Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Российский энциклопедист и гражданин

08.02.2024 13:39 Владислав Гончаров, газета "Правда" Новости, события - Факты
Печать

Гениальный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев в первую очередь известен созданием своей Периодической системы химических элементов. Открытый им периодический закон стал важнейшей вехой в развитии атомно-молекулярного учения. С его помощью было предсказано существование неизвестных на тот момент науке химических элементов, а также установлено их положение относительно известных в таблице. Уже после смерти Менделеева многие элементы были обнаружены и встали на места, которые предсказал им учёный. Однако мало кто знает, что, помимо химии, Менделеев также увлекался физикой, метеорологией, экономикой, геологией, приборостроением. Как говорится, «талантливый человек — талантлив во всём».


  Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 8 февраля 1834 года в многодетной семье. Будущий химик был последним, семнадцатым по счёту ребёнком директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Как не трудно догадаться, назвали мальчика в честь его дедушки по материнской линии. Однако из шестнадцати детей, помимо маленького Мити, после его рождения в семье Менделеевых остались в живых только два брата и пять сестёр. Что ж, такой была «Россия, которую мы потеряли»...

Детство Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири после событий 1825 года ссыльных декабристов, живших в Тобольской губернии. Одна из сестёр Дмитрия Ивановича — Ольга — стала женой бывшего члена Южного общества Н.В. Басаргина. После смерти Ивана Павловича большую помощь семье оказывал И.И. Пущин, также бывший декабрист, известный как друг великого русского поэта А.С. Пушкина, с которым тот вместе учился в императорском Царскосельском лицее.

Весомое влияние на мировоззрение будущего учёного оказал его дядя Василий Дмитриевич Корнильев, управляющий князей Трубецких, у которого останавливались во время своего пребывания в Москве Менделеевы. Хотя дядя и любил иногда пустить пыль в глаза своим богатством, положением в обществе и знакомствами, он был человеком добрым, покладистым и справедливым. Тяга к справедливости сближала Корнильева со многими из московских и петербургских декабристов. При этом он никогда не стыдился знакомства и дружбы с ними. Женой Василия Дмитриевича стала родственница бывшего генерал-губернатора Сибири Ивана Пестеля, отца декабриста. Корнильев также был в хороших отношениях с сыновьями Пестеля — декабристом Павлом и Владимиром. В целом дядя оказал благоприятное влияние на характер Менделеева.

В 1841 году Дмитрий Менделеев поступил в Тобольскую классическую гимназию, ту самую, которой руководил его отец. Среди её учителей выделялся преподаватель русской литературы и словесности, а в дальнейшем русский поэт Пётр Павлович Ершов, наиболее известный благодаря своей сказке в стихах «Конёк-Горбунок». Стоит также отметить, что первой женой Менделеева станет падчерица поэта.

Освоение новых знаний поначалу давалось будущему учёному непросто: он получал плохие оценки, особенно это касалось уроков латыни и Закона Божьего. Помимо этого, у юного Менделеева были проблемы и с поведением: он нередко участвовал в драках, а как-то раз был на дуэли.

В тринадцать лет Менделееву было суждено пережить первую серьёзную утрату в своей жизни: его отец умер от чахотки. Спустя год окончил гимназию его старший брат Павел, который постарался заменить Дмитрию отца. Смерть близкого человека повлияла на поведение и оценки Менделеева: он перестал хулиганить, участвовать в конфликтах и начал более ответственно подходить к процессу обучения.

В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию: в аттестате у него не было неудовлетворительных отметок.


           Как было принято в те годы, он должен был продолжать своё образование в Казанском университете, к которому была приписана гимназия. Однако мать хотела дать младшему сыну престижное образование, и поэтому семья отправилась в Москву. Из-за бюрократических трудностей поступить в Московский университет Дмитрий не смог. В 1850 году Менделеевы переехали в Петербург, в конце лета того же года, после вступительных экзаменов, он был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института.

В 1855 году Менделеев окончил институт с золотой медалью и был направлен старшим учителем в Симферопольскую гимназию. Прибыв на место, он не смог приступить к работе. Шла Крымская война, а Симферополь, как известно, находился на линии фронта, из-за чего гимназия была закрыта.

В дальнейшем Дмитрию Ивановичу удалось получить место учителя гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Здесь он не только активно включился в работу в качестве учителя математики и физики, а затем и других естественных наук, но и продолжил свои научные исследования. В Одессе юный учёный начал интенсивно готовиться к экзаменам и защите магистерской диссертации в Петербургском университете, диплом которого давал право заниматься наукой.

Работу над диссертацией «Строение кремнезёмных соединений» Менделеев завершил через год. Её защита прошла блестяще. С успехом была прочитана и вступительная лекция «Строение силикатных соединений».

А первой его значительной исследовательской работой, выполненной под руководством профессора А.А. Воскресенского, стала кандидатская диссертация «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы при различии в составе». Менделеев исследовал в ней способность некоторых веществ заменять друг друга в кристаллах, не меняя при этом формы кристаллической решётки. В изоморфизме отчётливо прослеживались сходства в поведении различных элементов. Эта научная работа определила главное направление в будущем научном поиске учёного. Впоследствии он писал: «Составление этой диссертации вовлекло меня более всего в изучение химических отношений. Этим она определила многое».

В 1857 году Менделеев отправился в командировку в Германию. Одним из ярких событий его поездки в Европу стало участие в составе делегации русских химиков в работе I Международного химического конгресса в городе Карлсруэ в 1860 году. На конференции он узнал о современных направлениях развития химии, расширил круг академических связей и познакомился с известными европейскими учёными.

Конечно, поездка в Германию сыграла определённую роль в развитии Менделеева как учёного-химика, но работал в Гейдельберге юноша прежде всего как физик. В Германии он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определённых условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Также Менделеев сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкостей.


          В 1861 году Дмитрий Иванович вернулся в Россию и всего за 2 месяца написал свой первый учебник — «Органическая химия». Впоследствии он опубликовал ещё ряд работ в этой области. Таким образом, Менделеев становится одним из первых теоретиков в области органической химии в России. За свой учебник Менделеев в 1862 году был удостоен полной Демидовской премии — высшей научной награды России того времени.

Защита докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой» состоялась в 1865 году. В 1867 году он возглавил кафедру общей химии Петербургского университета, которую занимал последующие 23 года. В том же году Менделеев начал работать над одним из важнейших трудов в своей научной деятельности — «Основы химии», который завершил только в 1871-м. Книга выходила отдельными выпусками, первый появился в конце мая — начале июня 1868 года.

В процессе работы над второй частью «Основ химии» Менделеев постепенно переходил от группировки элементов по валентности к их расположению по сходству свойств и атомному весу. В середине февраля 1869 года учёный, продолжая обдумывать структуру последующих разделов книги, вплотную подошёл к проблеме создания рациональной системы химических элементов. Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всём естествознании.

Работа над учебником привела к главному открытию учёного — Периодической системе элементов. Первый её вариант относится к февралю 1869 года. В марте того же года Менделеевым был подготовлен доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов», посвящённый периодической закономерности химических элементов. На заседании Русского химического общества доклад зачитал Н.А. Меншуткин.

Весьма серьёзным испытанием периодического закона было открытие в 90-х годах XIX столетия целой группы инертных газов. Эти элементы обладали специфическими свойствами и не были предсказаны Менделеевым. Однако и они нашли своё место в Периодической системе, образовав нулевую группу.


          В поиске физических причин периодичности Менделеев взялся за исследования газов. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, химик задумывался пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды.

Концепция «мирового эфира» имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разрежённых газов могло быть доказательством существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны были бы скрывать свойства «эфира».

Одна из гипотез Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом.

При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Также очень важным было предложенное учёным введение термодинамической шкалы температур.

На протяжении всей своей жизни у Менделеева не ослабевал интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее его публикации показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал работ, способствовавших созданию основы его учения о растворах. Концепция учёного эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях.

Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение.


          Дмитрий Менделеев был поистине любознательным и многогранным учёным, и его интересы не ограничивались только химией. Менделеев увлекался кораблестроением. Он с готовностью включился в организацию ледокольной экспедиции на Северный Ледовитый океан под руководством С.О. Макарова.

Осенью 1897 года правительство принимает решение о финансировании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии проекта. Ледокол построили в Ньюкасле на стапелях английской фирмы «Армстронг Уитворт». Это было первое в мире судно арктического класса, способное форсировать тяжёлые льды. Кораблю присвоили имя «Ермак». В 1901—1902 годах Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола и разработал высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса.

Менделеев стал одним из основателей современной метрологии. Он разработал теорию весов, улучшил конструкции коромысла и арретира (механическое приспособление для закрепления чувствительного элемента различных приборов в определённом положении. — Прим. автора), предложил точнейшие приёмы взвешивания. В 1893 году Менделеев создал Главную палату мер и весов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева. — Прим. автора). В 1899 году по инициативе учёного в России был введён новый закон о мерах и весах, результатом которого стало создание государственной поверочной службы.

Работал он и над трудами по сельскому хозяйству, касающимися самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил с разных сторон: как учёный-химик, экономист или агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия.

Серьёзно заниматься сельским хозяйством Менделеев начал ещё в далёком 1865 году, когда приобрёл небольшое имение Боблово недалеко от города Клина. Он ввёл здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Менделеева за 6-7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве.

Любознательный исследователь не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений: золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений.

Менделеев считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе сельскохозяйственные опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на три года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы.

Огромное значение Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внёс большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья.


          Тридцать пять лет своей жизни Менделеев посвятил преподавательской деятельности в различных средних и высших учебных заведениях, таких как Симферопольская и Одесская гимназии, а затем в Петербурге во втором Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 годов, участвовал в организации специального технического и коммерческого образования, изучал постановку образования в ведущих европейских университетах. В основе концепции народного образования, которую предложил Менделеев, лежала идея о непрерывном обучении, сформулированная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 году. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования, распространение точных и естественных наук.

Менделеев верил в тесную взаимосвязь между средним и высшим образованием. Он был убеждён, что без правильной организации среднего образования высшая школа не может получить своего настоящего развития. Менделеев был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой должно взять на себя государство. К слову, идеи учёного были реализованы в советских школах и вузах спустя годы после его смерти.

Также в его работах, посвящённых народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшей его ступени. Основную задачу он видел в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России.

В 1906 году Менделеев написал свой последний крупный труд «К познанию России». Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения. В своих выводах учёный опирался на анализ результатов переписи населения.

Достаточно важным компонентом явилось присутствующее в книге вычисление двух центров России — поверхности и населения. Учёный приобщил к изданию карту новой проекции, в которой нашли отражение идея единого промышленного и культурного развития европейской и азиатской частей страны, что должно было служить сближению двух центров.

Помимо науки, которой Менделеев отдавал почти всего себя, у него были и другие увлечения: он собирал и систематизировал фотографии и сам любил фотографировать, коллекционировал репродукции произведений искусства, виды мест, в которых бывал. В последние годы жизни научная, научно-организационная и общественная деятельность исследователя также была разнообразной и активной: в начале 1900 года он был в Берлине на торжествах по случаю 200-летия Берлинской (Прусской) Академии наук. Едва отдохнув от этой поездки, он вновь отправился за границу — на Всемирную выставку в Париже в качестве эксперта министерства финансов.

11 января 1907 года Менделеев показывал Главную палату мер и весов министру торговли и промышленности Д.А. Философову. Гостя пришлось долго ждать у входа. Погода была морозная, в результате уже немолодой учёный сильно простудился. Через несколько дней ему диагностировали воспаление лёгких. 20 января Дмитрий Иванович скончался. На протяжении всего пути от Технологического института, где 23 января состоялась последняя панихида, до Волкова кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах приняли участие 10 тысяч человек.

Неудивительно, что так много людей пришло попрощаться с прославленным учёным, ведь Д.И. Менделеев своим трудом на благо российской науки, и в частности химии, оставил огромное наследие. Его Периодической таблицей до сих пор пользуются современные учёные, а мы все изучали её в школе.

Вот что писал гениальный русский поэт А.А. Блок жене, дочери Менделеева Любови Дмитриевне, о своём тесте: «Твой папа, вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм и т.п.). У него есть всё. Такое впечатление он и производит. При нём вовсе не страшно, но всегда не спокойно, это от того, что он всё и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это всё познание лежит на нём очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всём вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет — всё неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он всё знает лучше всех...»