"Независимая газета": Для экономики страны обязательства по дорогостоящим имиджевым проектам могут оказаться неподъемными. Печать
Автор: Гл. Редактор   
01.12.2010 18:34

Отечественная заявка на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года имеет серьезные шансы на победу, учитывая поддержку высшего руководства страны. Место проведения ЧМ-2018 будет озвучено 2 декабря, но уже сегодня эксперты сомневаются в том, насколько оправданны траты на подобные мероприятия.

 

Особенно если учесть, что в ближайшие годы Россия уже «подписалась» на проведение форума АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиады-2013 в Казани, Олимпиады-2014 в Сочи, не говоря уже о строительстве трассы «Формулы-1» и других сопутствующих проектов. При том, что все они направлены на развитие инфраструктуры, спорта и т.д., нельзя забывать и о реалиях – для дефицитного российского бюджета все это может оказаться непосильной ношей.

Ранее аналитики уже заявляли о том, что совокупные затраты только на три проекта – форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС), Универсиада и Олимпиада – оцениваются в сумму порядка 700 млрд. руб. – около 23 млрд. долл., что составляет 1,8% ВВП прошлого года. Кроме того, Россия претендует на право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, затраты на который, в случае победы нашей заявки, оцениваются еще в 6 млрд. долл. И это суммы далеко не окончательные, учитывая традиционную для страны особенность увеличения затрат.

В качестве примера можно привести подготовку к Олимпиаде-2014, оценить которую более или менее точно до сих пор очень сложно. Напомним, что в начале августа премьер-министр Владимир Путин подписал документ о выделении оргкомитету по подготовке Олимпиады на строительство олимпийских объектов более 7 млрд. и о внесении в госкорпорацию «Олимпстрой» в 2010–2014 годах более 98,7 млрд. руб. Таким образом, общий размер имущественного взноса в «Олимпстрой» за шесть лет составит почти 171 млрд. руб. (см. «НГ» от 09.08.10). Со своей стороны, Минфин тоже уточнил планируемые объемы финансирования строительства из средств бюджета в 2011–2013 годах – 524 млрд. руб. Эти деньги предполагается направить в качестве имущественного взноса в госкорпорацию «Олимпстрой» и в качестве субсидии администрации Краснодарского края на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры Сочи. При этом у Минрегиона другой порядок цифр – 4 июня замминистра регионального развития Юрий Рейльян на заседании общественного совета по подготовке к Олимпиаде заявил, что расходы на реализацию олимпийского проекта в Сочи составляют около 950 млрд. руб. А осенью прошлого года министерство прогнозировало затраты на строительство олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта на уровне 1,054 трлн. руб. Причем 699,3 млрд. руб. должен будет выделить федеральный бюджет. Впрочем, здесь не учитывается еще одно обстоятельство. Среди так называемых частных инвесторов сочинской Олимпиады присутствуют госкомпании, участие которых так или иначе оплатят налогоплательщики, например, ростом тарифов на железнодорожные перевозки, газ и электроэнергию. Окончательная сумма затрат на олимпийское строительство в Сочи пока является неопределенной.

На фоне таких сумм стоимость строительства трассы для «Формулы-1» – 160–200 млн. долл., которая, как отметил вице-премьер Дмитрий Козак, будет финансироваться из федерального бюджета, – выглядит незначительной.

Мнения экспертов по этому поводу незначительно, но разделились. «Безусловно, все эти мероприятия являются дорогостоящими, – отмечает аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Но в долгосрочной перспективе они благоприятно сказываются как на конкретном регионе, так и на стране в целом. Во-первых, получает развитие инфраструктура, во-вторых, растут престиж и статус страны, что повышает инвестиционную привлекательность. Кроме этого, благодаря большому количеству строящихся объектов, получают развитие новые технологии. При этом в большинстве случаев крупные спортивные мероприятия являются прибыльными». Однако, по его словам, есть и неприятные нюансы, поскольку для финансирования крупных проектов будут привлекаться все новые и новые займы, как внутренние, так и внешние. «С 1 января 2011 года до 2014 года государственный внешний долг вырастет на 0,8 трлн. руб., а внутренний – на 5 трлн. руб., тогда как большая долговая нагрузка делает экономику России чрезвычайно зависимой от внешней конъюнктуры», – предупреждает Сафонов. 

В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев более категоричен. «В этом вопросе очень много лукавства, – отмечает он. – Бизнес, разумеется, вкладывается в эти проекты, но действует при этом прагматично. То есть зачастую делает инвестиции не в расчете на их скорую окупаемость, а в обмен на преференции государства. Так что в конечном итоге большая часть затрат так или иначе все равно ляжет на бюджет, то есть на российское население». По мнению эксперта, ситуация абсурдна – при явно завышенных социальных обязательствах и дефицитном бюджете мы подаем все новые и новые заявки, которые во многом ничем, кроме как пиар-акциями, не являются. «С футболом вообще ситуация анекдотичная: если наша сборная никак не может за счет своей игры выйти в финал мирового чемпионата, но этого очень хочется, давайте просто купим это участие, – говорит он. – Это ментальность на уровне «бабло побеждает все!» И еще большой вопрос, насколько имидж будет повышен в результате, учитывая возможные провалы в реализации таких планов».

 

"Независимая газета"

Обновлено ( 01.12.2010 18:40 )