Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » "Идеологическая работа в современных условиях и особенности политической учебы коммунистов"
Воскресенье, 28 Май 2017
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

"Идеологическая работа в современных условиях и особенности политической учебы коммунистов"

Печать

24 декабря в ДК "Досуг" состоялся семинар секретарей местных и первичных отделений КПРФ. С докладом "Идеологическая работа в современных условиях и особенности политической учёбы коммунистов" выступил секретарь Ростовского обкома КПРФ по идеологии и пропаганде Нестеренко И.Н. Представляем Вашему вниманию текст выступления.


– Уважаемые товарищи! Каждый раз, оценивая наши практические задачи, мы должны хорошо понимать, в какой конкретный исторический контекст вписана сейчас наша текущая работа.

 

Буквально на днях, в четверг 22 декабря, была опубликована в газетах «Правда» и «Советская Россия» статья Г.А. Зюганова «Год несбывшихся прогнозов и надежд», открывающаяся  следующим абзацем:

 

«В конце декабря КПРФ традиционно обращается к гражданам России, подводя итоги уходящего года. Накануне новогодних праздников особенно хочется говорить о чём-то светлом и надеяться на лучшее. Но, анализируя важнейшие события 2016-го и сложившуюся в стране ситуацию, мы обязаны быть честными. А итоги года и дальнейшие перспективы, увы, не вяжутся с оптимистическими ожиданиями. И тем не менее мы делимся с читателями своими размышлениями и выводами не для того, чтобы в очередной раз напомнить о серьёзных проблемах, о негативных и тревожных сторонах нашей жизни. Этот разговор, этот анализ необходимы, чтобы ответить себе на вопрос: по какому пути должна идти страна, какие перемены в ней надо произвести, дабы наши надежды на лучшее будущее действительно воплотились в реальность?»

 

Собственно, особенности идеологической работы партии в современных условиях во многом и выражены последним предложением этого абзаца.

 

Вне всяких сомнений основным политическим событием прошедшего года стали выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва 18 сентября 2016 года.

 

В уже упоминавшейся статье по этому поводу сказано: «Результаты прошедших 18 сентября выборов в Государственную Думу оказались неожиданными даже для наиболее оптимистично настроенных сторонников власти. А многие независимые аналитики и те, кто выступает против проводимого в стране социально-экономического курса, посчитали эти результаты полностью противоречащими здравой логике и кризисной ситуации, сложившейся в России.

 

Российская экономика продолжала падать третий год подряд. И вместе с ней безостановочно падали доходы граждан, постоянно росло число бедных и нищих. Экономические аналитики в один голос твердили, что страна скатывается в пропасть кризиса. Их выводы полностью подтверждались оценками россиян, которые фиксировали социологические службы».

 

И далее: «Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», в июне наблюдалось беспрецедентное сокращение расходов россиян. За один лишь месяц, в сравнении с майскими расходами, они снизились на 11,4.  В конце июля Высшая школа экономики опубликовала результаты исследования, согласно которым 42% опрошенных заявили, что им не хватает денег даже на продукты питания и одежду. С негативными ситуациями на работе (увольнения, задержка или снижение зарплаты) столкнулись 46% граждан».

 

Эти факты со всей очевидностью свидетельствовали: «в такой ситуации выборы просто не могли оказаться триумфальными для власти. Скорее, «Единую Россию» ожидал провал».

 

Собственно, на этом выводе и заключались наши ожидания успешных выборов 18 сентября 2016 года. А исходя из несбывшихся ожиданий и нынешнее состояние уныния в партийных отделениях.

 

Да, на результаты выборов не могло не повлиять то, что Президент РФ В.В. Путин фактически стал основным агитатором за «Единую Россию», а именно с его фигурой связывают большинство россиян старшего поколения стабильность жизни.

 

Есть такое понятие в психологии – синдром выученной беспомощности. На самом деле сегодня это – очень распространенное состояние. Оно заключается в том, что человек, попадая в неблагоприятные условия, просто не пытается ничего изменить и терпит существующее положение вещей. Почему «выученная»? Потому что на самом деле этот синдром – всего лишь модель поведения, примененная когда-то, а затем повторяемая и становящаяся все более неуместной. Ведь, по сути, это детское поведение: что-то не получается – и все, «я в домике».

 

Об этом в своей статье говорит и Г.А. Зюганов: «Развал СССР нанёс обществу тяжелейшую травму, принёс лишения и потрясения, поселил в сознании значительной части граждан страх перед какими бы то ни было переменами. Для людей, переживших эту историческую катастрофу, голосование за власть, вопреки своему трудному, зачастую бедственному положению, на деле является вовсе не голосованием в поддержку проводимого курса. Оно является следствием опасения, что смена курса, любая смена системы может привести лишь к ухудшению ситуации, может быть чревата ещё большими издержками для страны и народа».

 

Но это только часть избирателей. Даже по официальным данным за ЕР проголосовало 28,5 млн. избирателей, а по статистическим оценкам приписок это количество оценивается где-то в 16 миллионов. На выборы пришло по официальным данным 52,6 миллионов человек, а по оценкам экспертов около 40 миллионов из 111,7 миллионов избирателей в Российской Федерации.

 

То есть, порядка 71 миллиона человек на выборы просто не пошли.

 

Это и есть та основная особенность ведения идеологической работы в современных условиях. Нам необходимо поднять хотя бы половину из этой массы и внести в их сознание идею социализма, идею правоты наших программных целей.

 

А иначе, ведь даже если бы не было столь масштабных приписок на выборах, с учётом тех цифр, которые озвучивают эксперты мы набрали бы те же 18-19%, что и в декабре 2011 года. С учётом этого выиграли бы не 7, а допустим 47 одномандатных округов и с учётом «списочников» получили более 100 мандатов. Разве это была бы победа на выборах? Разве мы смогли бы воплощать в жизнь свою предвыборную программу «Десять шагов к достойной жизни»? Конечно нет.

 

И пополнение партийных рядов, и успех на выборах – всё это может по-серьёзному базироваться только на одном: что мы с вами, отражая интересы большинства, формируем мнение этого большинства и представляем это мнение как политическую силу, то есть идём в авангарде большинства. Когда ты побеждаешь в умах, тебе гораздо легче становится вести политическую борьбу. Когда большинство встало на твою сторону, оно само начинает искать аргументы в твою пользу, защищать тебя, если тебя обливают грязью.

 

Так было у большевиков в 1917 году, когда как не пытались их опорочить, общество пошло за ними. Это для нас и является примером.

 

Но что лежало в основе того, что большевики смогли Россию убедить. Помимо готовности к самопожертвованию (что тоже очень важно), убежденности, главным всё же была теоретическая подготовка и умение применять диалектически эти знания в работе с пролетарскими массами. То, о чём В.И. Ленин писал ещё в 1902 году «…социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т. д. и т. д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм вносится идеологами» (В.И. Ленин. «Письмо Северному Союзу РСДРП». ПСС. Т. 6, стр. 39-40).

 

Отсюда и задачи, которые ставятся уже на нескольких Пленумах ЦК и которые нам так и не удалось воплотить в жизнь за два года, предшествующих выборам – внесение социалистического сознания в трудящиеся массы. Именно социалистического сознания, как идеологии, а не только знаний о социалистическом прошлом. Хотя и историческая память имеет в современной борьбе большое значение.

 

Советское прошлое для нас, в отличие от наших предшественников в начале века предыдущего имеет как плюсы, так и минусы.
Плюсы заключаются в том, что наши предшественники могли только рисовать в воображении это будущее общество, а мы можем оперировать конкретными цифрами и фактами, при этом даже нынешняя власть вынуждена искать опору в кризисной ситуации в советском патриотизме и апеллировать к мощи Советского Союза.

 

Минус же в том, что неминуемые ошибки в построение нового общества гипертрофированно выпячиваются, внушаются молодому поколению, да и как это не странно уже и поколению, выросшему при социализме, удалось это внушить за тридцать лет.

 

Поэтому, когда мы просто говорим – «при социализме всё было хорошо» - это не действует. Советское прошлое – это не икона, это поле для анализа, и совершенно не зря введен термин «социализм XXI века».

 

Для того чтобы внести социалистическое сознание в массы, как писал В.И. Ленин, нужны идеологи. Т.е. политическое самообразование коммунистов стоит во главе всех задач.

 

Без широкого круга хорошо подготовленных в идеологическом отношении коммунистов невозможна успешная работа по усилению политического влияния партии в массах, привлечению в её состав новых членов.

 

Мы принимаем в ряды областного отделения КПРФ порядка 350 человек в год в среднем. То есть за пять лет мы приняли порядка 1500 – 1600 человек. И большинство из них уже не имели базовой политической подготовки. Они не готовы вносить социалистическое сознание в массы, так как сами ещё не являются его убеждённым носителем, не способны ещё достойно противостоять большой армии профессиональных агитаторов власти.

 

Центральный Комитет рекомендует добиваться еженедельной практики проведения политической учёбы, к сожалению, мы от этого ещё далеки.

 

Президиум ЦК КПРФ утвердил «Примерную тематику политзанятий, бесед, лекций, докладов, «круглых столов», дискуссий, научных и научно-практических конференций на 2016/17 учебный год» (вы её получили в методических материалах). Понятно, что стержнем политической учёбы в предстоящем 2017 году будет 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

 

При изучении данного круга вопросов крайне важно показать, что социалистическая революция в России не была случайной, она имела закономерный характер, определялось логикой исторического развития страны и мира. Необходимо продемонстрировать идейную преемственность между Великим Октябрем и Первой русской революцией 1905 года, Февральской буржуазной революцией 1917 года, а также западно-европейским революционным движением XVIII-XIX столетий.

 

Подчеркивая закономерный характер октябрьских событий и их связь с мировым революционным движением, необходимо остановиться на критике либеральных взглядов на социалистическую революцию как на «дворцовый переворот», в результате которого власть узурпировал «злой гений» Ленин, опиравшийся на небольшую группу «профессиональных» революционеров (большевиков), оторванных от широких народных масс. Противопоставить этому ложному взгляду следует марксистко-ленинское учение о роли народных масс и личности в истории. Подлинным творцом истории всегда выступает народ – создатель материальных и духовных благ, двигатель революционных преобразований. Ленин В.И. подчеркивал, что «Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы…».

 

Важно подчеркнуть, что от степени участия масс в политической борьбе в прямой зависимости находятся темпы исторического процесса в целом. Решающий ускоритель истории – революционная борьба масс. Революции – локомотивы истории, но они не могут совершаться без участия народа. Примером этого утверждения может стать история народничества или бланкизма.

 

При изучении истории Великой Октябрьской социалистической революции рекомендуется в первую очередь обратиться к трудам ее классиков и непосредственных участников – В.И. Ленина и И.В. Сталина. Подробный перечень этих работ приведен в списке источников и литературы к разделу 1. Анализ произведений Ленина и Сталина поможет лучше понять историческую ситуацию, в которой разворачивалась революция, исследовать ее этапы и действующие силы, понять, как на каждом из этапов вырабатывалась соответствующая тактика борьбы, решались многочисленные идейно-теоретические и практические задачи.

 

Рассматривая вопрос о современном значении октябрьской революции необходимо акцентировать внимание на материалах VII (мартовского) и VIII (июньского) 2015 года Пленумов ЦК КПРФ посвященных наследию Великого Октября. В докладе председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова на VII Пленуме представлен обстоятельный анализ социально-экономических предпосылок социалистической революции, ее хода и ее всемирно-исторического значения.

 

При изучении докладов Председателя ЦК КПРФ необходимо уделить особое внимание тем задачам, которые Центральный Комитет поставил перед партией в свете наступающего юбилея. Главными из этих задач являются необходимость широкой пропаганды социализма, как альтернативы капиталистическому обществу, политического просвещения масс в вопросах марксизма-ленинизма, классовой борьбы, активизации партийной работы среди рабочих, в трудовых коллективах и молодёжной среде.
  

 

Помимо раздела 1, посвященному Великому Октябрю, в число тем предлагаемых к рассмотрению в рамках политической учебы в 2016/2017 году включены вопросы марксистко-ленинской философии, политэкономии и политологии (раздел 2). Отдельное внимание уделено углубленной характеристике коммунистической партии как политической организации, вопросам её истории, её идейно-организационному устройству, стратегии и тактики (раздел 3). К вопросам, подлежащим тщательному изучению отнесены материалы Съездов, Пленумов ЦК и крупных партийных форумов, а также актуальные проблемы политологии и отечественной истории.

 

Организуя партийную учебу в своём отделении, вы вправе выбрать для себя из этого списка наиболее подходящие темы, адаптировать их с учетом местных партийных особенностей, наличия профессиональных кадров, научной и методической литературы, специфики обучаемого контингента и других условий. Самое главное, чтобы политическая учеба проводилась не формально «для галочки» а носила творческий, новаторский характер.
 

 

При проведении занятий необходимо сочетать различные формы аудиторной и внеаудиторной работы. К аудиторным занятиям относят лекции, семинары и практикумы.

 

Лекции обязательно должны дополняться семинарскими занятиями. Семинарское занятие — это уже не беседа с «молчащим собеседником», а живой разговор, активная форма связи. Она позволяет не только разъяснять материал, но и выяснять мысли и настроения учащихся. В форме семинарского занятия рекомендуется делать обзор и обсуждение публикаций газет «Правда», «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение», материалов сайтов www.rline.tv, www.politpros.com, www.kprf.ru. В ходе таких занятий появляется возможность практического совершенствования навыков вступления в разговор, возможностей заинтересовать собеседников, вызвать их на обсуждение проблемных вопросов современной жизни.

 

Рекомендуется дополнять лекционные и семинарские занятия деловыми играми и тренингами, во время которых обучаемые имели бы возможность апробировать полученные знания и навыки в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.

 

Важную роль в процессе политической учебы следует отвести внеаудиторным занятиям воспитательного и культурно-просветительского характера. Прежде всего — просмотру и обсуждению художественных и документальных кинофильмов.  Ведь общее воспитание коммуниста, его кругозор, умение поддерживать разговор на темы, на первый взгляд не касающиеся напрямую политических вопросов, эрудированность являются важными факторами для проведения агитационно-пропагандистской работы.

 

При выборе документалистики следует обратить особое внимание на кинопродукцию партийного телеканала «Красная линия». На его сайте, в разделе «документальное кино» (http://www.rline.tv/programs/dokumentalnye-filmy/) представлены фильмы, затрагивающие широкий круг вопросов истории советского государства, социально-экономических, политических и нравственных проблем современной России. При рассмотрении истории Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, строительства социализма в СССР, а также темы фальсификации исторического наследия необходим просмотр картин - «Слепые вожди слепых», «Укрощение блицкрига», «Воплощенная мечта».

 

Увлекательным и полезным для участников политической учебы станет просмотр серии фильмов, посвященных современной Белоруссии: «Беларусь. Механизмы успеха», «Белорусское село. Закрытая в России тема» и «Воспитание будущего». В качестве наглядного материала, для характеристики предложений КПРФ по развитию сельского хозяйства следует использовать документальный фильм «Родной земли хранители», специальные репортажи «Формула Грудинина» и «Как Иван Казанков Европу покорил».

 

За прошедший учебный год продукция телеканала существенно расширилась. Появилась целая серия новых документальных фильмов, обладающих серьезным образовательным и пропагандистским потенциалом. Например, фильмы из цикла «Модель Сталина» (фильм 1 «Индустриализация», фильм 2 «Слагаемые успеха», фильм 3 «Испытание войной», Фильм 4 «Новые возможности») в яркой форме повествуют о сложном и героическом периоде становления и развития молодого советского государства.  

 

Лекции и семинары по основам марксистко-ленинского учения можно дополнить просмотром научно-популярных фильмов «Пролетариат. В поисках истины», «Марксизм и теория твари», «Марксизм и диктатура пролетариата», «Марксизм и слухи о его смерти». Для понимания сути олигархического финансового капитализма полезен просмотр четырех фильмов серии: «Мировая кабала». Значительным пропагандистским и просветительским потенциалом обладает серия короткометражных фильмов «Бренды советской эпохи» (http://www.rline.tv/programs/brendy-sovetskoy-epokhi/) и многие программы ток-шоу «Точка зрения» http://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/.  
 

 

Кроме охарактеризованных выше фильмов и программ на интернет-сайте телеканала «Красная линия» можно найти и ряд других сюжетов, посвященных актуальным проблемам социально-экономического, политического, культурного развития нашей страны. Необходимо регулярно следить за новыми программами, которые появляются в эфире еженедельно.

 

Важной формой проведения внеаудиторных занятий в рамках партийной учебы могут стать экскурсии по местам революционного движения, местам боевой славы, культурно-историческим памятникам отечественной истории. Интересными и познавательными для обучающихся будут культпоходы в музеи и театры.

 

Внеаудиторные занятия в процессе партийно-политической учебы имеют большое значение. Они в значительной степени «оживляют» образовательный процесс, расширяют кругозор учеников, приобщают их к идеалам социальной справедливости, патриотизма и интернационализма.
 

Власть, особенно местная, конечно очень хочет, чтобы деятельность наших «первичек» свелась к проведению субботников, приведению в порядок памятных мест и т.д. Это конечно очень нужные мероприятия и их конечно же надо проводить. Но надо не забывать, что власть через административный ресурс обладает гораздо большими материальными возможностями. И когда это необходимо может пойти на определённые шаги, чтобы учесть в своих действиях моменты, напрямую не влияющие на её устои. Пример тому – движение бессмертный полк, внимание к празднованию Дня Победы 9 мая. Всё это затем пиарится через всю мощь информационных ресурсов.

 

А вот разъяснить людям труда куда девается заработанное ими, помочь в защите своих прав, объединить их для этой борьбы способна только Коммунистическая партия и её первичные отделения, через своих членов партии подготовленных, владеющих информацией и диалектическим инструментарием анализа ситуации.

 

И без постоянной учебы и работы с газетными источниками, с интернет-источниками это невозможно.
Учиться и ещё раз учиться. Причём не только овладевать знаниями, но и учиться агитировать, учиться убеждать, учиться вести за собой, учиться грамотно противостоять действиям власти – вот задача каждого члена партии, какое бы образование он не имел.



Rambler's Top100