Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

"Советская Россия": Опасность отсутствия продовольственной безопасности. Печать
11.07.2009 14:43

...Человек много без чего может обойтись, но без питания ему не выжить. Вот почему вопросы продовольственной безопасности всегда занимают одно из важнейших мест в жизни любого общества...

 

 


 

 

 

В минувшую субботу газета познакомила читателей с дискуссией за «круглым столом», проведенной фракцией КПРФ по острейшим вопросам о доступности населению качественных продуктов, чистой воды и лекарственных препаратов. («Еда–вода–лечение». «СР», 04.07.09 г.) Наш коллега Николай Коломейцев выступил с развернутым анализом причин резко сузившихся возможностей массового потребления. Он также предложил целый ряд конструктивных мер, которые даже в условиях нынешнего режима могли бы улучшить положение. Вот его рассуждения и требования.

Как известно, первейшая жизненная потребность – это питание. Поэтому продовольственная безопасность страны всегда относится к политическим приоритетам государства.

Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми благами мира, если вам нечем питаться – вы зависите от других… Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.

В начале 1990-х годов по уровню питания Россия входила в первую десятку наиболее развитых стран.

Сегодняшние реалии России, к сожалению, таковы: кредиторская задолженность предприятий АПК России на сегодня около 1 трлн рублей, просроченная задолженность – около 170 млрд рублей. За последние 18 лет машинно-тракторный парк и энергообеспеченность села сократились более чем в 2 раза. За эти годы произошел крупный спад производства сельхозтехники в России. Производство тракторов сократилось в 14 раз, зерноуборочных комбайнов – в 9 раз, другой техники – в десятки раз. Отрасль сельхозмашиностроения теряет свой производственно-технологический и технический потенциал. В 2008 году производство отечественной сельхозтехники составило 65 млрд рублей, а импорт сельхозтехники –     88 млрд рублей. За рубежом закуплено сельхозпродукции на 1 трлн 120 млрд рублей (35 млрд долларов), в то время как своему агропромышленному комплексу выделено чуть более       170 млрд рублей (4 млрд долларов). Совершенно ослаблена научно-конструкторская база отрасли. В отрасли крайне низки затраты на НИОКР, они в десятки раз ниже, чем в аналогичных зарубежных фирмах, так, в 2007 году «Джон Дир» НИОКР составил 817 млн долларов, «Кейс Нью Холланд» – 409 млн долларов. Производительность труда в отрасли в 10–15 раз ниже зарубежных аналогов.

Либерализация цен способствовала быстрому насыщению продовольственного рынка, но при этом фактическое потребление продовольствия стало стремительно снижаться, качество питания ухудшаться. Так, в 1990 году потреблялось на человека 75 кг мяса и мясопродуктов, в настоящее время около 60 кг, молока и молочных продуктов соответственно 386 и 237 кг. Среднее энергетическое содержание потребляемых продуктов снизилось с 3,3 тыс. килокалорий в сутки на человека в 1990 году до 2,9 тыс. килокалорий в настоящее время. Известно, что человек может нормально функционировать в рамках среднесуточного потребления 2,5–3,5 тыс. килокалорий. Для Российской Федерации решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности является необходимым условием выживания нации, сохранения спокойствия и социального мира в обществе.

Ведь в самом деле количество и качество питания в значительной степени определяют продолжительность жизни. Так, например, средняя продолжительность жизни у нас 67 лет (а мужчин – 59 лет), в Германии – 78 лет, Канаде – 79, Японии – 82.

Российская Федерация, располагая самыми богатыми в мире ресурсами для производства дешевого продовольствия (1,35 га сельхозугодий на душу населения), большими запасами воды, мощной промышленностью по производству минеральных удобрений и др. факторами, к сожалению, обеспечивает себя продовольствием только на 60–65% и поэтому оказывается зависимой от мировых цен на него. Это вызывает неудовлетворение общества, особенно бедных его слоев. В 2008 г. закуплено продовольствия по импорту на 35 млрд долларов.

Вместе с тем в мировой экономике продовольственный комплекс приобретает все большее значение. Наряду с золотом, нефтью зерно становится «биозолотом» на рынке и материальным мерилом валюты.

Стратегия социально-экономической политики на 2020 г. выдвигает сельское хозяйство в авангард отраслей, решающих проблемы борьбы с бедностью, болезнями. Однако утвержденная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы не обеспечивает продовольственную безопасность. В программе предусмотрен импорт продовольствия и в 2012 г. в объеме 30%.

Причины сложившейся ситуации в АПК известны. Первая – диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией и отсутствие действенных рыночных механизмов, обеспечивающих соответствующую балансировку цен. В результате финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий подорвано. Вторая – большой разрыв в заработной плате между работниками сырьевых отраслей, всевозможных посреднических структур и работниками села. Произошел массовый отток специалистов в другие отрасли. Сейчас этот разрыв достигает десятикратного размера. Численность работников с высшим и средним специальным образованием сократилась на селе вдвое, а рядовых профессий, в частности в животноводстве, во многие разы.

Следствием недостатка финансовых средств стало сокращение закупок минеральных удобрений, техники. Соответственно снизилась энерговооруженность труда. Если в 1990 году на 1000 гектаров пашни приходилось 10 тракторов, то сейчас – всего лишь 5.

Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы, безусловно, важный шаг, который мог бы повернуть всю вертикаль власти к нуждам агропромышленного комплекса, заострить внимание на необходимости решения острых социальных и производственных проблем, накопившихся на селе за период олигархического управления страной. Однако незаметно, чтобы это происходило.

Сложившаяся ситуация требует выделить из этой Программы вопросы, которым, на наш взгляд, необходимо придать особое значение как первоочередным в повышении продовольственной безопасности государства и рассмотреть их отдельно.

Главные усилия необходимо сосредоточить на росте валовых сборов зерна и кормовых культур, увеличении поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, а также на повышении энергонасыщенности сельскохозяйственного производства и наращивании поставок минеральных удобрений.

При решении этих вопросов надо широко использовать опыт, который накоплен в странах ЕС, а также отечественную практику при возникновении кризисных ситуаций с производством продовольствия. Суть его сводится к реализации четырех направлений:

первое – изыскание источников дополнительного финансирования агропромышленного производства;

второе – государственное регулирование цен на молочные и мясные продукты, зерно и овощную продукцию, а также цен на поставляемые сельскому хозяйству средства производства и материалы;

третье – создание условий для повышения оплаты труда на селе, с тем чтобы не допустить резкого уменьшения ее по сравнению с другими отраслями и предотвратить чрезмерный отток рабочей силы;

четвертое – обеспечение гарантированного сбыта годовой продукции и закрепление мест закупки сырья за предприятиями переработки.

В развитых странах эту работу наряду с государственными органами эффективно выполняют различного рода комитеты, паритетные комиссии, фонды,  объединения,  ассоциации  и  прочие  организации,  лоббирующие сельское хозяйство. Совместно они находят возможности решения вопросов прибыльной работы фермерских и других хозяйств, используя средства государственных бюджетов, а также прибыль от реализации за рубежом зерновой продукции, удобрений и других материальных ресурсов. Широко применяются налоговые льготы, вплоть до полного освобождения от налогов производителей сельскохозяйственной продукции, а также механизмы сдерживания импорта путем установления высоких пошлин.

Для подавляющего большинства развитых стран указанные подходы являются составной частью государственной политики.

Применительно к российским условиям, учитывая настоятельную необходимость решения конкретных вопросов продовольственной безопасности государства, предложения сводятся к следующему.

По зерну. Основная задача – в кратчайший срок восстановить посевные площади под зерновыми культурами. Объемы производства зерна в России всегда были показателем стабильности в сельском хозяйстве.

Чтобы прокормить поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы, которое планируется иметь в соответствии с Государственной программой к 2012 году,  и отказаться от импорта продовольствия, надо производить на каждого человека около 1000 кг зерна.

Ясно, что решение этой проблемы тесно связано с увеличением поставок селу минеральных удобрений. До 1990 года в среднем на гектар пашни вносилось минеральных удобрений в пересчете на действующее вещество свыше 110 кг, сейчас в 4,4 раза меньше. Следовало бы определить в разрезе каждого года (до 2012-го) конкретные объемы поставок удобрений хозяйствам по фиксированным (так называемым разрешительным) ценам.

Производство минеральных удобрений (ДВ) в России свыше 17 млн тонн, а сельское хозяйство России потребляет только лишь 1,7 млн т.

По животноводству. Следующим шагом по важности является восстановление на селе поголовья скота. Здесь понесен наибольший урон. Поголовье крупного рогатого скота сократилось по сравнению с 80-ми годами прошлого века с 57 млн до 21 млн, или в 2,7 раза, из них коров с 21 млн до 9,3 млн, свиней с 38,3 млн до 16,3 млн, или в 3,5 раза. Многие хозяйства полностью ликвидировали поголовье скота, свиней и птицы.

Эффективность решения этой проблемы напрямую связана с ростом производства зерна и кормовых культур.

Работа по восстановлению поголовья мясного и молочного стада, свиней и птицы, и росту их продуктивности должна быть отнесена к числу наиболее важных в сфере продовольственной безопасности.

По энергетике. Третий шаг – принять неотложные меры по повышению энергетического потенциала сельскохозяйственных предприятий. Парк тракторов на селе недопустимо сокращен. В 1990 году в сельском хозяйстве имелось тракторов 1365 тыс. штук, сейчас осталось 522 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов соответственно было 408 тыс. штук, осталось 136 тыс. штук, кормоуборочных машин было 120 тыс. штук, осталось 27 тыс. штук. Аналогичная картина по другим машинам. Производительность труда на селе и предприятиях переработки на порядок ниже, чем в развитых странах мира.

Предусмотренный в Государственной программе процент обновления техники в размере 5–12% не достаточен для улучшения сложившейся ситуации. Надо учитывать и то обстоятельство, что парк машин до предела изношен. По Госпрограмме 2012 года предусмотрена энергообеспеченность – 168 л.с. (было 250 л.с.) на 100 га посевной при потребности 350 л.с.

По оказанию финансовой помощи. Настоятельной необходимостью является разработка новых подходов со стороны государства по оказанию финансовой помощи АПК. Прежде всего помощь должна быть тесно увязана с конкретными обстоятельствами хозяйств и населения по увеличению производства продукции.

Надо учитывать также, что уровень доходов сельских труженников повсеместно существенно ниже, чем в городе. В целях обеспечения социальной справедливости и сохранения возможности села к расширенному воспроизводству государству необходимо взять на себя функции по финансированию развития сельской социальной инфраструктуры, затраты на землеустроительные и мелиоративные работы, по известкованию и гипсованию земель, внедрению почвозащитных технологий и т.д.

Для обеспечения в кратчайший срок серьезных подвижек в подъеме агропромышленного производства и улучшения социальной обстановки на селе было бы целесообразным увеличить на 2008–2012 годы объемы ежегодного финансирования села как минимум в 2–3 раза.

Следует иметь в виду, что в развитых странах давно и осознанно уделяют большое внимание поддержке сельского хозяйства. Например, в стоимости произведенной сельхозпродукции объем государственных дотаций в странах ЕС составляет свыше 30%, а в России только лишь около 10%. На 1 гектар пашни соответственно 300 долларов и 13 долларов.

Учитывая, что у нас производительность труда ниже в 10–15 раз, а климатические условия хуже, нам очень сложно обеспечить высокую конкурентноспособность на рынке продовольствия.

О преодолении диспропорции. Важнейшей задачей является поиск и реализация на деле механизма преодоления существующей диспропорции между ценами на продукцию сельского хозяйства и ценами на продукцию промышленности. Одним из путей по опыту зарубежных стран мог бы стать порядок установления разрешительных цен.

О развитии кооперации. Зарубежный опыт показывает, что важным путем противодействия диспаритету цен является развитие кооперации. Однако успешно выполнять эту роль могут лишь крупные кооперативы, а не кооперативы-карлики, создаваемые в России. В мире идет постоянный процесс укрупнения кооперативов. Зарубежные кооперативы обладают значительным оборотным капиталом, достигающим нескольких десятков миллионов долларов и более. Они контролируют сбыт мясной и молочной продукции, зерна, осуществляют первичную переработку сельскохозяйственного сырья, обеспечивают фермерские хозяйства кормами, семенами, удобрениями, горюче-смазочными и многими другими материалами. Такие кооперативы в состоянии получать значительные кредиты от государства и банковских организаций, что особенно важно, оказывать мощное влияние на работу промышленных предприятий и проводимую ими ценовую политику.

По предприятиям переработки. Представляется целесообразным провести ревизию перерабатывающих предприятий с целью выявления их способности обеспечить растущее сельскохозяйственное производство. При необходимости пойти на выкуп части акций этих предприятий и оказание им финансовой поддержки в обновлении оборудования и реконструкции.

По кадрам. Необходимо обратить особое внимание на восстановление кадрового потенциала села, на увеличение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также рабочих кадров.

В целях закрепления кадров предусмотреть особо льготные условия (в отличие от общепринятых) по строительству жилья, используя все источники финансирования, включая ипотечные кредиты. Осуществить дополнительные мероприятия по увеличению объемов строительства школ, детских дошкольных учреждений, поликлиник и больниц, а также культурных учреждений на селе.

Учитывая крайне низкий уровень оплаты труда работников агропромышленного комплекса, освободить их от уплаты подоходного налога.

О моральном поощрении. Чтобы поднять престижность работы в агропромышленном комплексе, вносится предложение установить для предприятий и организаций, участвующих в решении продовольственных программ и добившихся хороших показателей, президентские премии и знаки отличия с вручением соответствующих дипломов (первой, второй и третьей степени). Увеличить присуждение государственных наград предприятиям и отдельным гражданам. Повысить роль выставок. Рассмотреть вопросы о возможности присвоения предприятиям и лицам, которые добились выдающихся успехов в производстве, знаков отличия – «Гордость России».

На наш взгляд, следовало бы решить и следующие вопросы:

1. В целях обеспечения общероссийской поддержки усилий Министерства сельского хозяйства по ускоренному выполнению и перевыполнению утвержденной государственной программы по сельскому хозяйству в законодательном порядке объявить обеспечение продовольственной безопасности страны всенародной задачей. «Сильной России – продовольственную безопасность в кратчайшие сроки» – эта цель должна стать понятной и близкой каждому российскому гражданину.

2. Для усиления практического руководства работами по обеспечению продовольственной безопасности страны образовать при правительстве Российской Федерации Межведомственную и межрегиональную комиссию по данному направлению работ.

3. Утвердить конкретные задания и поэтапные сроки по производству важнейших сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственной техники (с разбивкой по регионам):

– довести производство зерновых до 1 т/чел.;

– восстановить и по возможности превысить уровень 1990 года по производству мясо-молочных продуктов за счет увеличения поголовья скота и повышения его продуктивности;

– принять неотложные меры по доведению энергетического потенциала сельского хозяйства до 350 л.с. на 100 га (по Государственной программе – лишь до 168 л.с). Увеличить коэффициент обновления техники до 15% в год (вместо 5–12%, предусмотренных Государственной программой);

– увеличить поставки минеральных удобрений из расчета не менее 100 кг на гектар посевов (сейчас – в 4 раза меньше).

4. Создать сеть крупных сельскохозяйственных предприятий замкнутого цикла («производство–переработка–потребитель»), в первую очередь, вблизи мегаполисов. Провести ревизию существующих сельскохозяйственных предприятий и с учетом их специализации и кооперации образовать крупные конкурентоспособные ассоциации и холдинги.

5. С целью увеличения финансовой поддержки предлагаемых мер в 2,5–3 раза (по сравнению с объемами финансирования, предусмотренными Государственной программой):

– расширить участие в этих работах крупного капитала;

– привлечь средства Стабилизационного фонда РФ;

– использовать местные ресурсы в регионах, а также личные средства граждан, возобновить и расширить работы по программе «Подворье», шире практиковать создание крупных кооперативов, предоставив им возможность кооперирования с предприятиями переработки и другими организациями, обслуживающими село;

– установить предельные процентные ставки кредитования сельских тружеников в размере не более 1–2%;

– расширить сеть обслуживания отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны Российского сельскохозяйственного банка, чтобы в каждом районе имелось отделение этого банка;

– восстановить кадровый потенциал села за счет увеличения поддержки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также механизаторов и других рабочих. В короткие сроки создать на селе социальную инфраструктуру; освободить работников агропромышленного комплекса от уплаты подоходного налога.

6. Конкретные меры по повышению продовольственной безопасности Российской Федерации в течение 2008

 

Н.В. Коломейцев