Г.А.Зюганов – «Правде»: Фракция КПРФ не может и не будет голосовать за бюджет имени Кудрина Печать
Автор: Гл. Редактор   
18.10.2011 16:48
В пятницу, 21 октября, Государственная дума будет обсуждать проект федерального бюджета на 2012—2014 годы. В преддверии этого обсуждения «Правда» публикует комментарий Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Г.А. Зюганова.

Бюджет имени Кудрина

Представленный в Государственную думу проект федерального бюджета на три ближайших года не соответствует тем задачам, о которых заявлял президент в своих посланиях. Не отвечает тем целям, которые формулировало правительство в прогнозах и отчетах, — в том числе и на последнем съезде «партии власти». А главное, он совершенно не соответствует масштабу проблем, стоящих перед нашей страной, и ситуации, сложившейся в мире; не учитывает остроту массового недовольства людей политикой глобальной финансовой олигархии.

 

Все шито нефтяной иглой

Бюджет не только не нацелен на решение вопиющих проблем, стоящих перед Россией, а провоцирует их дальнейшее обострение. Как и все предыдущие, бюджет недостаточно обоснован, и его исполнение под большим вопросом. 21 октября нижняя палата Федерального Собрания обсуждает проект бюджета, и, возможно, еще до истечения полномочий Думы мы будем вносить в него корректировки. Этого не исключил исполняющий обязанности министра финансов Силуанов, выступая в начале октября в Совете Федерации.

Фактически нам предложен проект бюджета повышенного риска. Этот риск порожден следующими факторами:

— усугубляющимися кризисными явлениями в мировой экономике и на финансовых рынках;

— тотальной зависимостью России от мировой финансовой и банковской системы, от «глобальной экономики»;

— кризисом управления, охватившим все сферы жизни страны.

Сегодняшнее обсуждение бюджета, подготовленного Кудриным, по существу — пустая трата времени. Эксперты, аналитики, специалисты из Счётной палаты заявляют об угрозе неисполнения бюджета в случае падения цен на нефть ниже того уровня, который заложен в прогнозе, — от 97 до 101 доллара за баррель.

Проблема не только в том, что цены на нефть на мировых рынках склонны к колебанию, особенно в условиях кризиса. А прежде всего в том, что Россия, обеспечивая около 15% всей мировой торговли сырой нефтью, практически не участвует в процессе формирования нефтяных цен на мировом рынке. А значит, и в формировании мировых цен на газ. Вот почему исполнение российского бюджета по доходам во многом зависит от воли тех, кто находится за пределами нашей страны, кто за рубежом устанавливает цены на российское сырье.

Кроме того, на состояние нашей финансовой системы постоянно влияет неустойчивое поведение доллара на рынках планеты.

В предложенном проекте бюджета заложен рост доходов в 2012 году на 6,4%; в 2013-м — на 7,9%; в 2014-м — на 10,9%.

При этом доходы, не зависящие от цен на природные ресурсы, согласно проекту бюджета, будут расти значительно медленнее: в 2012 году — на 2,1%; в 2013-м — на 1,3%; в 2014-м — на 8,5%.

В такой ситуации нельзя гарантировать исполнение ни социальных, ни других государственных обязательств. А ведь от этого зависит судьба страны и благополучия каждого гражданина!

 
От кризиса — к дефолту

Прикрываясь липовым ростом доходов бюджета, правительство обходит вопрос о масштабах государственного и консолидированного долга, угрожающих суверенитету России.

Как следует из заключения Счётной палаты на проект бюджета, государственный долг России в следующем году увеличится почти в два раза по сравнению с 2010 годом и составит 7 трлн. 743 млрд. руб. Это 13,2% от ВВП страны, или 65,7% от суммы доходов федерального бюджета 2012 года. Выходит, валовой внутренний продукт за 10 лет удвоить не смогли, хотя клятвенно обещали. А вот государственный долг, безо всяких обещаний и предупреждений, удваивают всего лишь за два года.

В будущем году только на обслуживание этого долга правительство выделяет 388,4 млрд. руб. Это на 30 млрд. руб. превышает все вместе взятые расходы на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физкультуру и спорт, средства массовой информации.

А в 2014 году, в соответствии с представленным бюджетным прогнозом, расходы на обслуживание государственного долга достигнут 579,2 млрд. руб. и превысят сумму межбюджетных трансфертов общего характера, от которых во многом зависит жизнь регионов, на 84,5 млрд., расходы на здравоохранение — на 117,4 млрд., расходы на образование — на 80 млрд. руб.

То есть на те сферы, которые являются важнейшими для страны и ее будущего, средств выделяется меньше, чем на обслуживание долга.

При обсуждении долговых проблем принято приукрашивать реальность и утверждать, что ситуация в России гораздо благоприятнее, чем даже у самых богатых и процветающих стран. При этом наш совокупный внешний долг на 1 июля этого года, по оценке Банка России, составил 538,6 млрд. долларов, то есть, почти треть ВВП. Он превысил объем золотовалютных резервов страны на 14,1 млрд. долларов. Только за первое полугодие этого года внешний долг России увеличился на 49,6 млрд. долларов. Без учета совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния внешний долг уже на 133,3 млрд. долларов больше, чем наши международные резервы.

Возникает резонный вопрос: а далеко ли нам до дефолта?

 
Народные деньги в копилке олигархов

Понимая, во что в условиях обостряющегося мирового кризиса может вылиться столь гигантский долг, правительство снова вернулось к политике накачивания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Наша власть предпочитает забыть, что закачивание огромных ресурсов в эти фонды, уже случившееся накануне кризиса 2008—2009 годов и порочное с точки зрения реальных экономических интересов страны, подверглось активному осуждению. В правительстве уверены: фокус можно повторить снова.

Когда три года назад кризис обрушился на страну, все, включая президента, руководителей РСПП и ТПП, заявляли о неэффективности отвлечения колоссальных финансовых ресурсов из экономики и закачивания их в кудринские «подушки безопасности». Сегодня в форсированном порядке возрождается та же порочная практика. Однако многие прежние критики умолкли. Похоже, их интересы тоже сводятся к тому, чтобы правительство любой ценой спасало банкиров и финансовых спекулянтов. То есть именно тех, на чью долю и приходится основная часть совокупного внешнего долга России.

Резервный фонд воссоздается именно ради того, чтобы оказать помощь коммерческим банкам в случае обострения кризиса. Уже к концу текущего года фонд вырастет на 883,3 млрд. руб. и составит 1 трлн. 658,5 млрд. руб. Хотя законом о бюджете на текущий год предусмотрен совсем другой объем этого фонда — 775,2 млрд. руб. Давайте называть вещи своими именами: без малого 900 млрд. руб. будет уже в текущем году отнято у народа для обеспечения «запаса прочности» жирующим воротилам.

К концу 2012 года в Резервном фонде будет сосредоточено 2 трлн. 220 млрд. руб. В Фонде национального благосостояния — 2 трлн. 660 млрд. руб., в течение всего трехлетнего периода, который охватывает представленный проект бюджета, отчисления в эти фонды будут неуклонно расти. К концу 2014 года их общая сумма составит 6 трлн. 745,6 млрд. руб. Это 48% от предполагаемых доходов федерального бюджета.

Но и это лишь часть той дорогой цены, которую платит наш народ за право бедствовать и до срока умирать в стране, умудряющейся даже в условиях самого жестокого кризиса оставаться мировым лидером по приросту миллиардеров. Ни одно национальное достояние не оберегает «единороссовская» власть с такой заботой, как российских богачей-рекордсменов. У власти, похоже, и нет других забот, кроме благополучия и безопасности узкого круга толстосумов.

В советские времена наша страна была лидером в освоении космоса, в науке, в спорте. А теперь она лидирует по росту числа миллиардеров, коррупционеров и наркоманов. Но это не то лидерство, в котором заинтересовано большинство россиян. Это совершенно не та политика, которая им нужна!

К выборам — милостыня, после выборов — грабеж

Зеркальным отражением циничной политики власти является структура расходов федерального бюджета на предстоящие три года.

В 2012 году расходы федерального бюджета увеличиваются в номинальном выражении по 9 из 14 разделов. Самый значительный рост предполагается по разделам «Социальная политика», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Ведь в 2012 году президентские выборы, и эти бюджетные расходы будут работать на авторитет кандидата от действующей власти. Но к 2014 году, когда выборы останутся позади, ситуация коренным образом поменяется. По 10 разделам из 14 намечено уже не увеличение, а снижение расходов.

По такому важнейшему разделу, как «Национальная экономика», расходы в 2013 году снизятся почти на 114 млрд. руб., а в 2014-м — на 181, 4 млрд. руб.

Этих денег хватило бы на возрождение всей авиационной промышленности России. Если, конечно, не разворовывать бюджетные средства, как это происходит у нас, а реально инвестировать в важнейшие для страны сферы.

О какой модернизации экономики можно говорить, если продолжается разрушение основных отраслей промышленного производства? Похоже, вся модернизация исчерпывается подготовкой России к неизбежному вступлению в ВТО. И, соответственно, к окончательному превращению нашей страны в сырьевой придаток «глобальной экономики».

Расходы на такую жизненно важную сферу, как ЖКХ, сокращаются в 2012 году по отношению к текущему году на 96,5 млрд. руб. Следовательно, всю ответственность за содержание и восстановление полуразрушенного коммунального хозяйства власть перекладывает на плечи обнищавшего народа.

Тут стоит напомнить, что даже президент еще недавно оценивал состояние ЖКХ как близкое к коллапсу. С 1990 года доля ветхого жилья выросла в России втрое, доля аварийного — в 6 раз. В неблагоустроенном жилом фонде проживают 43 миллиона граждан. В очереди на жильё стоят миллионы семей. Можно ли при таком положении допускать хоть малейшее сокращение бюджетных расходов на жилищно-коммунальную сферу?


Урок обмана в школе деградации

Не может не вызывать возмущения, что в России на образование выделяется средств в два раза меньше минимально необходимого. Мало того: власть под разговоры о модернизации и дальше урезает расходы на образовательную сферу. Правда, в 2012 году, всё по той же причине президентских выборов, здесь прогнозируется увеличение расходов на 8%. Это несколько выше официального уровня инфляции, но ниже годовых темпов роста цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги. А вот на 2013 год, когда отпадет необходимость задабривать избирателей, предполагается сократить образовательные расходы на 5,5 млрд. руб. В 2014 году последует новое сокращение: еще на 60 млрд. руб. Следовательно, с учетом инфляции за три года расходы на образование будут урезаны почти на четверть.

Снижение расходов на образование свидетельствует о том, что правительство стремится любой ценой заставить учебные заведения зарабатывать деньги самостоятельно. Точнее, перенести значительную часть расходов на население.

Иначе как варварством такой подход к образовательной сфере назвать невозможно. И каким же лицемерием оказываются на этом фоне все официальные заклинания! С тех пор, как была провозглашена модернизация, мы ее так и не увидели. Мы всё время только слышали о ней. А на деле воплощалась и продолжает воплощаться программа дебилизации страны. Ключевой пункт этой программы — планомерное разрушение образования.

Лицемерие власти проявляется и в том, что рост социальных расходов запланирован на 2011 и 2012 годы, то есть приурочен исключительно к выборам. При том, что зарплата педагогов федеральных учреждений не повышалась с кризисного декабря 2008 года, в нынешнем году она дважды индексируется на 6,5%: с 1 июля и с 1 октября. Следующее повышение — еще на 6% — предусмотрено в октябре 2012 года. Но и после всех этих доплат реальная заработная плата педагогов в следующем году будет ниже их реальной заработной платы в 2008-м. А уже согласно бюджетному прогнозу на 2013—2014 годы никакого дальнейшего повышения заработной платы педагогов не планируется.

 
Ненужная молодежь

Точно так же правительство ведет себя по отношению к студентам. После индексации их стипендий в текущем году в среднем на 90 рублей прогнозируется их увеличение в 2012 году на 6%. А на 2013—2014 годы проект бюджета никакого повышения стипендий уже не предусматривает. Зачем оно нужно власти после выборов?

При этом всё чаще в начальственных коридорах звучат рассуждения: стипендия студентам вообще не нужна, обучаясь в институте, они обязаны при этом работать.

Откровенно антигосударственной мерой можно назвать передачу среднего профессионального образования на содержание регионов. Ведь у них нет ни достаточных финансовых ресурсов, ни возможности увеличивать доходы своих бюджетов. Их положение, соответственно представленным бюджетным прогнозам, будет только ухудшаться. Следовательно, и сфера профтехобразования, которая теперь будет зависеть от региональных бюджетов, окажется под угрозой полного разрушения. При этом в стране всё больше нарастает дефицит квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную техническую подготовку. И на эту проблему тоже не раз обращал внимание президент.

Совершенно очевидно, что, отделавшись несколькими предвыборными подачками, правительство намерено после парламентских и президентских выборов продолжить тот разрушительный курс, который уже привел к деградации образовательной сферы, к снижению интеллектуального потенциала страны, к нарастающему духовному и нравственному распаду общества.

Проект бюджета не оставляет надежд на улучшения и системе здравоохранения, которая сама давно нуждается в лечении. На ее обеспечение в 2014 году из бюджета будет выделено почти на 90 млрд. руб. меньше, чем в 2012-м. С учетом инфляции это сокращение составит не менее 25—30%. И это в стране, которая по смертности и так уже скатилась на уровень африканских государств!

Уровень смертности среди молодежи в России превышает европейские показатели в 5—7 раз. И это тоже один из результатов тотального разрушения здравоохранения за последние 20 лет, которое власть намерена продолжать ускоренными темпами.

О том, что власти не нужно молодое, здоровое поколение, свидетельствует неслыханное — почти в 1,5 раза — сокращение расходов на физкультуру и спорт: с 44 млрд. руб. в 2011 году до 27 млрд. руб. в 2014-м. И на этом фоне не как гордость страны, а как недоразумение выглядят колоссальные расходы на подготовку к Олимпиаде в Сочи. Финансирование спорта для народа власть стремительно сокращает, а вот олимпийская кормушка для воров и коррупционеров щедро пополняется, из года в год увеличивается, едва поспевая за растущими аппетитами чиновников и криминального бизнеса.

 
Регионы на голодном пайке

Один из самых болезненных вопросов — финансовая политика правительства по отношению к регионам. Продолжается перекачивание региональных доходов на федеральный уровень. Доля федерального бюджета по отношению к консолидированным бюджетам субъектов РФ постоянно растет. В 2010 году доходы консолидированных бюджетов регионов РФ в общих доходах страны составляли 48,6%. В 2012 году они составят 42,2% от общефедеральных доходов, а в 2014-м — уже только 40,2%. И при этом правительство с каждым годом передает всё больше расходных полномочий субъектам РФ и их муниципалитетам.

Финансовая поддержка регионов из федерального бюджета тоже снижается. Например, субсидии субъектам РФ с 510 млрд. руб. в 2011 году уменьшатся в 2014-м до 280 млрд. руб., почти наполовину.

Мудрая и ответственная власть не может вести себя так по отношению к регионам. Так могут вести себя жестокие сеньоры. И подобная политика чревата бунтами и территориальным распадом.

Об отношении правительства к стране и к своему народу свидетельствует и то, какие средства из бюджета выделяются на финансирование культуры и кинематографии.

Расходы на них и в прежние годы были позорно низкими. Но правительство находит возможным снижать их и далее: с 88 млрд. руб. в 2011 году до 82,7 млрд. руб. в 2014-м. И это подтверждает, что взятый еще перестройщиками конца 80-х и продолжившийся в 90-е курс на разгром отечественной культуры не только не поменялся, но стал даже более откровенным и разрушительным.

Представленный проект бюджета свидетельствует о том, что страна находится не просто в экономическом упадке. Она находится в руках глухой и безответственной власти, далекой от своего народа и не желающей действовать в его интересах.

Проголосовать за такой бюджет означало бы встать на сторону тех, кто занимает разрушительную, предательскую позицию по отношению к России и ее гражданам. Фракция КПРФ не может и не будет голосовать за этот бюджет. 
 
 
kprf.ru