Власть не смогла вовремя оценить масштабы финансового кризиса Печать
Автор: Гл. Редактор   
25.04.2009 15:08

24 апреля Госдума приняла постановление «Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год». Поправки в проект постановления внесли депутаты-коммунисты С.И. Штогрин и Н.В. Коломейцев. Однако проправительственное большинство отказалось их поддержать.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год

 

В целях реализации статей 103 и 114 Конституции Российской Федерации, обязывающих Правительство Российской Федерации ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно палатой, 6 апреля 2009 года депутатами Государственной Думы был заслушан и обсужден отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год.

Деятельность Правительства Российской Федерации в 2008 году осуществлялась в условиях спада мировой экономики, частью которой является экономика Российской Федерации. Это потребовало от Правительства Российской Федерации принятия срочных мер, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Российской Федерации, в первую очередь на выполнение в полном объеме всех социальных обязательств государства и поддержку реального сектора экономики.

Депутаты Государственной Думы поддерживают курс Правительства Российской Федерации на преодоление кризисных явлений в экономике Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Считать первоочередной задачей Государственной Думы обеспечение высоких темпов работы над приоритетными законопроектами, обеспечивающими реализацию программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

2. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлов.

* * *

Поправка №1, внесенная депутатом фракции КПРФ Н.В. Коломейцевым.

После первого абзаца дополнить абзацами следующего содержания:

«К сожалению, объемы и масштабы мирового финансового кризиса не были своевременно оценены Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации.

Ошибочные решения Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ по размещению средств золотовалютных резервов Стабфонда, полученных от высокой конъюнктуры мировых цен на энергоносители, в ценные бумаги иностранных государств под низкие проценты, и их валюты, вместо вложения в модернизацию инфраструктуры и диверсификацию российской экономики, свели на нет имевшиеся конкурентные преимущества.

Длительное непринятие мер Правительством РФ по контролю и выработке мер влияющих на размер корпоративного долга РФ привело к его резкому росту и на 01.10.2008 он составил 540 млрд.долларов, причем, треть, этого долга составляли долги компаний с государственным участием.

Уровень монетизации экономики России (отношение денежной массы к ВВП) по состоянию на 1 января 2008 года составлял 40,1 %, увеличившись по сравнению с 1 января 2007 года на 6,7 %. В то же время отношение денежной массы к ВВП в одной из наиболее активно развивавшихся в последнее время стран – Китае – в конце 2007 года составляло 160 %, а по методологии МВФ для развитых стран нормальным показателем считается 80-120%.

Кредитование реального сектора со стороны российских банков сдерживается отсутствием у банков долгосрочных пассивов, а также рисками невозврата кредитов, связанных, в частности, с неразвитостью институтов залога. В отличие от западных рынков, на внутреннем финансовом рынке редко применяется техника синдицированного кредитования клиентов.

Кроме того, внутренний рынок характеризуется высокой стоимостью финансовых ресурсов. Рост корпоративных заимствований на зарубежных финансовых рынках в последние годы во многом определялся конъюнктурой мировых финансовых рынков. Снижение процентных ставок на международных кредитных рынках до уровней существенно более низких, чем на внутреннем рынке, в условиях проведения Банком России долгосрочной политики по укреплению курса рубля, позволяло рассчитывать на получение дополнительной выгоды за счет курсовой разницы при погашении валютных кредитов.

Так, например, в 2006 году по данным Росстата значение среднегодовой ставки по кредитам в России составляло 10,43 % годовых, в то время как в Германии – 5,08 %, в Канаде – 5,81 %, в США – 7,96 %, в Великобритании –4,65%, во Франции – 4,35 % (для нефинансовых корпораций), в Японии –1,67%, в Китае – 6,12%.

Недостаточный уровень развития внутреннего финансового рынка в Российской Федерации, и, в частности, банковского сектора, его неспособность удовлетворить спрос для реализации крупных проектов и сделок, можно отнести к одной из основных системных причин ускоренного роста внешней задолженности российских заемщиков перед нерезидентами.

Наличие достаточно высокого уровня внешней задолженности не могло способствовать стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке в период нарастания кризисных явлений во второй половине 2008 года, проявившихся в резком оттоке капитала, повышении давления на российский рубль, снижения международных резервов и девальвации национальной валюты. Несмотря на существенно сократившиеся возможности заимствований на мировых финансовых рынках в текущий момент, вопрос об осуществлении систематического мониторинга, оценки его результатов и при необходимости принятия возможных мер по регулированию объема и характера внешних заимствований российских организаций по иностранным кредитам в целях снижения связанных с высоким уровнем внешней задолженности рисков и их влияния на экономическую устойчивость страны остается актуальным.

Экономический и финансовый кризис в полной мере показал значительность и реальность рисков внешних заимствований хозяйствующих субъектов.

Влияние совокупного внешнего долга на устойчивость как экономики страны в целом, так и, опосредованно, государственных финансов, в частности, обусловливает необходимость разработки и внесения соответствующих изменений в существующие нормативные документы, которые позволили бы четко определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования (Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Банк России) не только по сбору и анализу данных по совокупному внешнему долгу, в особенности, внешнего долга организаций с преобладающим участием государства в уставном капитале, но также по принятию, в случае необходимости, соответствующих мер по устранению негативных тенденций в этой сфере.

Для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить систему соответствующих показателей и их пороговых значений.

В целях соблюдения безопасного уровня совокупного внешнего долга в целом и безопасных величин внешней задолженности российских предприятий и банков следовало бы предусмотреть в нормативных документах специальные регулирующие меры.»

 

Результаты голосования по поправке №1:

В %"Единая Россия"КПРФЛДПР"Справедливая Россия"
За93 чел.20,7%057135
Против2 чел.0,4%2000
Воздержалось0 чел.0,0%0000
Голосовало401 чел. 257135
Не голосовало355 чел.78,9%3130393

Результат - не принято.

 

Поправка №2, внесенная депутатом фракции КПРФ Н.В. Коломейцевым.

После третьего абзаца дополнить абзацем следующего содержания:

«Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что существующая структура Правительства Российской Федерации и положение о федеральных органах исполнительной власти не позволяет своевременно и эффективно реагировать на вызовы экономического финансового кризиса.»

Постановляющую часть дополнить пунктами:

«1. Счетной Палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации проверить обоснованность и эффективность использования выделенных Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации средств, привлечь к ответственности лиц не обеспечивших перевод этих средств предприятиям реального сектора экономики.

2. Правительству Российской Федерации оптимизировать существующую структуру Правительства Российской Федерации и положения об исполнительных органах власти с целью усиления персональной ответственности руководителей за порученные участки работы.

3. Учитывая значительность и реальность рисков внешних заимствований хозяйствующих субъектов Правительству Российской Федерации, в кратчайшие сроки, в положения об органах федеральной исполнительной власти, в части Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Росстата, ввести четко обозначенные функции осуществления мониторинга совокупного внешнего долга Российской Федерации, определить инструменты и полномочия органов государственной власти и денежно-кредитного регулирования, позволяющие эффективно влиять на процесс привлечения иностранных заимствований.

Определить систему соответствующих показателей и пороговых значений безопасного уровня совокупного внешнего долга российских предприятий и банков и меры регулирования этого процесса.

4. Правительству Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации ускорить разработку и принятие нормативных документов, позволяющих осуществлять долгосрочное кредитование реального сектора экономики российскими банками с гибкой системой процентных ставок, стимулирующих реализацию крупных проектов».

Результаты голосования по поправке №2:

В %"Единая Россия"КПРФЛДПР"Справедливая Россия"
За68 чел.15,1%05702
Против0 чел.20,0%0000
Воздержалось0 чел.0,0%0000
Голосовало68 чел. 05702
Не голосовало382 чел.84,9%31504036

Результат - не принято.

Результаты голосования по проекту постановления в целом:

В %"Единая Россия"КПРФЛДПР"Справедливая Россия"
За311 чел.69,1%3075702
Против90 чел.20,0%00035
Воздержалось0 чел.0,0%0000
Голосовало401 чел. 30757037
Не голосовало49 чел.10,9%00401

Результат - не принято.

Обновлено ( 28.04.2009 22:50 )