Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Уважение к человеку

04.05.2022 12:22 Дмитрий Аграновский, "Советская Россия" Новости, события - Комментарии
Печать

Сейчас, когда наша страна вольно или невольно вступила в грандиозную битву с неоколониализмом, когда мы жадно читаем телеграм-каналы, как в свое время слушали сводки Совинформбюро – «Как там дела на фронте? Как там наши?», возможно, кому-то может показаться, что обычная, трудовая жизнь отошла на второй план.


Но это совсем не так. Есть поистине универсальные, вечные ценности. И я хочу поздравить всех наших товарищей с праздником 1 Мая, который всегда целиком и полностью был посвящен людям труда – основе всего. Думаю, для большинства родившихся в нашей стране 1 Мая накрепко связан с Днем международной солидарности трудящихся – так этот праздник мы называли в СССР и в моей памяти он остался самым светлым образом в виде огромных первомайских демонстраций, осталось ощущение чего-то светлого и радостного. Многое изменилось с тех пор, но сам праздник выжил, пережив непростые времена и получив в нашей стране другое название – День весны и труда, для кого-то отчасти утратил первоначальный смысл, а для кого-то, наоборот, еще усилил его, отчасти утратив первоначальный смысл, но в любом случае остался государственным.

А ведь в основе Дня международной солидарности трудящихся лежали довольно страшные события 1886 года в Америке, когда 1 мая 1886 года и в последующие дни левые и рабочие организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций с требованием восьмичасового рабочего дня. Эти митинги и демонстрации переросли в жестокие столкновения, в результате которых только 4 мая 1886 года погибли шесть демонстрантов, затем в перестрелках и от взрыва бомбы, брошенной неизвестно кем (почему-то вспомнились снайперы с украинского майдана) погибли 8 полицейских и до 50 рабочих. По обвинению в организации взрыва несколько рабочих были казнены, а позже выяснилось, что они невиновны и были оговорены главным свидетелем. Вообще всем, кто хочет получить представление о жестоких классовых битвах того времени, советую замечательный рассказ Джека Лондона «По ту сторону провала», где такого рода события описаны пером мастера. Сейчас, возможно, благодаря научно техническому прогрессу противоречия между трудом и капиталом приняли более цивилизованный характер, но никуда не делись.

Другие времена, другие герои, другие символы, и даже страна формально другая, и если в Советское время в телевизоре и новостях преобладал образ трудящегося, а большую долю новостей в самом прямом смысле составляли вести с полей и предприятий, то в постсоветскую эпоху и новости такого рода, да и сам образ человека труда почти ушел с телеэкранов и страниц средств массовой информации. Если получать представление о жизни только из СМИ, фильмов и сериалов, может сложиться впечатление, что вещи, от самых простых до невероятно сложных, окружающие нас повсюду, взялись сами собой, и мы видим их потребителей, продавцов, деятелей, брокеров, бизнесменов, маркетологов, мерчендайзеров, супервайзеров и менеджеров, но только не тех, кто непосредственно эти вещи производит. Быть трудящимся как-то немодно, непрестижно, потому что с трудов праведных явно не наживешь палат каменных.

Нам часто ставят в пример изворотливых, энергичных, предприимчивых, меняющих занятия и место жительства в зависимости от потребностей бизнеса (а иногда жен и страну – таков побочный эффект), многого добившихся, «сделавших себя». Но ведь в это время кто-то работает на заводе, ведет автомобиль, меняет капельницы в больнице, печет хлеб и убирает мусор. Возможно, неплохо добиться всего и стать «звездой» телеэкрана или бизнеса. Но чтобы они делали, если бы не было многих и многих людей, которые всю или почти всю жизнь жили и работали на одном и том же заводе, имея совсем не простую и часто тяжелую трудовую специальность? Разве не достоин уважения человек, проработавший 30 лет водителем? Или 40 лет врачом? Или человек, сначала отучившийся в ПТУ, потом много лет работавший на одном и том же месте у станка, чтобы стать высокопрофессиональным токарем? Без этих людей не взлетит ни один самолет, не заработает ни один компьютер, не выйдет в эфир ни одна телепрограмма. Эти люди – основа всего. Да, возможно, они не так быстры, предприимчивы и мобильны, и уж точно не обладают такие ловкими хватательными рефлексам, зато они в самом прямом смысле держат на своих плечах мир. Это управленцем, судя по наблюдениям за перемещением некоторых наших чиновников, быть легко – сегодня руководит финансами, завтра сельским хозяйством. А вот почти любая рабочая специальность или, уж тем более, инженерная, требует сначала образования, а потом долгой работы, чтобы приобрести необходимый опыт. Какая уж тут мобильность? Здесь нужна стабильность.

Увы, часто в нашем сегодняшнем мире, в свете доминирующих ценностей этим людям нечем особо похвастаться – они много работают, но в большинстве своем получают за свой труд совершенно небольшие, явно неадекватные деньги. Даже термин есть «работающие бедные», когда тяжко работящий и профессиональный человек еле-еле сводит концы с концами, чтобы прокормить семью. Помните, в школе мы проходили поэму «Железная дорога» Некрасова? Там между героями поэмы основной спор в том, кто построил железную дорогу – граф, давший на нее деньги, или рабочие, укладывавшие рельсы по колено в ледяной грязи.

Наш современный мир, увы, не отличается уважительным отношением к человеку труда. Мы живем во времена, которые становятся все ближе к антиутопии, описанной фантастами в начале и середине XX века. На наших глазах, например, начала разворачиваться экологическая катастрофа, мусор и отходы захватывают страну почище иного завоевателя, мы пережили непонятно откуда взявшуюся эпидемию, которая чуть не поставила весь мир под тоталитарный контроль, но, как оказалось, и это еще «далеко не вечер» – никто не понимает, куда всё это пойдет и чем закончится.

Между тем в прессе все чаще обсуждается, из каких профессий человека в ближайшее время вытеснят машины. Например, прогнозируется, что в ближайшие 10 лет, если, конечно, человечество их переживет, исчезнет самая распространенная в мире профессия – профессия водителя. А человеку-то куда при этом податься? Умереть? Об этом, похоже, даже не задумываются. В чем смысл такой цивилизации? В том, чтобы остались жить 10 процентов богатых и их обслуживали роботы? Или все-таки смысл нашей жизни в гармоничном развитии общества, в котором, как говорили философы-просветители, свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех?

Впрочем, причина, по которой машины все-таки вряд ли вытеснят людей в ближайшие годы, точно описана у американского фантаста Роберта Шекли в повести «Обмен разумов»: «Все, что ты сделаешь, машина сделает лучше, быстрее и куда охотнее, но ни в коем случае не дешевле! Что касается дешевизны, то тут человек даст машине сто очков вперед!» Человек, увы, в XXI веке явно стоит дешевле. Помню, меня как-то вез таксист, выпускник МВТУ имени Баумана, между прочим, немногим моложе меня, и мы разговорились о прогрессе. Он сказал мне: «В школе я любил фантастику и не сомневался, что в будущем тракторы, экскаваторы и прочая техника будет роботизированной, чтобы облегчить человеку жизнь. А оказалось, что в XXI веке бизнесу гораздо выгодней обратный процесс – чтобы копали, носили, строили гастарбайтеры с самыми примитивными орудиями труда!»

В Древнем Риме орудия труда делились на instrumentum и instrumentum vocale – орудия и говорящие орудия, или попросту рабы. Современная цивилизация, несмотря на невероятный технологический рывок, относится к человеку труда пренебрежительно и потребительски, действительно как к говорящему орудию. Быть человеком труда непрестижно. Увы, к нашему периферийному капитализму, отстроенному за последние 30 лет, это относится вдвойне. Он какой-то необузданный, «золотые парашюты», бонусы, немыслимые зарплаты, вопиющая роскошь с одной стороны и множество работающих людей на грани выживания с другой. Человек труда с этим капитализмом оставлен один на один, у него постоянно что-то отнимают и неоткуда ждать ему ни помощи, ни защиты. У нас даже на помощь профсоюзов рассчитывать не приходится, не видно их и не слышно. Я бы сказал, что эта версия капитализма безжалостна к трудящимся. Да остальные, увы, не намного лучше. Может ли она, учитывая еще и недопустимое имущественное расслоение, обеспечить обществу стабильность и развитие, столь необходимые в современном жестоком мире?

Что интересно, если посмотреть на опыт стран, которые мы до недавнего времени называли развитыми и цивилизованными, или, наоборот, на те, которые сделали большой рывок вперед, от Японии до Индии, не говоря уже про Китай. Абсолютное большинство ведущих корпораций пытаются строить отношения с работниками как нечто большее, чем просто производство, а корпорации во многом представляют собой подобие большой семьи, и работа в одной корпорации всю жизнь всячески приветствуется. И, еще раз скажу, подобные патерналистские отношения внутри корпораций приветствуются в очень многих странах мира, которые сделали серьезные выводы из опыта отношений между трудом и капиталом в XX веке, в том числе, из опыта нашей страны, и трудящиеся в них в гораздо большей степени интегрированы в общую систему, чем в странах периферийного капитализма.

Я хотел бы в новостях как можно больше вестей с полей, репортажей с заводов, рассказов про то, как открываются новые производства, а рабочие люди получают достойную зарплату, нужны стране, а потому счастливы. Такие новости даже с точки зрения психического здоровья общества гораздо полезнее, чем бесконечные сообщения об обвалах и провалах, не говоря уже о, извините, «светской хронике» или криминальных новостях. Я хотел бы видеть в новостях человека труда, я хотел бы сам им быть, я хотел бы вместе со всеми чувствовать нужность своей стране и сопричастность к общему делу. Я бы хотел услышать современную версию песни про монтажников-высотников.

Я бы хотел видеть везде и во всем уважение к человеку труда, потому что именно он основа всего. Именно он главный герой любого времени.

г. Электросталь, Московская обл.
 

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ