2019-2020 г. на поддержку ГП по ипотеке предусматривалось выделять по 20 млрд. руб.


6. ГК «Агентство по страхованию вкладов» - создано в 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ. С октября 2008 г. АСВ приняло участие в финансовом оздоровлении 68 банков.


По состоянию на 1 апреля 2020 г. АСВ принимает участие в финансовом оздоровлении 17 банков, санация которых осуществляется с привлечением инвесторов. Количество банков, в которых мероприятия по финансовому оздоровлению завершены - 51.
Число банков-участников ССВ – 710 (данные на 12 мая 2020 г.), в том числе:


Количество страховых случаев за время функционирования системы страхования вкладов – 508 (данные на 8 мая 2020 г.)


Размер страховой ответственности АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 1,99 трлн руб.


Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай – 9,5 млн чел.


С момента создания АСВ 4,2 млн. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 1,98 трлн руб.


Основные показатели: (млрд. руб.)

 

2015

2016

2017

2018

2019

Активы,

2827,0

3337,0

3706,8

3592,2

3523,9

Чистая прибыль.

5,7

4,5

6,0

2,4

7,3

Страховые взносы банков - участников системы страхования

66,0

75,6

85,0

159,0

192,0

Расходы на выплаты страховых возмещений по вкладам гражданам

168,8

200,3

116,6

174,0

86.0

Средства на реализацию мер по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков,

из них:

- имущественный взнос РФ;

 

-имущественный взнос ЦБ РФ

-кредитная линия ЦБ РФ

 

 

 

848,0

 

60,0

-

 

 

 

985,7

 

-

-

 

 

 

991,0

 

-

1003,0*)

 

 

 

90,3

 

2,6

-

 

 

 

91,8

 

6,9

-

Процентный доход от размещения (инвестирования) средств Фонда обязательного страхования вкладов

2,0

2,3

2,0

1,99

2,6

Расходы на содержание аппарата АСВ

3,0

3,7

4,0

4,5

5,2

*) Кредит ЦБ РФ на выплаты по страховым случаям до 2022 г.


По состоянию на 15 апреля 2020 года:


— участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц являются 30 НПФ;


— размер фонда гарантирования пенсионных накоплений составляет 4,4 млрд.руб.


Объём средств населения в банках России по состоянию на 1 января 2020 г. составил 30,55 трлн. руб. В относительном выражении рост в 2019 году составил 10,1% (в 2018 году – рост на 6,5%).


Общий объём застрахованных средств всех категорий вкладчиков в банках по состоянию на 1 января 2020 г. составил 34,7 трлн. руб.

Рост за 2019 год – 10,4% (в 2018 году – увеличение на 7,9%).


Сумма застрахованных вкладов, в том числе:


- сумма застрахованных вкладов населения – 30,454 трлн руб. (87,8% общей суммы вкладов);


-сумма застрахованных вкладов индивидуальных предпринимателей – 783 млрд руб. (2,2% общей суммы вкладов);


- сумма застрахованных вкладов юридических лиц, относящихся к категории малых предприятий, – 3,46 трлн руб. (10,0% общей суммы вкладов).


Страховая ответственность АСВ по состоянию на 1 января 2020 г. (объём потенциальных обязательств по выплате страхового возмещения) составила 55,0% всех застрахованных вкладов (без учёта ПАО Сбербанк – 50,8%). При этом страховая ответственность по вкладам населения составила 59,4%, по вкладам индивидуальных предпринимателей – 44,4%, по вкладам малых предприятий – 19,0%.


Доля полностью застрахованных вкладов составляет 99,5% по количеству, в том числе вкладов населения – 99,6%, вкладов индивидуальных предпринимателей – 97,1%, вкладов малых предприятий - 88,5%. Количество застрахованных вкладчиков всех категорий составляет 234,2 млн субъектов, включая 231,9 млн физических лиц (в том числе 2,7 млн индивидуальных предпринимателей) и 2,2 млн юридических лиц (малых предприятий).  


АСВ только за счет собственных средств. которые формируются за счет взносов банков-участников системы страхования вкладов (710 банков по состоянию на 02.05.2020), не имеет возможность осуществлять выплаты по многочисленным страховым случаям при ликвидации банков.


С момента создания АСВ в 2004 году 4,2 млн вкладчиков получили страховое возмещение в размере 1,98 трлн руб.


Размер страховой ответственности АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 1,99 трлн руб.


Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай – 9,5 млн чел.


Из-за нехватки собственных средств АСВ в 2017 г. взял кредит у ЦБ РФ.


Кредитная линия ЦБ РФ предусмотрена на выплаты, осуществляемые АСВ по страховым случаям, в первую очередь для вкладчиков ликвидируемых и санируемым банков. Сумма кредита на середину  2017 года составила 1,03 трлн. руб. По состоянию на февраль 2020 года остаток долга АСВ перед ЦБ РФ составляет 584 млрд. руб. Этот долг АСВ планирует погасить до 2022 г.


В 2019 году страховые случаи наступили в отношении 24 банков-участников системы обязательного страхования вкладов, в 2018 г. - 57 страховых случаев.


Общий объём страховой ответственности АСВ по страховым случаям, наступившим в 2019 году, составил 56,7 млрд руб. перед 215,9 тыс. вкладчиков, в том числе 2 млрд руб. перед 11,5 тыс. малых предприятий.  


На 1 октября 2019 года АСВ перечислило в доход федерального бюджета 261,3 млрд рублей, полученных от докапитализированных банков.


В I квартале 2020 года страховые случаи наступили в отношении трех банков: Нэклис-Банка, банка «Промышленно-Финансовое Сотрудничество» и Нижневолжского Коммерческого Банка. Общий объем страховой ответственности АСВ по этим банкам перед 25,7 тыс. вкладчиков составил 11,6 млрд рублей, включая ответственность на 205,9 млн рублей перед 1,3 тыс. вкладчиков, относящихся к малым предприятиям.


По состоянию на 1 апреля 2020 г по страховым случаям текущего года возмещение получили 18 тыс. вкладчиков на общую сумму 11,2 млрд рублей, что составило 96,6% от общего размера страховой ответственности агентства.


Однако, пандемия коронавируса и падение цен на нефть могут привести к повторению кредитных шоков 2008 и 2014 годов в российском банковском секторе, по мнению экспертов рейтингового агентства НКР. Кризисная ситуация потребует от банков практически удвоить резервы на возможные потери по ссудам и снизит прибыль на 10%. Если же шок будет более длительным, то банки по итогам года могут зафиксировать убыток в размере до 900 млрд. руб. (Ист. https://www.rbc.ru/finances/24/03/2020/5e78d48f9a794758a164cbe3).


Значит, платежи по взносам в АСВ могут сократиться, а это приведет к недостаточности средств в АСВ для выполнения его обязательств.



7. АО «Россельхозбанк (РСХБ) - АО учрежден в 2000 г, единственный акционер – государство.


(млрд.руб.)

 

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020 (1 кв.)

Активы.

2551.0

2890,0

3115,0

3025,0

3216,0

 

Собственный капитал

180,0

183,0

107,2

151,7

199,3

324,0

Кредитный портфель

1061,0

1200,0

1968,7

2290,2

2471,0

2302,0

Чистая прибыль

(-94,2)

(-58,9)

(-) 19,5

1,5

4,0

3,4

Средства гос-ва, в т.ч. субсидии и взнос в уставный капитал

78,0

8,0

80,0

20,0

15,0

50,0

 

Правительство регулярно поддерживает РСХБ. Так, в 2016 году выделил на докапитализацию 8 млрд руб., в 2015 году — на 10 млрд руб., еще 68,8 млрд руб. он получил в капитал в виде ОФЗ. В 2017 году в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства РСХБ получил в капитал 5 млрд руб., поправками в бюджет банку было выделено еще 25 млрд руб. и еще 50 млрд руб. В 2018 году РСХБ получил в виде поддержки от государства еще 20 млрд руб. В 2019 и 2020 годах объем вливаний в РСХБ должен сократиться до 15 млрд и 10 млрд руб. соответственно. Кроме того, в 2020 году в качестве взноса Российской Федерации в уставной капитал Россельхозбанка для поддержки финансовой стабильности сельхозпроизводителей в виде наращивания суммарного объема кредитования на 40 млрд рублей.


Только за период 2015-2020 гг. государственных средств на докапитализацию РСХБ было предоставлено 423,6 млрд. руб.


При этом РСХБ за 2013-2017 гг. был убыточным, сумма убытка составила 172,5 млрд. руб.


С момента начала в 2008 году госпрограммы развития сельского хозяйства направлено на поддержку АПК более 7,6 трлн. рублей.


РСХБ выдал российскому АПК кредитов в 2019 г. – 935,6 млрд. руб., в 2018 г. -758 млрд. руб.


По программе льготного кредитования по ставке не выше 5% годовых выдано в 2019 г. 186,4 млрд. руб., в 2018 г. – 135,6 млрд. руб. (Ист.https://expert.ru/expert/2019/44/ni-odin-bank-ne-znaet-luchshe-nas-kak-rabotat-s-apk/).


Годовая ставка установлена Министерством сельского хозяйства в размере от 0,1% (при софинансированнии со стороны регионов) до 3%. При этом при личном страховании ставка не превышает 2,7%. Разницу между рыночной банковской ставкой и льготной ставкой субсидирует государство. В 2020 году на финансирование льготной сельской ипотеки из федерального бюджета предусмотрено выделение 1 млрд руб.


За 3 месяца 2020 года РСХБ выдал заемщикам АПК 394 миллиарда рублей, что превышает показатель за аналогичный период прошлого года на 12 процентов. Заемщиками стали свыше 400 предприятий сегмента крупного бизнеса и порядка 2,3 тысячи представителей малого и среднего бизнеса. Объем долгосрочных кредитов, выданных агропромышленному комплексу, составил 91 миллиард рублей, краткосрочных – 303 миллиарда рублей. Объем кредитования предприятий малого и микробизнеса вырос на 76 процентов. В рамках программы льготного кредитования в 2020 году клиенты уже получили более 84 миллиардов рублей.


Россельхозбанк провел размещение процентных неконвертируемых облигаций на предъявителя без установленного срока на общую сумму до €1 млрд. В конце 2018 года Россельхозбанк провел размещение бессрочных субординированных облигаций номинальной стоимостью $50 млн, став первым российским эмитентом, разместившим на локальном рынке бессрочные субординированные облигации, номинированные в иностранной валюте. (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e05f4ff9a7947f13744650d)


Качество активов Россельхозбанка (РСХБ) остается довольно низким. Несмотря на выход на прибыль в 2018 году, собственного капитала банку, по оценке рейтинговых агентств в 2019 г., не хватает для развития бизнеса. По мнению аналитиков, для резервирования проблемных кредитов банку требуется 40–120 млрд руб.


По мнению экспертов, РСХБ может потребоваться масштабная докапитализация для того, чтобы расчистить баланс. Доля проблемных кредитов у РСХБ значительно выше, чем в среднем по банковскому сектору, на конец сентября 2019 года она составляла 18%. Чтобы довести уровень покрытия проблемных кредитов резервами банка с текущих 75% до средних по сектору 85%, понадобится 40–45 млрд руб., что составляет около 30% от капитала банка.


8. АО Росагролизинг - создан в 2001 году для предоставления в лизинг средств производства организациям АПК. 100% акций компании принадлежит государству в лице Росимущества.

 

(млрд. руб.)

 

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Выручка

 

3,3

3,7

4,4

3,5

0,999

 

Чистая прибыль(+), (-) убыток

 

(-9,7)

0,2

2,3

(-8,7)

0,6

 

Чистые активы

 

60,0

62

62,6

62

50,7

 

Средства госбюджета, взнос в уствный капитал

67,3*

15,8

2,5

20,0

7,0

14,0+7,0+3,0

 

*) за 2001-2009 гг


С 2002 по 2016 г.г. "Росагролизинг" передал АПК свыше 79,8 тыс. единиц сельхозтехники. Это свыше 1,2 тыс. комбайнов, более 900 тракторов, 800 единиц автотехники, более 1,9 тыс. единиц другой техники. Поставки племенных животных и оборудования для ферм составили 1,5 млрд руб. При этом Росагролизинг постоянно докапитализировался государством.


Чистые инвестиции в финансовый лизинг «Росагролизинга» выросли в 2019 году на 9% до 44,4 млрд руб., в 2018 году – 40,7 млрд руб.


Правительство разрабатывает новую «реинвестиционную» модель системной господдержки различных отраслей промышленности через механизмы льготного лизинга. В сегменте техники и оборудования для нужд сельского хозяйства господдержка сконцентрируется в «Росагролизинге», выступающем в качестве института развития аграрной отрасли в России. Будет использован механизм докапитализации Росагролизинг из бюджета на сумму свыше 24 млрд руб. Согласно утвержденной стратегии развития «Росагролизинга» до 2024 года предусмотрен переход к безубыточной бизнес-модели, что предполагает и постепенное исчерпание потребности в докапитализации. Стратегией предусмотрено увеличение объемов предоставления льготного лизинга более чем в 2,5 раза с выходом на ежегодный уровень в 40 млрд руб. против 15,5 млрд руб. в 2018 г. До 2025 г. «Росагролизинг» предполагает поставить потребителям техники на 250 млрд руб., что эквивалентно итогам деятельности Росагролизинга за весь период ее работы с 2001 года.


Стратегия развития компании предусматривает «переход от планово-убыточной модели к безубыточной за счет изменения формы государственной поддержки»: Прежний механизм докапитализации «Росагролизинга» со стороны государства должен смениться на предоставление субсидий под недополученные доходы, оптимизацию бизнес-процессов в компании и контроль собираемости платежей.


В 2020 г. изменились правила предоставления субсидий, произошла смена известной Программы 1432.  Росагролизинг с 2014 года являлся активным участником Программы 1432 реализации отечественной сельхозтехники с субсидией. За период с 2014 года около 35% всех поставок сельскохозяйственной техники в лизинг стоимостью более 30,5 млрд руб. были осуществлены со скидками от производителей, просубсидированными государством. С мая 2020 года главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, становится Минпромторг РФ, размер субсидируемой скидки составляет 10-15% от стоимости сельхозмашин. С февраля 2020 г. Росагролизинг предоставляет АПК технику основных поставщиков (Петербургский тракторный завод, Ростсельмаш, КЛААС, Евротехника и Пегас-агро) в лизинг по ценам со скидками (как по Программе 1432). К текущему моменту в разных стадиях поставки находится техника указанных поставщиков на сумму около 8,1 млрд руб.


В марте 2020 года компания впервые зарегистрировала программу облигаций для продажи квалифицированным инвесторам общим объемом до 20 млрд руб.



Группа 2. Инновационные институты развития: АО «Российская венчурная компания» - АО «РВК» - непубличное акционерное общество. Единственный акционер – Российская Федерация. РВК — государственный фонд и институт развития РФ, основными целями которого являются: развитие российского рынка венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса НТИ. При осуществлении инвестиционной деятельности РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. РВК не инвестирует напрямую в инновационные компании. Во всех фондах (созданных с участием капитала РВК в виде ЗПИФ и ДИТ) РВК выступает партнёром с ограниченной ответственностью без права влиять на инвестиционные решения фондов.


В 2018 г. общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 27, их суммарный размер — 51,3 млрд руб. Доля АО «РВК» – 26,8 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 202. Совокупный объем проинвестированных средств – 17,8 млрд руб.

 

Название фонда

 

Размер фонда на конец

2018 г., млн руб.

 

Фонды в зарубежной юрисдикции

 

1

Russian Venture Capital I LP

2 779,633

2

RVC IVFRT LP

1 454,853

 

Дочерние фонды

 

3

Биофонд РВК

1 500,000

4

ФПИ РВК

1 982,0

5

Инфрафонд РВК

2 600,0

6

Гражданские технологии ФПК

500,0

 

 

Фонды в форме ЗПИФ

 

7

ЗПИФ ОР(В)И «Биопроцесс Кэпитал Венчурс»

3 000,0

8

ЗПИФ ДПИ «ВТБ – портфельные инвестиции»

3 061,0

9

ЗПИФ ОР(В)И «Максвелл Биотех»

1 224,4

10

ЗПИФ ОР(В)И «Лидер-инновации»

1 885,8

11

ЗПИФ ОР(В)И «С-Групп Венчурс»

1 619,994

 

 

Фонды в формате ДИТ (отраслевые фонды и RBF Ventures)

 

12

«РусБио Венчурс»

2 070,7

13

Da Vinci Pre-IPO Fund

4 272,914

14

Da Vinci Pre-IPO Tech Fund

6 000,0

15

«ТФ II»

2 100,0

16

RBF Ventures («Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций»)

1 400,0

17

«Венчурный Фонд Сколково – ИТ I»

2 303,0

18

«Венчурный Фонд Сколково – Агротехнологический I»

955,0

19

«Венчурный Фонд Сколково – Индустриальный I»

2 424,242

20

Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий

4 900,5

21

Венчурный фонд Национальной технологической инициативы

1 870,0

 

Микрофонды ИТ

 

22

«Посевной фонд Софтлайн»

136,0

23

ИТ «Посевной фонд высоких технологий»

133,6

24

ИТ «Посевной фонд ЭйСиПи»

33,4

25

ИТ «Венчурный фонд-акселератор»

133,4

26

ИТ «Посевной фонд в области живых систем»

133,6

27

ИТ «Посевной фонд ТГУ»

33,4

 

В 2018 году с участием капитала РВК были созданы еще 3 новых фонда совокупным размером 14,2 млрд руб.:


• Фонд Национальной технологической инициативы был создан РВК для вложений в инновационные проекты, развивающие «сквозные технологии» на рынках НТИ.


• Дальневосточный фонд высоких технологий создан РВК, РОСНАНО и Фондом развития Дальнего Востока и нацелен на развитие технологических компаний на востоке страны.


• Совместно с Da Vinci Capital РВК создала новый фонд для инвестиций в технологические проекты поздних стадий – Da Vinci Pre-IPO Tech Fund. Приоритетные сегменты для инвестирования – ИТ-решения для бизнеса, финтех и блокчейн, умные перевозки (smart mobility), сервисы экономики по требованию (on-demand economy), кросс-отраслевые B2B-решения на базе технологий интернета вещей и больших данных, искусственный интеллект, AR/VR и кибербезопасность.


 (млн.руб.)

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

 

Выручка

1 481,3

1 687,0

1 936,8

1 956,3

2543,5

2132.8

2072,0

933,8

 

 

Прибыль(-) убыток

550,1

408,0

455,2

584,6

1504,8

(-243,3)

276,6

(- 140,8)

 

 

Имущественный взнос

30 000,0 *)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уплачено налогов и сборов

 

 

 

 

 

 

 

4,52

 

 

*) взнос в уставный капитал был сделан в 2006 г.

За период с 2007 по 2014 год, выплаченные государству дивиденды и налоги составили в совокупности сумму более 4,5 млрд рублей.


Для венчурных фондов принято проводить сделки в иностранных юрисдикциях Кипра, Британских Виргинских островов, Делавэра. РВК работала также и даже сама инвестировала в зарубежные фонды. Еще в 2010-м она создала управляющую компанию Russian Venture Asset Management Ltd для инвестиций в Великобритании и RVC Usa Inc — в США.


За 2012–2013 годы РВК вложилась через них в 3 стартапа и в 4 фонда в Кремниевой долине. «Мы инвестировали в зарубежные компании, чтобы организовать трансфер технологий в Россию. И в финансовом плане это были самые выгодные инвестиции РВК», — слова гендиректора РВК (в то время – Агамирзян). Однако в 2013 году правительство РФ взяло путь на деофшоризацию. Уже в 2014 году после присоединения Крыма и последовавших за этим санкций многие западные фонды прекратили инвестировать в Россию, да и российские фонды все чаще выбирали инвестиции в зарубежные компании. По итогам 2014 года объем российской венчурной экосистемы составил $1,69 млрд, хотя в 2013 году объем достигал $2,89 млрд. (Ист.: http://rucompromat.com/articles/)


В конце 2015 года на депозитах РВК лежало 16,6 млрд рублей.  РВК провела тендеры почти на 700 млн рублей: большая их часть касалась проведения конференций, выступлений, конкурсов. При этом своим фондам (которые созданы с участием РВК) РВК перечислила около 2,3 млрд рублей, но большая часть денег пошла на докапитализацию американского фонда.


По данным бывшего гендиректора РВК на конец 2015 г. «За 10 лет госкомпания участвовала в финансировании 200 проектов.  Суммарно за это время мы заработали более 10 млрд рублей, выплатили государству в виде налогов и дивидендов несколько миллиардов». (Ист.: http://rucompromat.com/articles/ta). То есть на вложенные 30 млрд. руб. государственных средств заработали только – 10 млрд.руб. То есть экономическая эффективность составляет 33 %.


 Фактической отчетности о выплаченных дивидендах, вознаграждениях и др. в открытом доступе непубличного АО  найти не представляется возможным.



Н.В. Коломейцев
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ в ГД ФС РФ