Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

"Независимая газета": Прощай потребление, да здравствует экономия. Печать
16.04.2010 14:29
Настроения потребителей пока остаются крайне пессимистичными в Европе и в России. Подавляющее большинство уверено, что докризисная модель «ненасытного» потребления не вернется. Такие выводы о настроениях покупателей в 12 европейских странах опубликовало вчера подразделение французского банка BNP Paribas. Опрошенные жители России и Евросоюза намерены больше копить и меньше тратить, предпочитая более дешевые товары, скидки, покупки через Интернет и даже секонд-хенд. Эти изменения являются долгосрочными, и они повлияют на сферу торговли и, возможно, экономику в целом. 

Вчера экономисты подразделения банка BNP Paribas представили результаты «Исследования Observatoire Cetelem 2010» о влиянии кризиса на поведение потребителя в 12 европейских странах, включая Германию, Францию, Италию, Великобританию и Россию. Опрос более 8 тыс. респондентов проводился в декабре 2009 года.

«Ожидаемые всеми подъем и восстановление придут совсем нескоро. Если в 2009 году намерения делать покупки были относительно стабильны, то в 2010-м они будут снижаться. Неуверенность – ключевое слово 2010 года: неуверенность в работе, неопределенность в отношении налогов. Пришло время рационализации мира потребления» – таков один из основных выводов, к которому пришли аналитики Cetelem. Настроения домохозяйств относительно текущего года остаются пессимистичными практически во всех исследуемых странах. Так, оценка всеми европейцами общей – в том числе и экономической – ситуации в их странах в настоящее время и на ближайшее будущее остается крайне низкой: примерно 4 балла из 10 возможных.

Исследование также показало: около 64% респондентов в среднем по 12 странам заявили, что текущий кризис существенно изменит в ближайшее время и надолго их манеру потребления. В России такой ответ дали около 72% респондентов. К таким изменениям относятся, в частности, предпочтения скидок, покупок через Интернет и даже в секонд-хендах более дешевых товаров (книг, одежды, автомобилей и т.п.), бывших в употреблении. Так, согласно исследованию, в Европе отмечается активизация покупок и продаж поддержанных товаров – около 40% европейцев покупали и сами продавали б/у продукцию. Россия же пока не так активна в данном типе продаж и покупок – пока лишь 20% респондентов проявили интерес к такому типу покупок и имеют уже соответствующий опыт. «Эра ненасытного, одноразового потребления, похоже, подошла к концу», – резюмируют исследователи. В итоге они полагают, что «крупные торговые сети – модель, которая должна быть пересмотрена», что новый тип потребителя требует новый тип дистрибьюторов, например. Этот процесс предполагает очищение магазинов от всего лишнего, от всего увеличивающего цену продукции.

Вполне возможно также, что не останется в стороне от таких изменений и экономика в целом. Ведь крен потребительских предпочтений в сторону товаров б/у ставит под вопрос дальнейшие перспективы реального сектора экономики.