Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Тупик казачьего движения. Печать
14.02.2011 16:54

Мой прадед был лаборантом-пушкарем Запорожской Сечи, чем, видимо, объясняется мой интерес к непростой судьбе казачества. Россия благодарна казакам атамана Ермака за покорение Сибири, атамана Платова за участие в освобождении от Наполеона, казакам-добровольцам, помогавшим отстаивать независимость Югославии, Приднестровья, Осетии и Абхазии. С другой стороны, мы помним о позорной роли казачества в подавлении Революции 1905 года, в развязывании атаманами Красновым и Калединым Гражданской войны в 1917 г., в попытках последнего оторвать от России Дон, Кубань и Терек. Русофоб и антисемит Краснов, поддержанный кайзеровскими оккупантами, в 1918 г, провозгласил создание независимой от России Донской республики - Казакия, а Войско Донское переименовал во Всевеликое Войско Донское.


 В 1916 г. В России насчитывалось 4434 тыс. казаков. Служили из них 285 тыс. В Войске Донском ,соответственно, -- 1495 и 100 тыс. ( Cоветская историческая энциклопедия, т.6,с.819). В1917 г. население Войска Донского составляло 4013 тыс., из них казаков было свыше 1,5 млн. Остальные - неказачье население. Среди казачьих хозяйств 22% были зажиточными, 51,6%, середняцкими, 24,6% бедняцкими. .Земельные наделы неказачьих хозяйств были в 10 раз меньше казачьих. Из них 49,6% не имели посевов, 56,4% не имела рабочего скота. (П.А. Голуб. Правда и ложь о расказачивании казаков. М., 2009). Такова была дискриминация неказачьего населения. Возмутительным было и неравенство среди казаков. Генералы получали по 1500 десятин земли, штабс-офицеры - 400, хорунжие - 100, рядовые - 10-12. ( А. М.Седина. На крутом повороте. 1976 г.). Таким образом, социальные противоречия охватывали все население Дона.


 Однако, поверив клевете, будто советская власть собирается отобрать землю у казаков и их расказачить (лишить привилегий), значительная часть (более 2/3) казаков пошла за атаманами, и лишь 1/3 влилась в Красную Армию. Безусловно, антисоветские настроения усилили и ошибки в продовольственной политике Москвы в 1918 г., когда голод вынудил Советскую власть прибегнуть к продразверстке (начатой, между прочим, еще Временным правительством в 1917 г.). Ленин объяснял: "Будучи в осажденной крепости, не могли продержаться иначе, как применением продразверстки" (Ленин, т. 43, с. 148).


 В 1989 г.в СССР стали возрождаться казачьи исторические формирования. По решению Ростовского Обкома КПСС с этой целью создается казачья общественная организация под исторически сложившимся названием "Войско Донское". Однако в августе 91 года Ельцин использовал эту организацию для низвержения Советской власти на Дону, а во время осады Белого дома он прибег к помощи казачества и объявил его боевой единицей вооруженных сил России. В благодарность за пособничество в антисоветском перевороте он наобещал казакам многое, что противоречило исторической справедливости, законности и здравому смыслу, а в итоге стало головной болью для правительства самого Ельцина и его преемников. Так, 15.06.92 г. он издал Указ Президента " О мерах по реализации закона "О реабилитации в отношении казачества", признававший казачество народом, подвергшимся геноциду. Однако уже в вышедшем через месяц Постановлении " О реабилитации казачества" Верховный Совет  изъял этот ляп Ельцина и заменил термин "геноцид" на "репрессии", что исторически верно и делает неправомочной постановку вопроса о геноциде казаков. Действительно, геноцидом считается уничтожение этноса или действия, направленные на его уничтожение. Но казаки являлись военным сословием, а не отдельным этносом, что подтверждено заключением Института Этнологии и Антропологии Российской Академии Наук. Кроме того, репрессии казаков проводились не по этническому принципу, как лукаво заявляют самостийники, а лишь против непримиримых врагов советской власти. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров дружелюбно обращался к казакам: "Казаки! От вас зависит теперь, будет ли дальше еще литься братская кровь. Мы вам протягиваем руку. Объединимся со всем народом против его врагов". Дружелюбным было и обращение Седьмого Всероссийского Съезда Советов 5.12.1919 г.: "Казаки, Советская власть чужда мести. Она готова предать забвению ваши заблуждения, ваши прошлые грехи, ваше преступное участие в борьбе с Рабоче-Крестьянской Россией… Советская власть протягивает вам руку примирения, встретит вас как раскаявшихся братьев". Съезд констатировал: "Казаки отнюдь не являются особой народностью или нацией, а составляют неотъемлемую часть русского народа". Так мог ли русский народ подвергать геноциду сам себя? И о каком геноциде может идти речь, если треть казачества была на стороне Советской власти, если казачьи части Красной армии получали высшие награды страны?


 К сожалению, исторический урок нынешнему руководству большинства казачьих обществ не пошел впрок. Их идеология пронизана антикоммунизмом. Вероятно, поэтому традиционное название Войскового казачьего общества (ВКО) Войско донское по предложению атамана В.П. Водолацкого было переименовано во Всевеликое Войско Донское (ВВД), указывавшее на преемственность от самостийника Краснова. Примечательно, что на такую же преемственность указывают и принятые Законодательным Собранием Ростовской области символы власти. По свидетельству Кузьмина В.В., "Флаг области почти точно воспроизводит  флаг Всевеликого Войска Донского периода Гражданской войны. На гербе изображены бунчук, булава, пернач, насека - символы атаманской власти, а гимн области создан на основе гимна ВВД" (Сборник НСДК, Ростов-на-Дону, 2005, с. 112). Сегодня националистическое крыло казачества, опекаемое и поучаемое белоэмигрантами, нередко камуфлирует свои сепаратистские намерения видимостью радения за интересы русского населения, предлагая казакам бороться за выделение в казачье, а русским - в русское государство. По сути это не забота о россиянах, а приглашение развалить Россию.


При соучастии белоэмигрантов казачья элита  пытается возвеличить Краснова как литератора и "друга" русского народа. К примеру, в1999 г К.Н. Ходульников составил и издал сборник очерков и рассказов Краснова под названием "Любите Россию". В ней русский народ назван гордым и смелым, но темным, необразованным и робким, а русская интеллигенция проклинается за антимонархические настроения и симпатии к социализму. Умолчал, однако, генерал о том, что в кабале и темноте народ держал царь, поддерживаемый церковью и казачеством. О  настоящей цене иудиной любви Краснова к русским говорит то, что он и его компания развязали Гражданскую войну с ее миллионными жертвами. А в 1942 г он натравливал казачью эмиграцию на русский народ со словами: "Русские враждебны вам. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою, независимую от Москвы жизнь". Для реализации этой цели он сформировал из казачества 3 дивизии Вермахта, в том числе 2 дивизии СС. Такова на поверку "любовь" Краснова к Росси.


 Но приверженность верхов казачества красновщине не ограничивается символикой и атрибутикой. Национальный Совет Донских Казаков (НСДК), членами которого среди прочих были атаман ВКО ВВД Водолацкий В.П и атаман ОО "Белое движение казаков Дона" Гнутов Д.А., от имени 15 казачьих обществ заявил: "Казаки едины, так как у казаков цель одна -- восстановление в правах в рамках Конституции и Закона "О реабилитации". Это подразумевало требование признания казаков самостоятельным этносом, подвергшимся геноциду, возвращение казакам земель бывшего Войска донского и компенсации за утраченное имущество. С этими требованиями НСДК 12 раз обращался к президенту Путину и многократно в другие инстанции, включая Страсбургский суд. Право казаков считать себя отдельным этносом НСДК пытается обосновать ссылкой на статью 26 Конституции РФ, которая гласит: "1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность… 2. Каждый имеет право на пользование родным языком…" Но это совсем не означает, что каждый гражданин или группа может придумать себе несуществующую национальность. А второй пункт статьи указывает на главный критерий нации - родной язык. Так как у донского казака он русский, у запорожского - украинский, национальность первого русская, второго - украинская. Именно это констатирует Российская Академия Наук.


 Поражают, мягко говоря, и неточности в исчислении количества жертв репрессий. В обращении в Страсбургский суд НСДК заявляет: геноцид лишил жизни 5 из 6 казаков. В подтверждение НСДК приводит результаты переписей, согласно которым в России в 1917 г было 5.8 млн., в 1995 г.-- 1,5 млн., а в 2002 г. лишь 140 тыс. казаков. Между тем, большинство казачеств, расположенных восточнее Волги, после поражения в Гражданской войне ушло за кордон. Треть казачества была за красных и не могла подвергаться репрессиям со стороны Советов. А с 1995 по 2002 г, когда сокращение числа казаков по данным переписи было наиболее интенсивным (10 кратным), никаких репрессий против казачества не проводилось. Вероятно, что граждане, имеющие казачьи корни осознавали себя русскими или украинцами по национальности и поэтому не записались казаками. Возможно также, что сокращение числа  записавшихся казаками отражает падение авторитета казачества среди населения. Ведь по свидетельству В. Севрюкова: "За последние 15 лет только ленивый не заводил себе свое казачество. Даже воры в законе начали рядиться в казачью форму".


  В обращении в Страсбургский суд НСДК жалуется на разделение территории бывшего Войска Донского. Но ведь разделение государственными границами этой территории произошло не без помощи казаков, способствовавших приходу к власти Ельцина - разрушителя СССР. Странно звучит и другая жалоба: "Не поддерживается запрещенная преступным режимом народная казачья культура, а создается показушная псевдокультура, финансируемая из бюджета и навязываемая народу". Спрашивается, а с чьей помощью был установлен такой режим? Очевидно, что с помощью шахтеров и казаков! Осознание того, что те и другие были втянуты в антисоветскую авантюру, против их же истинных интересов, стало приходить позже, когда изголодавшиеся шахтеры стали, бастуя, перекрывать железные дороги, а казаки атамана Н.И. Козицина --.поддерживать бастующих, подкармливая их казацкой ухой да рыбкой. Народную же культуру никто не запрещал, хотя в условиях дикого капитализма в России деградирует всякая культура. Тем не менее, прекрасные Донской и Кубанский казачий хоры финансируются администрациями и успешно выступают у нас и за рубежом. Из бюджета Ростовской области на поддержку казачьих обществ выделяется порядка 50 млн. рублей в год. Только на празднование 250-летия атамана М.И.Платова было выделено 1,5 млн. рублей из федерального и 4,7 млн. из областного бюджета. За выделяемые деньги и пожертвования казачество "ведет большую работу по восстановлению храмов и соборов". Видимо, из-за этого атаманам не хватает денег для поддержания культуры и школ, которые нередко рушатся, как было в станице Гниловской. В обращении в Страсбургский суд заявлено также о праве казаков восстановить свое национально-государственное образование и самоуправление". Очевидно, что Страсбургский суд не имеет юридических оснований и возможностей для удовлетворения столь фантастических просьб Национального Совета Донских Казаков.


 Опомниться руководство казачества призывал Советник Президента РФ по делам казачества Г.Н. Трошев: "Поймите же вы, наконец, что все течет и изменяется. Не может и казачество оставаться в том же первозданном, застывшем виде, как было на заре его зарождения --.3-4 века тому назад…Я просто трезво смотрю на возрождение российского казачества, и не хотел бы, чтобы над этими людьми…смеялся наш народ". (Сборник НСДК. 2005, с. 81-82). Урезонить казачьих лидеров пытался и В.В.Путин: "Некоторые казачьи лидеры призывают к неукоснительному исполнению Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" и полной реабилитации казачества. Вы прекрасно понимаете, на какой волне в 1991 году принимался этот закон. Вот уже…мы живем без социальных потрясений, а вот теперь давайте начнем передел собственности. Мне думается, сегодня будет не правильным ставить этот вопрос. А разве можно считать нормальным явлением, когда войсковых казачьих обществ 10, а количество генералов казачьих войск исчисляется сотнями". (Русский штандарт. август 2003 г., с. 4). По сути Путин признал наличие изъянов в Законе "О реабилитации…" и несостоятельность Указа Ельцина " О мерах по реализации  закона "О реабилитации в отношении казачества".


 Однако ни Путин, ни Трошев  не смогли урезонить руководство казачества, и 3.8.2008 г. Войсковой круг ВВД принял такое решение: "Великая Октябрьская Социалистическая Революция признана переворотом, объявлена вне закона…, а поэтому действующим является Свод Законов Российской Империи, регламентирующий статус казачества. Необходим созыв Съезда казачьего народа  и формирование органов самоуправления казаков". Формирование было поручено казачьему полковнику Ю.Н. Юдину. Отметим, что казачьи общества не имеют законотворческих полномочий и, признавая действующими Законы Империи, они нарушают Конституцию РФ. Тем не менее, 14.10.2009 г. в станице Старочеркасской собрался Второй Общенациональный Съезд Казачьего народа, который проголосовал за восстановление Донской Казачьей Республики (ДКР) в составе РФ. Съезд избрал исполняющим обязанности президента ДКР атамана Юдина А.Н, которому поручил сформировать правительство, подготовить проект конституции и необходимые правовые акты. Примечательно, что на первой странице газеты "Донское время", оповестившей о "сотворении" ДКР, портрет Юдина помещен под портретами атаманов Краснова и Каледина, чтобы не было сомнений, чью политику собирается проводить вновь избранный. На съезд не были приглашены представители  основной (неказачьей) части населения и казачки. Атаманы лишили их права решать свою судьбу и судьбу родного края. Далее пошло, поехало… Чрезвычайный Круг Совета атаманов Юга России по предложению Юдина 12.09.2010 объявил УЛЬТИМАТУМ, адресованный Администрации Президента, руководству Ростовской области и атаману ВКО "Всевеликое Войско Донское" Водолацкому, не поддержавшему создание ДКР. Ультимат требовал: 1.Прекратить политический геноцид … 2. Вернуть исторические названия городам, станицам, хуторам, площадям и улицам. Демонтировать памятники лицам, принимавшим активное участие в репрессиях казачьего народа. 3. Передать казачьему народу уцелевшие административные здания, где до Октябрьского переворота находились атаманские правления всех уровней. 4. Природные ресурсы Донского края, в том числе земли и рыбные запасы должны использоваться только с уведомления Казачьего Народного контроля.


 В газете "Казачий взгляд" (2009 г, № 10) опубликовано Обращение Юдина к казачьему народу Дона, в котором он превзошел Краснова по русофобии и откровенному оскорблению русского народа. Он утверждает, что у русских, в отличие от казаков, психология раба. "Раб не умеет быть благодарным и духовно возвышенным. Раб жаден, зол и завистлив. Раб умеет только ненавидеть…Я верил, что та безликая масса, которая заполонила Дон, уйдет туда, откуда пришла".Так говорит о русском народе казачий полковник, который по его выражению " вырос босяком и улица меня воспитала".Да, босяцкое воспитание. Это тот Юдин, который в предыдущем обращении уверял: " Я как русский человек …,как русский офицер и интеллигент,…я хочу, чтобы русский человек, хозяин земли русской, занял на ней достойное положение". Можно ли доверять такому атаману? Юдин явно страдает болезнью Жириновского, который на одной странице листа может говорить одно, а на другой -- пртивоположное. Вызывает тревогу следующее наставление Юдина: "Где бы ни оказался казак или казачка, какую бы должность они ни занимали, они должны твердо знать, что интересы казачьего народа превыше всего! Создавайте себе национальное окружение. При прочих равных преимущество отдавайте казаку или казачке. Если это необходимо, сохраните в тайне свою национальную принадлежность, но всегда и везде БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ОТКРЫТОМУ И ПРЯМОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ". Не хватает только бесноватого "Зиг хайль!" К какому выступлению готовиться казакам не уточняется. Однако в статьях других самостийников говорится о возможности прибегнуть к внешней помощи. К примеру, в статье "В оккупации" (Казачий взгляд. 2009 г., № 12) господин А. Темерев утверждает, что Россия оккупировала казачьи земли и продолжает геноцид казаков, и что казаки будут бороться за национальное освобождение. "Мы ведь все равно добьемся своего! И очень может быть все то, что может, но не хочет дать казакам Россия, мы получим из других рук". Очевидно, такое упорство зиждется на уверенности, что "дядя Сэм нам поможет". Чем поможет? Оранжевой революцией или интервенцией как в Югославии? И на этот случай "пятая колонна" должна быть готова к выступлению? Многих в казачьем руководстве не устраивает равенство казаков с остальными россиянами, оно мечтает о сословных привилегиях. Байки о планировавшемся Калединым народоправстве с равноправием для всего населения Донской республики выброшены Юдиным за борт. Полковник Юдин повел себя как диктатор, не терпящий демократии, открыто нарушающий Конституцию РФ. Удивительно, что проголосовавшие за создание ДКР делегаты Съезда не увидели в сем деянии провокации, которая призвана перессорить жителей Дона и не может принести никакой пользы казакам. Отрадно лишь то, что не все казачьи общества поддержали решение самостийного казачьего съезда. Отказалось поддержать решение съезда самая крупная на Дону реестровая казачья структура - ВКО ВВД. Вероятно, ее руководителю Водолацкому объяснили, что продолжение раскольнической политики Краснова -- дело скандальное и безнадежное, как это показала волна протестов населения против реабилитации Краснова и установки ему памятника в станице Еланской. Данный отказ явно усилил раскол среди казачьих обществ, но одновременно вселил надежду на начало оздоровления казачьего движения.


 Казачье руководство постоянно заявляет о желании жить как предки "по законам божиим". На вопрос "кто такой казак" Виктор Водолацкий однажды ответил: "Казак это православный воин…". Да, так было в царской России. Но ведь сегодня у нас светское государство. Пункт 1 статьи 14 Конституции РФ гласит: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". В этой связи странно звучит заявление Патриарха Кирилла, сделанное на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ: "Казак - это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божьему закону… Перед церковью стоит очень большая задача - воцерковление наших казаков….Я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России… Мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества…и применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут отступать… от духа и традиций казачества. Пускай эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются, чем хотят, но они не могут быть среди казаков". (Деловые казачьи ведомости. Октябрь 2009 г., Слово Патриарха, стр.3). Что это? Церковь решила сделать из казачества подобие папской гвардии? Вольного казака лишить воли, сделать божьей овечкой? И по какому праву, не считаясь с конституцией, пытается верховодить казачеством? Ведь у нас уже был прецедент суда над хозяином, который вышвыривал с работы тех, кто не желал воцерковляться, а реестровое казачество вообще государственная структура. Казакам полезно прислушаться к предостережению, сделанному на Генеральной Ассамблее ООН президентом Франции, сказавшему, что он не завидую будущему тех государств, мозги граждан которых будут засорены клерикализмом. Насаждение клерикализма приведет не к прогрессу, а регрессу. В одном из посланий В.В.Путин правильно утверждал, что жить станем лучше, когда будем бить конкурентов. Но ничего радикального для подъема науки сделано не было, и мы скатились по конкурентоспособности на два десятка мест ниже. Для победы в конкуренции надо развивать науку, создающую новые технологии. Между тем в религию страна вкладывает, вероятно, больше средств, чем в науку. Количество священнослужителей в стране выросло до 600 тыс. Но никто не  может привести пример, когда церковь вымолила бы у Бога хоть одну инновацию и дала ее стране? Страна горела, а РПЦ и Кирилл месяц дождик не могли вымолить! Количество храмов растет, а Россия вымирает так, что кладбищ не хватает. Стране необходим прогресс! В свое время это слово запрещал употреблять Александр второй. Не в чести оно было и у церкви, которая, начиная с Петра, была идеологическим инструментом самодержавия. Сегодня разница лишь в том, что "самодержцем" является Кремль, который, не сумев предложить стране национальную идею, возложил на РПЦ функцию идеологического агитпропа. О том как "радела" о народе церковь при царизме казакам напоминает Д.С. Мережковский: "Когда камни вопияли (имеется в виду период крепостничества), церковь безмолвствовала, только учила господ кротости, а рабов терпению". По его свидетельству, Серафим Саровский произнес анафему над освободительным движением первой четверти 19 века и объявил декабристов извергами, исчадьем ада, а Иоанн Кронштадтский предавал анафеме освободительное движение начала ХХ века. Вот такие "святые", царевы, но не народные служители. По мнению Мережковского, церковь превращала Русь в "землю святых рабов". Когда казачья элита требует от казаков жить, по законам божиим, ей следовало бы помнить слова А.В Никитенко о том, что мы уже переживали дремучий "патриотизм, утверждающий, что Россия проживет одним православием без науки и искусства". Эти дремучие точно не знали, "какой вонью пропахла Византия, наука и искусство которой было в совершенном упадке". Они "думают навсегда уничтожить дело Петра.-- Наука бледнеет  и прячется. Невежество возводится в систему". Написано как о сегодняшней России- второй Византии, в которой РПЦ (при Ельцине) делала бизнес на табаке и водке, подрывая моральное и физическое здоровье россиян. Коррупция у нас как в Византии, хотя побольше и запашок от нее покруче.  И все же. по предложению церкви в России была "внедрена" одна "инновация": ввели 10-дневные новогодние празднования. Из-за этого страна только в этом году потеряла 840 млрд. рублей. С такими богоугодными "инновациями" казаки и вся Россия лучше жить не станут.


 На открытии МГУ продолжательница дела Петра - императрица Елизавета говорила: "Всякое добро происходит от просвещенного ума, и, напротив того, зло искореняется". Видимо, нет такого ума ни в кремлевском, ни в казачьем в руководстве.  Поэтому у нас целые телеканалы отданы знахарям,  гадалками и распутницам, но никогда не услышишь вразумляющего слова Общества "Знание", не увидишь выступления знаменитых казачьих и русских ансамблей.


Все проблемы казачества не охватить в одной статье. Однако, и из вышесказанного очевидно ,что руководство казачества, избравшее архаичную, если не реакционную, идеологию, пока порождает проблем больше, чем их можно решить. Оно заводит казаков в тупики по всем основным направлениям. Казакам есть над чем задуматься, чтобы в очередной раз не оказаться пешками в чужой игре. Трудящиеся казаки жалуются, что в существующих условиях (дикого капитализма) и при усиливающемся давлении со стороны радикализирующегося Кавказа им не выжить. Защитить свои интересы и добиться достойной жизни может лишь объединившийся народ. Поэтому и сегодня так актуально Обращение У11 Всероссийского Съезда Советов: "Казаки, подумайте честно и скажите твердо: неужели вы и дальше готовы поддерживать вековых врагов и угнетателей трудового русского народа?" Ведь поодиночке россиянам с этим гнетом не справиться! Так будем вместе!

 

В. Сухарь

г. Ростов-на-Дону