Нужен ли Ростову трамвайный ренессанс? Печать
Автор: Гл. Редактор   
29.09.2009 20:31

Что происходит с ростовским трамваем? Почему трамвай, который в течение десятилетий был основным городским наземным транспортом, уходит с ростовских магистралей? Нужен ли трамвай нашему городу? Трамвай как вид общественного транспорта, привычный для многих жителей Ростова, постепенно исчезает с городских магистралей. Еще в 1999 году действовали 4 депо на 150 вагонов, которые обслуживали 18 маршрутов во всех районах Ростова. На сегодняшний день осталось всего 2 депо на 65 вагонов и 4 маршрута.

 


Кому и почему так не нравится трамвай? Собственно, пассажирам трамвай не нравится по двум причинам – он стал медленным и дискомфортным видом транспорта. Качество вагонов зачастую оставляет желать лучшего. Да и время ожидания трамвая на остановке нередко превышает разумное. Не в восторге от трамвая и жители домов, расположенных рядом с трамвайными линиями – они жалуются на шум и вибрацию. Но настоящее раздражение и даже ненависть трамвай вызывает у автомобилистов. И не столько потому, что мешает быстрому движению. Главная причина – рельсы, злейшие враги колес и автомобильной подвески. Ну и, наконец, трамвай категорически не нравится ростовским чиновникам, как убыточный вид транспорта, требующий постоянного внимания и затрат на ремонт вагонов, электросетей и трамвайных путей.


Казалось бы, при всех этих минусах лучше вообще отказаться от трамвая. И, похоже, все идет именно к этому. Мы с удивительным упорством создаем себе проблемы, которые для многих городов Европы являются давно пройденным этапом. Там широкое распространение автомобилей с сер. XX века привело к быстрому исчезновению трамваев. И проблемы не заставили себя ждать – заторы, смог, нехватка парковок. Стало ясно, что автобусы и такси не могут обеспечить нормальную перевозку людей – они не в состоянии обеспечить достаточно высокий пассажиропоток, к тому же стоят в пробках. А строительство и эксплуатация метро требует крупных финансовых вложений, да и не везде его можно строить по геологическим причинам.


Именно поэтому во всем мире происходит трамвайный «ренессанс». Возрождаются трамвайные сети в Великобритании, Ирландии, Италии, Франции, Бельгии, Германии, Китае. В России же с конца 1990-х гг. трамвай сдает свои позиции. В критическом состоянии находится трамвайное хозяйство Санкт-Петербурга, Тулы и Иванова. Полностью ликвидирован трамвайный транспорт Архангельска.
Вообще, трамвай стал жертвой порочного круга. Плохая работа трамвая заставляет людей пересаживаться на маршрутки или автобусы. Увеличение их количества приводит к заторам на дорогах. В этих условиях трамвай становится препятствием для быстрого движения автотранспорта. Соответственно, трамвайное движение сокращается. А за ним – новый виток роста числа маршруток и автобусов. В итоге – тупик.


Да, стоит трамвай для городского бюджета дороже, чем троллейбус или автобус. Но его эксплуатация имеет ряд преимуществ. Во-первых, трамвай способен перевозить в 1,5 – 2 раза больше пассажиров по сравнению с автобусом, троллейбусом, и уж тем более маршруткой. Во-вторых, трамвай имеет огромный срок службы – 20-30 лет в сравнении с 5-7 годами у автобуса или 3-4 годами у маршрутки. В-третьих, затраты на проезд пассажиров в трамвае в 2 раза ниже, чем в автобусе. Больше пассажиров, больше срок службы – меньше цена. Наконец, это экологически чистый вид транспорта.


И вот такому виду транспорта еще пару лет назад прочили верную гибель…
И вдруг, после 10 лет гонений на трамвай, мы с удивлением узнаем о пункте 3.3. раздела «Транспортная инфраструктура» «Генерального плана развития Ростова-на-Дону» под названием «Развитие трамвайной сети». Согласно этому пункту городская администрация вознамерилась сделать трамвай «комфортабельным видом транспорта, обеспечивающим населению и гостям города логистически точные перевозки» и восстановить аж 8 трамвайных линий! И не просто восстановить, а еще и частично загнать под землю – в тоннели под ул. Профсоюзная и пр. Стачки.


Возникает закономерный вопрос – зачем было 10 лет рушить советский трамвай, а потом тратить десятки миллионов рублей на его восстановление? Ведь трамвай сохранялся нетронутым даже в тяжелейшие 90-е гг. И главное – он был востребован!
Я не стану говорить о том, насколько реален сегодня этот план. За последние годы «генплан» стал практически «планом Путина» местного пошиба. Но насколько же абсурдны действия властей!


Собственно, решить трамвайную проблему легко и без всяких планов. Проложите новые пути так, чтобы по ним не ездили автомобили. Закройте движение по ул. Горького и Станиславского. Установите систему светофоров на пересечении с другими улицами. Отремонтируйте пути. Для этого много расходов не надо – ведь сами рельсы в нормальном состоянии, надо только заменить шпалы и заварить зазоры. А светофоры и так нужны городу. И увидите – трамвай оживет!


Я не зря так подробно остановился на месте трамвая в жизни Ростова. На его примере хорошо видно, что на самом деле представляет из себя политика нынешних городских властей. Судьба ростовского трамвая наглядно показывает, что нынешняя власть живет осколками и остатками разрушенного городского хозяйства советского Ростова.


Алексей Плахута,
секретарь по идеологии и пропаганде
Ростовского ОК СКМ РФ

Обновлено ( 29.09.2009 20:47 )