Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

С чего начинается школа? В продолжение статьи "Безобразие из трех букв". Печать
06.07.2009 17:50

Результаты Единого государственного экзамена наглядно продемонстрировали тот глубокий кризис, в котором находится современная российская школа. Да, "двойки" и "тройки" по ЕГЭ частично объясняются бестолковостью тестирования. Но нельзя сваливать все грехи только на закорючки и некорректные вопросы в тесте.

 

Из года в год падает качество школьного образования. Приемные комиссии ВУЗов бьют тревогу - с каждым годом уровень знаний абитуриентов все ниже и ниже. Мой знакомый преподаватель работает в приемной комиссии Южного федерального университета (бывший РГУ). Он жалуется - выпускники школ не могут ответить на самые элементарные вопросы. Даже в заявлениях о поступлении - десятки грамматических ошибок. Школьники разучились правильно говорить. С трудом связывают два слова без мата. В результате институт вынужден два-три года тратить на то, чтобы дать студенту те знания, которые по идеи он должен был получить в школе. А на специализацию, ради чего и существует высшее образование, тратится в два раза меньше времени. И причина здесь отнюдь не в ЕГЭ.

Последние годы школа переживала не лучшие времена. По программе "оптимизации школьного образования" сокращены десятки сельских школ. Я несколько лет учился в школе поселка Рассвет под Новочеркасском. Уже тогда, почти десять лет назад, к нам возили детей из трех соседних деревень. В прошлом году школьные автобусы ходили уже в десять.

Практически полностью уничтожены советские методики образования, Новые же меняются чуть ли не каждый год. В 8 классе на уроке истории нам рассказывали о Пугачеве, как о великом борце за народную свободу. В 10 классе он уже стал бандитом, который подрывал основы государственности. Едва освоившись с одной методичкой (а ее нужно не просто читать, а использовать на практике), учителя вынуждены переходить на другую и переворачивать уроки с ног на голову.

Остро стоит проблема с учебниками. Сегодня в Ростове-на-Дону комплект учебников для 1-го класса стоит в среднем 1.500 рублей. Плюс расходы на канцелярку и одежду. Для семьи с доходом в 5-6 тысяч рублей в месяц это нереально. Широко распространилась практика коллективной покупки учебников: например, на класс в 20 человек приобретается 10 - 12 учебников. по одному на парту. Ребята попеременно меняются ими, "ксерят" домашние задания.

Школы вымирают в прямом смысле слова. Вот данные по нескольким ростовским школам: школа № 11 - было 7 первых классов (1995 г.), осталось 2 (2008 г.); школа № 98 - было 5 первых классов (1996 г.), осталось 2 (2008 г.); школа № 113 - было 3 первых класса (1999 г.), с трудом набрали 1 (2008 г.). Когда я пришел учиться в первый класс, школа работала в две смены и с трудом составляла расписание - не хватало кабинетов. В девятом классе я уже учился в одну смену. А на последний звонок мы даже не смоглм заполнить школьную спортплощадку - в школе на 2.500 человек учится около 1.000.

Наши учителя привыкли жаловаться на низкую зарплату. Безусловно, это так. Мало кого привлекают 5-7 тысяч рублей в месяц. Но есть и оборотная сторона медали. Педагогический состав современной России на две трети никуда не годится. Не секрет, что в педагогические институты идут учиться в основном те, кто не попал в более престижные ВУЗы - требования к абитуриентам ниже. Моя знакомая учится на историческом факультете Ростовского государственного педагогического университета. Когда она поступала (пару лет назад), недобор в ВУЗ, с учетом всех без исключения заявок на поступление, составил почти 20 %. Неудивительно, что и конкурса фактически не было. Учится на "двойки" - "тройки", но сессию закрывают всем - иначе пришлось бы исключить не меньше трети студентов уже на первом курсе. Ребята получают заветные "корочки". Происходит еще один отсев - 90 % уходит работать в другие сферы. Остатки энтузиастов направляются в школу. Итог - учитель физкультуры преподает математику, русский язык и чтение в первом классе, как в школе у моей сестры. Думаю, о качестве знаний говорить не надо.

Геннадий Андреевич Зюганов очень точно подметил еще один, новый для нашей школы феномен - моральное разложение слоя учителей. Особенно гнетущее влияние на этот процесс имели выборы 2007 - 2008 гг. Ведь именно учителя были основой участковых избирательных комиссий и непосредственными исполнителями массовых фальсификаций итогов голосования. Впечатления от этой грязной кампании навсегда убили всякий авторитет закона в глазах в общем-то интеллигентных людей. Одна из моих знакомых сдала пробное ЕГЭ на "три". Не согласившись с результатом, она подала заявление на конфликтную комиссию. Учитель по обществознанию (именно об этом предмете идет речь) вызвала ее в школу и стала распекать - мол, это вредит авторитету школы. Когда она попыталась возразить, указав на свое право на конфликтную комиссию по закону, преподаватель перебила ее, заявив: "Здесь я - право и закон". Исторический ответ учителя по обществознанию.

Где-то, может быть, я и перегибаю палку. Уверен, в России немало школ, где работают талантливые преподаватели. С особой теплотой я вспоминаю своих учителей по истории и русскому языку. Они не только учили меня мыслить, но и грамотно излагать свои мысли в устной речи и на бумаге. Люди в высшей степени интеллигентные и законопослушные. Есть у нас и талантливая молодежь. Многие девчата с удовольствием пошли бы работать в школу, учить детей. Но в таком болоте, как сейчас, у них нет будущего.

КПРФ стала первой партией, предложившей альтернативу "оптимизации образования". Все последующие программы других партий были списаны у нас. Вопросы образования коммунисты всегда ставили на первое место. Низкое финансирование образования стало одной из главных причин, по которой фракция КПРФ в Госдуме голосовала против трехлетнего бюджета. Только наша партия обладает высокообразованными кадрами, способными вывести российскую школу из тупика.

Первый и главный вопрос нашей программы - финансирование образования. На госаппарат бюджет дает больше, чем на все образование, медицину и пенсии вместе взятые. Мы требуем повышения расходов на образование до 10 % от ВВП. Школы должны обеспечиваться учебниками за счет федерального и регионального бюджета. Надо остановить уничтожение сельских школ. Недопустимо, чтобы дети часами тряслись в автобусах или шли пешком на километры, чтобы попасть в школу. Надо прекратить эксперименты с методиками образования. У государства явно нет продуманной стратегии в этом вопросе. В гуманитарных предметах надо сделать упор на воспитание идеалов патриотизма, справедливости, уважения к закону. В технических науках надо пересмотреть советский опыт преподавания и, несколько дополнив его, вернуть в школу. Зарплату учителей надо поднять минимум до 10-12 тысяч рублей, а в перспективе - до уровня зарплаты среднего чиновника. Давайте построим новые и отремонтируем старые школы. В бюджете есть деньги на эти цели. Давайте обеспечим каждого школьника горячим питанием и учебниками за счет государства.

Образование - это будущее! А на будущем нельзя экономить.

Алексей Плахута,
Секретарь Ростовского ОК СКМ РФ