Ростовские новости:
|
Новости KPRF.RU
Новости Кубани
|
Внимание!
В файловом архиве размещен видеоотчет о работе Ростовского областного отделения КПРФ за 2010 г.
Для просмотра необходимо перейти по ссылкам ниже:
Стенограмма парламентских слушаний от 26 мая 2009 г. |
![]() |
05.06.2009 12:47 | |||
С Т Е Н О Г Р А М М А
г. Ростов-на-Дону
Уважаемые депутаты, уважаемые приглашенные! Сегодня Законодательное Собрание Ростовской области проводит парламентские слушания на тему «О мерах по обеспечению устойчивой работы промышленного комплекса Ростовской области». В парламентских слушаниях принимают участие первый заместитель Главы Администрации Ростовской области – Вице-губернатор Сергей Макарович Назаров, Председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Васильевич Усачев, депутат Государственной Думы Николай Васильевич Коломейцев. Учитывая, что в этом зале присутствует немало представителей бизнес-сообщества области, хотел бы поздравить их с отмечаемым сегодня Днем российского предпринимательства и пожелать, чтобы нашими общими усилиями негативные тенденции в экономике области в максимально короткие сроки переросли в позитивные, чему, надеюсь, будут способствовать и эти слушания. Уважаемые участники заседания, изначально для парламентских слушаний была заявлена более широкая тема – обсудить весь комплекс мер по обеспечению устойчивого социально-экономического развития нашей области. Однако в ходе подготовки вопроса мы приняли решение детально рассмотреть только ситуацию в промышленном комплексе региона. Это произошло по следующим причинам. Кроме того, в последние месяцы Законодательное Собрание неоднократно рассматривало вышеперечисленные вопросы в рамках «Правительственного часа», на заседаниях комитетов, заседаниях фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» и фракции КПРФ. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ростовской области предпринимались всевозможные усилия как со стороны Администрации Ростовской области, так и Законодательного Собрания. Приняты меры по обеспечению сбалансированности областного и муниципальных бюджетов. Начиная с ноября 2008 года, ужесточен режим расходования средств, и сокращены текущие расходы на содержание областных органов исполнительной власти и Законодательного Собрания. Аналогичные меры приняты по обеспечению исполнения местных бюджетов. Серьезное уменьшение параметров областного бюджета на 2009 год было принято в январе текущего года, но и при этом сегодня мы имеем бюджет с доходной частью на 10 процентов больше, чем в прошлом году. С октября прошлого года по май текущего года проведены мероприятия, направленные на обсуждение и подготовку законодательных предложений по вопросу устойчивого социально-экономического развития страны и области. Состоялось два заседания «круглого стола» при Законодательном Собрании, был рассмотрен проект закона о социальном партнерстве в Ростовской области, который должен определить правовые положения организаций, функционирование, укрепление и развитие системы социального партнерства на Дону. Проведено обсуждение программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и мер по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области. В январе и апреле мы провели два «правительственных часа» по актуальным темам: «О мерах по стабилизации цен на социально значимые товары и тарифной политике в Ростовской области» и «О мерах по стабилизации ситуации на рынке труда Ростовской области». И эта практика, коллеги, будет продолжена и дальше. Еще одним направлением нашей деятельности стала подготовка нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития нашей области. Областным законом снижена налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 15 до 10 процентов. Администрацией области на сегодня разрабатывается проект закона о приоритетном экономическом развитии муниципальных образований в Восточно-Донбасской агломерации Ростовской области в части предоставления региональной поддержки органами госвласти Ростовской области хозяйствующим субъектам шахтерских территорий. Не менее серьезную работу мы провели в плане подготовки антикризисных предложений в адрес федеральных органов госвласти: в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направлен ряд наших законодательных инициатив по оздоровлению ситуации в экономике и на рынке труда. В частности, мы предложили перенести сроки введения в действие отдельных положений Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», связанных с предоставлением торговых мест на розничных рынках универсального типа в упрощенном порядке гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством. Была оформлена законодательная инициатива по Федеральному закону 159-ФЗ в части условий преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества, находящегося в госсобственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований. Нами внесено предложение относительно размера субсидии на организацию самозанятости безработных граждан, мы предлагали прировнять ее к сумме годового размера максимальной величины пособия по безработице, это 58800. И 21 апреля Председатель Правительства России уже подписал соответствующие документы. Размер финансовой поддержки гражданам, которые захотят открыть свое дело, увеличен до 59 тыс. рублей. Подготовлен и рассмотрен в Государственной Думе ряд других не менее важных предложений. Перечисленные выше, а также грамотные шаги, предпринятые Администрацией Ростовской области, привели к тому результату, который на сегодня мы имеем в области. Нужно отметить, что неплохо в период всеобщего падения чувствовало себя сельхозпроизводство. Уважаемые участники парламентских слушаний, программа парламентских слушаний вам роздана. Предлагается следующий регламент их проведения. Для доклада предоставить 20 минут и для ответов докладчика на вопросы – до 10 минут, для выступлений участников – до 7 минут. Провести парламентские слушания без перерыва в течение двух с половиной часов. Коллеги, возражений не будет? Принимается. Вопросы докладчику могут направляться в президиум в письменной форме или задаваться с разрешения председательствующего из зала. Переносной микрофон у нас в зале имеется, поэтому все желающие могут воспользоваться. Позвольте, слово для доклада предоставить Михалеву Сергею Александровичу, министру энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области. Пожалуйста, Сергей Александрович. Михалев С.А. Уважаемый Виктор Ефимович, уважаемые коллеги! Индекс промышленного производства по итогам 2008 года в Ростовской области составил 105 процентов к уровню соответствующего периода 2007 года. В то же время с ноября 2008 года помесячная динамика индекса отрицательная: 85,9 процентов к ноябрю 2007 года, в декабре – 83,5 к декабрю 2007 года. Такая ситуация является следствием мирового финансового и экономического кризиса. Первыми и в наиболее острой форме влияние кризиса ощутили на себе добывающие и обрабатывающие производства, особенно металлургия, машиностроение. Индекс промышленного производства по обрабатывающим видам деятельности по итогам 2008 года составил 105,8 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года, в ноябре 2008 года – 85,1 процента к ноябрю 2007 года, в декабре только 82,5 процента. Такая картина в целом характерна для многих промышленно развитых регионов России. По данным Минрегионразвития Российской Федерации, снижение индекса производства до уровня 80 процентов и ниже наблюдается в таких субъектах Российской Федерации, как Кемеровская, Нижегородская, Самарская, Волгоградская, Липецкая, Московская, Смоленская, Тверская область и в городах Москва и Санкт-Петербург. Поэтому ситуации и проблемы в промышленном комплексе региона необходимо рассматривать в контексте общероссийских, общемировых тенденций, вызванных кризисом. Это практическая недоступность кредитных ресурсов, снижение платежеспособного спроса на продукцию промышленных предприятий, недостаток инвестиционных ресурсов и оборотных средств, вынужденное сокращение производственных программ, перенос сроков реализации инвестиционных проектов, сокращение численности работников, изменение режима работы предприятий, возникновение задолженности и неплатежей прежде всего ресурсоснабжающим организациям. По инициативе и при поддержке Администрации области ряду крупнейших предприятий уже оказана помощь со стороны федеральных органов власти. В 2009 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года дополнительно из федерального бюджета на эти цели предусмотрено 6 млрд. рублей. Совместным приказом Минпромторга и Минфина России от 12 февраля 2009 года принято решение о распределении 1,5 млрд. рублей между предприятиями-экспортерами по ставкам заявок 2008 года. В данный перечень был включен Роствертол – 28,2 млн. По предприятиям оборонно-промышленного комплекса Главой Администрации (Губернатором) области Владимиром Федоровичем Чубом в адрес Министра промышленности и торговли Российской Федерации направлено обращение об оказании содействия донским предприятиям при получении субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года «Об утверждении правил предоставления в 2008-2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения о банкротстве. В соответствии с постановлением Правительства и приказом Министерства финансов Российской Федерации в настоящее время на рассмотрение Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей гособоронзаказа находятся пакеты документов на получение господдержки предприятий: «Красный гидропресс»; «Комбинат Каменский»; «Рубин»; «Квант»; «Градиент», а также завода «Прибой» в составе корпорации «Океан-прибор» и «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева» в составе объединенной авиакорпорации. В целях своевременного выполнения гособоронзаказа Роствертолом и Сбербанком России 12 мая 2009 года подписан договор о предоставлении кредитных средств предприятию на общую сумму 3 млрд. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года и постановлением Администрации Ростовской области от 30 марта 2009 года осуществлено списание задолженности по пеням и штрафам в федеральный и областной бюджеты Азовскому оптико-механическому заводу на общую сумму 22,5 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 года «Таганрогская авиация» осуществляет погашение основной части задолженности по графику реструктуризации в размере 88 млн. рублей. «Алмаз» подал документы на реструктуризацию задолженности в сумме 44 млн. рублей. Для обеспечения устойчивой работы предприятий ОПК в условиях кризиса Губернатором области направлено в Правительство Российской Федерации обращение о необходимости оперативной поддержки предприятий комплекса, в том числе в части уменьшения проведения конкурсных процедур, увеличения авансирования государственно-оборонного заказа, обеспечения размещения госзаказа до начала года, в котором он должен быть выполнен. Уже было отмечено, что именно предприятия машиностроения в числе первых ощутили на себе влияние кризиса. Не стало исключением и одно из крупнейших предприятий области – завод «Ростсельмаш», ситуация на котором к концу прошлого года была крайне сложная. Благодаря своевременному обращению Губернатора Ростовской области к Премьер-министру Российской Федерации в декабре прошлого года Владимир Владимирович Путин провел совещание на «Ростсельмаше» по вопросу оздоровления ситуации в российском сельскохозяйственном машиностроении, по результатам которого было разработан ряд мер и оказана федеральная поддержка. Правительством приняты меры по поддержке сельхозмашиностроения, в том числе по стимулированию платежеспособного спроса, защите рынка методом таможенного регулирования, субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам. В рамках поддержки отечественного сельхозмашиностроения по линии Росагролизинга в марте «Ростсельмашем» получено 5 млрд. рублей. В результате в марте и апреле предприятие уже работало без сокращения продолжительности рабочего дня и рабочей недели. В настоящее время заработная плата работающим выплачивается вовремя в полном объеме. В планах руководства предприятия инвестиции в производство составляют в этом году 1,5 млрд. рублей. В этом году запущены в производство роторный комбайн «Торум» и три модели тракторов. Для стабилизации ситуации Губернатор области обратился в Правительство Российской Федерации по вопросу необходимости разработки отдельных антикризисных мер по предприятиям транспортного машиностроения, углеграфитной металлургии. В том числе в результате этого на заседании комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенной тарифной политике принято решение об установлении ввозных таможенных пошлин на нефтяной, пековый и кольчатый коксы – нулевой ставки и 5 процентной ставки на графитовые электроды. Отдельно остановлюсь на поддержке предприятий автомобилестроения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года № 24 из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. рублей российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, направленным на технологическое перевооружение. 30 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации № 262 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на эти цели. Распоряжением Правительства от 9 февраля увеличены бюджетные ассигнования на закупку федеральными органами исполнительной власти в 2009 году автомобильной техники, производимой на территории России, на 12,5 миллиардов. Пунктом 3 данного распоряжения средства федерального бюджета в размере 2 млрд. рублей направлены на предоставление в 2009 году российским кредитным организациям субсидии на возмещение выпадающих доходов в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка по кредитам, выданным российским кредитным организациям в 2009 году физическим лицам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации. Для включения продукции Таганрогского автомобильного завода в указанный перечень автомобильной техники направлено обращение Вице-губернатора Сергея Макаровича Назарова к Министру промышленности, торговли Российской Федерации. В свою очередь Таганрогским автомобильным заводом представлены в Минпромторг России необходимые документы. Данный вопрос в том числе обсуждался во время визита Министра промышленности и торговли Российской Федерации Христенко в Ростовскую область 24 апреля этого года. Постановлением Правительства от 24 марта № 253 «Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектам Российской Федерации» на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники из федерального бюджета выделяются средства при условии софианнсирования со стороны субъектов Российской Федерации. По инициативе Администрации Ростовской области в перечень продукции, по которой осуществляется субсидирование, включена продукция Ростовского автобусного завода и Донецкого экскаваторного. Кроме этого, Администрацией области для включения в общую заявку дополнительно направлен перечень продукции Таганрогского автомобильного завода. Под руководством Губернатора области работает комиссия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития. Деятельность комиссии осуществляется по основным направлениям, координацию которых осуществляют рабочие группы. Губернатор области обратился к руководителю Внешэкономбанка с просьбой о первоочередном направлении государственных федеральных средств, полученных в рамках предоставленных субсидированных кредитов на рефинансирование зарубежных долгов промышленных предприятий области «Таганрогский автомобильный завод», «Таганрогский металлургический завод». Стратегией предусматривается создание законодательной и методической базы энергосбережения с целью внедрения современных энергоэффективных технологий и оборудования, создание условий, стимулирующих энергосбережение. В рамках реализации антикризисных мер в целях предотвращения отключения и ограничения поставок газа, электроэнергии предприятиям, обеспечивающим выполнение гособоронзаказа или поставку тепла населению, минпромэнергом области достигнута договоренность с ресурсоснабжающими организациями по отсрочке и реструктуризации имеющейся задолженности по предприятиям: «Новочеркасский завод синтетических продуктов»; «Сулинский металлургический завод»; «Таганрогская авиация»; «Красный гидропресс»; «Азовский оптико-механический завод» и некоторым другим. В областном бюджете в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам на реализацию экспортных контрактов на 2009 год предусмотрено 11,6 млн. рублей. Предоставление субсидий инновационной деятельности бюджета в целях возмещения затрат, направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции. И наконец, о ситуации в угольной отрасли, где положение в настоящее время наиболее сложное. Ситуация в угольной отрасли Восточного Донбасса тяжелая. За время проведения реструктуризации угольной промышленности в регионе, несмотря на закрытие особо убыточных шахт, значительно ухудшились основные технико-экономические показатели их деятельности: снизилась численность персонала, производительность труда, выросла себестоимость продукции. В процессе реструктуризации были закрыты наиболее убыточные предприятия. В настоящее время тринадцать работает, строится пять. Остановлюсь на основных причинах сложившейся ситуации. На сегодняшний день наметилась тенденция, когда предпочтение отдается не угольным электростанциям, которые являются основными потребителями угля, а газовым. В ряде случаев имеющиеся угольные электростанции переходят на газ. Это характерно для многих регионов. Так, Новочеркасская ГРЭС, крупнейшая на юге России угольная ТЭС, которая проектировалась и строилась как основной потребитель угля, в конце 2008 года два месяца работали лишь на газе, накапливая на складе запасы угля. Это является деструктивным фактором для угледобывающих компаний. Угольные компании области 12 декабря 2008 года выиграли конкурс на поставку в 2009 году 2,5 млн. тонн угля на Новочеркасскую ГРЭС, однако контракты заключены только в конце января 2009 года. ОГК-6 постоянно снижает объемы генерации на Новочеркаасскую ГРЭС, нагружая при этом другие свои филиалы. Нет четкого графика поставки угля на Новочеркасскую станцию, заявки и оплаты угля производятся в рамках месячного задания, которое варьируется от 50 до 200 тыс. тонн, остальной уголь принимается на хранение с оплатой по мере реализации. Негативное влияние на стабилизацию ситуации в угольной промышленности Ростовской области, да и других отраслей, я думаю, оказывает незащищенность внутреннего рынка угольной продукции. Отсутствие в действующем законодательстве положений, ограничивающих ввоз на территорию Российской Федерации, в том числе на территорию Ростовской области импортного угля, привело к затовариванию рынка углем по демпинговым ценам с территории Украины и снижению конкурентоспособности угольных компаний Ростовской области. Наличие в Украине программ государственной поддержки угольной промышленности позволяет снижать цену на свою продукцию. В настоящее время Минэнерго Российской Федерации и минпромэнерго области проводят работу по отмене результатов этого конкурса. Необходимо отметить, что угольная отрасль по сравнению с другими отраслями ТЭК обладает меньшим потенциалом для снижения затрат. В структуре себестоимости фонд оплаты труда составляет 20-25 процентов и не должен снижаться, так как величина оплаты труда шахтера значительно ниже, чем в ведущих отраслях промышленности. Материальные затраты, составляющие до 40 процентов, в силу значительного количества импортного оборудования и материалов не имеют существенной возможности для снижения. Налоги в структуре себестоимости составляют около 20 процентов. Постоянный рост тарифов на электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, а также значительное увеличение арендной платы за землю, не дает надежды на снижение себестоимости угля. Таким образом, в структуре себестоимости 80-85 процентов затрат не могут быть снижены. В этой связи поиски инвестиций весьма актуальны для стабилизации текущего состояния в отрасли. Усложнение процедуры предоставления и повышение процентных ставок по кредитам приводит к сокращению возможности по привлечению кредитных средств на инвестиции и ведет к свертыванию лизинговых программ. Председательствующий. Сергей Александрович, я прошу прощения, но регламент. Сколько Вам нужно, чтобы завершить доклад? Михалев С.А. Три минуты. Председательствующий. Коллеги, не будем возражать, чтобы дослушать информацию в полном объеме? Пожалуйста. Михалев С.А. Какие меры приняты в настоящее время для стабилизации ситуации в отрасли? По результатам переговоров минпромэнерго с основными акционерами и руководителями угольных компаний, предприятий электроэнергетики разработан график поставки угля для нужд электростанций. График учитывает снижение электростанциями объема генерации и интересы угольных компаний. По представлению минпромэнерго в области «Русский уголь» включен в перечень предприятий для оказания помощи на федеральном уровне. Подготовлены и направлены предложения по включению угледобывающих компаний в перечень предприятий, которым планируется субсидировать из средств областного бюджета процентной ставки по привлеченным кредитам. С целью привлечения угольных компаний к участию в муниципальных конкурсах на поставку угля угледобывающими предприятиями области Минпромэнерго направило информацию об утвержденных лимитах потребления угля муниципальными образованиями, бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета. Участие в конкурсах на поставку угля позволит угольным компаниям реализовать часть своей продукции. Остановлюсь на том, что планируется сделать для стабилизации по Ростовской области в угольной промышленности. Инициировать обращение в федеральные органы власти о возможном выделении угольным предприятиям средств государственной поддержки для финансирования мероприятий по технике безопасности и мероприятий по ликвидации экологических последствий добычи угля. Освободить от обложения таможенными пошлинами горно-шахтное оборудование, не имеющее российских аналогов, и сократить сроки возмещения возврата НДС при проведении экспортных операций для угледобывающих предприятий Ростовской области. Подводя итог, хочу сказать, что мы практически совсем недавно приступили к реализации антикризисных мер, и рассчитывать на мгновенный результат сложно. Тем не менее очевидно, что определенные подвижки уже есть. Председательствующий. Спасибо большое за информацию. Коломейцев Н.В. Депутат Государственной Думы Коломейцев. Не могли бы Вы назвать четыре цифры. Михалев С.А. Планировать получение средств из федерального бюджета – дело не очень перспективное, как я понимаю. Это ежедневная работа, которая требуется с каждым отдельным предприятием. Сколько получили? Ну, я в докладе, практически, все суммы перечислил, поэтому можно подготовить общую, так сказать, сумму. Председательствующий. Так, пожалуйста, коллеги, следующий вопрос. Пожалуйста, депутат Катальников. Катальников В.Д. Сергей Александрович, сегодня Украина защитила свой рынок от поставки российского угля в определенной степени, и конечно, последние их решения, защитили они рынок продовольственный от поставки мяса на территорию Украины. Михалев С.А. Украина на 13 процентов увеличила ввозные пошлины на уголь на шесть месяцев, начиная с февраля этого года. Председательствующий. Пожалуйста, коллеги. Депутат Бессонов Евгений Иванович. Бессонов Е.И. Вопрос такого порядка. В рекомендациях записана недоступность кредитных ресурсов. Председательствующий. Евгений Иванович, я прошу, корректно. В части промышленности у нас тема, малый бизнес – это более широкое. Я прошу, некорректен вопрос. Лукьянов В.Г. Я хотел бы начать свое выступление с ситуации, которая складывается в энергетике на Юге России и в Ростовской области. Отмечено, что пока узким местом является рост дебиторской задолженности перед поставщиками электроэнергии. Дебиторская задолженность выросла в два раза, и основными задолжниками являются энергосбыт «Ростовэнерго» - около миллиарда рублей и «Донэнергосбыт» - тоже около миллиарда рублей. По неплательщикам. Основные неплательщики «Водоканал» и промышленность: «Водоканал» - 43 процента, промышленность – 27 процентов из общей задолженности составляет. По потреблению электроэнергии в Ростовской области необходимо отметить, что цифра спада потребления 7 процентов отмечено. В целом по Югу снижение потребления в последнее время отмечено на уровне 5 процентов. По прогнозам. Прогнозирование баланса в энергетике. Ожидается в этом году снижение уровня потребления электроэнергии на уровне 4-5 процентов. В 2010-2011 г. рост на уровне 1-1,5 процента, и с 2012 года темп рост потребления сохранится на уровне докризисного периода. По загрузке Новочеркасской ГРЭС как социально важного объекта. Необходимо отметить, что с 2001 года по 2008 год наблюдался рост загрузки предприятия с выработки 7,5 млрд. кВт. часов в 2001 году до 10,7 млрд. кВт. часов в 2008 году. Соответственно потребление донецкого угля возросло за этот период с 2,3 млн. тонн в 2001 году, и в общей сложности 3,1 млн. тонн должны были мы иметь угля в 2008 году. Но наши угольщики смогли поставить только 2,5 млн. тонн, поэтому мы были вынуждены брать дополнительный газ, о чем говорил Сергей Александрович, с тем, чтобы накопить топливо на зиму. В перспективе с учетом даже минимального роста потребления мы рассчитываем выйти на выработку 8,8 млрд. кВт. часов. Это потребность в наших донецких углях 2,4 млн. тонн. На эту же сумму заключены и договора. Загрузку станций определяет системный оператор по сложившимся ценам на рынке и состоянию, так сказать, востребованности электроэнергии в этом регионе. Мы ожидаем, что в соответствии с прошлым годом, как развивались события, с июля – увеличение потребления электроэнергии, соответственно закупок по топливу, и я думаю, что этот вопрос по угольщикам с повестки дня в течение года будет снят. То, что касается непосредственно ситуации на предприятии. Осенне-зимний максимум пройден успешно, готовимся к следующему зимнему максимуму. Несмотря на то, что расходы по инвестиционной и ремонтной составляющей у нас пересмотрены в сторону уменьшения, программа выполняется в срок. Из значимых событий ожидаем в этом году окончания замены турбины на блоке № 7, что позволит продлить срок этого блока на 30 лет службы и снизить удельный расход топлива на 25 граммов, дополнительно получить мощность 15 мегаватт на блоке в 300 мегаватт. К сожалению, по недостатку финансирования пуск сдвигается на один год, и ожидаем включения в сеть блока № 9 в ноябре 2012 года. Сейчас идет поставка оборудования, выполнен проект, и проводятся подготовительные работы. Два слова по рынку электроэнергии. Действующий механизм оптового рынка показал свою работоспособность, по масштабам оборота электроэнергии и мощности российский ФОРЭМ является одним из крупнейших не только в Европе, но и в мире. С января 2009 года продавалось по регулируемым договорам 65-70 процентов электроэнергии, остальное на свободном рынке. С июля 2009 года эта цифра будет 45-50 процентов, и с 1 января 2011 года полностью мы переходим в свободный сектор по продаже электроэнергии. Значительным образом в целом по отрасли снижает уровень прозрачности цен и тарифов перекрестное субсидирование. Перекрестное субсидирование приводит к искажению ценовых сигналов, регулируемых в свободных сегментах, которые являются взаимозависимыми. Отдельно хотел бы остановиться на вопросе платежей за пользование землей. Они увеличились в 3,5 раза, так как увеличилась кадастровая стоимость, на некоторых предприятиях и в большей степени. По нашему региону страдают и электровозостроители, и завод синтетических продуктов, и электродный завод. Особенно хотел бы остановиться на ситуации, сложившейся на градообразующем предприятии – электродном заводе. Заказов на предприятии сейчас становится все меньше, они переносятся в другие регионы, где цена на электроэнергию ниже. По этому предприятию необходим подход, я считаю, персональный по этому вопросу. И просьба к Администрации к этой теме в ближайшее время вернуться, иначе мы можем потерять и коллектив, и предприятие как основной плательщик налогов. Ну и соответственно 2 тыс. человек на этом предприятии работает. Аналогичная картина на заводе синтетических продуктов, там, правда, причины другие. Там тоже необходим индивидуальный подход, и разобраться все-таки, что там делать на настоящий момент, необходимо. Два слова об энергосберегающих технологиях. Состоялся семинар-совещание по энергоэффективной экономике, и были рассмотрены вопросы, связанные с энергопотреблением. Отмечено, что 30 процентов выработанной электроэнергии теряется из-за несовершенства технологии, энергоемкость в 3-4 раза больше у нас, чем за рубежом. Поэтому есть Указ Президента Председательствующий. Спасибо, Владимир Григорьевич. Назаров С.М. Владимир Григорьевич, вот Вы сказали об индивидуальном подходе. По НЭВЗу, к примеру, Вы как специалист в этой области можете дать предложения? Лукьянов В.Г. Сергей Макарович, я написал на Ваше имя письмо, оно буквально сегодня будет у Вас. Там четыре варианта. Назаров С.М. Суть предложений? Просто я понимал, что в рамках парламентских слушаний можно рекомендации получить либо какие-то предложения. То есть должен быть диалог. Лукьянов В.Г. Значит, есть четыре варианта, которые предложены. Ну, я могу остановиться только на одном. Назаров С.М. Это я понимаю. Просто Вы как решение видите? Лукьянов В.Г. Решения два: либо решение на уровне федеральной службы по тарифам, выходить нужно на уровень этой службы, либо конкретно по этому предприятию здесь применять какие-то льготы и перераспределять тогда... Назаров С.М. Вы прекрасно понимание, что льгот не может быть. Если перераспределить, то надо на кого-то перераспределить. Ну, так не бывает. Лукьянов В.Г. Увязываем, но для этого есть целая программа и необходимые материальные ресурсы для этого, новые технологии. Все это, правильно, увязывается. Но это перспективный вопрос. Назаров С.М. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Владимир Григорьевич. Шаулов Л.А. Уважаемые коллеги, добрый день! Тема моего выступления будет «Кризис и стройиндустрия». Очевидно, что строительная отрасль играет огромную роль в социально-экономическом развитии как нашего региона, так и всей России. Сегодня ситуация в строительстве и в промышленности строительных материалов остается очень сложной, и это не просто проблемы одной отрасли, они касаются многих других отраслей и всех жителей нашей страны. Строительные компании входят в число первых, кого коснулся кризис, и наиболее пострадавших от кризиса. Уменьшение объемов кредитования, рост стоимости кредитных ресурсов, сокращение количества сделок на рынке жилья из-за снижения платежеспособного спроса привели к дефициту средств для финансирования жилищного строительства. В результате за январь-апрель этого года в стране введено в эксплуатацию 149 тысяч квартир общей площадью 13,7 млн. кв. метров. Это 104 процента к аналогичному периоду прошлого года. То есть мы видим небольшой рост, но темпы этого роста значительно снижены, и все мы себе отдаем отчет в том, что ввод жилья обусловлен теми заложенными мощностями, теми квартирами, которые начали строиться еще до кризиса. То есть это просто люди закончили свои стройки. В Ростовской области ввод жилья за январь-апрель месяц по сравнению с прошлым годом снизился на 6,6 процента и составил 479 тыс. кв. метров. В целом объем строительных работ в России за январь-апрель 2009 года сократился на 18,4 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Вслед за уменьшением объемов строительства падает спрос на строительные материалы, и снижается их производство. Приведу некоторые цифры Росстата по основным строительным материалам за январь-апрель 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы понимаем, что снижение потребления строительных материалов означает, что меньше закладывается новых объектов, а значит, в будущем нас ждет снижение объемов вводимого жилья и востребованности услуг и продукции фирм, связанных со строительной продукцией. То есть мы понимаем, что основные проблемы в стройкомплексе нас еще ожидают. Нужно сказать, что руководство компаний стройкомплекса делает все возможное со своей стороны, чтобы стимулировать спрос и поддержать строительство. По данным Союза строителей Российской Федерации, с января по май 2009 года цены на стройматериалы были снижены в среднем на 8 процентов, а с сентября прошлого года снижение составило без малого 16 процентов. Подъем в строительной отрасли неизбежен, и все мы это тоже прекрасно понимаем, кризис пройдет. До этого момента для всех компаний строительной отрасли главное – сохранить инфраструктуру, сохранить специалиста, технологии. Если люди перейдут в другие сферы, потом собрать специалистов заново будет очень сложно, не говоря уже о том, что их придется заново обучать. Если мы не поддержим нашу промышленность сейчас, она окажется неконкурентоспособной, когда сюда придут иностранные производители со своими товарами. Иностранцы видят огромные перспективы российского рынка и постоянно говорят о том, что планируют расширять свое присутствие в нашей стране. И тогда наши строители и наше население будет вынуждено переплачивать им, а отечественное производство мы можем окончательно потерять. Между тем, производство строительных материалов – это технологичное производство реального сектора, без его развития поставленные руководством страны цели по диверсификации экономики и ее уходу от сырьевой направленности, зависимости едва ли достижимы. На региональном уровне. Первое. Снизить требования на 2009 год по критериям для применения льгот по шахтерским территориям. Ввести возможность применения льгот при условии снижения численности не более чем на 20 процентов, снижение средней заработной платы не более чем на 30 процентов. На федеральном уровне. Первое. Обязать налоговые органы не выставлять требования об уплате налогов при наличии сумм переплат у налогоплательщиков в тот же бюджет на срок проведения камеральных проверок по сумме переплаты. Председательствующий. Спасибо, Лазарь Александрович. Бессонов В.И. Уважаемые товарищи, с каждым днем становится ясней, что капитализм исчерпал свои исторические прогрессивные возможности. Он принес формирование развитие мирового рынка, развитие производительных сил, формирование дисциплины труда, но его потенция исчерпана, как всё в природе. Попытка возврата в капитализм запоздалая и с негодными средствами, она привела уже к разрушению сверхдержавы, сокращению вдвое общественного производства, к снижению роли науки и техники. Выступая 6 апреля 2009 года на пленарном заседании Государственной Думы, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил: Возможно, услышав наши предложения, прозвучавшие на встрече с фракцией, Президент Дмитрий Медведев вчера, представляя в Правительстве Послание Федеральному Собранию, заявил о курсе на модернизацию экономики. Из кризиса она должна выйти и работоспособной, и, как минимум, неубыточной. Инструмент для этого – бюджет. Главный посыл Правительству, которое его будет составлять, – консервативный прогноз и жесткая экономия. Мы должны с вами определиться, то ли заботиться об увеличении доходов банков, то ли озаботиться человеком, обеспечить его необходимость в общественных процессах. Предложения должны готовиться на местах, так как имеют место быть в Правительстве не профессионалы в отраслях. Анализ предложенных рекомендаций свидетельствует о том, что к смене экономического курса власть по-прежнему не готова. В предлагаемом вами новом варианте звучат слова «рассмотреть целесообразность», «продолжить работу». Коротко о наиболее важных. На региональном и муниципальном уровне: Фракция КПРФ предлагает провести предстоящие ближайшие слушания по темам: «О развитии агропромышленного комплекса»; «О бюджете 2010 года»; «О нормализации движения транспорта в городе Ростове-на-Дону»; «О защите окружающей среды». На сессии 18 июня, которая предстоит у нас, принять не менее 50 процентов рекомендаций в виде законов и постановлений. Председательствующий. Спасибо, Владимир Иванович. Золотарев М.В. Добрый день, уважаемые коллеги! Те меры, которые банки сегодня принимают в части антикризисных мер, в части кризисной кредитной политики, и тех мер, которые сегодня в какой-то степени защищают банковский сектор и клиентов от негативных последствий кризиса, они в результате дают возможность сегодня не снизить долю обслуживания на рынке кредитования юридических лиц и физических лиц, они дают возможность отработать те конкретные мероприятия, которые позволяют сегодня нашему агропромышленному сектору, промышленному сектору, нашим частным клиентам обслуживаться и получать банковские продукты. По итогам прошлого года могу сказать, что несмотря на те последствия которые были, мы сохранили рост кредитного портфеля по юридическим лицам, и эти темпы роста были в целом по году 155 процентов. 165 процентов по юридическим лицам и 137 процентов по задолженности физических лиц. Мы не сократили количество своих точек обслуживания, а даже увеличили их на семь своих внутренних структурных подразделений, то есть постарались создать все условия для того, чтобы реальный сектор экономики мог получить те необходимые банковские продукты, которые нужны. На чем хотелось бы остановиться сегодня. В первом квартале этого года мы столкнулись с некоторыми сложностями, которые потребовали от нас выработать особые подходы, то есть изменить несколько кредитную политику. В части кредитной политики мы предусмотрели ряд вопросов, которые сегодня дают возможность сделать более глубокий анализ финансового положения, дающий возможность не только оценить сегодняшнюю ситуацию, но и проанализировать перспективу 2009 и 2010 года. Провели сегментацию практически всех кредитных портфелей наших клиентов, выработав ряд мер и по ряду клиентов предусмотрев антикризисные меры в течение 2009, 2010 и 2011 года. Ну, и, конечно же, ужесточили ряд мер по началу новых строительных площадок, которые сегодня дорабатываются, по исходно-расчетной документации и по возможности нахождения собственных источников финансирования. Это, пожалуй, единственная отрасль, которая сегодня вызывает особую тревогу. Также сегодня еще тревожит нас вопрос значительного снижения темпов роста срочной ссудной задолженности физических лиц. Если сравнить сегодня в целом по юридическим лицам, в первом квартале темпы роста по Ростовской области по кредитному портфелю были 107 процентов, то по кредитному по ссудной задолженности физических лиц мы сегодня достигли только 96 процентов, в целом потеряв почти 3 млрд. ссудной задолженности по кредитованию частных клиентов. В настоящий момент разработан ряд мер по новым банковским продуктам. Мы сделали сегодня более доступными кредиты на неотложные нужды, продлив их сегодня до пяти лет. Единственный вопрос и затруднение сегодня в кредитовании частных клиентов это, конечно, высокие ставки, но мы ограничили их сегодня до пяти лет на неотложные нужды 16 процентами. И еще один вопрос, который сегодня тревожит, я думаю, не только наш банк, но и другие банки, это вопрос работы промышленности. И вот нам нужно обязательно в течение ближайших двух-трех недель конкретные мероприятия с учетом того, что сделал уже Сбербанк, осуществить по Газпромбанку, осуществить по Внешторгбанку для того, чтобы мы могли дать возможность с июня месяца этому предприятию заработать в тех объемах, которые он предусмотрел в антикризисных мерах. Здесь вот звучали уже вопросы о том, сколько денег сегодня нужно для кредитования промышленности, сколько для села. Если говорить об агропромышленном комплексе, то мы со своей стороны дали кредитные ресурсы всем сельхозпредприятиям, которые были нашими клиентами или реструктуризировали частично задолженность, которая в других банках не могла быть дальше реструктуризирована. И хотелось бы привести такие цифры. Вот сколько нужно сегодня реальному сектору экономики кредитных ресурсов. В 2008 году и в начале 2009 года в целом по Юго-Западному банку, в том числе и по Ростовской области, сегодня привлечение уже меньше размещения на 30 млрд. рублей. То есть мы сегодня привлекли меньше ресурсов, чем разместили, на 30 млрд. И это не вся господдержка, это, в принципе, те возможности, которые банк предпринял в части ликвидности и достаточности капитала. Председательствующий. Спасибо большое, Михаил Владимирович. Акулович Л.А. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Несмотря на то, что доклад был посвящен чисто промышленному блоку, я буду говорить о пищевой перерабатывающей промышленности. Ведь производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, занимает лидирующие позиции среди обрабатывающих производств Ростовской области, составляя 30 процентов удельного веса в общей промышленности области, и является одним из важнейших видов экономической деятельности обеспечивающих население продуктами питания. По итогам первого квартала 2009 года в этой отрасли произошло сокращение производства, в частности мяса и колбасных изделий на 8,18 процентов соответственно; животного масла на 58,4 процента. Замедлена динамика производства молочных продуктов. На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области, которых более 2 тысяч, занято около 32 тысяч человек. Понятно, что одной из причин снижения индекса производства пищевых продуктов (апрель уже 88,4) являются негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, тенденции которого не обошли стороной и экономику нашей области. Хотелось бы напомнить, что в нашей области, в одной из первых в России, создана комиссия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области под руководством Губернатора. Разработано и принято много областных программ для малого и среднего бизнеса, в том числе и агропромышленного комплекса, которые весьма успешно помогают развитию предприятий. Второе направление – это сырьевая база. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации предусматривает широкомасштабную поддержку сельского хозяйства, а пищевая перерабатывающая промышленность вынуждена выживать, кто как может. А мы ведь уже имеем горький опыт, когда фермерам некуда было сдать свиней, скот и молоко, чтобы рассчитаться с банками и погасить кредиторскую задолженность. История может повториться, если предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности не оказать содействие на региональном уровне, а еще лучше на федеральном. Для этого нужно: Третье, на мой взгляд, очень важное, пожалуй, даже главное направление – это реализация готовой продукции. Торговые сети сейчас на российском рынке растут, как грибы после дождя, но ведут себя, как избалованные дети, по отношению к производителю – как монополисты. Если вернуться мысленно на 15-20 лет назад, то все вспомнят, как из-за рубежа на российский рынок хлынули импортные товары. Но нужно отдать должное, что мясная отрасль России оказалась самой устойчивой в конкуренции с импортной мясной продукцией. Сейчас уже не скажешь, что прилавки наших магазинов заполнены финскими колбасами или какими-то другими колбасами, в основном это наши местные товаропроизводители. Предприятия пищевой промышленности, работающие на отечественном сырье, имели тогда налоговые льготы, например, по налогу на имущество. 10-процентный налог на добавленную стоимость предусматривал невысокие цены на продовольствие, но старания Правительства в этом налоге реально не видны населению из-за высокой торговой наценки, которая зашкаливает, бывает, и до 100 процентов. Сегодня всем предприятиям катастрофически не хватает оборотных средств, а перерабатывающей отрасли добавляется еще и практически полная предоплата за сырье. А за отгруженную продукцию отсрочка платежей 20-25 дней, иногда и больше. Учитывая то, что я вот сейчас на этой трибуне, тоже хочу поздравить работников бизнеса с сегодняшним праздником – Днем российского предпринимателя, пожелать успехов и удачи. Председательствующий. Спасибо, Любовь Александровна. Коломейцев Н.В. Уважаемый президиум, уважаемые участники слушаний! Безусловно, принятие любых решений зависит от правильности определения исходной точки. И, наверно, сегодня постановка задачи президиумом хоть и сужена, но несколько запоздалая. Почему? Потому что, к сожалению, если посмотреть официальную статистику, то за апрель падение у нас не меньше чем за март, а значительно больше, и составляет по России 17,6 процентов. Но если мы смотрим природу падения, она ведь в чем. У нас те, кто организовал кризис, сегодня себе платят бонусы по 42 миллиона, как это делает Сбербанк во главе с Грефом, понимаете, получил антикризисные деньги вместо того, чтобы финансировать реальный сектор экономики. У нас, к сожалению, сегодня виновники кризиса – американцы (сегодня часто звучит о том, что мировой, международный кризис) обнулили процентную кредитную ставку или сделали ее минимальной. Мы что сделали? Мы ее сделали недоступной для сложной технологической промышленности и фактически невозможной к получению даже при наличии залога, потому что спекулятивный рынок просто-напросто обесценивает залоги необоснованно, что опять же тормозит экономику. Если посмотреть реальную природу кризиса, то она ведь в заблуждениях, которые до сих пор царят в головах наших правителей. Почему. Мы с вами являемся свидетелями кризиса либерализма в чистом виде, навязанного нам в 80-х годах прошлого столетия американцами, экономической теорией Милтона Фридмана, когда классическая схема деньги – товар – деньги была заменена эфемерной деньги – деньги – ради денег. В результате что произошло? В результате произошел колоссальный перекос финансовой системы, выразившийся в чем? Все добытчики сырья вместо того, чтобы по экономическим законам… В этом зале минимум пятнадцать докторов экономических наук, которых я знаю, сидят, они прекрасно знают, что 70 процентов ресурсов, полученных от реализации сырья, должны укладываться в инфраструктуру или диверсификацию территорий, на которой добывается. Что произошло у нас. У нас искусственный фондовый рынок начал употреблять 70 процентов денег, незаслуженно надувая этот пузырь, который неизбежно должен был лопнуть, и он лопнул. Но что произошло? Американцы, организовав финансовый пылесос, в который втянули в том числе (я не знаю, без умысла ли) и наши финансовые власти, фактически сегодня компенсируют свою некомпетентность и игру на бирже за счет нас с вами. Кроме этого, если вы посмотрите, то у нас, Президент предыдущий, Президент нынешний квинтэссенцией любого своего пиар-выступления говорит слово «инновации», «инвестиции». Я у вас спрашиваю, какие инновации, инвестиции без кредитных ресурсов? Председательствующий. Николай Васильевич, если можно, поближе к нашей теме сегодня. Коломейцев Н.В. Ну, у меня еще пять минут. Председательствующий. Нет, по регламенту Вы нормально, по теме поближе. Коломейцев Н.В. Ну, с моей точки зрения, это и есть наша тема, потому что если вы хотите рассмотреть отдельно промышленность Ростовской области, то никогда... Председательствующий. Нет, отдельно мы не хотим, но с американцами (как-то все время о них говорите) можно в другой раз поговорить. Коломейцев Н.В. Виктор Ефимович, ну, просьба, не перебивать, потому что это мой регламент. Председательствующий. Я прошу, Николай Васильевич... Коломейцев Н.В. Если я неправильно выступаю, аудитория оценит, если правильно – поддержит. Председательствующий. Все равно, по теме, я прошу, по теме. Коломейцев Н.В. Переходя к нашим баранам. Потому что вот здесь директор один выступал, директор второй, директор третий, они говорили о недостатке инвестиций, и вы бы эти инвестиции частично могли компенсировать. Но, готовясь к слушаниям, я прочитал оперативный отчет Счетной палаты, и меня просто поразили данные: из 90 подразделов федерального бюджета на 10 мая нынешнего года начали исполняться всего тридцать, девятнадцать исполнены на 10 процентов, к пяти подразделам вообще не приступали. Я вас спрашиваю, каким же образом Правительство обеспокоено ситуацией, влияет на нее, если половина предусмотренных бюджетных ассигнований просто не вовлечены в экономику? Это и промышленность, кстати говоря. Кроме того, я вас спрашиваю, каким образом мы помогаем своей промышленности, если все страны Семерки, несмотря на все правила ВТО, США, Япония жестко ограничили приток на свой рынок продукции, которая выпускается у них на рынке. Они резко увеличили косвенное государственное субсидирование собственной промышленности, жестко. И я считаю, что в рекомендациях у нас вообще-то первым пунктом надо записать: поручить профильному комитету проверить исполнение бюджета Ростовской области и проработать уровень исполнения бюджета в части ассигнований, касающихся Ростовской области. Ну, если вы ограничили до промышленности – до промышленности, но я бы в целом посмотрел, в чем причина, почему нам не отдают то, что предусмотрено федеральным бюджетом. Второй момент. Я почему спросил за кредитные ресурсы. Вот здесь руководитель Юго-западного банка Сбербанка рассказал нам в общем и целом, но не рассказал одного, что Сбербанк получил более 2 триллионов рублей бюджетных денег для поддержания финансовой системы. Поэтому мне кажется, что и здесь вообще-то надо поручить проверить, на каком основании кредитные учреждения, получив антикризисные ресурсы Правительства, в том числе бюджетные, увеличивают процентные ставки. Ну, это же несерьезно, потому что все предприятия, которые Вы называли, имеют годовой оборот около десяти и больше миллиардов рублей. Поэтому 14, или 20, или даже 200 миллионов они не оказывают никакого реального воздействия на экономику этих предприятий. С нашей точки зрения, сегодня есть необоснованный перекос в пользу обанкротившихся идей. У нас в Правительстве сегодня нет квалификации, я эту утверждаю и с трибуны Госдумы и с этой. Может ли врач-кардиолог поднять находящееся в коме сельское хозяйство? Я утверждаю, нет, потому что там нужен профессионал, который разбирается в сельском хозяйстве. Может ли обеспечить оборону человек, не служивший в армии? Я утверждаю: нет. Пока не займемся своими проблемами сами… А я утверждаю, что наш рубль – самая обеспеченная валюта. У нас с вами пока еще одна десятая часть территории, у нас с вами есть вся таблица Менделеева в достаточном количестве… Председательствующий. Николай Васильевич, регламент… Коломейцев Н.В. Заканчиваю. Председательствующий. Спасибо. Емельянов В.В. Уважаемый Виктор Ефимович, уважаемый президиум, участники данного форума! Я бы хотел свое выступление построить несколько в неожиданном плане. Я не хотел бы анализировать, только что было сказано, что экономика Ростовской области, так же, как и экономика в целом в России, находится в сложной ситуации, и апрельские цифры свидетельствуют, что у нас пока роста нет, у нас падение на уровне 18,9 процента в апреле месяце аналогичного периода прошлого года. Но я на что хочу обратить ваше внимание, учитывая здесь присутствие значительного числа депутатов. В Ростовской области все эти, пожалуй, пятнадцать лет идет активная перестройка инфраструктуры промышленного производства, и мы сегодня имеем совершенно другую промышленность, ориентированную на другие цели и задачи по сравнению с тем, что мы имели в начале 90-х годов. Если мы посмотрим индекс промышленного производства прошлого, 2008 года к 1991году в России, то мы увидим, что мы вышли с вами в России на 86 процентов уровня 1991 года, вся промышленность в целом, а Ростовская область за этот же период вышла на 94 процента к уровню 1991 года. Но если мы добавим сюда колоссальную болячку нашу, которая есть, была и, к сожалению, пока остается, это добывающие наши отрасли, где в целом за этот же период времени Россия имела 103 даже прирост добычи за счет нефти и всего прочего, то мы имели с вами только 54 процента от уровня 1991 года. И вот тогда наше обрабатывающее производство, если мы очистимся от этого, смотрится совершенно по-другому. Россия вышла на 84 процента уровня к 1991 году, а мы вышли на 105, на 105 процентов к 1991 году обрабатывающая промышленность Ростовской области вышла. И тогда цифры надо смотреть немножко по-другому. Теперь о проблемах. Я не случайно сказал, что мы с вами строим другое промышленное производство. Целый ряд отраслей наших, традиционных, опорных, о которых мы много говорили, к сожалению, сегодня, ну это реальность, ушли в прошлое. Сегодня нет практически уже станкостроения, тяжелого станкостроения, которое было в Ростовской области. И так мы полностью с вами перекраивали всю экономику Ростовской области, всю, и поэтому сегодня вошли в кризис, не завершив перестройку. Это мы все должны с вами понимать. Вообще, по большому счету, это точка невозврата, о котором можно говорить, потому что здесь уже о реконструкции говорить бессмысленно, здесь надо говорить о замене производства и выносе оборудования и заносе нового. В том числе и такие наши гиганты, как «Атоммаш» – наша гордость в свое время и все прочее, сегодня имеет 62 процента износа, практически не инвестируется все эти годы. Началось, мы знаем, с чего: с синдрома Чернобыля и так далее, но сегодня мы говорим, что это производство находится в сложнейшей экономической ситуации. Я считаю, что это вообще преступная политика руководства целого ряда предприятий. Как может наш ростовский завод железобетонных конструкций иметь какие-то перспективы, если у него 91,4 процента износ основных производственных фондов? Это труп, который надо сегодня снести, и, наверно, осваивать на этом месте новое производство. В то же время радует, что целый ряд предприятий у нас имеют очень хорошую структуру. Кстати, мы много говорим о проблемах комбайнового завода, «Ростсельмаша», и действительно, ну что там, 49 тысяч комбайнов в 1991 году. Я еще одну цифру назову, которую, может быть, вы не знаете. Как-то мне приходилось заниматься и рассчитывать эффективность запуска комбайна «Дон» в свое время, когда работал в РИСХМе. Так вот, годовая потребность в 80-е годы, мировая, зерноуборочных комбайнов составляла 50 тысяч комбайнов в год. Подчеркиваю, мировая потребность в комбайнах в год. Производственная мощность «Ростсельмаша» составляла 49 с лишним тысяч комбайнов. Этот завод мог обеспечить весь мир комбайнами. Конечно, у него не было перспектив стопроцентной загрузки. Сегодня пять тысяч. К чему я так долго говорю о «Ростсельмаше»? А потому что, несмотря на это, «Ростсельмаш» смог настолько серьезно заняться обновлением своих фондов, что сегодня у него износ составляет от 26 по различным структурам до 31 процента. Это совершенно новое, молодое, жизнеспособное производство, способное осваивать и выпускать новую технику. Председательствующий. Владимир Викторович, регламент. Емельянов В.В. Я мог бы еще долго продолжать, да, я хочу … Председательствующий. Долго не надо. Емельянов В.В. Да, вот теперь о том, что делать. Два основных момента, которые нужны экономике Ростовской области. Но прежде всего поставить еще раз очень четкую грань. Не надо привлекать ресурсы по требованию всех директоров, если у него основные фонды изношены на 80 процентов. Он проест эти деньги и ничего не сделает. То есть сегодня надо, в хорошем смысле слова, активно лоббировать продвижение нашей продукции переработки в другие регионы, совершенно очевидно. Это наше естественное и самое главное преимущество Ростовской области. Председательствующий. Спасибо большое, Владимир Викторович. Усачев В.В. Уважаемые участники слушаний! Учитывая, что ситуацию в работе промышленности Ростовской области вы знаете лучше меня, я остановлюсь на том, что происходит в этой сфере в стране, и в том числе в регионах. Могу сразу сказать, что многие проблемы, которые испытывают регионы и о которых уже здесь много говорилось, носят общесистемный характер. Однако степень их проявления обусловлена как объективными предпосылками, так и субъективными, которые зависят в том числе и от эффективности предпринимаемых на региональном уровне мер. Принятые в конце прошлого года антикризисные меры в целом позволили не допустить перехода негативных тенденций в формы, угрожающие основам функционирования экономики. Очевидно, что в сложившихся условиях одним из самых уязвимых мест в российской экономике оказался ее реальный сектор, определяющим фактором развития которого является состояние и уровень развития промышленного производства. Ситуация в российской промышленности на сегодня можно оценить как напряженную. В январе-апреле продолжилось падение промышленного производства относительно соответствующего периода 2008 года на 14,9 процента. Сокращение производства за этот период зафиксировано практически во всех видах добывающих, обрабатывающих производств, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Причем спад промышленного производства наблюдался в 67 субъектах Российской Федерации. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Тыва, Хакасия, Калужская, Архангельская, Амурская, Магаданская, Сахалинская область, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Ненецкий Автономный округ произошел рост производства промышленной продукции. По данным мониторинга Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, от кризиса пострадали практически все предприятия. С какими проблемами основными они столкнулись? Основная проблема кризиса – это падение спроса, что охватило порядка 70 процентов предприятий России. Более чем 60 процентов компаний столкнулись с проблемами доступа к кредитным ресурсам и в смысле принципиальной возможности их получения, и в смысле увеличения процентных ставок и усложнение условий получения кредита. Состояние российской экономики в 2009 году определяется сочетанием двух факторов. С одной стороны, сохранение негативного внешнеэкономического фактора, прежде всего, падение внешнего спроса вызвало уменьшение внутреннего производства и доходов, сокращение инвестиций и потребления, с другой стороны, наблюдается снижение темпов инфляции, импортозамещение в отдельных видах деятельности. Это создает условия для прекращения дальнейшего серьезного сокращения промышленного производства и инвестиций и ухудшения ситуации. Несколько сравнительных цифр с экономиками ведущих стран мира. Так, в первом квартале снижение объемов производства в Японии составило 32,9 процента, в Германии 19,8, во Франции и Италии 18,4 процента. Эти примеры говорят о том, что у нас идет постепенное импортозамещение в агропромышленном комплексе. Предпринимательское сообщество и органы власти постоянно выдвигают новые идеи и предложения, и по наиболее востребованным оперативно принимаются решения. Такая работа ведется и на федеральном, и на региональных уровнях. Как вы знаете, 1 января вступил в силу федеральный закон 224-ФЗ, согласно которому налог на прибыль снижен на 4 процента. Также предлагается обратить серьезное внимание на региональном уровне на следующие направления работы. Это обеспечение разработки и реализации необходимых законодательных мер в целях поддержки отечественного промышленного производства (кстати, здесь я услышал предложения), поддержка инновационного бизнеса в приоритетном порядке, антикризисная информационная помощь предпринимателям, помощь предприятиям в освоении новых рынков и видов продукции, снижение административных барьеров, защита интересов предпринимателя, активизация региональных и муниципальных программ поддержки реального сектора экономики, содействие в доступе к площадям (это аренда и выкуп на льготных условиях), обеспечение доступа предприятий к государственным и муниципальным заказам. Сейчас предприятиями малого и среднего бизнеса производится пятая часть ВВП. На них трудится каждый шестой занятый в экономике, а учетом индивидуальных предпринимателей каждый пятый. Задача – увеличить долю занятых на предприятии малого и среднего предпринимательства по отношению к занятому в экономике в 2 раза, то есть до 28 процентов, увеличить долю выпуска малых и средних компаний ВВП в 1,5 раза, до 1/3 ВВП. Рост количества малых и средних компаний на одну тысячу человек на 15 процентов, то есть 11,4 компаний. Меры поддержки предполагаемые. Это обеспечение доступа к государственному и муниципальному заказу. Конкретная задача – увеличение более чем в 2 раза, т.е. до 25 процентов, доли государственного муниципального заказа для малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства. Уже в текущем году грантовую поддержку получат до 10 тыс. начинающих предпринимателей. Будет осуществлено субсидирование затрат на уплату процентов для 25 млрд. рублей кредитов малых компаний. Анализ, которым мы располагаем, показывает, что регионы в большинстве своем, я могу сказать, в том числе и Ростовская область, заняли активную позицию, ориентированную на принятие ответственных оперативных и эффективных решений на местах. Эта работа продолжается и в других регионах. В Челябинской области распоряжением Губернатора на областном и муниципальном уровне вообще приостановлены плановые проверки малых предпринимателей и индивидуальных предпринимателей. Председательствующий. Виктор Васильевич, регламент. Сколько нужно времени? Усачев В.В. Минута еще. Хорошо, буду заканчивать. Есть еще, что сказать, но думаю, достаточно. Я в конце, уважаемые коллеги, вот что хочу сказать. Я думаю, нам не стоит сильно переживать по поводу неизбежной гибели мирового капитализма. И в этой связи мне понравились последние фразы выступления моего коллеги в Государственной Думе о том, что надо смотреть в зеркало и всем нам, депутатам всех уровней, независимо от фракционной принадлежности, совместно решать текущие экономические проблемы, которые не отменяют стратегический курс Правительства, стержнем которого является модернизация. Председательствующий. Спасибо, Виктор Васильевич. Коллеги, позвольте предоставить слово Козлову Владимиру Денисовичу – председателю Федерации профсоюзов Ростовской области. Мнения и предложения наших уважаемых профсоюзов. Козлов В.Д. Уважаемый Виктор Ефимович, уважаемые товарищи, коллеги. Стремления Правительства Российской Федерации поднять экономику, оздоровить финансовый сектор, смягчить последствия кризиса для населения призваны… сделаны поправки уже в бюджет и скорректирована программа действий. Мы с вами понимаем, что необходим новый режим устойчивого роста, обеспечивающего одновременно с ростом труда повышение реальной заработной платы трудящихся. Это особенно важно сейчас, потому что сама по себе федеральная гарантия по оплате труда является достаточно низкой. Резонно спросить, а могут ли вообще профсоюзы настаивать на повышении заработной платы в условиях кризиса. Во время Великой депрессии в США было определено, что покупательская способность народа это та почва, на которой произрастает процветание страны, и чтобы продукция промышленности и фермеров находила потребителя, миллионы рабочих должны получать устойчивую заработную плату. В противном случае почва, на которой растет промышленность, может скоро истощиться. Программа, принятая Правительством России, понятна, она показывает (и это очень важно для нас), что социальные обязательства, которые государство берет на себя, должны быть выполнены. В нынешней обостренной финансово-экономической ситуации возрастает роль социального партнерства. Если мы стремимся сохранить социальную стабильность в области, необходимо, чтобы работник и общество не ощущали себя вновь обманутыми бизнесом. Профсоюзы выразили готовность к поиску взаимоприемлемых решений в рамках областного трехстороннего соглашения, отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров. И сегодня мы готовы подтвердить свою позицию, свою готовность к разумному временному компромиссу. Это не сдача позиций, мы просто хотим открытости со стороны работодателей и собственников. Безусловно, как я уже сказал ранее, главный признак достойного труда – это заработная плата, обеспечивающая работнику и его семье рациональное потребление и накопление. Профсоюзы также намерены дать качественно новый импульс росту заработной платы и уровня жизни работников, предложив поменять старую потребительскую корзину на минимальный потребительский бюджет, который, по оценке специалистов, в 2,5 раза выше и дает возможность укрепить социальные гарантии повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Главное внимание сегодня для нас при взаимоотношениях с работодателями представляют вопросы сохранения рабочих мест и покупательной способности, заработной платы. Уважаемые участники парламентских слушаний, в плане проведения мониторинга на рынке труда для устранения выявленных нарушений прав и интересов трудящихся решением исполкома Федерации профсоюзов Ростовской области более полугода назад создана и функционирует группа по защите прав наемных работников. Для оперативного разрешения конфликтных ситуаций, согласованного принятия решений на заседаниях принимают участие представители Союза работодателей и министерства промышленности области. Для всех нас важно сохранение занятости работников, а для профсоюзов в первую очередь. Когда идет речь о высвобождении работников на любом предприятии, то очень важно, чтобы в соответствии с законодательством тем работникам, которых предполагается уволить, была предоставлена возможность занять вакантные места на своем предприятии. Должен сказать, что Федерация профсоюзов области работает в тесном взаимодействии с управлением государственной службы занятости населения области. Мы внесли свои предложения в областную программу снижения напряженности на рынке труда, принятую и утвержденную Правительством страны в начале года. Тяжелые времена разумнее проходить вместе. В условиях нестабильной экономики, в условиях кризиса профсоюзы готовы садиться за стол переговоров и договариваться. Ведь можно найти и нестандартные решения. Профсоюз и трудящиеся заинтересованы в сохранении предприятий и рабочих мест. Особую роль приобретает настойчивое продвижение мер по восстановлению экономики, особенно его промышленного потенциала, чтобы исправить скрытый фундаментальный экономический дисбаланс между финансовой системой и реальной экономикой, а также дисбаланс возможностей ведения переговоров между наемными работниками и их работодателями. Резюмируя свое выступление, хочу еще раз отметить - первое, нужны изменения в федеральном и областном законодательствах, И, в заключение, мы внесли предложения по проработке дополнения к нашему областному трехстороннему соглашению, способствующего обеспечению промышленного комплекса Дона. Это предложение было поддержано на уровне заседания областной межведомственной комиссии. По решению этой комиссии профсоюзы вместе с депутатским корпусом готовы провести общественную экспертизу законопроектов о социальном партнерстве (и мы уже работаем над этим), об охране труда, о взаимодействии работодателей и образовательных учреждений по подготовке кадров высшего и среднего профобразования, и о приоритетном экономическом развитии муниципальных образований в Восточно-Донбасской конгломерации Ростовской области. Председательствующий. Спасибо, Владимир Денисович. Вот есть такое предложение, коллеги. У нас представители двух университетов есть, кто-то от науки должен сказать нам, и если вы не будете возражать, попросим, может быть, Владимира Ивановича Колесникова, академика нашего. Учитывая, что железнодорожникам нашим сегодня 145 лет, юбилей почти, они первое место в отраслевом соревновании заняли в России, поэтому Владимир Иванович, если можно, Вам, пожалуйста, слово. Один от территории. Желающих от территории выступить два человека, мы посоветуемся и предоставим слово. Уважаемый президиум, уважаемые присутствующие. Предыдущие выступления, на мой взгляд, достаточно были интересные, конкретные. И я не буду соревноваться в красноречии и в глубоком знании теории, а буквально постараюсь сделать акцент на ряде предложений практического характера. Даже статотчетов не буду говорить, Единственное, я вот с чего хотел начать выступление. Я вспомнил слова Медведева, когда он перед студентами выступал в Хабаровске, и он сказал, что вообще у нас бизнес не мотивирован, у него нет интереса вкладывать. У него ест интерес в торговлю вложить, получить свою моржу и спрятать если не здесь, то где-то в другом месте, а интереса, мотивации нет. Нужно, говорит, менять философию хозяйствования. Вот поэтому я сразу и подумал, нужно сначала изучить рынок спроса и под него уже готовить конкретные предложения. Или еще один пример. Много говорится о создании на границе Ростовской области и Краснодарского края игорной зоны, вы знаете. И вот я вчера летел в самолете с Сергеем Макаровичем Назаровым, и мы рассуждали на эту тему. Он говорит: ты понимаешь, у нас нет инфраструктуры, нет ни дорожной, ни другой, ну кто туда поедет. А потом думает-думает и задает вопрос мне и себе: слушай, а что если предложить такую идею. Б-200 сделать такси, там же не надо аэропорта, он приземляется прямо на воду, и предлагать приезжать туда всем, у кого есть деньги, у кого есть болезнь на игру. Я перечислю буквально несколько предложений. Я думаю, что на региональном уровне прежде всего минимизировать на уровне региона налоги инвесторам в инновационно ориентированные проекты, о чем все говорили, вообще-то говоря. И вот здесь, мне кажется, надо подумать, я не знаю, может быть, я не финансист, я физик, я технарь, может быть, продумать о создании и распространении ценных бумаг под реальные проекты и, конечно, под гарантии. Потому что мы сегодня, вообще-то говоря, не верим, нас уже не раз и МММ и АВВА обманывали, но гарантии, скажем, области или других уважаемых институтов могли бы быть привлекательными. Сегодня скоростной транспорт. Ставится задача: за 15 часов Москва-Сочи, скоростной. Я был в этом городе, где делают выкатку «велороссов». Они сейчас делают на Хельсинки, потом Москва, потом Нижний и потом Ростов-Сочи. Дальше хотелось бы мне что сказать. Конечно, о кадрах я хотел сказать. Необходим кадровый потенциал. Конечно, мы далеки еще от того, чтобы в совершенстве это всё знать, поэтому я хочу сказать, что кадровый потенциал и в инновационной экономике. Для этого необходимо развитие, в первую очередь в вузе, материально-технической базы, ориентированной на инновационное образование. Слава Богу, что сейчас есть закон, который позволяет вузам обмениваться новыми технологиями, новыми техническими совершенствованиями. Вот я скажу, и молодежь привлекать надо сейчас, вузы надо привлекать больше к этому. Я вот вспомнил, Медведев обратился с просьбой поддержать студентов, студенчество. Это перевод с внебюджета на бюджет, это заморозить плату за обучение. Так вот интегрироваться нужно вузам, именно интегрироваться с предприятиями. Нанотехнологии – это размер, данный нам природой. Я не буду сейчас лекцию читать. Первое – это сыр _______ бельгийский, там есть частицы невидимые, но спектр дает, которые очищают сосуды, поэтому этот сыр ценен, это зеленые листья и так далее. Председательствующий. Владимир Иванович, спасибо вам, спасибо. Коллеги, для конкретного предложения просит слово предоставить управляющий директор электродного завода г. Новочеркасск Фокин Владимир Петрович. Фокин В.П. Спасибо. Да, я думаю, и так все меня видят. Во-первых, конечно, самое печальное то, что кризис начался в прошлом году, в основном, в четвертом квартале, все прекрасно понимали, что он быстро не закончится, но тем не менее практически никто так сильно не задумывался и не взял под контроль рост всех видов тарифов. А их много. На сырье цены выросли, на электроэнергию выросли, на газ, на воду, на канализацию, ну на все буквально. На землю налоги. Если бы кто-то все-таки по серьезному спрогнозировал, то, может быть, такие бы резкие движения не делались с тарифами. Когда внимательно изучишь, что это такое, то нам объясняют, что мы применили метод РАФ, это метод доходности долгосрочных инвестиций, которые на три года рассчитывались для того, чтобы помочь в развитии сетям. Завод умирает. Мы планировали 17 процентов снижения объемов, в первый квартал получили 30, сейчас вот апрель-май-июнь, второй квартал, 50 процентов. И какая перспектива, я не знаю. Председательствующий. Предложение понятно. Спасибо Вам. Председательствующий. Для этого мы предложения выслушали, дайте нам возможность поработать с этими предложениями. В 1998 году на таком же совещании он как-то сказал: даже самый глубокий кризис не бывает всеобщим. А осенью прошлого года он произнес еще одну мудрую фразу: кризис бывает, но только в глупых головах. И вот этот драйв, эта обратная реакция и является наиболее сильным результатом, который нужно нам использовать для того, чтобы обеспечивать устойчивое развитие области. Здесь очень много спорили, в каких масштабах обсуждать устойчивое развитие. У меня есть профессиональная точка зрения по поводу этой устойчивости. В 1997 году мы стали первым и остаемся единственным банком, который стал серебряным призером Международного конкурса Фанейшел Таймс и Международной финансовой корпорации «Устойчивые банкиры года». Нас с этим поздравил Владимир Федорович Чуб. Поэтому нам необходимо, чтобы на каждом предприятии были разработаны планы устойчивого развития, в каждом муниципалитете были разработаны планы устойчивого развития. И вот это все у нас оно должно работать. С точки зрения практических шагов по обеспечению устойчивого развития необходимо: И последнее, о чем я хочу сказать. Сегодня в РИНХе нам необходимо организовать предпринимательский всеобуч. В жизни каждого руководителя, сидящего здесь, я знаю, всегда были дни, когда утром вставал, и нечем было кормить семью. И вот в эти минуты рождается руководитель, потому что в эти минуты он пишет «знаю, умею, хочу, могу» составляет бизнес-план, начинает какие-то действия. Колесников В.И. А священник? Высоков В.В. А священник он с самого начала предприниматель. Председательствующий. Так, коллеги, время, отведенное для выступлений, к сожалению, наверное, исчерпано, если... Мое предложение: мы регламент с вами приняли и утвердили, вот кто не смог высказать свои пожелания, предложения, выступления, передайте в президиум нам. Я вам обещаю и я предлагаю рабочей группе, которую возглавляет Юрий Стефанович Зерщиков, все эти предложения обобщить (у нас их очень много было высказано), и вместе с Администрацией Ростовской области мы вернемся вот к тем рекомендациям, которые мы сегодня должны принять. Если вы доверяете, прошу депутатов проголосовать. (Голосуется единогласно). Вопрос непростой, в большей части, может быть, мы немножко и учились здесь, но главное, мы должны научиться здесь, слышать всех, слушать нормально и принимать адекватные решения по тем проблемам, которые имеются в Ростовской области. Парламентские слушания завершены, я благодарю всех.
|
Самые популярные материалы
- Наши депутаты в Госдуме
- Депутатский запрос прокурору Ростовской области
- Положение об "Ассоциации глав и депутатов Ростовской области"
- Состав Законодательного Собрания
- Празднование 90-летия ВЛКСМ
- Как вступить в КПРФ
- Пикет в Ростове-на-Дону 25 ноября
- Хроники современного кризиса капитализма: от кризиса наиболее сильно пострадали 50% регионов.
- Г.А. Зюганов в газете "Правда": Китай - ключ к новой цивилизаци.
- Миусский лиман под замком.
- В.С. Никитин: Русский язык и Русский Лад спасут Россию.
- Ростовские эксперты предложили узаконить фальсификацию выборов.
- Статистика. Безработица по ЮФО.
- Выступление кандидата в мэры г. Ростова-на-Дону от КПРФ, депутата Законодательного Собрания РО Бессонова Е.И. на митинге 8 марта 2010 г.