Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Дорожное хозяйство, транспорт: итоги 2015 и проблемы 2016
Воскресенье, 28 Май 2017
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Дорожное хозяйство, транспорт: итоги 2015 и проблемы 2016

Печать

Предлагаем вашему вниманию статью Николая Васильевича Коломейцева заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ шестого созыва, в которой поднимаются проблемы дорожного хозяйства.

 

В соответствии с  БК РФ, Статья 179.4. Дорожные фонды (введена Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ)


1. Дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.


К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.


2. Базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается как сумма 345 000 000,0 тыс. рублей, подлежащая индексации на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году, и бюджетных ассигнований, равных прогнозируемому на соответствующий финансовый год объему доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, умноженному на коэффициент 0,83.


Данные «РАДОР» Гендиректор Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игоря Старыгина. Сегодня перед российскими дорожниками стоят две стратегические задачи. Первая задача — приведение существующей дорожной сети в нормативное состояние. Вторая — выполнение поручений Президента В.Путина по удвоению объемов строительства автомобильных дорог. Как же решаются эти задачи? Как следует из материалов научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2015 года, задачи и перспективы 2016—2017 годов», которая на днях прошла в Москве, в 2015 году было отремонтировано 7933 км дорог, а в 2014 году этот показатель составил 9200 км. В целом в прошлом году было отремонтировано лишь 1,7% от общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. В 2015 году введено в эксплуатацию 1502 км автомобильных дорог регионального значения.


В 2015 году совокупный объем дорожных фондов субъектов РФ (без городов федерального значения) достиг 445 млрд руб., что составляет порядка 90% от плановых показателей. При этом в минувшем году финансирование дорожных фондов по сравнению с 2014 годом увеличилось почти на 21%. Но, увы, этот рост практически не отразился на физических объемах работ. Основных причин здесь две: большой объем кредиторской задолженности и удорожание дорожно-строительных материалов.


 В 2015 году из дорожных фондов субъектов РФ на муниципальные дороги было выделено 62,5 млрд руб. Из общего объема дорожных фондов на погашение ранее выданных из федерального бюджета кредитов ушло более 4 млрд руб. Кроме того, из дорожных фондов оплачен налог на имущество в части автомобильных дорог в размере 8 млрд руб. А непосредственно на региональную дорожную сеть было направлено 83% от общего объема средств дорожных фондов субъектов РФ. Теперь посмотрим, как выглядел прошлый год в плане обеспеченности дорожных работ финансовыми ресурсами. Как следует из материалов конференции, в 2015 году 30% средств дорожных фондов было направлено на содержание дорог, 25,9% — на их ремонт, 18% — на капитальный ремонт.


Какова общая финансовая потребность субъектов РФ в плане ремонта и капремонта дорог? На итоговой конференции приводилась конкретная цифра: 1 трлн 481 мрлд руб. Согласитесь, деньги гигантские. С дорогами в самой большой стране мира по-прежнему, мягко говоря, не все гладко. А сколько было на это выделено субъектами РФ в минувшем году? 198 млрд руб. или 13,4% от общей потребности.


Деньги будут, но через год


Помимо субсидий из бюджета в виде финансовой помощи, общий объем которых в 2015 году составил 158 млрд руб., основным источником формирования дорожных фондов служат поступления от акцизов на ГСМ. В 2015 году фактическое поступление из этого источника составило почти 293 млрд руб. или 94% от плана. Недобор превысил 20 млрд руб.


Напомним, что совсем недавно, 29 февраля 2016 года, был  принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Согласно этому документу с 1 июня 2016 года увеличиваются акцизы на автомобильное топливо: на 2 руб. в расчете на 1 л бензина и на 1 руб. в расчете на 1 л дизельного топлива. Ожидаемые дополнительные сборы составят  89,3 млрд руб.


Судя по пояснительной записке Минфина, эти дополнительные финансовые ресурсы могли бы стать значительным подспорьем для субъектов РФ. Однако  28 марта 2016 г в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает изменения порядка распределения  акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, устанавливая соотношение 23% и 77%*). А вот Минтранс и Минэкономразвития не согласны с финансовым ведомством в этом вопросе. Они считают, что с учетом уровня финансовой обеспеченности дорожной деятельности субъектов РФ необходимо сохранить существующий порядок направления акцизов в дорожные фонды субъектов РФ — то есть все 100%.


*) Госдума на заседании в среду приняла во втором чтении законопроект, который распределит дополнительные доходы от акцизов на нефтепродукты между федеральным бюджетом и дорожными фондами субъектов РФ.


Согласно тексту законопроекта, подготовленному ко второму чтению, с 1 июня 2016 года 12% доходов от акцизов на нефтепродукты будут зачисляться в федеральный бюджет, а доля доходов, зачисляемых в региональные бюджеты, будет сокращена со 100% до 88%. Эта поправка позволит направить половину дополнительных доходов в региональные дорожные фонды, вторую половину - в федеральный бюджет РФ.


При этом из-за переноса вступления закона в силу регионы получат больше половины средств, отметил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.


"Мы полагаем, поскольку цифры в любом случае прогнозные, что будут направлены средства между 50 и 60 млрд рублей, которые пойдут в региональные дорожные фонды. Это связано с тем, что мы не стали вводить этот закон в действие с 1 марта, когда вступало повышение акцизов. Все средства с того времени в полном объеме зачисляются в региональные бюджеты", - сообщил А.Макаров.
Кроме этого, эти средства будут "окрашены", то есть регионы смогут потратить эти деньги только на дороги, а не на иные цели.


Кроме того, поправками ко второму чтению предлагается сохранить действующий коэффициент, применяемый при расчете базового объема Федерального дорожного фонда в размере 0,83. В первом чтении законопроектом предлагалось сократить его до 0,59. В соответствии с Бюджетным кодексом, базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается как сумма 345 млрд рублей (которая должна индексироваться на прогнозируемый уровень инфляции) и бюджетных ассигнований, равных прогнозируемому объему доходов от акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла, поступающих в бюджетную систему РФ, умноженному на коэффициент 0,83.



Вторым по значимости источником формирования дорожных фондов является транспортный налог. Как следует из материалов конференции, при прогнозе сбора в 137 млрд руб. в 2015 году этот сбор составил 140 млрд руб.


Еще совсем недавно этот источник финансирования ежегодно только и делал, что рос и всех радовал. Но сегодня он начал вызывать беспокойство. Причина известна: отмена транспортного налога, вернее предоставление льгот перевозчикам 12-тонников. Принятое решение по государственной компенсации выпадающих доходов, конечно, проблему снимает, но лишь частично. Почему? Да потому что, согласно предложенному порядку компенсаций, эти средства попадут к субъектам РФ с опозданием… в один календарный год.
Есть еще один момент, связанный с функционированием дорожных фондов. Акцизы на ГСМ должны в полном объеме попадать в дорожные фонды, но эта норма исполняется не во всех субъектах РФ. Так, в 2015 году в 15 регионах поступление в дорожные фонды оказались ниже сбора с данных акцизов, из-за чего дорожные фонды недосчитались порядка 13 млрд руб. Что, разумеется, сказалось на объеме выполненных дорожных работ. Так что дорожникам в таких субъектах РФ необходимо принимать меры по решению данной проблемы.


Узкие места дорожного хозяйства


По мнению генерального директора Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина, в текущем году дорожным фондам прежде всего следует поработать над повышением качества дорожных работ и эффективности использования денежных средств, объемы которых ограничены по сравнению с докризисными временами.


Кроме того, по мнению эксперта, необходимо усовершенствовать систему контроля весогабаритных параметров транспортных средств.


Еще одно направление — расширение применения СНиП по строительству автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения, утвержденных в прошлом году Минтрансом РФ.


Требуется принять и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтных сроков.


Также нужно расширить практику выполнения дорожных работ на принципах ГЧП.


Наконец, в нынешнем году дорожники хотели бы поскорее внедрить систему взимания платы «Платон» на сети региональных дорог. Необходимость этого шага диктуется прогнозируемым многими переходом трафика с федеральной дорожной сети на сеть региональную. Данный процесс особенно заметен в регионах с разветвленной сетью автомобильных дорог.


Например, для дорожников Ленинградской области это уже превратилось в проблему №1: с федеральных трасс большегрузы перешли на региональные дороги, которые изначально не были рассчитаны на такой трафик и такие нагрузки.


Схожая проблема возникла и в Калужской области. Местное заксобрание недавно отправило в Госдуму законопроект о введении системы «Платон» на региональной сети дорог. Увы, он был отклонен, но дорожники не теряют надежды на то, что осенью Госдума нового состава одобрит-таки данный законопроект.


В соответствии с федеральным бюджетом на 2016 год, в дорожные фонды субъектов РФ предполагается направить порядка 130 млрд руб. Как видим, еще одной так и не решенной до сего дня проблемой дорожных фондов является их, мягко говоря, не совсем своевременное финансирование. Увы, к рекомендациям и просьбам дорожников относительно того, в какое время и какие работы лучше производить и финансировать, власти всех уровней прислушиваются далеко не всегда. Как результат — необходимые деньги приходят вовремя далеко не всем, а значит, порой работы приходится начинать не в самое лучшее для них время.


По данным Министра транспорта М. Соколова (сайт Минтранса от 29 Апреля 2016, Селекторное совещание с участием Д.А.Медведева)  «за последние два года (2014-2015 гг) соответствие нормативным требованиям по всей сети региональных дорог увеличилось всего лишь на 1%, и на конец 2015 года  составляет  всего 38%.Медленные темпы улучшения положения  объясняются тем, что сегодня финансируется только 14–15% от нормативной потребности в работах по капитальному ремонту и ремонту региональных автомобильных дорог. Президентом Российской Федерации было дано указание направить в регионы половину ( то есть 1 рубль), от дополнительных доходов, получаемых в 2016 году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля 2016 года. По нашим оценкам, объём таких дополнительных доходов составит около 38 млрд рублей. Мы предлагаем эти дополнительные доходы направить на осуществление именно ремонта и на мероприятия по восстановлению региональных и местных муниципальных дорог, имея в виду их поверхностную обработку, нанесение разметки, обустройство тротуаров, замену верхнего слоя асфальта. Это требует меньше времени и ресурсов для приведения дорог в нормальное состояние (не нужно проходить экспертизу и серьёзную разработку проектной документации) и даёт ощутимый результат по улучшению качества дорожного покрытия. Правительством решений по предоставлению межбюджетных трансфертов, то докладываю, что в настоящее время Минтрансом, Росавтодором организовано заключение соглашений о предоставлении трансфертов согласно утверждённому и подписанному Вами. В связи с этим мы считаем возможным порядка 10 млрд рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 т (так называемая система сбора «Платон»), направить на предоставление дополнительных трансфертов по следующим направлениям. Это субъекты, где критическое состояние дорог в целом и в том числе в столицах субъектов, – это Волгоградская область, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская… Это данные, так сказать, официальной статистики. И в субъекты, где в целом есть критическое состояние дорог, не только в столицах, – это Республика Алтай, Челябинская область, Калмыкия, Республика Марий Эл. А также адресно в города, где именно, по нашим оценкам, наибольшие проблемы, – это Екатеринбург и Ростов-на-Дону.


Вот это перечень регионов и отдельно городов, которые (не только, кстати, по нашим оценкам, но и оценкам независимых общественных организаций, в том числе по итогам автопробега, который организовал Общероссийский народный фронт по второй половине 2015 года) требуют немедленного вмешательства в вопросы улучшения качества дорог и уличной сети, на тех же принципах, о которых я сказал выше, то есть это в первоочередном порядке ремонт, текущий ремонт, может быть, где-то капитальный, где есть проектная документация. не все субъекты исполняют свои обязательства по доведению средств в региональные дорожные фонды непосредственно на цели развития дорожного хозяйства. Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 млрд рублей.


Кстати, среди названных мной субъектов только три, наоборот, дополнительно направили в свои региональные дорожные фонды дополнительные суммы – это Ростовская область, Самарская область и Республика Алтай. Остальные субъекты из названных тоже не довели в полном объёме средства на эти цели, и, конечно же, это тут же сказалось на качестве дорожной сети.


Поэтому Минфином подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, которые прошли уже в Госдуме первое чтение, и эти поправки предусматривают обязательное увеличение объёмов дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимися объёмами доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов. Также предложено увеличить процент от акцизов, направляемых в региональные дорожные фонды, в соответствии с поручением Президента с 77 до 88%.


Мы эту позицию поддерживаем, но вместе с тем по Федеральному дорожному фонду вот эту норму о том, что 1 рубль направляется на сбалансированность бюджета в целом, предлагаю считать временной, исключительно относящейся к 2016 году, а с 2017 года вернуться к 100-процентному направлению доходов от акцизов в региональный и федеральный дорожные фонды, как это и закладывалось идеологией Федерального закона «О дорожных фондах», чтобы мы смогли кардинально улучшить ситуацию с региональными дорогами».


По приблизительным расчётам, на эти средства от повышения акцизов можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тыс. км дорог плюсом к тем почти 13 тыс. км, которые субъекты уже запланировали в своих программах на 2016 год. И здесь со стороны субъектов важно обеспечить целевое использование, во-первых, этих дополнительных доходов и незамедлительно откорректировать как свои бюджеты в части увеличения на эту сумму, так и, соответственно, свои программы по ремонту дорог в летний период. Минтранс, Федеральное дорожное агентство со своей стороны, конечно же, обеспечат и контроль, и необходимую поддержку работы регионов в этой части.


Материал Торгово-промышленной палаты. Для развития конкурентоспособности отечественной экономики необходимо снизить транспортные налоги, об этом в рамках заседания на тему «О мерах налогового стимулирования развития промышленности» заявил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин. «Мы считаем, что сегодня транспорт обложен налогами чрезмерно. Существует очень много налогов на перевозку товаров. Мы предлагаем снизить налоговое бремя и отказаться, в частности, от системы Платон. Сейчас обсуждается возможность введения новых сборов, аналогичных Платону в региональном масштабе. Если такое решение будет принято, то перевозка в России подорожает. Что опять же будет подрывать конкурентоспособность нашей экономики. Мы считаем, что от этого нужно отказываться и налоги на перевозки нужно сокращать».


За последний год дважды повышены акцизы на бензин, а обещание отменить транспортный налог так и не выполнено. Транспортный налог должен быть немедленно отменен, денег от сбора акцизов на топливо достаточно, чтобы протянуть асфальтовые дороги до каждой деревни



Грузоперевозчики приветствует закон о вычете из "Платона" транспортного налога


Как рассказали 47news в "Грузавтотрансе", закон был одобрен Советом Федерации 29 июня 2016. Согласно документу, теперь если сумма выплат по системе "Платон" превышает транспортный налог, владелец грузовика освобождается от выплаты последнего. Эта налоговая льгота для физических лиц будет применяться за налоговый период, начиная с 1 января прошлого года, для организаций налоговая преференция будет применяться с 1 января этого года года и действовать до 1 января 2019 года.


Дано поручение


Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений относительно дорог Республики Крым. Минфину России поручено определить источники финансирования за счет средств федерального бюджета по нескольким мероприятиям. В частности, по строительству трасы «Таврида» от Керчи до черты города Севастополя, приведению в нормативное состояние дорог Севастополя, возведению автомобильного подхода в Керчи к Крымскому мосту, строительству объезда Симферополя. Аналогичное поручение дано Минфину по строительству, реконструкции подъезда к аэровокзальному комплексу Симферополя, приведению в нормативное состояние трассы Симферополь – Алушта – Ялта и реконструкции дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Совету министров Крыма и правительству Севастополя поручено безотлагательно начать дорожные работы, профинансированные за счет межбюджетных трансфертов в текущем году, а также обеспечить контроль за соблюдением подрядчиками сроков, качества ремонтных и строительных работ на дорогах республики.


53 региона тратят деньги не на дороги, а на другие нужды - это около 50 млрд. руб.

 


А что за рубежом?


В рейтинге Всемирного банка Россия (в 2015 г) оказалась на 111-м месте по состоянию дорожной сети —  после африканского государства Лесото. В этом деле нас обошли даже такие слабые с точки зрения бюджетного обеспечения страны, как Армения и Грузия. Хотя справедливости ради надо признать, что и дорожная сеть там намного меньше (Ист. «Строительство .RU» отраслевой интернет журнал)


 Стоимость дорог в Китае на треть ниже, чем в России.


В России во всех отчетных данных цена дороги учитывает практически все затраты в ходе ее строительства — от проектирования до сдачи под ключ. А в подавляющем большинстве стран сюда не включают затраты на выкуп земли. Между тем эти затраты в зависимости от условий строительства могут составлять от 5 до 40% строительно-дорожной сметы, а в отдельных случаях (при плотной застройке) сопоставимы со стоимостью самих строительно-монтажных работ.


Как отмечали участники октябрьского заседания Президиума Госсовета в Новосибирске, у нас зачастую, как только начинается строительство дороги, бизнес скупает  близлежащие карьеры и начинает диктовать цену. К примеру, когда строили кольцевую дорогу вокруг Санкт-Петербурга, в местных карьерах цена выросла аж в шесть раз! Для выхода из такой ситуации, по мнению специалистов, необходимо кардинальным образом менять систему ценообразования, рассчитанную еще на плановую экономику советских времен. Профессор Каплан убежден в том, что нам надо переходить на принятые во всем мире системы ценообразования, в основе которых — фиксированные расценки. Предположим, организация выиграла тендер на строительство какого-то объекта, где оговорена стоимость. Но цены на каждый вид работ остаются неизменными до конца исполнения контракта. И платит заказчик именно по факту, а не так, как у нас: расценка заложена, насыпь отсыпал — и заплатили. А за рубежом заплатят по той цене, которая есть в тендерной документации, но при этом ту же насыпь измерят буквально вдоль и поперек. Точность расчетов на Западе укладывается в 10%. А у нас опытный сметчик может одни и те же виды работ посчитать так, что разница будет в два раза. А кто на этом греет руки, объяснять не надо.


Н.В. Коломейцев

Зам. руководителя фракции КПРФ

в Государственной Думе ФС РФ шестого созыва



Rambler's Top100