< Предыдущая | Следующая > |
---|
14 октября в Госдуме состоялся правительственный час на тему «Автоматизация и повышение производительности труда как факторы социального и экономического развития». Депутаты фракции КПРФ приняли активное участие в этом мероприятии.
Мантуров Д. В., первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Прежде всего хотел бы выразить признательность за возможность обозначить принципы работы правительства по развитию автоматизации и повышению производительности труда. Это сквозная задача для всех секторов российской экономики и социальной сферы и один из ключевых факторов достижения национальной цели - обеспечение темпов роста ВВП страны выше среднемировых значений.
Основополагающая роль здесь отводится обрабатывающей промышленности, которой, во-первых, надлежит к 2030 году нарастить объёмы производства н а 40 процентов к уровню 2022 года. И во-вторых, на четверть увеличить производительность труда, охватив работы по этому направлению свыше 4 тысяч средних и крупных предприятий с общей выручкой более 10 триллионов рублей. В совокупности это должно снизить остроту кадрового вопроса и стать основой для построения экономики высоких зарплат, на что нас ориентирует президент.
Для решения обозначенных задач нам необходимо осуществить переход базовых отраслей на новый технологический уклад. В этом отношении особое значение придаём реализации национального проекта "Средства производства и автоматизации", его мероприятие сфокусировано на двух основных направлениях.
Первое предполагает консолидацию усилий по наращиванию выпуска высокотехнологичной станкоинструментальной продукции. В прошлом году меры государственной поддержки обеспечили рост производства в данном сегменте на 20 процентов и в текущем году позитивная динамика сохраняется на уровне 7 процентов по показателям семи месяцев.
Всего до 2030 года наши предприятия должны масштабировать выпуск порядка 550 видов станков, обрабатывающих центров и комплектующих к ним, с отечественным числовым программным управлением.
Вторая задача нацпроекта предусматривает развитие сектора промышленных роботов. Здесь ориентиром служит цель вхождения России в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации. Это формирует вызов перед отраслью и интеграторами, а также требует построения новой производственной культуры.
Чтобы выйти на заданные рубежи, нам необходимо до 2030 года внедрить в технологические процессы компаний около 80 тысяч промышленных роботов. Речь идет про сложные, гибкие и многофункциональные системы с интеграцией в них искусственного интеллекта, машинного обучения и сенсорных технологий. В среднем по всему кругу предприятий плотность роботов сейчас составляет 29 единиц на 10 тысяч человек. К 2030 году ее нужно увеличить до 145 единиц, а для госкорпораций, компаний с госучастием мы директивно повысили планку до 230 роботов на 10 тысяч человек.
Еще один аспект автоматизации промышленности связан с переходом предприятий на суверенный софт. За последние пять лет российскими компаниями сформирован прочный задел по базовым инструментам, это касается разработки программного обеспечения для управления жизненным циклом изделия. Средний уровень использования таких отечественных решений в машиностроении уже превышает 60 процентов, но на сопоставимом уровне 52 процента, этот показатель в части программного обеспечения для управления производственными процессами и свыше 80 процентов российских решений применяются для планирования ресурсов предприятий.
Сейчас акцент сделан на самых сложных продуктах для выполнения многофункциональных задач, этот тяжёлый софт разрабатывается с привлечением корпорации "Росатом" и флагманов нашей промышленности.
Обновление основных фондов и цифровизация являются фронтальной задачей для всех индустрий, при этом, конечно, мы должны учитывать их специфику, ресурсную базу и уровни переделов. Для этого договорились с Минэкономразвития о формировании в промышленности порядка 30 отраслевых программ повышения производительности труда. Координатором процесса выступает федеральный центр компетенций, мы давно и успешно сотрудничаем с этой структурой. В частности, вместе занимались расшивкой узких мест в СОУГО и повышением эффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса, и в этой сфере за последние три года производительность труда выросла более чем на 40 процентов, и это даже без учёта дополнительного привлечения на заводы около 800 тысяч новых специалистов.
Чтобы продолжать следовать этому вектору, Военно-промышленная комиссия утвердила трёхлетний план мероприятий с протяжкой до 2030 года. Он предполагает участие в федеральном проекте "Производительность труда" 500 предприятий ОПК, и уже есть примеры, когда внедрение лучших практик повышает выработку на десятки процентов.
Схожие темпы нам необходимы для достижения целей развития космической промышленности, "Роскосмос" уже реализовывает корпоративную программу роботизации. Чтобы добиться максимальных эффектов, на ключевых предприятиях производятся технологические аудиты, это позволяет выявлять слабые места и принимать обоснованные решения по модернизации.
Помимо внедрения роботизированных решений речь идёт про автоматизацию процессов на всех этапах жизненного цикла.
В этом контексте хотелось бы отметить стратегическую задачу перевода производства малых и средних космических аппаратов со стапельного на поточный принцип сборки. Мероприятия, спланированные в том числе в профильном национальном проекте, должны сократить время проектирования изделий на 30 процентов и позволить корпорации выйти на ежегодный 15-процентный рост производительности труда в космической отрасли.
В целом к снижению трудоёмкости в обрабатывающей промышленности напрямую, либо косвенно содействуют все национальные проекты технологического лидерства, они предполагают использование комплексно системных мер, направленных на оптимизацию себестоимости производимой продукции, а, значит, и на показатели выручки предприятий. Это касается субсидирования займов на приобретение индустриальной недвижимости, на создание новых и развитие существующих мощностей. В том же ряду стимулирование снижения энергоёмкости производств в рамках перехода на наилучшие доступные технологии, а также упрощение формирования кооперационных цепочек через поддержку кластеров и сокращение издержек вывода продукции на рынок за счёт субсидирования скидок и льготного лизинга.
По всем этим направлениям государство продолжит оказывать поддержку в новом бюджетном цикле. Причём отдельным инструментом мы уже увязываем с повышением производительности труда.
В частности такие целевые показатели будут предусмотрены при получении льготных займов Фонда развития промышленности и преференций по механизму кластерной инвестиционной платформы.
Безусловно, важнейший фактор в повышении производительности труда связан с подготовкой квалифицированных кадров для решения задач технологического суверенитета промышленности. В горизонте до 2030 года необходимо дополнительно привлечь более 2 миллионов сотрудников разного профиля. Треть от этой потребности составляют специалисты с высшим образованием. Базовым инструментом их подготовки служит программа Минобрнауки "Передовые инженерные школы". На текущий момент уже более 40 таких центров взращивают кадры для индустриального сектора.
Помимо этого, свои программы реализовывают крупнейшие предприятия и корпорации, а на подготовку кадров по рабочим специальностям направлен проект Минпросвещения "Профессионалитет", благодаря ему при активном участии промышленных партнёров уже сформировано свыше 500 образовательных кластеров по 24 отраслям, и к 2030 году это число должно удвоиться.
Ну, и, конечно, говоря про производительность труда, не могу не затронуть тему стандартов. Установление высоких требований, норм и правил, наряду с их унификацией, является фундаментом роста эффективности производства. Росстандарт, в сентябре отметивший своё 100- летие, ежегодно утверждает порядка тысячи 700 новых ГОСТов, в том числе по направлениям автоматизации. В частности, ведётся глобальное обновление стандарта в сфере станкопрома. Целый ряд документов касается управления жизненным циклом наукоёмкой продукции.
Более 400 стандартов за последние пять лет принято по тематике новых цифровых технологий, включая искусственный интеллект, большие данные, промышленный Интернет вещей, программную инженерию, математическое моделирование и кибербезопасность.
Что важно? Предприятия на своём уровне внедряют корпоративные стандарты, ещё более повышают планку требований и двигая вперёд целые отрасли. Аналогичный подход нам нужно транслировать и на задачи повышения производительности труда, когда государство формирует базовые рамки, а частный сектор расширяет их, исходя из собственных амбициозных планов развития.
Это особенно актуально, поскольку внедрение инновационной продукции позитивно отражается на выработке в других отраслях экономики. Прежде всего, речь идёт про транспортный, строительный, энергетический сектор, сельское хозяйство, ЖКХ и торговую сферу. По всем этим направлениям коллеги из профильных министерств также готовят программы повышения производительности труда. Консолидированно это обеспечит единый заказ на инструменты бережливого производства, цифровые решения и снятие административных барьеров. Такой предметный интерес к тематике со стороны правительства обусловлен ёмким потенциалом высвобождения дополнительных инвестиционных ресурсов. Это необходимо как для преодоления текущего непростого момента в экономике, так и с точки зрения стратегической задачи обеспечения технологического лидерства.
Всё, о чём я сказал, наряду с другими важнейшими вопросами развитие нашей экономики и нашей промышленности находится в фокусе постоянного внимания депутатов Государственной Думы.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, хотел бы поблагодарить вас за системную многолетнюю поддержку нашей работы. И по многим её направлениям в мой адрес поступили обращения от депутатов Государственной Думы, все ведомства их оперативно отработали, и накануне, вчера, я направил в Аппарат Государственной Думы все отработанные ответы. Сегодня после выступлений моих коллег мы будем готовы ответить на дополнительные вопросы депутатов.
Спасибо за внимание.
Алиханов А. А., Министр промышленности и торговли Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, последние пять лет производительность труда в гражданских отраслях росла на уровне 4 процента ежегодно. Такой темп позволяет к 2030 году обеспечить 25-процентный рост производительности. Но с учётом поставленных президентом национальных целей мы вступаем в новый этап технологической гонки. Промышленности нужно не просто закрыть потребности связанных сфер экономики, а создать высоколокализованную продукцию мирового уровня, ориентированную на новые рынки, и выйти на масштабную серию, добиться конкурентной себестоимости. Чтобы выполнить эти задачи в предельно сжатые сроки в условиях дефицита кадров, необходимо, прежде всего, обновление основных фондов, как это делается в оборонно-промышленном комплексе, тем более что износ оборудования в обрабатывающих отраслях сейчас превышает 60 процентов.
Здесь ключевое значение для промышленности играет нацпроект "Средства производства и автоматизации".
Денис Валентинович уже упомянул, какими темпами растет наша станкоинструментальная отрасль.
Из критических позиций по станкам, над которыми мы сейчас работаем, пятиосевые обрабатывающие центры, шлифовальные и зубообрабатывающие станки, а также ряд важнейших компонентов, таких как шпиндели, системы линейного перемещения, инструментальные головки, станины, приводы движения и ЧПУ.
По промышленным роботам мы делаем акцент на создание отечественных дельта-роботов, коллаборативных, линейных шарнирно- сочлененных образцов и так называемых роботов-манипуляторов.
Для них наши предприятия уже производят двигатели, приводы, системы управления технического зрения и навигации.
В разработке средства передачи данных, элементы электрообеспечения, датчики состояния и собственное программное обеспечение.
Мы видим, насколько вырос интерес к внедрению промроботов в производственные процессы. В прошлом году их установлено свыше 8 тысяч, то есть на 60 процентов больше, чем в предыдущем.
Компании уже оценили их эффективность, в частности, на КамАЗе, установка на одном из участков полутора десятков отечественных роботов, каждый из которых заменяет трех человек, повысила производительность на 15 процентов.
В целом по станкостроению и робототехнике мы запустили почти два десятка мер поддержки, охватывающих все этапы жизненного цикла.
В качестве инфраструктуры создаем первые 6 из 30 запланированных региональных центров развития робототехники, а для ускоренного внедрения вместе с федеральным центром компетенций начинаем проводить технологический аудит предприятий по возможностям роботизации.
Это касается и производства, и автоматизированных складов и логистических решений.
В данном сегменте мы практически не отстаем от мирового уровня.
Как раз недавно на Казанском вертолетном заводе видел, насколько эффективны роботизированные тележки от российской компании "Семаргл".
В качестве меры поддержки по решению президента мы распространили субсидию на 50-процентную скидку на автоматизированное сортировочное оборудование и логистических роботов.
Очевидно, что их использование будет быстро и широко распространяться, заменяя неквалифицированный труд, в том числе трудовых мигрантов.
Речь идет не столько о промышленности, сколько скорее о торговой сфере. Об этом я скажу чуть-чуть позже.
Чтобы ускорить процесс роботизации также важно настроить машинное обучение и подготовку персонала.
Сейчас с Яндексом и Сбером мы работаем над созданием открытого унифицированного стандарта в программировании роботов и робототехнических устройств.
Это должно упростить их интеграцию в работу предприятий и облегчить стартапам вход на рынок робототехники за счёт единых правил, понятных производителям и потребителям.
Ещё один способ повысить производительность - развивать аддитивные технологии, они кардинально меняют подходы к конструкции деталей и сокращают время от разработки до опытного образца. Мы включили данное направление в национальный проект. На сегодня у нас освоено пять из семи основных видов 3Э-печати, мы печатаем пластиком, и бетоном, и особенно металлами, что наиболее важно для промышленности. Отечественные 3Э-принтеры производят более полутора десятков производителей, подтверждение соответствия 719-му постановлению получили уже пять из них на 19 видов оборудования. Дополнительно через разные субсидии мы поддержали создание десяти новых позиций 3Э- техники. По материалам основные потребности отрасли закрывают у нас 25 компаний. Институт ВИАМ обеспечивает полный цикл аддитивного производства, включая атомайзеры. Благодаря этому, мы суверенны по сырьевой базе, поскольку делаем все виды металлических порошков.
Помимо железа, для автоматизации, конечно, важен собственный промышленный софт. Ещё с 2019 года Минпромторг совместно с Минцифры начали готовить программы для проектирования инженерного анализа и расчётов, а также управления производством. За последние три года реализовано 22 значимых проекта по созданию отечественных решений для промышленности, они уже применяются в металлургии и химии, разных отраслях машиностроения. Один из примеров - это авиадвигатель ПД-8В для вертолёта Ми-26, он проектируется на российском программном обеспечении. Особое внимание мы уделяем внедрению цифровых решений. Со следующего года планируем начать поддержку приобретения промышленного ПО, возмещая часть затрат компании. Это упростит доступ к программным продуктам, которыми пользуется вся промышленность.
Отдельный блок работы ведём в части применения возможностей машинного зрения, предиктивной аналитики и искусственного интеллекта. Прежде всего, это касается автоматизированного контроля и использования средств индивидуальной защиты на производствах и противопожарной безопасности. Другое направление - это диагностика и сервисное обслуживание оборудования. Например, СИБУР, внедрив такую программу, за короткое время сэкономил более миллиарда рублей, избежав внеплановых простоев и аварийных ситуаций.
Наконец, самое важное, что влияет на производительность, - это оценка качества продукции. В частности, ММК на листопрокатном цехе внедрил систему дефектоскопии на базе машинного зрения, которое в автоматическом режиме распознаёт более 40 типов дефектов.
ОДК активно использует искусственный интеллект для выявления изъянов в лопатках газотурбинных двигателей.
Эти решения важны как для самых высокотехнологичных, так и для базовых отраслей, которые интегрируют несколько этапов цепочки добавленной стоимости, начиная с сырья. Теперь компании переходят к внедрению автоматизированных систем управления производством, роботизации и решений на основе искусственного интеллекта, следующий шаг - это так называемые тёмные сталелитейные заводы, которые уже появляются в Китае, где два-три человека обслуживают работу целого предприятия, экономя даже на освещении. Этот подход будет развиваться, прежде всего, на опасных производствах и в оборонно-промышленном комплексе.
Системно работу по повышению производительности мы выстраиваем через три отраслевых центра компетенций - в оборонке, в гражданской промышленности и в торговле. Про ОПК Денис Валентинович уже упомянул, поэтому несколько слов про гражданское направление.
Среди гражданских секторов первой была утверждена программа по производительности в авиастроении, она нацелена на автоматизацию агрегатного, механообрабатывающего, композитного, литейного и других технологических блоков, по каждому у нас есть конкретное решение.
При нашей поддержке разработано критически важное для гражданской и боевой авиации оборудование, которое ранее не производилось в нашей стране, это длинномерные фрезерные и портальные обрабатывающие центры и автоматизированные гальванические линии. Кроме того, мы начали делать станки для автоматической клёпки панелей воздушных судов. Первая установка уже передана в Нижний Новгород для производства фюзеляжа МС-21. В следующем и в 2027 году поставим ещё четыре таких автомата, которые повышают точность и скорость работы на стапелях в разы.
К привязке к технологическому треку мы закладываем сквозную цифровизацию авиастроения, начиная с проектирования и до испытаний, снижение трудозатрат и работу с кадрами.
В целом по итогам реализации программы планируется повысить производительность шестнадцати ключевых предприятий отрасли более чем на 30 процентов.
Такие программы сейчас готовятся и по другим отраслям. В автопроме для большей производительности выгоднее было бы, конечно, покупать массовые и дешёвые импортные комплектующие, но для нас важнее техсуверенитет, и мы будем охватывать всю цепочку добавленной стоимости, выстраивая собственную компонентную подотрасль.
В этой части с 2022 года проделана большая работа. Из 740 позиций критической номенклатуры уже освоено почти 45 процентов, причём, чтобы добиться снижения себестоимости, мы стремимся к максимальной унификации и серийности, которая применяется сразу на нескольких заводах.
Аналогичному курсу на локализацию мы следуем и в судостроении, сейчас осваиваем широкую линейку судового комплектующего оборудования, которое формирует до 70 процентов конечной стоимости кораблей и судов и стратегически нам нужно переходить на крупноблочный модульный принцип с возможностью распределённого строительства. Это наилучший способ повышения производительности труда в условиях открытых эллингов и достроечных набережных.
В новой отрасли беспилотных авиасистем мы одновременно поддерживаем производителей и комплектующих, и самих БПЛА разных типов и грузоподъёмности. На сегодня у нас сформировано пять полигонов для проведения испытаний, 26 научно-производственных центров созданы в регионах, которые объединяют порядка 470 резидентов. Около пяти сотен российских школ и колледжей уже проводят образовательные программы по беспилотникам, для них подготовлено больше 2 с половиной тысяч педагогов и более 40 вузов у нас включили соответствующие модули в 3 с половиной сотни образовательных программ.
В целом отрасль уже насчитывает свыше 900 компаний, которые достаточно прочно встали на ноги и быстро масштабируют свои объёмы выпуска. С федеральным центром БАС мы анализируем сценарий применения беспилотников в разных сферах экономики, которые формируют отраслевые ведомства с производителями и эксплуатантами.
Есть большой потенциал применения БАС в сельском, в лесном хозяйстве, в строительстве, в энергетике и в сфере безопасности. Результат этой работы мы уже опубликовали в ГИС "Промышленность", где заинтересованные компании могут увидеть преимущество их использования.
Беспилотные технологии становятся главным треком автоматизации всей транспортной сферы, для промышленности это ставит задачу поставки соответствующей техники. Вы знаете, что у нас тестируются беспилотные такси, КАМАЗы, маневровые локомотивы, поезд "Ласточка", трамваи и паромы. Такие проекты сопряжены с цифровизацией систем управления и в перспективе могут стать драйвером роста интенсивности груза и пассажиропотока, но чтобы разработать алгоритмы движения любого такого транспорта беспилотного, нужны большие массивы данных, видеозаписей. Мы сейчас прорабатываем возможность создания государственной библиотеки данных от беспилотных авиасистем на базе вычислительных мощностей нашего центра коллективного пользования Минпрома.
При дальнейшей реализации этого проекта мы будем дополнять информацию с морского и наземного транспорта, при этом появляется ряд других вопросов по промданным, касающихся безопасности движения, страхования, коммерческой тайны, многих других вопросов, все они находятся в плоскости, в том числе законодательного урегулирования, мы рассчитываем на ваше содействие, уважаемые депутаты, в проработке соответствующих инициатив.
Ну и завершая, хотел несколько слов сказать по ... повышению производительности труда в торговле. Это один из самых ёмких секторов экономики по вкладу в ВВП, количество занятых.
Сейчас у нас в рознице более 8,8 миллионов человек трудится, в том числе, это низкоквалифицированные сотрудники, которых могут заменить передовые решения. Мы создали отраслевой центр компетенции, проработали с представителями розницы возможности оптимизации трудозатрат, включая кассы самообслуживания в магазинах, цифровые платформы маркетплейсов, автоматизацию процессов в логистических центрах, систем доставки без участия курьеров.
Продолжим эту работу по всем обозначенным направлениям, увязывая задачу по повышению производительности труда с теми целями, которые мы поставили в рамках нацпроекта технологического лидерства.
Спасибо за внимание.
Решетников М. Г., Министр экономического развития Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Целевая модель экономического роста предполагает, что в следующие шесть лет производительность должна вырасти на 21 процент, минимум по 2 с половиной процента в год. Это весьма амбициозная цель, потому что за последние пять лет производительность труда в России росла в среднем на полтора процента ежегодно. Это выше, чем в Германии, Южной Кореи, Японии и сопоставимо с Соединенными Штатами и Индией.
В последние два года, когда наша экономика росла высокими темпами, ускорилась и производительность до 2,7 процента. Вместе с тем, в условиях, когда экономика замедляется, а кадры главный дефицитный ресурс, выдержать такие темпы можно только за счет комплексной работы с производительностью, работы на всех уровнях экономики. На микроуровне через организацию процессов на самих предприятиях, а именно это работа с простоями, работа с запасами, снижением незавершенного производства, снижением брака и загрузка мощностей.
В предыдущие шесть лет в рамках нацпроекта этими вопросами занимались эксперты федерального и регионального центров компетенций, проект финансировался в рамках целого национального проекта по производительности труда. В результате этой работы было охвачено 7 тысяч компаний реального сектора экономики. Это дало 400 миллиардов рублей добавленной стоимости и снижение потребности в кадрах на 130 тысяч человек.
На сам проект было потрачено 28 миллиардов рублей из федерального бюджета, то есть окупаемость почти в 20 раз.
Работа с реальным сектором продолжается, к 2030 году мы охватим до 40 процентов предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, это ещё семь тысяч компаний, причём уже не только из промышленности, но из других секторов экономики.
Далее. Мы выходим на отраслевой уровень, здесь в работу включаются все отраслевые ведомства, причём мы сейчас уже при каждом отраслевом ведомстве создаём один, иногда несколько отраслевых центров компетенций, набираем туда людей, федеральный центр компетенций их обучает, с тем чтобы внутри каждого ведомства были специалисты по бережливому производству, понимали специфику и методов научной организации производства и труда, и в то же время специфику отрасли.
Вместе с отраслевыми центрами формируем отраслевые программы, то есть находим компании, где системно выработка меньше, чем в среднем по отрасли, подбираем инструменты для каждой из них. Где-то для крупных компаний это адресная работа экспертов, а где-то это системные меры, изменение регуляторики, технологий, донастройка поддержки в рамках нацпроектов и программ, в том числе, вот Денис Валентинович уже отметил это важнейшее направление, это увязка мер поддержки с производительностью на конкретных предприятиях.
В едином плане достижения национальных целей также есть свои ключевые показатели производительности труда по каждой отрасли, и отраслевые центры сейчас декомпозируют уже до уровня подотраслей, сегментов. Мы стараемся уйти от формализма в определении отраслевых контуров, ну, вы знаете, что у нас далеко не всегда предприятия имеют те ОКВЭДы основные, по которым на самом деле занимаются. Поэтому мы прямо по перечням предприятий работаем.
Разворачиваем работу со сквозными потоками на уровне отрасли или между отраслями, то есть повышаем эффективность не на отдельном предприятии, а уже по всей цепочке создания конечного продукта. Антон Андреевич отметил нашу совместную работу, пример с МС-21. Значит, эта работа идёт для тысячи поставщиков, федеральный и отраслевой центры компетенций запустили под руководством Минпромторга этот проект, чтобы выстроить всю работу по поставке комплектующих в срок, по синхронизации плана, в том числе инвестиционных.
Активно работаем с Минтрансом. В качестве примера здесь можно привести работу с аэропортовой сетью. Мы видим большой потенциал в улучшении обслуживания пассажиров и самолётов, обработке багажа, ну, и в том числе вот применение тех же биометрических методов идентификации для обеспечения безопасности, что повышает и уровень безопасности, и снижают трудоёмкость.
В туризме, к примеру, чтобы ускорить процесс заселения в гостиницах сейчас разрешили использовать биометрию. В планах заселение через загранпаспорт, водительские права, мессенджер МАХ. В конечном итоге надо, конечно, реализовать проект заселения в гостиницу без ресепшена, это позволит... и в ночное время проще работать, и в то же время усилит, увеличит производительность.
Также начали работать с растущим сектором складской логистики, Антон Андреевич тоже уже коснулся этого. Здесь мы видим большие резервы для операционных изменений - это и лишние манипуляции с товарами, и ручная сортировка, и отсутствие автоматизации стеллажных систем.
И вот многое из того, что было представлено сейчас, как раз имеет большую перспективу внедрения именно в складском секторе.
Такая работа с выстраиванием процессов и применением бережливых технологий - это ещё и доращивание производств до цифровизации и роботизации. Но, в общем, известно, что цифровизовать хаос невозможно, надо сначала выстроить процессы. Поэтому и с Минпромторгом запустили проект по роботизации на 112 предприятиях, которые уже прошли производственный консалтинг. Будем привлекать и региональные центры компетенций, от профильных ведомств ... ждём выверенного отраслевого заказа уже на роботизированные решения. Но, конечно, главная здесь роль это самих предприятий.
Особый акцент на внедрение. Считаем, что нужно давать компаниям возможность идти вперёд, может быть, где-то если каких-то элементов ещё российских нет, внедрять то, что есть на рынке, уделять внимание решениям из дружественных стран. Здесь главное, чтобы у нас на предприятиях появлялись вот эти компетенции внедрения роботизации, и любая роботизация она сопровождается развёртыванием собственных платформ, сбором данных, их обработкой, и это является как раз ключевым.
Технологии искусственного интеллекта уже существенно трансформируют производственные цепочки, автоматизируют рутинные процессы, и их активно используют для ухода от монотонного труда в са11- центрах, вы знаете, насколько сократилась там занятость при работе с
документооборотом, с контролем качества. При этом основная миссия искусственного интеллекта - это высвободить время для более сложных и содержательных задач, повышая их качество.
К примеру, уже сейчас ИИ-ассистенты повышают скорость работы одной из самых дорогих категорий сотрудников, а именно 1Т-специалистов в ряде случаев на четверть, и это время, соответственно, распределяется на более сложную работу, на более сложные участки.
Широко распространены решения искусственного интеллекта в диагностической медицине. Здесь подсказывают области, на которые нужно обратить отдельное внимание, и повышают качество тем самым диагностики. При этом внедрение технологий ставит вопросы изменения регуляторики. Так для развития беспилотных технологий запускаются экспериментальные правовые режимы, они позволяют как раз снять ограничения на применение технологий и апробировать их на то, чтобы было то, что Антон Андреевич показал на слайдах, там, как правило, как раз апробация шла в рамках ЭПРов.
При вашей поддержке с 2021 года было запущено 18 ЭПРов в сфере беспилотного, наземного, воздушного транспорта, медицины, госуслуг. Мы здесь хотели бы поблагодарить профильный комитет, с которым постоянно работаем над новыми ЭПРами.
С макроэкономической точки зрения, повышение производительности также зависит от эффективности институтов экономики. Это уже третий такой уровень работы с производительностью. Здесь, конечно, ключевой приоритет - это гибкость рынка труда с тем, чтобы через эффективное вовлечение трудовых ресурсов в экономику тех категорий населения, которые менее активно работают, участвуют в рынке труда, - молодёжи, людей старшего поколения мы, соответственно, обеспечивали дополнительные ресурсы для экономики, а также через перераспределение трудовых ресурсов и изменение эффективных секторов в более производительные.
Коллеги из Минтруда сделали большой шаг вперёд в этом году, кратно повысили точность прогнозирования потребности кадров по отраслям, запустили программы в рамках нацпроекта "Кадры" по ускоренному переобучению, по стимулированию мобильности, а также найма отдельных категорий граждан.
Ну, и, конечно, гибкость рынка труда - это ещё и развитие дистанционной занятости, которая, ну, при всех, скажем так, моментах, которые там существуют, позволяет нам действительно найти новые ресурсы для экономики. И то, что наша экономика уже третий год растёт при крайне низком для нашей экономики уровне безработицы, это как раз распространение новых форм занятости в том числе.
Отдельно отмечу платформенную экономику, которая большой вклад в это вносит. Я поблагодарю здесь Максима Анатольевича Топилина,
Владимира Владимировича Гутенёва, Валерия Карловича Гартунга за поддержку закона о платформенной экономике, который здесь активно мы очень обсуждали и сейчас активно реализуем. И действительно, как мы вам и обещали, платформы берут на себя обязательства и многие вещи сейчас уже внедряют.
На производительность влияет эффективное использование инвестиций, в первую очередь за счёт ускорения инвестиционно - строительного цикла и прозрачных, предсказуемых процедур. Здесь мы ставим задачу внедрить национальную модель целевых условий ведения бизнеса вместе с Агентством стратегических инициатив, сейчас сформировано более 250 мероприятий на федеральном и региональном уровне. Иными словами, мы занимаемся производительностью также в цепочке взаимодействия: государство, бизнес, регуляторика, разрешительные процедуры и так далее. Это решение по упрощению регистрации бизнеса, разрешению споров, техническому присоединению, по донастройке корпоративного регулирования.
Коллеги, основа культуры эффективности - это предложения по улучшениям, которые, как правило, идут снизу, их дают сотрудники компаний в первую очередь.
6-7 ноября на ВДНХ у нас состоится форум "Производительность 360", и мы собираем там регионы, бизнес, отраслевых экспертов. Также приглашаем вас к участию с тем, чтобы всем вместе выслушать идеи, лучшие практики и обратную связь по тем решениям, которые мы принимаем с тем, чтобы постоянно заниматься улучшениями в этой сфере. Спасибо.
(Аплодисменты.)
Щапов М. В., аудитор Счетной палаты Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Денис Валентинович, уважаемые коллеги! Счётная палата Российской Федерации в рамках своих полномочий осуществляет контроль за реализацией задач по повышению производительности труда, определённых в Указе Президента Российской Федерации № 309 и Стратегии национальной безопасности. На регулярной основе осуществляются соответствующие проверки государственных программ, национальных и федеральных проектов.
Из федерального бюджета в 2019-2024 годах на цели государственной поддержки производительности труда в рамках одноимённого национального проекта было выделено 30 с половиной миллиардов рублей, на 2025-2030 годы на эти цели по этому обновлённому проекту также планируется направить 30 с половиной миллиардов рублей, в том числе на 2025 год 4,9 миллиарда рублей.
Кроме того, на рост производительности труда оказывают влияние другие мероприятия и меры правительства. Например, по федеральному проекту "Развитие промышленности... робототехники и автоматизации производства" на 2025-2030 годы предусмотрено расходование средств из федерального бюджета в объёме 130 миллиардов рублей.
Повышение производительности труда - задача комплексная, требующая координации технологических и организационных решений. В этой связи отмечаем, что правительство прислушалось к рекомендации Счётной палаты о необходимости мониторинга роста производительности труда по экономике страны в целом. Такой показатель включён в национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика".
В то же время в отраслевых госпрограммах показатели производительности труда или отсутствуют, или несопоставимы между собой и с верхнеуровневым показателем, различается и наименование, и методики расчёта. Например, показатели могут вычисляться и в виде выработки на одного работающего, и в виде темпов роста производительности в отрасли. Вычисляются относительно разные базы в различных ценах и так далее.
В положительном ключе Счётная палата отмечает, что в федеральном проекте "Производительность труда" расширилась география на отрасли социальной сферы. Говоря о целевых ориентирах, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2026-2028 годы предполагает рост производительности труда за три года всего 6,4 процента, что меньше прогнозируемого роста ВВП за тот же период - 6,8 процента. Считаем, что правительству необходимо интенсифицировать усилия по повышению производительности труда, который в условиях демографических ограничений является основным источником роста в экономике.
В этой связи Счётная палата предлагает, первое, ввести в государственные программы и национальные проекты взаимоувязанные, согласованные, сопоставимые по наименованиям и методикам расчёта показатели роста производительности труда.
Второе. При оказании государственной финансовой поддержки в любой форме - субсидии, гранты, льготные кредиты - включать в соглашения, заключаемые с получателем такой поддержки, их обязательства по обеспечению роста производительности и предусматривать ответственность за их недостижение.
Спасибо.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
- Вопрос Максиму Геннадьевичу Решетникову.
Высокая ключевая ставка сделала недоступными кредиты и привлекательными депозиты. Создалась ситуация, когда бедные предприятия не могут взять кредиты, а богатые кладут деньги на депозит. В результате инвестиционная активность снизилась, остановилась модернизация производства, а, следовательно, снизились темпы роста производительности труда и стали отставать от роста заработной платы.
Кроме того, создалась карусель - высокая ключевая ставка замедляет рост экономики, товаров становится меньше, цены выше, разгоняется инфляция и снова поднимается ключевая ставка, и так по кругу.
Есть ли у правительства выход из этого порочного круга?
Проводится ли анализ влияния ключевой ставки на рост экономики и производительности труда?
И есть ли планы повышения эффективности экономики и в какие сроки?
Решетников М. Г.:
- Уважаемые коллеги, Центральный банк самостоятелен в принятии своих решений, имеет самостоятельную цель снижения уровня инфляции, вот, и это предполагает, что мы работаем в тесной координации, но при этом понятно, что цель Правительства Российской Федерации - это максимальное обеспечение экономического роста, ну, в тех условиях, в которых мы сейчас находимся.
Стратегически, конечно, без макроэкономической стабильности и без низкой инфляции никакой стабильный экономический рост не возможен, мы это понимаем, но в моменте, безусловно, у нас идут ну достаточно такие дискуссии на тему - какое пространство снижения есть процентных ставок, что правительство со своей стороны может сделать, чтобы помочь Центральному банку вот это пространство нарастить.
Значит, что делается со стороны правительства? Ну ключевое решение, которое сейчас обсуждается в Думе, это бюджет и тот пакет налоговых новаций, который как раз призван снизить давление на денежно-кредитную политику, имеется в виду, значит, принятие более сбалансированного бюджета, и это важнейший шаг.
Дальше. Правительство со своей стороны ограничило расширение льготных программ кредитования, постольку поскольку чем больше мы включаем льготных программ, тем в оставшейся части экономики Центральные банк более активно повышает ставки.
То же самое можно сказать по ограничению кредитования госсектора, который у нас занимает, ну, значительную долю. По прошлому году в расширении кредитования мы тоже значительно подсократили, скажем так, инвестиционные программы крупнейших монополистов ну настолько, насколько это возможно, потому что там много крупных проектов, которые надо заканчивать. Поэтому мы со своей стороны... да, и плюс, конечно, наша работа по экономике предложений, это в первую очередь продовольственные товары, сельское хозяйство, которое вы всегда активно поддерживаете.
Но при этом в текущем моменте мы, конечно, видим всё больше ограничений по спросу. Это правда, я думаю, и вы это видите, мы вот на бюджете вчера, на комитете у Андрея Михайловича это обсуждали очень детально, что, действительно, все машиностроительные отрасли по факту сейчас сталкиваются уже с ограничением спроса. И, к сожалению, это те вопросы, которые там за счёт отдельных льготных программ мы решить не можем, здесь мы рассчитываем, что Банк России будет последовательно дальше выполнять свои таргеты, на следующий год это 12-13 процентов, я напомню, ключевой ставки.
Ещё раз подчеркну, что правительство со своей стороны всячески помогает Банку России. Но в то же время и очень важно, чтобы у нас с вами повестка не сводилась только к денежно-кредитной политике, к бюджетной политике, есть ещё большой блок институциональных вопросов, и как раз производительность труда там, которую мы обсуждаем, - одна из ключевых. Она вот включает все те вопросы, которые я и мои коллеги докладывали: и закон о платформенной экономике, и модернизация закона о банкротстве, и гибкость трудовых отношений, и там достаточно много вопросов в энергетике, в транспорте. Вот всё это в комплексе надо решать с тем, чтобы, как только политика нормализуется денежно-кредитная, экономика вернулась на кривую роста.
Спасибо.
Егоров В. И., фракция КПРФ:
- Уважаемый Антон Андреевич, вам вопрос. Показатель роботизации в России составляет сегодня 19 роботов на 10 тысяч сотрудников, при этом лидеры рынка имеют более тысячи роботов на это количество работников. Например, в Китае в прошлом году было установлено около 300 тысяч новых роботов, и общее число роботов в Китае превысило два миллиона. В России сегодня всего 14 тысяч роботов, а чтобы выполнить указ президента, российским промышленникам нужно увеличить плотность роботизации в девять раз. Между тем на реализацию федерального проекта "Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства" в 2025 году выделено всего 2,4 миллиарда рублей.
Удастся ли реализовать указ президента при таких темпах финансирования и в условиях высоких ставок по кредитам? И сможем ли мы создать собственную производственную базу робототехники, если отказываемся сегодня от локализации в федеральном проекте?
Алиханов А. А.:
- Спасибо большое, Владислав Иванович.
Постараюсь коротко ответить.
Значит, ещё раз, в 2023 году у нас было 19 роботов, это правда, значит, Росстат, собственно, начал с 2023 года мерить количество роботов на 10 тысяч человек, их было 19. По итогам 2024-го их уже 20 тысяч, то есть рост достаточно существенный, если брать процентное соотношение. В этом году только начался национальный проект, и мы надеемся, что динамика будет ещё более серьёзной. Нам, для того чтобы выполнить задачу, которую поставил президент, нужно выйти на уровень 145 роботов на 10 тысяч человек. Денис Валентинович сказал уже, что задача перед крупными госкорпорациями поставлена более амбициозная - 230 роботов на 10 тысяч человек.
Действительно, в этом году чуть меньше 2 с половиной миллиардов рублей именно вот по части робототехники было направлено на меры поддержки, тем не менее в следующей трёхлетке, во внесённом проекте бюджета на 2026-2028 годы цифры уже совсем другие. В следующем году больше 9 миллиардов рублей, в 2027 году больше 11 миллиардов рублей и в 2028-м почти 23 миллиарда рублей исключительно вот на меры поддержки по роботизации.
Если говорить про уровень роботизации в других странах-лидерах, то единственная страна, которая превысила планку в 1 тысячу роботов на 10 тысяч человек, это Южная Корея. Вы совершенно правы, что действительно главным сейчас потребителем является Китай. В последние годы они больше половины производимых в мире роботов потребляют, устанавливают у себя. Мы говорили об этом, когда встречались с фракциями, мы очень во многом копируем опыт, собственно говоря, Китайской Народной Республики в плане мер поддержки.
Поэтому уверены, что та задача, которую нам поставил президент, она уже перевыполняется, мы сейчас по текущим показателям занимаем 41 место в мире по уровню роботизации. Уверен, что вот с текущим темпом, теми мерами поддержки и вашей поддержкой бюджета на следующую трёхлетку мы эту задачу выполним.
Спасибо.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, Денис Валентинович, министры!
Безусловно, важнейший вопрос рассматривается сегодня, и вот мы сегодня на примере Решетникова видим, что он в принципе адвокат неправильных решений. Почему? В условиях 30 тысяч санкций, вот надо снять шляпу перед министрами, которые занимаются делом непосредственным и отвечают за него, но им ещё две шляпы надо снять за то, что в условиях такой денежно-кредитной политики сохраняют производство.
Вот Греф не является моим кумиром, но я специально для сегодняшнего выступления нашёл два его выступления на последнем Финансовом конгрессе и на Восточном экономическом форуме. Послушайте, очень интересно.
Реальные доходы стагнируют, а номинальные зарплаты, несмотря на рост, не обеспечивают достаточного увеличения покупательной способности. Повышение зарплат практически полностью нивелируется инфляцией, по мнению Г ермана Оскаровича, у 34 процентов россиян в 2025 году зарплаты снизились, а у 7 процентов они снизились в два раза. Это выступление вот совсем недавно на Финансовом конгрессе.
Но ещё интереснее выступление на Восточном экономическом форуме, где он... За первое полугодие рост ВВП составил 1,2, это данные Росстата.
Замедление - это не временное явление, а структурное изменение. Аналитики предупреждают, без кардинального изменения стратегии России Россия рискует впасть в длительную стагнацию. На фоне увеличения налоговой нагрузки 2025 года и того факта, что у предприятий откровенно меньше денег, важно вовремя начать цикл смягчения денежно-кредитных условий, иначе повысить производительность труда и перейти в РФ к экономике предложения, о которой говорил Решетников, не получится.
Теперь перехожу к конкретным цифрам. Понимаете, интересный факт, вот мы говорим: 4, 8 миллиардов, 10 миллиардов, - вдумайтесь, 119 с половиной триллионов рублей находится на депозитах, из которых 61 с половиной у физлиц и 58 у предприятий, 7 процентов из них - это финансовые учреждения. Это я к чему?
Поймите, при такой денежно-кредитной политике, вот Денис Валентинович как никто знает, потому что он как бы занимается в этих условиях давно, что вот успехи станкостроителей не подтверждаются... не подкрепляются рентабельностью, там больше 6 процентов её быть не может, понимаете. Какой же дурак будет вкладывать 6 с половиной процентов в рентабельность, если он положил на депозит, и получают по флоатерам на сегодняшний день 18 процентов, до этого получал 22.
То есть, по мнению экспертов, действие финансовых властей и Банка России, они в принципе противоречат национальным интересам Российской Федерации и требуют незамедлительного изменения.
Посмотрите дальше. Прибыль банков, несмотря на все санкции, несмотря на всё происходящее, за семь месяцев 2,1 триллиона рублей. По мнению экспертов, таких как Костин, потом есть агентство "Национальные кредитные рейтинги", примерно 4 триллиона планируется в этом году. Вы мне подскажите, если 35 процентов предприятий находится в предбанкротном состоянии в силу недостатка финансовых ресурсов, а в это время банки жируют.
Банковская система - это кровеносная система экономики, у нас банковская система рантье, у которой всё в порядке и она никогда не будет думать об изменении ситуации, если мы сообща 30-го числа не заставим её это делать.
Лучше, если бы это сделал президент. Я думаю, что ему кто-то неправильно советует, потому что ну столько терпеть такую денежно - кредитную политику - это вообще, ну, скажем так, преступление против государства, с моей точки зрения.
Кроме этого, посмотрите внимательно, у нас же вывоз капитала вот с 2022 года составил 354 миллиарда долларов, золотовалютные резервы (вслушайтесь) 713 миллиардов.
Покойный академик Ивантер в институте прогнозирования (у меня специально есть его ответ) он говорил, что нам надо два критических импорта, понимаете, это 136, по-моему, миллиардов долларов. У нас 356 миллиардов отняли, долларов, да, и сейчас мы там: отдадут, не отдадут, проценты отдают ..., ещё чего-то. Зачем нам в условиях нехватки инвестиций заниматься опять вложением в чужую валюту? Зачем нам в принципе в такой ситуации, ну золотовалютные резервы, притом что мы ФНБ уже фактически ликвидные активы почти все уже израсходовали. Понимаете? С нашей точки зрения и с точки зрения экспертов, это крайне неправильно.
Денис Валентинович, раз вы остались за старшего, в Академии наук проанализировали, в чём успех пяти амортизационных реформ США? Я вам передам это исследование, но обратите внимание, у нас сегодня это для вас колоссальный ресурс, у нас амортизация 2006 года благодаря Минэкономразвития, которое в принципе упразднило обязательность использования амортизационных отчислений на восстановление изношенных фондов, к чему привело?
Ну вот для примера. В 2023 году насчитали 10,8 триллиона рублей, из которых 4,8 миллиарда ушли, не понять куда. На покупку бумаг, там, дивиденды и так далее.
То есть, чувствуете, это не на чем, 4,8 триллиона, не 8 миллиардов, а 4,8 триллиона. С моей точки зрения необходимо потребовать, а может быть совместно, потому что, я уверен, если вы не возьмете из тех, кому надо, нам нужен закон об амортизации. Вот сегодня у наших заклятых партнеров - американцев инвестиции это 75 процентов составляет амортизация. Понимаете? У наших западных других заклятых партнеров не менее 70. Но кроме того, вы знаете, что у них еще, они придумали новую схему, у них не сегодня не банки инвестируют, а создали специальные фонды. Ну, у нас же фондовый рынок нулевой, и мы понимаем, что в ближайшее время в условиях санкций нам с вами не дадут заемных средств.
Поэтому, поймите, сегодня ситуация требует и вызовы требуют, мы континентальная держава, нам нужны самолеты, мы не можем на верблюдах, на собаках быстро доехать в 11-часовых поясах. Мы с вами знаем прекрасно, вот здесь сидит Никитин, у нас сегодня крайне кризисная ситуация с авиапарком. В то же время из-за санкций Денис Валентинович и Антон Андреевич прекрасно знают, что все время придумают разные варианты, и мы фактически должны идти к 100-процентной локализации. Так ведь? Это непростой вопрос и он требует колоссальных инвестиций, потому что провести НИОКР, потом разработать серийное производство и робототехника...
Я был замом по подготовке производства генерального директора. Я вам скажу, что чтобы робототехника была эффективная и окупаемая, вот по данным наших здесь ресурсов, у нас окупаемость 3-5 лет роботов в России. Добавьте, пожалуйста. Но если вы посмотрите, что у нас на сегодняшний момент (сбили меня)... Да, роботы. Роботы эффективны только в крупносерийном или в массовом производстве. Понимаете? Чем ниже уровень производства и количества выпускаемых... Вот почему китайские роботы в два раза дешевле? Они сотнями тысяч выпускают, понимаете? Для этого они захватывают, вы же по себестоимости всегда будете эффективнее, а в нашей ситуации, если у нас в основном там мелкосерийное, серийное производство, почему в оборонке роботы? Потому что нам нужно много. Почему Гартунг решил проблему? Потому что он выполнил задачу государственную. За счёт чего? За счёт того, что собрал всё что можно отовсюду, понимаете, но предварительно спроектировал, потом смонтировал и потом и параллельно подготовил кадры, понимаете. Поэтому нам надо именно к этому идти, Денис Валентинович, закон об амортизации, он просто уже перезрел.
И, кстати говоря, и в Уголовный кодекс надо вернуть статью за нецелевое использование амортизационных отчислений, тогда у нас обновление пойдёт лучше, чем у них. Спасибо. (Аплодисменты.)
Мантуров Д. В.:
- Я уже научился и слушать, и, собственно, отмечать те запросы, которые поступают.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот в начале сегодняшнего "правительственного часа" господин Щапов Михаил Викторович как аудитор Счётной палаты задал тональность по рассматриваемой сегодня теме, которая находится на постоянном контроле у ведомства. Мы продолжим это взаимодействие и всегда будем стараться со стороны правительства реагировать максимально быстро, оперативно и даже, я бы сказал так, превентивно, не дожидаясь тех выводов, которые будет ведомство формировать, так, как эта практика и, собственно, раньше складывалась.
Вы знаете, я посмотрел по основным вопросам письменным, которые поступили вот на рассмотрение сегодняшнего "парламентского часа", и выделил из нескольких очень похожих друг на друга направлений - это связано с вниманием депутатов, которые детально формулируют акценты в части того, как складывается судьба работников, которые попадают под высвобождение в процессе внедрения автоматизации, включая сегодня затронутые темы, связанных с роботом.
Я хочу обратить внимание на ту потребность, которая есть на сегодняшний день, я уже сегодня говорил об этих цифрах, ещё раз хочу их озвучить. Это два миллиона специалистов до 2030 года по разным специальностям, это только касается обрабатывающих отраслей промышленности, то есть это говорит о том, что у нас нет и не будет проблем в ближайшие годы с тем, что связано с высвобождаемыми специалистами в рамках внедрения автоматизированных средств производства и роботизации.
Более того, хочу сказать, что та работа, которая проводится сегодня инициативная, собственно, самими предприятиями, только по прошлому году цифра составила 350 тысяч человек, которые были переподготовлены, переучены и направлены на более востребованные участки технологического цикла. Это лишний раз подтверждение того, что эта работа будет продолжаться, и будет проводиться и дальше, и будет реализовываться именно на тех подходах, которые обозначены были в письмах, вопросах наших депутатов.
Владимир Владимирович Гутенев сегодня указал на важные факторы, на развитие производительности труда, собственно, с теми акцентами, направлениями, которые действительно будет правительство дальше внедрять и реализовывать на практике.
Николай Васильевич Коломейцев обозначил проблемы с возможными банкротствами предприятий.
Ну, действительно, есть такие вызовы, я хочу подтвердить, но одновременно с этим хочу сказать, что правительство и ведомства, каждое в своей части, по тем направлениям, которые курируются, ведет внимательную работу, мониторинг по тем отраслям, где возникают какие-то только намеки на банкротство, но Минфин, надо сказать, очень оперативно реагирует вместе с Минтрудом в этой части. Если брать Минтруд, то вы знаете, какие меры поддержки в этой части имеются. Они даже еще пока не с той интенсивностью задействованы, как могут.
Поэтому мы к этому готовимся и будем реагировать моментально.
Что касается Минфина, в части, например, там, металлургической отрасли, делаются отсрочки по налогам, для того чтобы предприятие было в зоне платежеспособности.
Ну а что касается амортизации, я жду от вас предложений, мы в правительстве это обязательно внимательно отработаем.
Кстати, вот то, что я обозначал в части внедрения, там, роботов и автоматизации производства, Наумов Станислав Александрович тоже в своем выступлении обратил на это внимание, и, собственно, я постарался максимально скоррелировать с его запросами.
Валерий Карлович Гартунг сказал о разночтении с компенсацией в 50 процентов скидки по интеграторам, которые, собственно, сегодня выполняют важную работу, имея в виду подборку тех технологических решений, которые и позволяют внедрять на участках производственных робототехнической продукции.
Если вы посчитали, что есть где-то разночтения, и открыты окошки для закупки иностранной продукции, ну, во-первых, эта мера только с этого года начала работать, но, если брать цифры, интеграторы получат около 15 миллионов рублей, а сами предприятия, которые производят роботов, - порядка 320 миллионов, то есть разница существенная. Поэтому здесь окошко в рамках 15 миллионов может быть, и то, оно очень узкое.
Поэтому, если вы считаете, что где-то нужно нормативный акт доработать, вы знаете, мы всегда оперативно здесь реагируем, и, более того, всегда нормативные акты эволюционно развиваются, совершенствуются. Поэтому мы здесь будем идти в ногу со временем. И, собственно, сама мера, она работает на режиме компенсации, то есть заявительный характер, после рассмотрения происходят выплаты, поэтому основные выплаты как раз приходятся на октябрь-ноябрь месяцы.
Ну и я думаю, что вот в таком режиме, как сегодня руководители или, точнее, представители фракций выступали, в том числе, вот Ярослав Алексеевич, в части внедрения беспилотных средств и перехода из режима экспериментального в регулярный. Я сегодня, собственно, уже в ответе на один из вопросов об этом говорил, мы будем с Министерством транспорта активно это внедрять уже на практике.
Вячеслав Викторович, ещё раз хочу поблагодарить вас лично за ваше внимание к работе правительства, к работе тех ведомств, которые я курирую. И, в частности, по тематике, которая рассматривалась сегодня, мы будем активно взаимодействовать с рабочими группами, с профильными комитетами Государственной Думы, с фракциями, с вами лично. И ещё раз хочу поблагодарить за ваше внимание и оценку.
Спасибо.