Владимир Карпенко: Финансовая система государства и ее региональная часть опасно больны

15.05.2017 17:38 Пресс-служба фракции КПРФ в ЗС РО Партия действует - Депутаты и главы
Печать

Текст выступления депутата фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области В.М. Карпенко на пленарном заседании ЗС РО 12 мая 2017 года при обсуждении вопроса об исполнении областного бюджета за 2016 год.

 

Уважаемый  Александр  Валентинович!

Уважаемый   Василий    Юрьевич!

Уважаемые  коллеги и  участники   заседания!

 

Принимаемый  сегодня  закон  "Об исполнении бюджета" вызывает  противоречивые чувства. Если сравнивать показатели с  аналогичными  цифрами  предыдущего года,   как это, в основном, отражено в отчете министерства финансов, то возникает   впечатление   полного  благополучия.  Если  же  проанализировать  исполнение,  утвержденных нами плановых показателей, то  картина выглядит не столь радужной. Постараюсь не  утомлять Вас цифрами  и  прелагаю  концептуальный  подход к  обсуждению.

 
Безусловно, необходимо  отметить определенную   положительную динамику  исполнения  доходной  части  областного  бюджета, которая превышает, как показатели 2015 года, так  и  план с  изменениями,    внесенными  нами   9  раз,   что, кстати,  еще   раз  подтверждает  нашу позицию о  несовершенстве действующей    и   закрепленной  в  бюджетном  кодексе    Российской  Федерации  модели  формирования   главного  финансового  документа. Однако  совсем без цифр обойтись  невозможно.


О  чем  же они говорят?


Отрадно отмечать  рост  собственных доходов и  особенно налога на  прибыль.  однако,  обращаю  ваше  внимание    на то,  что  налог на  доходы  физических  лиц  вырос   только  на 1,9 % при официальном курсе  инфляции  5,4 %  и  хотим  ли мы этого или  не  хотим.  нравится  нам  или не  нравиться но  параметры любого бюджета  намертво  привязаны  к  ней.

Еще раз хочу  напомнить,  что бюджет не только финансовый документ,  а  политическая  программа  действующей исполнительной и законодательной власти, определяющая реализацию стратегии развития региона, конечной целью которой является повышение  жизненного  уровня   населения.  Но, он, к сожалению, не соответствует полноценному решению данной задачи.     Наша  фракция  последовательно  и настойчиво  указывала  на   несоответствие  целей  и  задач  принципам и  методам   формирования   бюджета.
                   
 

Обратим свое внимание на  расходную  часть ,  которая  выполнена  на  97,2 % от уточненного  и  нами  принятого   плана,  при  сложившемся   профиците  бюджета 3,4  млрд.  руб.   Это  является   прямым  укором и  Правительству   и Законодательному  Собранию,   и  должно   расцениваться   как   факт   не  выполнения   своих  прямых обязанностей  перед  жителями  и  экономикой  Ростовской  области.

Для бюджета области характерна  тенденция, сложившаяся  в последние  годы:   превышение фактического  исполнения планов по доходам  над прогнозными  показателями, что, на  наш   взгляд ,  объясняется  определенной   консервативностью при составлении бюджета.

В  то  же  время  -  неисполнение расходной части бюджета, на наш взгляд, это следствие пробелов в действующем законодательстве, чем, в частности, обусловлена высокая  расходная  нагрузка  в   последние  месяцы года, когда практически невозможно  реализовать все финансовые операции в полном  объеме. Например: в декабре прошлого года показатели объемов расходов областного бюджета  составляли 31,8% .  К числу  причин, вызывающих неисполнение  расходной части можно отнести низкую финансовую дисциплину  и отсутствие ответственности за неисполнение бюджетной росписи. Вызывает резкое неприятие некоторых формулировок,  определяющих  причины неисполнения расходной части.

По  мнению  министерства финансов, неисполнение  бюджетных назначений  в первую  очередь обусловлены следующими факторами: неосвоение  средств  недобросовестными подрядчиками  при  строительстве и капитальном ремонте,   экономия  по  итогам конкурсных  торгов, а  так  же   неполное  освоение  средств областного  бюджета , обусловленное введением  режима экономного  расходования  средств.  При  этом в  предыдущие  годы  ссылались  на мировой  кризис,    снижением  цены  на нефть и  санкциями..

Скажите, какие  критерии  лежат  в основе   всеобъемлющей  формулировки  об экономном  расходовании бюджетных  средств?    Как  в том  плане  расценивать совместную  работу депутатского корпуса,  Правительства  области, муниципальных  образований,   в период  формирования и принятия  бюджета  2016?    Ведь  на наши  возражения о несовершенстве принципов  формирования    бюджета  нас  уверяли ,  что  показатели  выверены  в  точности до  сотых  долей  рубля   и   что  они  исключительно  оптимальны.  Скажите, как  объяснить жителю  Ростовской области,  нуждающемуся  в переселении из аварийного  жилья, и  не получившему новое;  пациентам, месяцами томящихся в ожидании очереди на стационарное лечение;  жителям  поселка, изнывающего в летний  зной без воды,  что  их  проблемы не решены потому, что плановые показатели расходной части по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»    исполнены   на  89,0%,  что  не  все  средства освоены по  подразделу  «Стационарная   медицинская  помощь».
 

Каждый  житель донского края вправе спросить:  почему  раздел «Национальная экономика»    профинансирован  только   на  94.2%,  а  такие важнейшие  его  подразделы,  как «Транспорт»  и « Дорожное   хозяйство»  на 90,4  % и 92,1 %   соответственно.  И  это при   наличии   проблем   в пассжироперевозках  общественным траспортом,   когда жители  множества отдаленных населенных  пунктов  Ростовской  области оказались  отрезанными  от  областного  и  районных  центров,  и    низком    качестве  наших    автомобильных  дорог.

 
По  разделу  «Социальная политика»  исполнение  составило  98.8%.

При  этом  не  были  учтены  наши предложения   о внесении  поправок  в  Закон  «О ветеранах  Ростовской  области»  и  не  принят  закон  «О  детях  войны»

 
Мы  много и  красиво   говорим о  здоровье  нации ,   но   с постоянством, достойным  лучшего  применения , продолжаем  недофинансировать  подраздел

«Массовый спорт» ,  который    исполнен   только   на 94,8%.
 

Вряд  ли  надеется  утверждающий,  что   в  области  решены  все  проблемы  культуры.   Тем  не  менее  расходы  по  данному  разделу  исполнены   только на  94.5%.

 
Как  известно,  структурно  финасирование  расходной  части бюджета  реализуется  через  21  государственную программу .      Полностью  профинансированы  только  3  из них. Неиспользованные  назначения составляют  сумму 3,5  млрд.  руб.  что  составляет  около 4-х с  половиной   бюджетов  такого  муниципального  образования как  Кагальницкий   район.

В целом  из  14  разделов    классификации  расходов бюджета на  100%  плановых  назначений   исполнен      один –обслуживание государственного  и  муниципального  долга. Из 63 подразделов полностью профинансированы 9. Сумма  неисполнения  составляет  4 млрд. 156,5  миллионов,  что  составляет  более 4-х годовых   бюджетов   такого района  как Мартыновский.

Комментарии  в  данном случае  излишни.      При  этом  наибольшее количество  вопросов, связанных  с причинами  неисполнения  расходной части,  возникает к  министерствам  строительства,   ЖКХ,  минпромэнерго, транспорта.   

 

К  сожалению,  подавляющее  большинство  полученных  ответов, не  несет информации  о  вынесенных неотвратимых  наказаниях за  ненадлежащее исполнение   своих  обязанностей  и  допущенные  нарушения,  Когда,  наряду  со  множеством аргументов,   объективно и не очень, объясняющих  причины  неисполнения  расходной  части бюджета предлагается  такая  как  НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ,  то  это  прямо  говоря , выглядит цинично,   вызывает  серьезную  тревогу  и  приводят  к   еще большей  убежденности ,  что    финансовая   система    государства,  и     ее     региональная часть  опасно  больны.

 

Наша  фракция   открыто   настойчиво  и  последовательно  отстаивала  свои  позиции  при утверждении бюджета.  Они  остаются  неизменными.

Благодарю  за внимание