Николай Коломейцев: РЖД шантажирует Правительство РФ?

17.02.2015 12:03 Пресс-служба Ростовского ОК КПРФ Партия действует - Депутаты и главы
Печать
То, что произошло в стране с пригородными электричками, иначе как шантажом не назовешь. Лучшего способа  заставить увеличить государственное финансирование РЖД (неважно из федерального бюджета или из региональных бюджетов) как отменить пригородные электрички не найти и РЖД этим очень эффектно воспользовалось.
 
 
 
За 2013-2014 гг.  отменено 400 электричек, а вначале 2015 года на запасные пути ушли еще 300 электричек. В Вологодской и Псковской областях они исчезли вовсе, в Тверской, Тамбовской, Нижегородской областях, сократились значительно. В Забайкалье жители поселка Харагун грозят перекрыть Транссибирскую магистраль, если не будет восстановлено пригородное сообщение.
В чем основная причина такой ситуации?! Как всегда в России – в реформе.
 
 
С 2010 года началась реформа ОАО «РЖД»,  были  созданы 26 дочерних структур, ответственных за пригородные перевозки. В результате реформы заказчиком пригородных перевозок стали регионы. «Дочка» РЖД каждый год заключает договор с руководством регионов о стоимости своих услуг, стороны согласуют и утверждают определенную цену, затем на уровне регионов  решают, сколько будут платить пассажиры, а остальное региональная власть должна компенсировать из своего бюджета.
 
 
В 2014 году размер необходимой компенсации по всей России  составил 15 миллиардов рублей, однако  перечислено меньше 9 миллиардов.  Для пригородных компаний убыточно, значит  необходимо электрички отменить.
 
 
Однако, региональное руководство считает что "дочки" РЖД формируют свои затраты непрозрачно. Некоторые региональные власти  (например, в "Нечерноземье") считают более эффективным создание собственных компаний пригородного сообщения, альтернативных РЖД, так как этот вариант сделает независимым от РЖД пригородные перевозки в регионе, отпадет необходимость кормить многочисленный штат и дочек и материнской компании РЖД, которые  с завидной регулярностью повышают тарифы на пригородные перевозки. В результате по итогам 2013 года из 73 субъектов Федерации проблем  с электричками не было только в 21.
 
 
Все дело в том, что раньше,  до реформы действовал механизм перекрестного субсидирования перевозок, грузовые перевозки всегда были прибыльными, а пассажирские — убыточными. И прибылью от первых компенсировали убытки вторых. Но когда из РЖД стали выделяться грузовые и пассажирские компании, схема перекрестного субсидирования стала невозможной.
 
 
Сейчас за перевозку пассажиров отвечают пригородные пассажирские компании, а «РЖД» отвечает за работоспособность железнодорожной инфраструктуры и предоставляет в аренду  пригородным пассажирским компаниям  подвижной состав. За разработку этой схемы отвечал Аркадий Дворкович. Субъекты РФ, в свою очередь,  формируют заказ на пригородные перевозки, определяют количество поездов, их состав, маршруты и тариф на перевозку. А с 2015 года года «дочки» должны будут платить материнской компании РЖД  25% расходов на инфраструктуру и эта сумма включается в тариф. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства  РФ. Согласно отчетности пригородных пассажирских компаний  80% их расходов, это аренда у РЖД подвижного состава (электричек). 
 
 
Региональные власти не согласны с расчетами РЖД. Так, руководство Ленинградской области, ранее говорили dp.ru, что «тарифы Северо-Западной пассажирской перевозочной компании  непрозрачны и власти не готовы покрывать сомнительные расходы перевозчика».
 
 
Власти и других регионов  неоднократно задавали вопрос,  почему электрички остаются в распоряжении специальных структур РЖД, а не переданы на баланс пригородным компаниям? Ведь в этом случае была бы ясна балансовая стоимость подвижного состава, сумма амортизационных отчислений. Более того можно было бы договариваться с региональными властями о льготах по налогу на имущество. На подобные заявления Максим Шнейдер, замначальника департамента управления «Пассажирские перевозки» РЖД, ранее публично заявлял, что перевод электричек на баланс пригородных компаний только усугубит их финансовое положение.
 
 
Необходимо отметить, что  на  субъекты РФ  возлагается также  обязанность по компенсации убытков перевозчика от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки, которые ниже уровня рентабельности, это предусмотрено Федеральным законом  «О железнодорожном транспорте». 
 
 
Однако, у закредитованных регионов нет средств на возмещение разницы по тарифам  экономически обоснованным и льготным, доля реального возмещения убытков с их стороны ежегодно составляет менее половины от требуемого объема компенсации, общий долг регионов  превышает  30 млрд рублей.
 
 
Для компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки (льготники) из федерального бюджета РЖД  ежегодно  выделяется 25 млрд. рублей, но как утверждают в РЖД, этих средств было недостаточно, поскольку реальная потребность, выше на 5–9 млрд руб. ежегодно. 
 
 
В результате, последовал  демарш РЖД в январе 2015 года и  массовая отмена пригородных электричек.
 
 
После указания Президента РФ немедленно восстановить пригородное сообщение, электрички частично были возвращены на маршруты, но тарифы на проезд были серьезно повышены.  Так с 7 февраля тариф на проезд в электричках Вологодской области был повышен до предельного  размера 5 рублей 20 копеек за 1 км, несмотря на то, что  ранее между правительством области и Северной пригородной пассажирской компанией (СППК) была достигнута договоренность о сохранении тарифа на  уровне 2014 года – 2 рублей 20 копеек за 1 км. Такой тариф был признан Региональной энергетической комиссией (РЭК) экономически обоснованным, сообщает "Интерфакс". 
 
 
В Вологодской области тариф за проезд в пригородных электричках вырос более чем в два раза, за путь длиной в 100 километров придется заплатить не менее 500 рублей.
 
 
Такое положение дел с электричками ближе к лету вновь вызовет социальное напряжение.  Что позволит руководству РЖД снова выбивать бюджетные средства.
 
 
Но так ли плохо с финансами в РЖД?!
 
 
Согласно годовым отчетам общий объем вознаграждение членов Правления ОАО «РЖД» год от года растет, так в 2011 году он составил   1374  млн. руб, в 2012 году – 1765,8 млн. рублей, в 2013 году – 1745 , млн. руб., что в среднем на одного члена  Правления составляет  4-6 млн. рублей в месяц.
 
 
Так, в годовом отчете ОАО «РЖД» за 2013 год (стр. 165 и стр. 179) отмечено, что в отчетном году на выплату вознаграждения членам совета директоров было направлено 39,53 млн руб., в совете директоров 13 членов, то есть в среднем по 3 млн. рублей каждому. 
 
 
Размер совокупного дохода, полученного членами правления ОАО «РЖД» (24 чел.) в отчетном году по итогам деятельности компании за 2013 год, составил 1 744,6 млн руб.» То есть в среднем за год каждый член Правления  получил 72,7 млн. руб., или 6 млн. руб. ежемесячно.
 
 
При этом сведения о личных  доходах руководства ОАО «РЖД» на сайте компании не размещены
 
 
В июне 2014 года Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил, что не собирается публиковать информацию о своих доходах и доходах руководства РЖД на сайте компании, сообщает "Интерфакс". "Все доставлено в налоговую, в Правительство РФ. Если они хотят, пускай публикуют", - заявил Якунин. На вопрос, будет ли информация опубликована на сайте компании, он ответил: "Не будет»
 
 
Вместе с тем, по данным Forbes, Якунин вошел в топ-десятку рейтинга Forbes по итогам 2014 года с годовыми доходами в размере $15 млн.
 
 
 
Справочно: Члены Совета директоров ОАО «РЖД» 
Андросов К.Г.
Аветисян А.Д.
Березкин Г.В. 
Гусаков В.А. 
Комиссаров Д.Г 
Косов Н.Н.** 
Ложевский И.А.*
Медорн Х. 
Рязанов А.Н. 
Сидоров В.В. 
Соболев Н.А.**
Шохин А.Н.
Якунин В.И.
Члены Правления ОАО «РЖД»ОАО «РЖД» состояло из 24 человек
Якунин В.И. Президент
Морозов В.Н. Первый вице-президент
Мишарин А.С. Первый вице-президент
Гапанович В.А. Старший вице-президент
Михайлов В.В. Старший вице-президент
Решетников В.И. Старший вице-президент
Краснощек А.А. Старший вице-президент
Крафт Г.В. Главный бухгалтер
Мещеряков А.А.Статс-секретарь –
вице-президент
Акулов М.П. Вице-президент
Атьков О.Ю. Вице-президент
Бабаев С.М. Вице-президент
Бобрешов А.С. Вице-президент
Воротилкин А.В.Вице-президент –
начальник Дирекции тяги
Илларионов А.В. Вице-президент
Салтанов А.В. Вице-президент
Тони О.В. Вице-президент
Целько А.В. Вице-президент
Шайдуллин Ш.Н.Вице-президент –
начальник Департамента
безопасности движения
Шаханов Д.С. Вице-президент
Бынков В.И.Начальник Правового
департамента
Гнедкова О.Э.Начальник Департамента
корпоративных финансов
Лапидус Б.М.Старший советник
президента ОАО «РЖД»
Старостенко В.И.Советник президента
ОАО «РЖД» по 31.12.2013