Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Исследование: отказ от болонской системы поддерживают 66% россиян

12.04.2022 19:16 По материалам СМИ Новости, события - Факты
Печать
«Идею об отказе от двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриата и магистратуры) поддержали 2 из 3 россиян (66%). Против высказался лишь каждый десятый. Чаще остальных за традиционную систему (специалитет с обучением в течение 5 лет) высказывались респонденты старше 45 лет и россияне, имеющие высшее образование (72 и 73% соответственно)», — следует из исследования. Опрос был проведён в 381 населённом пункте России среди 1,6 тысячи совершеннолетних граждан.
 
Данные опроса среди студентов вузов продемонстрировали, что 44% поддержали предложение об отказе от двухуровневой системы обучения, а 29% проголосовали против. А вот среди родителей 11-классников, планирующих поступать в вузы, за отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу пятилетнего обучения в вузах высказалось подавляющее большинство, которое составило 93%. Опрос был проведён среди 500 студентов и родителей.
 
При этом в Минобрнауки сообщили РИА Новости, что отказ от участия России в Болонском образовательном процессе в ведомстве не обсуждается.
 
Болонская система предусматривает двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура.
 
Российская система образования, кроме этих уровней, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ 5−6 лет.
С 2024 года вступает в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, который продолжил тенденцию приоритетности обучения в рамках специалитета и реализации образовательных программ длинного цикла (5−6 лет) при уменьшении программ бакалавриата и магистратуры и увеличении количества специальностей соответственно. В прежнем перечне программ бакалавриата было 186, а в новом перечне — 154. Специальностей было 125, стало 124.
 
Напомним, что 15–16 лет назад были запущены сразу две разрушительные «реформы» в сфере образования: ЕГЭ и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура).
 
«Единый госэкзамен сначала воспринимался многими как возможность поступления в вузы для талантливой молодежи из глубинки – исключительно на основе их знаний. В реальности эта система привела к натаскиванию старшеклассников на «угадайку» – выбор правильных вариантов ответов тестов. На таком экзамене нет места творческому началу, молодежь перестала мыслить системно и широко, практически утратила способность к глубокому анализу. Ректоры хватаются за голову: после первой же (реже – второй) сессии отсеиваются до 10% студентов. Их так называемые 90 и более баллов школьного ЕГЭ оборачиваются вузовскими двойками. Кстати, это многогранная проблема: отчислив самых-самых негодных, сегодня многие вузы и даже ссузы буквально за уши тянут откровенно слабых студентов до заветной корочки, поскольку система «подушевого» финансирования просто срежет учебному заведению бюджет на количество отчисленных. И какой из этого двоечника «бакалавр» выйдет? Может быть, это еще одна причина девальвации российских дипломов?» – комментирует первый зампред ЦК КПРФ Ю. Афонин.
 
Он считает, что вторым ударом по российскому высшему образованию стала болонская система, когда вместо специалистов, дипломы которым выдавали после пятого курса, появились бакалавры, отучившиеся 4 года, и магистры-двухгодичники – вроде как завтрашние ученые, кандидаты и доктора наук. «Практически сразу многие работодатели стали смотреть на бакалавров как на недоучек. А магистры не очень-то нужны в реальной экономике. Необходимо также иметь в виду, что не каждый бакалавр сможет попасть в магистратуру – бюджетных мест на второй ступени высшего образования, как правило, значительно меньше», – отметил политик.
 
«Деградацию российского образования признают и педагогическое сообщество, и работодатели. КПРФ предложила целый ряд системных мер, направленных на пресечение этих разрушительных процессов, представив законопроект, который так и называется – «Образование для всех». Его принятие позволило бы существенно поднять зарплату учителям и преподавателям, стипендии студентам, сделать ЕГЭ добровольным и уйти от пресловутой болонской системы. Приняв отдельные положения этого закона, единороссовское большинство Госдумы в целом его отклонило, поэтому главная борьба за спасение отечественного образования и науки еще впереди».