Выступление секретаря ЦК КПРФ, первого секретаря ЛКСМ РФ Ю.В. Афонина на встрече молодых депутатов с Президентом РФ Д.А. Медведевым.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В этом зале присутствуют в основном те, чьё детство и юность пришлись на период слома эпох: мы застали советское время, пережили девяностые и живём в современной России. Для большинства из нас понятия демократии, свободы, альтернативных выборов, возможности свободно выражать свою точку зрения являются ключевыми. И я надеюсь, что будущие поколения также будут ценить эти идеи, и в связи с этим вопросы, связанные с модернизацией социально-экономической жизни, политической жизни являются очень важными. Мы понимаем, что в основе всего лежит экономика. Мы понимаем, что стране нужна модернизация, я бы сказал, индустриализация, потому что без создания новых крупных промышленных производств, без создания новых наукоёмких технологий мы не сможем решить ключевые задачи как в сфере обороноспособности и безопасности страны, так и вопросы, связанные с социальной защитой нашего населения. Думаю, что сегодня коллеги будут говорить об этом. Более подробно я хотел бы остановиться на вопросах политической модернизации. Действительно, за последнее время сделан ряд серьёзных шагов: появилась возможность выхода в эфир оппозиционных партий, мы сейчас отмечаем, что идёт либерализация избирательного законодательства в части снятия целого ряда административных препон, ограничено досрочное голосование, ограничено голосование на дому, ограничена возможность голосования по открепительным удостоверениям. Наша партия, являясь оппозиционной, максимально поддерживает внедрение системы выборов по партийным спискам, начиная от Государственной Думы и заканчивая органами местного самоуправления. С другой стороны, мы отчётливо видим, что идёт серьёзное противодействие элиты этому процессу, в том числе элит, которые встроены в вертикаль власти. С моей точки зрения, в основном это противодействие приходится на уровень органов местного самоуправления. В своё время властью было заявлено о необходимости отделения крупного бизнеса от принятия решений в политической сфере. И в целом на федеральном уровне такие процессы идут, но на уровне местного самоуправления возможно из-за того, что оно менее контролируемо, такие процессы, к сожалению, тормозятся. Говоря о местном самоуправлении: к этой проблеме тесно примыкает и вторая. Мы видим, что, почти каждый бизнесмен на местном уровне хочет приобрести статус депутата от партии власти. Фактически происходит слияние бизнеса и власти, и понятно почему - потому что там есть муниципальная земля, там есть муниципальное имущество, там есть муниципальные заказы, муниципальные конкурсы. А ведь именно на этом уровне (муниципальном), который очень тяжело контролируем, занимаются непосредственно выборами. У нас, к сожалению, сейчас редко применяются прямые выборы глав муниципальных образований, контроль со стороны регионального центра тоже не всегда присутствует. Именно на этом уровне они решают свои политические задачи. Часто главы не хотят идти к избирателю и рассказывать о своей деятельности, они стремятся сделать «нужный» политический результат на федеральных и региональных выборах и отчитаться за этот результат перед вышестоящим начальством. Именно избирательный участок, с точки зрения нашей партии, является сейчас одним из самых проблемных. Вы сейчас посещали областную избирательную комиссию, но реальные результаты, реальная мозаика, которая выстраивается в ходе крупных федеральных выборов, - это, конечно, участковый избирательный участок. Поэтому разрешите от имени нашей партии внести ряд предложений по либерализации законодательства именно в этой сфере. Первое. Мы считаем необходимым, чтобы в рамках работы участковой избирательной комиссии председатель избирательной комиссии, секретарь избирательной комиссии – те, кто визирует окончательный протокол, – и заместитель председателя, конечно, были представителями разных политических партий. Это обеспечит прозрачность выборов. Второе. Мы считаем, что, к сожалению, нормы уголовного законодательства и Кодекса об административных правонарушениях, которые действуют в нашей стране, являются в целом нерабочими. Я как участник многих избирательных кампаний сам на нескольких избирательных участках пресекал противоправные действия. На этих участках аннулировались результаты, но, к сожалению, правоохранительные органы в ходе следственных действий даже при наличии состава преступления не доводили эти дела до суда. Третье. Хотелось бы отметить, что у нас основные фальсификации на выборах проходят при переписывании протоколов, или же при вбросе бюллетеней, когда избиратель не ходит на избирательный участок. Наша партия предлагает после окончания голосования в течение 5–7 дней дать каждому избирателю возможность ознакомиться со списком избирателей в части своих данных, то есть, был я на избирательном участке или нет. И если я прихожу и вижу, что за меня поставлена подпись, а я не был на избирательном участке, то имею право обратиться и в правоохранительные органы, и даже признать выборы на этом избирательном участке недействительными. Ещё одна проблема, которая существует. Сейчас в ходе дня голосования члены избирательных комиссий имеют право своим решением вывести с избирательного участка члена комиссии, который, по их мнению, мешает им работать. К сожалению, бывают случаи, когда наши члены комиссии требуют устранения нарушений законодательства, а их за это удаляют с участка. Вот здесь присутствует Андрей Клычков, он сейчас является депутатом Московской городской Думы, а в своё время был членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Он приехал на избирательный участок, обнаружил «букет» нарушений, в том числе глава управы незаконно находился на избирательном участке во время выборов депутатов Мосгордумы, «контролировал голосование». Клычков сообщает о нарушениях Чурову Несмотря на это, собралась комиссия – решила удалить с участка, пришли милиционеры, выгнали Клычкова в нарушение всякого законодательства с избирательного участка. Явка там была у господина Лужкова 90 процентов, а оппозиционные партии все вместе не получили более 10 процентов. Вот типичный пример, и мы считаем, что здесь необходимо установить реальные запреты на подобные действия. В связи с этим хочу обратить Ваше внимание и еще на одну проблему. Мы считаем, что необходимо серьёзно регламентировать работу органов внутренних дел в день голосования. Вот те ведомственные инструкции, которые у них существуют, я Вам скажу честно, они давнего уровня обсуждения и принятия. Думаю, что их писали не специалисты в избирательном законодательстве. А милиция часто в этих процессах или становится крайней, или, наоборот, способствует неправомерным действиям. И, конечно, необходимо техническое перевооружение избирательных участков, введение прозрачных урн и, самое главное, вопрос проведения видеосъёмки на избирательных участках, что обеспечит безопасность, в том числе избирательного процесса. Это как бы такой блок, связанный с юридическими предложениями. Но есть моральный аспект. К сожалению, в современной России не было практики, когда глава государства – гарант Конституции – в канун крупных федеральных выборов обращался к жителям страны, к избирателям, всем участникам избирательного процесса с требованием жёсткого соблюдения законодательства, с требованием ненарушения этого законодательства и жёсткой ответственности в случае таких действий. Думаю, что если подобную инициативу в канун предстоящих федеральных выборов можно было бы заложить, это бы позволило сделать выборы более прозрачными. Тогда любой участник избирательного процесса, а практически большинство из них честные люди, могли бы сказать главе своей администрации, который оказывает на них давление: «Я видел Президента, я слышал его обращение, и я противоправными действиями заниматься не буду». Считаю, что если предложения КПРФ, которые я сейчас озвучил претворить в жизнь, у молодого поколения и вообще у всего населения страны доверие к нашей избирательной системе и политической системе будет на порядок выше. kprf.ru |