И.Н. Нестеренко: Суть советской системы образования заключалась не в том, чтобы научить инженера механическим приемам, а в том, чтобы он мог найти решение поставленных задач. Печать
Автор: Гл. Редактор   
05.04.2011 17:44

Представляем Вашему вниманию выступление секретаря по идеологии и пропаганде Ростовского обкома КПРФ И.Н. Нестеренко на IV Пленуме посвященного развитию отечественного образования и науки. 

 

Обсуждаемый на Пленуме вопрос мне особенно близок. 1 августа 1989 года моя трудовая деятельность началась в качестве инженера научно-исследовательского отдела кафедры "Приборостроение" РИСХМа, а с 1 сентября того же года я стал преподавателем этой кафедры. Со студенчеством связано и мое решение активно включиться в работу нашей партии. До сих пор помню, конец июня, прошёл ещё один день защиты дипломных проектов, очередная группа молодых дипломированных специалистов-прибористов получила поздравления от председателя ГЭК. В опустевшей аудитории, опустив руки, сидит наш выпускник, который неплохо учился, особенно в сопоставлении с нынешними студентами, в процессе учебы  подрабатывал штукатуром, маляром. И вот он говорит: "Куда же я теперь пойду?", не в смысле жилья, а в плане работы. Где реализовать свои полученные знания и получить за это достойную зарплату?


Финансирование образование очень важно с точки зрения качества образования, которое в немалой степени зависит от наличия современного научного и лабораторного оборудования, а для инженерного образования, ещё и от станочного парка, но отсутствие востребованности выпускников, в которых вкладываются знания, убивает дух образования.


Ещё в начале 90-х годов у меня случился спор с одним из соседей о качестве советского образования. Он утверждал, что необходимо выпускать из ВУЗа узкого специалиста, который уже готов к выполнению конкретной задачи. Но на мой вопрос, а что делать этому человеку, если проект закроют, и узкий специалист станет не нужен, он не нашел ответа.


Суть советской системы образования заключалась не в том, чтобы научить инженера механическим приёмам, а в том, чтобы он мог найти решение поставленной задачи, знать, в каком справочнике можно почерпнуть необходимую информацию, умел эту информацию творчески применить.


Готовя для доклада, который вы прослушали, справку о состоянии высшего образования, я просмотрел выпуски еженедельника "Академия". Мое внимание привлекла статья выпускника НПИ 1964 года, судя по тону статьи, совсем не симпатизирующего советскому строю. Но и у него в статье невольно прорывается: "В фойе главного корпуса был книжный магазинчик. Туда поступала вся новая литература по специальности. И вот, еще студентом, я начал собирать себе библиотеку. Тогда технической литературы выпускали много. Когда пришел на производство, и не знаю, что бы я без этих книг делал! Любую порученную мне работу, которой до того в глаза не видел, выполнял. Сначала читал литературу, думал, потом делал сам и других учил".


Далее он продолжает: "Говорят, что главное в учебе - не просто знать то, что тебе преподают, а научиться учиться" и в завершении: "Нас научили главному - учиться".


В советской высшей школе самое главное было научить учиться. Мне в своей преподавательской работе довелось читать лекции по многим дисциплинам, из которых только по одной меня учили студентом. А вот микропроцессоры и микроконтроллеры, их программирование, основы оптико-электронных систем и лазерных приборов, эргономику и дизайн приборов необходимо было осваивать самостоятельно, а затем читать лекции, придумывать курсовые и лабораторные работы.


Продавливаемая сейчас правительством система образования уничтожает самое главное - умение творчески и логически мыслить, делать выводы. Капиталу нужен квалифицированный потребитель и не о чем не задумывающийся исполнитель.


Ученики старших классов, нацеленные на получение высокого балла по ЕГЭ, заняты натаскиванием на тесты. Им не до творческого поиска.


Необходимо отметить ещё один момент. Совмещение  ЕГЭ с вступительными баллами в ВУЗы, ударило по конкурсу в технические институты в первую очередь. В эти ВУЗы без баллов по Физике поступить нельзя. С преподаванием физики в школах и раньше были проблемы. За годы капитализма лабораторное оборудование, без которого понять суть физических процессов значительно сложнее, износилось и физика превратилась в так называемую "меловую", когда всё преподавание идет с помощью мела и доски. Качество преподавания тоже упало, достаточно посмотреть проходной балл на физмат в пединституте. Выпускники бояться сдавать ЕГЭ по физике, опасаясь за свои баллы, за аттестат. В результате не определившийся со своими наклонностями абитуриент, следуя моде, сдает ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на гуманитарные или экономические специальности. Он бы с гораздо большей пользой мог бы обучаться на инженера, но поступить в технический ВУЗ он не может, так как у него нет ЕГЭ по физике. Вот и получаем недобор на инженерные специальности.


Проблем в инженерном образовании много. Осветить все невозможно за неимением времени. Остановлюсь ещё на одном моменте, который демонстрирует показушный характер власти и даст вам еще один аргумент в нашей агитации и пропаганде.


Вводя двухуровневое образование  "бакалавр - магистр", так называемую болонскую систему, нам рассказывают, что это позволит обеспечить свободу перемещения студентов между вузами в России и можно продолжать обучение в Европе. Умалчивают только об одном, для этого необходимо разработать систему так называемых кредитов по каждой дисциплине, перевести это все на английский язык, согласовать. Кто это будет делать, опять преподаватели за 5200 рублей оклада в месяц? Преподавательский состав в основном или пред- или пенсионного возраста либо молодежь, часто по совместительству магистранты и аспиранты.


В результате очередной пиар, как и с модернизацией, нанотехнологиями, а на деле возможность еще на год сократить обучение, а с ним и финансирование, опять "распил" денег и образование для богатых.


Всё это нам с вами необходимо разъяснять, показывая, что без смены этого режима восстановить нормальное бесплатное образование невозможно.


Учитывая тему нашего Пленума, логично говорить о накоплении потенциальной энергии социалистических преобразований и её переходе в энергию кинетическую, а самое главное КПД (коэффициент полезного действия) использования этой энергии.


А вот скорость и направление этого процесса, его КПД и результативность зависит от нас, собравшихся в этом зале. От нашей активной агитационно-пропагандистской работы при проведении Народного референдума  и предвыборной агитации. И тогда победа будет за нами!

 

Пресс-служба

Ростовского ОК КПРФ

Обновлено ( 05.04.2011 17:54 )