Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

О.Н. Смолин: В СССР студент учился и подрабатывал, теперь работает и подучивается. Печать
17.11.2010 17:23
- Уважаемые коллеги! Сегодня Международный день студентов, вот о них давайте и поговорим. Начну с того, что в Европе, Северной Америке и Восточной Азии студенты - одна из самых активных групп населения. В частности, в Чехии и Польше они активно выступают против размещения противоракетных систем Соединенных Штатов и НАТО, фактически выступают как союзники нашей дипломатии.
Пользуясь случаем, обращаю ваше внимание на статью лидера Компартии Российской Федерации Геннадия Зюганова "Зачем России вступать в Североатлантический альянс?".
Эта статья в частности указывает на изменение главных целей Североатлантического блока. При создании главной целью было держать Америку в Европе, Германию в подчинении, а Россию вне Европы. Сейчас главные цели изменились и звучат так: держать США в Европе, а Германию и Россию в подчинённом положении.
Надеюсь, что, стремясь к улучшению отношений с США и готовясь к Лиссабону, российское руководство и российская дипломатия, говоря словами Штирлица, не позволит держать нашу страну за болванов в старом польском преферансе и не подведут своих союзников в лице европейских студентов.
Однако вернёмся к студентам российским. Должен сказать, что власти с ними повезло не по заслугам, ибо доверием студентов она явно злоупотребляет. Вот лишь некоторое тому подтверждение.
Первое. Доступ к высшему образованию. Сейчас в России студентов 525 на 200 тысяч населения, рекорд. Но при этом меньше 40 процентов учатся за бюджетные деньги. Это меньше, чем в Советском Союзе.
В социальных государствах Европы за бюджет учатся 80, 90 и более процентов студентов. В странах с либеральной моделью экономики типа Соединённых Штатов Америки или Великобритании, где доля студентов на бюджете примерно такая же, как у нас, существует развитая система образовательного кредитования. Мы до сих пор такую систему создать не удосужились.
Вывод. Условия доступа к высшему образованию в России несравненно хуже, чем в развитых странах Европы и Америки. Высокие показатели численности студентов достигнуты не благодаря, а во многом, вопреки политике государственной власти.
Второе. Социальная поддержка студентов. В так называемую эпоху застоя стипендия составляла 80 процентов от прожиточного минимума, в технических вузах - выше. Сейчас расчётная стипендия студента около 20 процентов от прожиточного минимума, поэтому прежде студент учился и подрабатывал, теперь работает и подучивается.
Бюджет 2011 года обещает студенту так называемое повышение стипендии с 1 сентября на 6,5 процента, то есть на 2 процента в среднем за год. Это в три раза ниже инфляции, которая планируется.
Вывод. Курс политики направлен на дальнейшее обнищание студента как общественной группы.
Третье. Качество образования. В результате принятия закона о так называемом двухуровневом высшем образовании большинство студентов будут учиться 4 года вместо 5 и, кроме того, они получат специальных занятий в рамках бакалаврской программы на 20 процентов меньше, чем в рамках программы специалиста.
Таким образом, в общей сложности бакалавр специальными предметами занимается на 40 процентов меньше, чем традиционный специалист.
Вывод - уровень профессионального образования, а значит и конкурентоспособность отечественной экономики, значительно упадут.
Четвёртая и главная перспектива. Уважаемые коллеги, как говорят, ягодки впереди. Недавно Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу развития образования, которую можно было бы назвать федеральной целевой программой разгрома высшего образования. Этот документ, в частности, предусматривает, что общая численность получающих профессиональное образование студентов сейчас составляет 71 процент, а будет составлять 50 процентов. С учетом демографической ямы количество студентов предлагается сократить примерно вдвое.
Не могу назвать это решение иначе как безумным. Вот лишь некоторые его последствия. Нарастание отставания от наиболее развитых стран, в которых доля людей, получающих высшее образование, составляет не 70 процентов, а 80, 90 и даже более. Далее. Рост безработицы среди молодёжи. Люди, ориентированные на высшее образование, не пойдут в ПТУ. Далее. Рост безработицы среди вузовской интеллигенции. Министр образования и науки прогнозирует увольнение 100 тысяч вузовских профессоров, или предлагает пойти им преподавать в ПТУ. Интересно, кто бы из министерства пробовал это сам.
В итоге провал программы модернизации, которая может базироваться только на человеческом потенциале, и рост социального напряжения. Чаша терпения может переполниться. Уверен, коллеги, мы все заинтересованы в стабильности в нашей стране.
Я хочу сказать, что в этом зале почти каждый получил бесплатное и качественное высшее образование. Давайте же позаботимся о том, чтобы такая возможность была у наших детей и внуков. Спасибо.
kprf.ru