Заседание Консультативного Совета ГК КПРФ 4 февраля 2009 г. Печать
16.02.2009 00:45

 4 февраля в Ростове-на-Дону прошел Консультативный Совет ученых при Ростовском ОК КПРФ. В рамках его очередного заседания обсуждался доклад д.и.н. Малейко Л. А. на тему «Марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях».


      Проблема вызвала живой отклик и дискуссию между участниками Совета. Активное участие в ней приняли первый секретарь ОК КПРФ, депутат Государственной Думы Коломейцев Н. В. и первый секретарь Ростовского-на-Дону ГК КПРФ, депутат Законодательного собрания Ростовской области Бессонов Е. И..
       Приятно было видеть среди участников обсуждения доклада и молодых активистов.
       По итогам заседания членам Совета поставлена задача представить свои предложения и замечания по научно-теоретической справке.
       Приглашаем всех желаю принять участие в обсуждении.
       Свои предложения направлять  по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с пометкой «для Консультативного Совета».
      Следующее заседание ориентировочно состоится 4 марта.

Член Консультативного Совета при Ростовском-на-Дону ГК КПРФ
д.и.н. Малейко Л.А.

                                                                                   
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

К собеседованию на заседании Консультативного Совета по теме:«Марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях».


I. Общая характеристика понятия общественная формация.

       Общественно-экономическая формация – это исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства материальных благ и обозначающий особую ступень прогрессивного развития человечества.
      Классики марксизма-ленинизма научно определили пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
      История общественного развития, смены общественных формаций – это прежде всего история развития и смены способов производства как основной сферы общественной жизни,  чем и определяется изменение всех других структурных подразделений  общества. Способ производства – это единство двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений.

       Производительные силы – это система объективных и субъективных факторов производства, направленных на преобразования сил природы в целях удовлетворения человеческих потребностей. Главной производительной силой является работник –  человек обладающий знаниями, опытом, трудолюбием.  Предмет и средства труда вместе составляют средства производства.

       В процессе производства, обмена и распределения материальных благ люди вступают в объективные, материальные, независимые от их воли и сознания производственные (социально-экономические) отношения, определяемые уровнем развития производительных сил. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства (общественной или частной). Из всех сфер общественных отношений К.Маркс выделил именно производственные, экономические, как основу (базис) всех других отношений (политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.). Таким образом, производственные отношения составляют основу – базис каждого общества, на котором возвышается политико-юридическая надстройка и различные формы общественной мысли (идеологическая  надстройка).

       В основе смены формаций лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Уровень развития производительных сил определяет характер производственных отношений. Последние в свою очередь влияют на производительные силы, способствуя или препятствуя их росту. Диалектика производительных сил и производственных отношений выражается в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Отставание производственных отношений от производительных сил приводит к конфликту. Частичное разрешение этих противоречий может осуществляться в рамках данной формации, но их полное разрешение возможно лишь в ходе социальной революции и переходу к более прогрессивной формации.

      Общественная формация используется для обозначения качественно различных типов общества. Но в переходный период от одной формации к другой могут существовать элементы старых способов производства  и нарождающихся новых в форме общественно-экономических укладов.

      Можно выделить и три «больших» формации, близких по типу собственности и классовым противоречиям: первичную, доклассовую, основанную на общей собственности (первобытнообщинный строй); вторичную, классовую, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество и капитализм); и коммунистическую общественную формацию – бесклассовую, основанную на общественной собственности.

      При анализе общественных явлений необходимо прежде всего руководствоваться такими принципами марксистско-ленинской методологии как: материалистический (первичность материи и вторичность сознания), диалектический (рассмотрение явлений в их развитии), исторический (познания явлений в ходе их становления и развития и в связи с порождаемыми их условиями), то есть руководствоваться диалектическим и историческим материализмом, а также классовым и формационным принципами.

II.

     Теперь кратко рассмотрим становление, развитие и основные черты каждой общественно-экономической формации в отдельности. Им присущи свои особые законы возникновения и развития, специфические противоречия и движущие силы.

      1. Первобытнообщинный строй – первая в истории человечества общественная формация, охватывающая период от возникновения человека (выделение его из мира животных) до возникновения классового общества. Для его производственных отношений характерна коллективистская (общественная) собственность и уравнительный способ распределения продуктов. Ещё нет частной собственности, эксплуатации, экономического неравенства, классов. Коллективистский характер и уравнительное распределение обусловливались крайне низким уровнем развития производительных сил. Хозяйство было присваивающим (дары природы) с помощью изготовления орудий из камня и дерева. Основной способ добычи средств к жизни были охота, собирательство, позднее – рыболовство.

      Выделяется два этапа первобытнообщинного строя – ранней первобытной общины (или первобытной коммуны) и поздней первобытной общины – последней стадии эволюции первобытнообщинного строя, на смену ему пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества.

      2. Рабовладельческий строй – первая в истории человеческого общества классовая общественная формация, основанная на частной («античной») форме собственности и эксплуатации человека человеком. Рабство возникло на базе разложения первобытнообщинного строя у наиболее развитых в древности народов Азии и Африки и достигло своего высшего развития в Др. Греции и в Др. Риме. Многие народы, особенно в средней, северной и восточной Европе (германцы, славяне и др.) миновали рабовладельческий строй, перейдя непосредственно от первобытнообщинного к феодальному.

      Основными классами рабовладельческого строя были рабовладельцы и рабы. Рабы не имели своих средств труда, они сами и результаты их труда являлись собственностью хозяина, рабовладельца. Раб считался вещью, а не личностью. Он подвергался жестокой эксплуатации путем внеэкономического принуждения.

      Рабовладельческий способ производства возник на поздней ступени развития первобытного общества, когда в результате перехода от каменных орудий труда к медным, бронзовым, а позднее и железным, стало возможно появление частной собственности и создание прибавочного продукта. Несмотря на натуральный в целом характер рабовладельческого производства (всё необходимое для потребления создавалось внутри хозяйства), определённое развитие получили товарное производство и товарный обмен, зародившиеся ещё в условиях разложения первобытнообщинного строя.  Товаром были и сами рабы (работорговля). Но товарное производство оставалось придатком к натуральному, носило подчинённый характер. При этом преобладающая часть прибавочного продукта, созданного прибавочным трудом рабов, не принимала товарной формы и расходовалась на непроизводственные цели (строительство дворцов, храмов и т.д.).

      Рабовладелец был не заинтересован в развитии производства, так как рабочая тяга (скот) и рабы были бесплатными для хозяина, а у рабов отсутствовала заинтересованность в результатах своего труда.  Производственные отношения сравнительно скоро превратились из силы содействующей развитию производительных сил в тормоз их развития. Рабовладельческий способ производства становится экономически невыгодным, и должен был уступить место другому, прогрессивному способу производства.

      Конечно же, имела место и классовая борьба, доходившая до стихийных восстаний рабов, но основной причиной гибели рабовладельческого способа производства было не результатом «революций рабов», а в конечном итоге было обусловлено экономическим строем, сковывавшим развитие производительных сил. «Рабство перестало окупать себя и потому отмерло» (Ф. Энгельс).

     3. Феодализм – общественно-экономическая формация, идущая на смену рабовладельческому или первобытнообщинному (для тех регионов, которые миновали период рабства) строю.

     Его основные признаки:
  •   господство натурального хозяйства;
  •   сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) землепользования. Земля становится собственностью феодала, крестьянин вёл своё хозяйство на надельной земле своими средствами производства, а у помещика обрабатывал его землю (барщина);
  •   личная зависимость крестьянина от феодала, неэкономическое принуждение крестьянина к прибавочному труду;-   крайне низкое и рутинное состояние техники.
      Основной экономический закон феодализма – производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты, присваиваемой путём внеэкономического принуждения к труду лично и в виде отработочной ренты (барщина), ренты продуктами и деньгами (оброк). Основными формами феодального производства были, таким образом, барщинное и оброчное хозяйства.

     Утверждение феодального способа производства происходило на базе разложения первобытнообщинного строя, а в рабовладельческих обществах – в ходе обострения противоречий между складывающимся феодальным укладом и рабовладельческой системой, тормозившей развитие производительных сил. В земледельческой общине усиливалось имущественное неравенство, выделялся слой родовой знати. Усиление эксплуатации способствовало обострению классовой борьбы, в которой главную роль играли уже не рабы, а крестьяне.

     Процесс феодализации – это становление феодальных производственных отношений, то есть с одной стороны превращение свободных мелких производителей в феодальных зависимых крестьян, а с другой – формирование крупных феодальных землевладельцев и класса феодалов, а также феодальной надстройки. Формирование феодального способа производства обусловило специфические черты социально-политического строя – его сословный характер, иерархическую структуру господствующего класса.

    4. Капитализм (становление и развитие, суть, неизбежность гибели).

     Капиталистический строй – закономерный этап в прогрессивном развитии человеческого общества, общественно-экономическая формация, идущая на смену феодальному обществу.

    Капиталистический уклад сложился в недрах феодализма на базе простого товарного производства в процессе роста товарно-денежных отношений и превращения их в господствующие, формирования класса наёмных рабочих, лишённых средств производства, и класса капиталистов. В истории развития капитализма В. И. Ленина выделял два момента: превращение натурального хозяйства производителей в товарное и превращение товарного хозяйства в капиталистическое, когда товаром становится рабочая сила (т. 1, с. 87). Он также выделял два пути становления буржуазных отношений в аграрном секторе: помещичий («прусский»), - путем постепенного превращения помещичьего крепостнического хозяйства в буржуазное и крестьянский («американский») – путем превращения патриальхального крестьянского хозяйства в капиталистическое фермерское.

     Первоначальное накопление капитала (предыстория капитализма) осуществлялось в недрах феодализма методами насильственного массового отделения непосредственных производителей (крестьян и ремесленников) от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в наемных работников, продавцов рабочей силы и с другой стороны – сосредоточение в руках нарождающейся буржуазии все большего капитала. (В ходе контрреволюционного переворота в России в 90- е годы первоначальное накоплением осуществлялось методом  обмана и насилия путем передачи (по существу бесплатной) в руки новой буржуазии общенародных средств производства).

     Основным экономическим законом капитализма является  закон производства максимума прибавочной стоимости и присвоения её капиталистами. Стоимость создаваемая рабочим превышает стоимость его рабочей силы, вся стоимость создаваемая сверх стоимости рабочей силы образует прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистами. В этом сущность капиталистической эксплуатации.

     Производство ради прибыли и закон конкурентной борьбы вынуждает капиталиста постоянно увеличивать капитал, расширять и совершенствовать производительные силы.

     Развитие производительных сил капиталистического уклада вступает в противоречие с феодальными производственными отношениями. Создаются материальные предпосылки для буржуазных революций (XVI – XVIII вв.).

    Дальнейшее накопление капитала и расширенное воспроизводство капиталистических отношений сделали буржуазную эпоху периодом небывалого роста уровня и качества производительных сил, постоянных переворотов в технике и организации производства, сопровождавшихся высоким уровнем концентрации производства, его обобществлением,  и в конце 19 – начале 20 века обеспечило вступление капитализма в новую, высшую стадию его развития – империализм. Всесторонняя характеристика этого процесса и признаков империализма даны в работе В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия в развитии капитализма». Кратко и ёмко суть и историческое место империализма сформулированы следующим образом: «Империализм есть особая историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1) – монополистический капитализм; (2) – паразитический или загнивающий капитализм; (3) – умирающий капитализм» (т. 30, с. 163).

     Конкретизируя эти положения он показал, что в эпоху империализма происходит смена свободной конкуренции господством монополий; слияние банковского капитала с промышленным; усиливается вывоз капитала; начинается раздел мира между монополиями капиталистических держав; наступает эпоха империалистических войн за сферы монопольного хозяйствования во всём мире.  Одной из важнейших закономерностей развития империализма становится тенденция к росту государственно-монополистического капитализма. Однако он не в состоянии разрешить основные противоречия капитализма. Государственно-монополистическое регулирование не в состоянии обуздать стихийные силы капиталистической экономики.

     Резко обостряются внутренние и внешние антагонизмы и возникают новые. Прекращается развитие капитализма по восходящей линии, из прогрессивного он становится реакционным. Мирное и плавное развитие капитализма сменяется прерывистым, скачкообразным, циклическим. Капитализм пережил свой исторический век, наступил его общий, системный кризис.Резкое обострение противоречий между высоким уровнем и качеством капиталистических производительных сил и характером производственных отношений в условиях новой мировой научно – технической революции, между общественным характером производства и частной формой присвоения требует ликвидации частной собственности и установления общественной собственности на основные средства производства и соответствующих изменений в политико-юридической и идеологической надстройке. Вместе с развитием материальных производительных сил претерпевала качественные изменения и главная производительная сила общества – человек, Капитализм создал высоко организованную и сплочённую армию пролетариев, способную свергнуть капитализм революционной силой. « Капитализм - говориться в новой редакции программы КПРФ – сам создает предпосылки для установления более совершенного общественного строя. Главная материалистическая основа неизбежного наступления социализма состоит в обобществлении производства. Движущей силой этого процесса был и остается человек труда, рабочий класс»..

     Первый системный кризис капитализма и порожденная им первая мировая война привели к победе социалистической революции в России, оказавшейся наиболее слабым звеном в цепи капиталистических стран.

     Таким образом, В.И. Ленин показал, что в эпоху империализма полностью созревают объективные предпосылки для революционного перехода к новому общественному строю, а также сделал вывод, что в этих условиях возрастает роль субъективного фактора (действий людей, классов, партий) и он приобретает решающее значение. Это ленинское положение учтено в решениях XIII съезда КПРФ, который в условиях современного кризиса и неизбежности роста  социальной напряженности в стране наметил целую систему партийно–организованных и идеологических мер по повышению активности и оперативности в действиях ЦК, его отделов и региональных парткомов, поставил перед ними задачу постоянно отслеживать динамику кризисных процессов и своевременно поддерживать и стимулировать протестные акции трудящихся.

     Великая Октябрьская социалистическая революция в России, совершенная под руководством В.И. Ленина, партии большевиков, положила начало общему кризису капитализма - процессу постепенной смены капиталистического способа производства социалистическим. Второй кризис капитализма в 30 – е годы и вторая мировая война завершились победой народно – демократических и социалистических революций в ряде стран Восточной Европы и Азии, крахом колониальной системы капитализма и образованием мировой социалистической системы.

     На рубеже 70-80-х гг. США и страны Западной Европы охватил очередной острый кризис, поставивший их на грань краха, но тогда им удалось устоять, спастись за счет контрреволюционных переворотов в СССР и ряде стран Восточной Европы и использованием их богатств и рынков сбыта.

     Еще в 60- е гг. XX столетия в документах КПСС и мирового коммунистического движения был сделан вывод о характере современной эпохи – как эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Но после реставрации капитализма в  СССР и ряде других стран, в обстановке отступления революционного движения был временно снят – не находил отражения в документах, как неактуальный и для многих сомнительный в тех условиях. Анализ мирового революционного процесса в последние годы позволил КПРФ в новой редакции Программы подтвердить этот вывод. «Несмотря на временные отступления революционного движения, современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму…Силы социализма зреют и растут».

     Ленинское учение об империализме получило подтверждение и дальнейшее развитие в документах и материалах XIII съезда КПРФ. Сделан вывод, что в конце XX века мир вступил в эпоху глобализации, расширения мирохозяйственных связей, но оно обернулось не равноправной интеграцией народов, а глобализмом – новой формой империализма, когда более выпукло проявляется загнивающий и паразитический характер империализма. Дана также характеристика признаков, особенностей современного империализма (конец ХХ – начало XXI в.в.)  и политики империалистической глобализации (см. Программу КПРФ раздел I и резолюцию XIII съезда «Будущее мира – социализм»). На этой стадии капитал промышленный окончательно порабощается капиталом финансовым, спекулятивным; усиливается рост политического влияния транснациональных корпораций; идёт новый передел мира, перераспределяются сферы влияния, нарастает борьба за контроль над природными ресурсами планеты, для чего активно используются военно-политические блоки, локальные войны, что создаёт угрозу новой мировой войны; хищнический и расточительный характер империализма и вступление стран «золотого миллиарда» в период, именуемый «потребительским обществом»; использование новейших технологий для зомбирования населения планеты и т.д. Человечество столкнулось с обострением многих проблем и угроз и все они следствие тупика в развитии капитализма.

     Нынешний глобальный финансовый и экономический кризис является очередным обострением системного кризиса капитализма в эпоху империализма. С одной стороны, он убедительно  выявил пороки капиталистической системы, ещё раз показал несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил, разрушается миф об устойчивости экономической системы капитализма и саморегулируемом рынке, о «народном капитализме», а с другой  - подтверждает преимущество социализма, эффективность принципа построения экономики на основе общественной собственности и планового ведения хозяйства.

    Эти положения и оценки касаются всего современного империалистического мира, включая Россию, которая обманом и насилием возвращена к капитализму. Но при этом необходимо учитывать и особенности реставрации капитализма в России, формирования его производительных сил и производственных отношений.

     Капиталистический способ производства в России  сложился не в результате перехода от феодализма к более прогрессивному общественному строю, а наоборот, в результате контрреволюционного переворота и перехода от социализма к капитализму. Производительные силы капитализма были созданы на материально-технической базе социализма путем ваучеризации, по существу почти бесплатной передачи основных средств производства в частную собственность новой буржуазии. При этом в силу разрушений, погромов объем производительных сил существенно сократился, изменилась их структура, экономика приобрела сырьевой характер, многие отрасли производства ликвидированы. В сфере производственных отношений сохраняются как элементы социалистического уклада (колхозы и др. формы кооперации…) так и возникли элементы феодального уклада (сельское население по существу перешло к натуральному способу хозяйствования), изменилась кассовая структура общества, хотя этот процесс ещё не завершён.

      Реставрация капитализма, политика новой буржуазии и её режима антинаучны, антиисторичны, антинародны, противоположены объективным законам общественного развития, ведут страну не вперед, к прогрессу, а назад и обернулись общенациональной катастрофой и геноцидом народа. Отсюда неизбежна новая социалистическая революция. К тому же всякая контрреволюция завершается новой революцией – таков объективный закон всемирной истории.

     5. Коммунизм – социально-экономическая формация, идущая на смену капитализму.Впервые объективная необходимость замены капитализма коммунизмом была научно обоснована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вскрыв основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частной капиталистической формой присвоения, они показали, что разрешение этого противоречия ведёт к ликвидации частной собственности и установлению общественной собственности на средства производства и что коммунизм проходит в своём развитии две фазы: первую или низшую – социализм и вторую или высшую – полный коммунизм. Они также обосновали необходимость переходного периода от капитализма к социализму для создания материально-технической базы социализма, преобразования производственных отношений, ликвидацию всех форм капиталистических и докапиталистических отношений, для утверждения социалистической идеологии и культуры. Таким образом, весь процесс перехода от капитализма к коммунизму проходит через переходной период к социализму, социализм, как низшую фазу коммунизма и полный коммунизм, как высшую фазу коммунистической формации.

      Учение о коммунизме получило дальнейшее развитие в трудах В.И. Ленина. Он всесторонне разработал учение о переходном периоде от капитализма к социализму, его классах и укладах, на основе обобщения опыта строительства социализма обогатил и конкретизировал учение о двух фазах коммунизма, о материально-технической базе социализма и путях её создания.

     Социализм и коммунизм обладают общностью коренных признаков – однотипной по своей природе общественной собственностью на средства производства, исключающей деление общества на антагонистические классы и эксплуатацию человека человеком; развитие общественного производства осуществляется планомерно; целью производства становится наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся и их всестороннее развитие; управление экономическими и социальными процессами осуществляется самими трудящимися через социалистическое государство, а в последствии через органы коммунистического самоуправления и т.д. При социализме в условиях общественной собственности, противоречие между производительными силами и производственными отношениями не доходит до конфликта. Опираясь на познания законов развития социалистического способа производства, государство имеет возможность  своевременно улавливать возникающие противоречия и разрабатывать конкретные меры для их устранения.

      Но между ними имеются и существенные различия, определяемые разной степенью зрелости производительных сил и общественных отношений, уровнем развития науки и культуры и др. Социализм выходит из недр капитализма и поэтому несёт на себе отпечаток старого общества. Коммунизм же развивается на своей собственной основе и полностью устраняет родимые пятна капиталистического общества. На стадии социализма материально-техническая база ещё не обеспечивает изобилия материальных благ и возможностей их распределения по потребностям. При социализме принцип их распределения «от каждого – по способностям, каждому – по количеству и качеству труда», а при полном коммунизме «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

      Марксистко-ленинское учение о коммунизме творчески развивалось в документах КПСС, особенно в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС (1961 г.). В неё была дана развёрнутая характеристика коммунизма, определены три взаимосвязанные задачи его строительства – создание его материально-технической базы, преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические и формирование нового человека, предпринята попытка конкретизации путей осуществления этих задач. Конечно, сроки решения этих задач  оказались явно нереальными, да и постановка вопроса о непосредственном переходе к коммунизму была несвоевременна, предстояло ещё решение первоочередных задач по совершенствованию социализма.

     «Коммунизм – говорилось в Программе КПСС – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком  и осуществится великий принцип  «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (подчеркнуто нами).

     Конечно, в развитии высшей фазы коммунизма будут свои этапы.

     Каковы эти этапы и в чём будут состоять их особенности, покажет будущее.

    Вопросы формирования коммунистической формации нашли некоторое отражение и в новой редакции Программы КПРФ, принятой на XIII съезде партии, в разделе «Три этапа развития страны», при характеристике второго и третьего этапов. Здесь определены конкретные задачи переходного периода от капитализма к социализму, пути окончательного формирования социалистических общественных отношений, обеспечения устойчивого развития социалистического строя на собственной основе, дана более развёрнутая характеристика социализма. О коммунизме очень лаконично сказано, что по мере развития социализма закладываются предпосылки для становления коммунизма – исторического будущего человечества и что он будет характеризоваться неизмеримо более высоким, чем при социализме, уровнем общественных отношений, представлять собой бесклассовую ассоциацию, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.


Член Консультативного Совета при Ростовском-на-Дону ГК КПРФ
д.и.н. Малейко Л.А.15.01.2009 г


Литература и источники:

  1. Советские учебники и словари по историческому материализму и политической экономии, энциклопедические справочники
  2. Документы и материалы XIII съезда КПРФ
  3. Произведения классиков марксизма-ленинизма:
К. Маркс:
  •  «Манифест коммунистической партии»
  • «Критика готской программы»
  • «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

К. Маркс и Ф. Энгельс:

 «Немецкая идеология»

Ф. Энгельс:
  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  •  «Анти-Дюринг»В.И. Ленин:
  • «Империализм, как высшая стадия в развитии капитализма»
  • «Очередные задачи советской власти»
  •  Последние статьи и письма