Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Ленинизм - это марксизм эпохи империализма и социалистических революций. Печать
29.04.2010 21:58

Представляем Вашему вниманию доклад доктора исторических наук, профессора Малейко Л.А. на тему "Ленинизм – это марксизм эпохи империализма и социалистических революций" на научно-практической конференции "Ленин и современность" прошедшей в Ростовском обкоме КПРФ.

 

Уважаемые товарищи! Сначала несколько слов о теме и структуре моего доклада. Как видно из программы конференции темы содокладов посвящены отдельным вопросам ленинизма. Возникает необходимость вначале посмотреть на проблему в целом, а потом уже ее конкретизировать. Этим и определяется тема и место моего доклада.


Более того, мне приходится еще больше расширить рамки доклада и начать с краткой характеристики марксизма, ибо ленинизм – это марксизм современной эпохи. Говорить о ленинизме это, прежде всего, говорить о теоретическом наследии  В. И.  Ленина и его соотношении с теоретическим наследием  К.  Маркса и  Ф.  Энгельса, о месте ленинизма в марксизме. Именно об этом и пойдет речь в докладе.


Это тем более необходимо, что уже около ста лет не прекращаются попытки оторвать Ленина от Маркса, ленинизм от марксизма, обвинить Ленина в отходе от марксизма и в теории и в практике. Делается это под тем предлогом, что, якобы, марксизм создавался на опыте промышленно развитых стран Европы, а ленинизм – только на опыте России как отсталой, крестьянской страны и поэтому де ленинизм не пригоден для других стран.


Конечно приходится считаться с фактором времени и излагать кратко, порой схематично, но надеюсь, что для одних это будет полезным напоминаем об уже во многом забывшемся, а другие услышат впервые и захотят самостоятельно изучать теорию марксизма – ленинизма.


Итак, сначала о теоретическом наследии  К.  Маркса и  Ф.  Энгельса, о марксизме, его возникновении и сути.


Марксизм – это научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, идей, отражающих интересы рабочего класса, большинства трудящихся. Его составными частями являются марксистская философия, основу которой составляет учение о диалектическом и историческом материализме, политическая экономия – наука о производственных отношениях людей в процессе производства и научный коммунизм – наука о ликвидации капитализма и построении социализма и коммунизма.


Марксизм возник не на чистом месте, как феникс из пепла, его источниками являются передовые достижения общественных наук в домарксовый период и мировое революционное движение, обобщение его опыта. Подчеркнем сразу единство теории и практики марксизма с момента его возникновения. Научным источником марксизма стали немецкая классическая философия (Гегель и Фейербах), английская политическая экономия (Адам Смит и Давид Рекардо), французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Здесь важно отметить преемственность марксизма, но не механическое восприятие научных идей предшественников марксизма, а их критический анализ, переработка и выход на качественно новый уровень.


Выше уже было сказано, что основу марксистской философии составляет учение о диалектическом и историческом материализме. Напомню что это такое. Понятия диалектика и материализм существовали до Маркса, но как самостоятельные, не связанные друг с другом. Диалектика Гегеля была идеалистической, только в сфере духовной жизни, сознания, а материализм Фейербаха ограничивался только сферой природы. Ни диалектика, ни материализм не были связаны общественной жизнью, историческим процессом. Маркс, во-первых, соединил идею диалектики с  Гегеля с идеей материализма Фейербаха и получился диалектический материализм, как философская основа марксизма. И, во-вторых, распространил и диалектику и материализм, то есть диалектический материализм, на общество, на исторический процесс и получился исторический материализм, как наука об обществе, законах его развития, как теоретическая база общественных наук. Учением о диалектическом и историческом материализме был совершен переворот, революция в общественном сознании.


Исследуя далее общественную жизнь, исторический процесс с позиции диалектического и исторического материализма Маркс и Энгельс сформировали целую систему научных категорий, понятий, законов, которые в совокупности и составляют их теоретическое наследие, ключевые положения марксизма. Назову основные среди них.


Это, прежде всего, учение о способе производства материальных благ в единстве двух его сторон – производительных сил, формирующихся в процессе взаимодействия людей с природой и производственных (социально-экономических) отношений между людьми в процессе производства. Их основу составляют отношения собственности на средства производства (общественной и частной).


Выделив производственные, экономические отношения, как основные, базисные, которые определяют характер всех других общественных отношений (политических, юридических, религиозных и др.), выступающих как надстроечные над производственными, Маркс сформулировал понятия базиса и надстройки.


Анализируя способ производства на различных исторических этапах и открытый им закон соответствия производственных отношений уровню развития производственных сил, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, как качественно различных типах общества, и закон неизбежной смены формаций, перехода от одной к другой, более прогрессивной. В марксизме-ленинизме определено – пять общественных формаций – первобытно-общественная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (две фазы – социализм и полный коммунизм).


В основе смены формаций лежит противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями, возникающие на определенной ступени развития производительных сил, когда производственные отношения начинают отставать от производительных сил, перестают им соответствовать, тормозят их развитие. В соответствии с объективным законом соответствия требуется заменить производственные отношения качественно новыми, что и происходит, в конечном счете, через социальную революцию.


Особенно тщательно, всесторонне была разработана капиталистическая формация в основной работе Маркса «Капитал». Был определен основной экономический закон капитализма – закон производства и присвоения прибавочной стоимости, как основа и сущность экономической эксплуатации при капитализме.


Из закона соответствия производственных отношений уровню развития производственных сил вытекает и марксистская теория социалистической революции: об объективных и субъективных предпосылках революции, о возможности победы революции во всех или нескольких промышленно развитых странах, о роли рабочего класса, о классовой борьбе и доведении ее до диктатуры пролетариата, о коммунистической партии.

Таковы кратко основные, ключевые положения теоретического наследия  К.  Маркса и Ф.  Энгельса. К предыдущему определению марксизма, как научной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, идей, добавим, что марксизм – это наука об общих законах развития природы и общества и о методах их познания и осуществления. С возникновением марксизма теория социализма превратилась из утопии в науку.
Теперь о теоретическом наследии  В. И.  Ленина, о ленинизме и его месте в марксизме.


В. И.  Ленин дополнил и творчески развил все составные части марксизма (философию, политическую экономию и научный коммунизм), конкретизировал его с учетом новой исторической эпохи (империализм) и на опыте русской революции и международного революционного движения. Причем не просто дополнил и развил марксизм, а поднял его на качественно новую ступень. Ленинизм – это новый этап марксизма. Этим и определяется огромное значение вклада Ленина в марксизм, место ленинизма в марксизме.


У меня нет времени подробно иллюстрировать этот вывод конкретными примерами ленинского теоретического наследия, но целый ряд убедительных примеров, безусловно, назову и прокомментирую.


1. Маркс и Энгельс жили в период домонополитического капитализма, когда только начиналось формирование первых признаков империализма. Лишь в конце XIX – начале XX века сложился развитой империализм. Всестороннюю характеристику этого процесса дал  В. И.  Ленин в своей работе «Империализм как высшая стадия в развитии капитализма». Кратко и емко суть и историческое место империализма определены им в следующей формулировке: «Империализм есть особая историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1) – монополистический капитализм; (2) – паразитический или загнивающий капитализм; (3) – умирающий капитализм. Конкретизируя этот вывод он определил пять важнейших признаков империализма, показал, что резко обостряются внутренние и внешние антагонизмы и возникают новые, прекращается развитие капитализма по восходящей линии, из прогрессивного он становится реакционным, полностью созревают предпосылки для перехода к новому общественного строю. Империализм – канун социалистической революции. Этим Ленин внес существенный вклад в учение марксизма о капитализме, дополнил «Капитал» Маркса теми изменениями, которые произошли в развитии капитализма за 50 лет после выхода «Капитала».


Ленинское учение об империализме получило подтверждение и дальнейшее развитие в документах и материалах XIII съезда КПРФ. Сделан вывод, что в конце XX века империализм вступил в новую стадию (фазу) – глобализм, когда более выпукло проявляется загнивающий и паразитический характер империализма. Дана так же характеристика признаков, особенностей современного империализма (конца XX – начала XXI веков) и политики империалистической глобализации.


2. Ленин настолько основательно обогатил марксистскую теорию социалистической революции, что ее по праву называют и ленинской.
Опираясь на открытый им закон неравномерного, скачкообразного развития капитализма в эпоху империализма, Ленин сделал вывод о возможности в условиях империализма победы социалистической революции в нескольких или даже в отдельно взятой стране  и невозможности одновременной победы во всех или в большинстве стран, как это было у Маркса в период домонополистического капитализма.


Особенно существенно Ленин обогатил характеристику объективных и субъективных предпосылок социалистической революции. Он показал, что для революции необходимо наличие следующих предпосылок: (1) объективных материальных (хотя бы средний уровень промышленного развития в стране); (2) объективных политических, то есть революционной ситуации, которую он охарактеризовал как общенациональный кризис, кризис и «низов» и «верхов», когда низы не хотят жить по-старому, а верхи уже не могут управлять по-старому; (3) субъективных (наличие коммунистической партии, способность рабочего класса на массовые и активные действия и др.).


Несколько конкретизируем положение об объективных материальных предпосылках. В связи с выводом о возможности победы революции в одной стране, возникал вопрос – где впервые победит революция. Лидеры западноевропейских социал-демократических партий и меньшевики в России считали, что революция произойдет в наиболее развитой капиталистической стране. Бухарин – в наиболее слаборазвитой капиталистической стране. Владимир Ильич исходил из того, что империалистическая система в целом созрела для революции и революция впервые произойдет в наиболее слабом звене, там, где наиболее острые противоречия. При этом не обязательно в стране наиболее развитой, но и не в самой слабой, а в средне слабой. Для революции необходим определенный материально-технический уровень развития, необходим минимум рабочего класса, его организованность, наличие коммунистической партии. Такой страной могла стать и стала Россия. Отвечая оппонентам, что Россия отсталая, крестьянская страна, с технической и культурной отсталостью, Ленин отмечал, что Россия относительно отсталая, по отношению к наиболее развитым странам, но она по промышленному развитию занимала пятое место в мире, имелись крупные монополии, 11 миллионов рабочих, партия нового типа. Так почему же нам сначала не взять власть, если созреет общенациональный кризис, а затем, опираясь на власть, ускоренно ликвидировать экономическую и культурную отсталость. Как известно так оно и произошло…
Теперь подробнее об объективных политических и субъективных предпосылках.

Не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь тогда, когда революционная ситуация усиленная субъективным фактором создает общенациональный кризис. Без этого идти на революцию нельзя. Наличие революционной ситуации и субъективных предпосылок становится решающим для перерастания революционной ситуации в революцию, для победы революции.


Ленинское учение о диалектическим единстве объективного и субъективного факторов в революции вооружило рабочий класс, коммунистическую партию научным подходом к выбору момента революции. Оно было так же направлено как против вульгарно-материалистической теории стихийности правых оппортунистов, принижавших роль субъективного фактора, так и против авантюристической политики «левых», отрицавших обусловленность революции объективными причинами и пытавшихся «ускорить», подтолкнуть революцию при отсутствии необходимых условий.


Важной составной частью ленинской теории социалистической революции является и обоснование им вопроса об отношении партии к демократическим движениям, усилившимся в эпоху империализма, о соотношении борьбы за демократию с борьбой за социализм. Коммунистическая партия должна поддерживать борьбу масс за демократию, активно участвовать в этой борьбе, должна сочетать борьбу за демократию с борьбой за социализм, подчиняя первую второй. Входе этой борьбы подтачиваются устои капитализма, происходит политическое просвещение масс, подготавливаются условия для социалистической революции. Эти ленинские положения были направлены против «левых» в коммунистическом движении и Троцкистов, которые пропагандировали «чистую» социалистическую революцию (противостоят только буржуазия и пролетариат), утверждали, что борьба за демократические преобразования может лишь отвлечь пролетариат от борьбы за социализм.


Ленинская теория социалистической революции явилась для большевиков руководством к действию в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. И сегодня, особенно в условиях кризиса, такие ее положения как учет объективных и субъективных факторов, о революционной ситуации и выборе момента перехода к революции, о сочетании борьбы за демократию с борьбой за социализм, сохраняют актуальное значение, нашли отражение в документах КПРФ и являются руководством к действию.


3. В. И.  Ленин сделал вывод о необходимости создания партии нового типа, разработал учение о такой партии. Дело в том, что в условиях империализма, когда полностью созрели условия для социалистической революции, лидеры западноевропейских социал-демократических партий (и меньшевики в России) утратили дух революционности, встал на путь реформизма, соглашательства с буржуазией. Такая партия не могла возглавить революцию и обеспечить ее победу, нужна была партия нового типа. Ленин всесторонне разработал ее идейные, политические и организационные принципы, создал такую партию (II съезд РСДРП, 1903 г.), руководил ею и через 15 лет она стала правящей партией в стране.


4. В. И.  Ленин дополнил учение марксизма о социализме и коммунизме. Он углубил и конкретизировал положение о переходном периоде от капитализма к социализму, конкретизировал учение о двух фазах коммунизма, о материально-технической базе социализма и коммунизма, разработал конкретный план построения социализма, составными частями которого являлись индустриализация страны, кооперирование сельского хозяйства, культурная революция, а также меры по совершенствованию политической системы и коммунистической партии. По существу это был план комплексной социалистической модернизации.


5. Ленин был не только гениальный теоретик, но не менее, если не более, был гениальным политиком и практиком. Он органически соединял в себе талантливого теоретика и великого практика, руководителя социалистической революции и социалистического строительства. Каждый шаг практической деятельности он выверял теорией марксизма, а теорию выверял практикой. Говоря о соотношении теории и практики, он подчеркивал, что теория как прожектор освещает путь практике, а практика является критерием истинности теории. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва.


Ленин столь велик, что до сих пор не нашлось личности, сопоставимой с ним по масштабности.
Что касается отрицания международного значения ленинизма, то добавим к вышесказанному (об отсталости России), что ленинизм создавался не только на почве России и для России, а на почве империализма и для империалистических стран в целом. Об этом ярко свидетельствуют такие работы Леина как «Империализм как высшая стадия развития капитализма», «Государство и революция», «Детская болезнь левизны в коммунизме» и др. Ленин обогатил стратегию и тактику мирового коммунистического движения, был создателем III Коммунистического интернационала, вождем международного пролетариата.  Ленинизм, как и марксизм – это интернациональное, международное учение, новый этап в марксизме.


Марксизм-ленинизм – это не механическое соединение двух разных идеологий, а единое, неразрывное, цельное учение мирового пролетариата, трудового народа.


Это постоянно развивающееся учение, а потому постоянно сохраняющее свое практическое значение, если к нему относится не догматически, а творчески. Классики марксизма-ленинизма стояли на твердых мировоззренческих позициях и в тоже время были свободны от догматизма, доктринерства, выступали против «вульгарного истмата» (экономика сама все сделает), учитывали многовариантность, неоднозначность развития истории, своеобразие отдельных стран и регионов. Теория постоянно проверялась ими практикой, соизмерялась с реальной действительностью. Поэтому важно опираться не на букву марксизма, а на его творческий дух, используя, прежде всего, марксистско-ленинскую методологию, как учение о разнообразных методах (принципах) познания. Назову важнейшие из них:
- диалектический (процесс постоянного развития, движения, преобразования через преодоление противоречий);
- исторический (учет условий места и времени явления, события);
- классового подхода к анализу (в чьих интересах, кому выгодно);
- системный (комплексный, многосторонний, а не односторонний анализ);
- формационный (учет конкретности и сменяемости типов общества);
- цивилизационный (учет особенностей местных и региональных цивилизаций) и др.
КПРФ, как уже отмечалось выше, стремится строить свою теоретическую и практическую деятельность на фундаменте марксизма-ленинизма, на его творческом развитии и применении, что и находит отражение в документах партии, публикациях ее лидеров. Но это уже тема специального доклада.

 

Д.и.н., профессор

Малейко Л.А.