Следующая > |
---|
Производители не выдерживают дорогих кредитов, вздорожания энергоресурсов и отсутствия господдержки.
О распродаже своих цехов и фабрик в донском регионе объявил один из крупнейших производителей одежды в России «Глория Джинс». На его предприятиях в городах Ростовской области трудится свыше 2,5 тысячи человек, которые уже получили уведомления об увольнении.
Сворачивание производственных мощностей началось ещё в конце прошлого года, когда «под нож» попали несколько швейных цехов, входящих в холдинг. До последнего времени на юге России работало 17 предприятий компании, большинство из которых были развёрнуты на Дону. Собственники объясняют проводимую в кластере оптимизацию непростой экономической ситуацией в стране в целом и кризисом отрасли лёгкой промышленности в частности.
В «Глория Джинс» подчёркивают, что шитьё одежды при нынешней заоблачной ключевой ставке, неподъёмных кредитах, валютных скачках — дело убыточное. Все усилия бизнесменов сводят на нет дорожающая электроэнергия, растущие логистические затраты, стоимость импортных материалов, расходы на зарплату, усиливающаяся конкуренция со стороны маркетплейсов. Чтобы удешевить производство, уменьшить издержки, легче «переселить» фабрики в азиатский регион, к примеру в Узбекистан, Бангладеш, Индию, Пакистан, где есть сырьевая база, растёт хлопок, изготовляются ткани, не нужно тратиться на логистику, модернизацию устаревших технологий и платить швеям втридорога. Во Вьетнаме, к примеру, зарплата портнихи, в пересчёте на рубли, составляет от 10 до 18 тысяч рублей, в Ростовской области — в среднем от 70 тысяч и выше.
Донские власти отреагировали на уход с Дона знаменитой в России системообразующей организации заверениями помочь в поиске возможных инвесторов, готовых купить швейный бизнес. «Мы будем бороться за каждое предприятие, которое формирует бренд Ростовской области», — заявил в своём телеграм-канале временно исполняющий обязанности губернатора Юрий Слюсарь. Корпорация «Глория Джинс» — один из крупнейших донских налогоплательщиков, импортёров и работодателей, и остановка конвейера может накалить социальную обстановку, ухудшить экономический климат в регионе.
Усугубляет ситуацию тот факт, что швейные производства рассредоточены по бывшим шахтёрским территориям, превратившимся за последние десятилетия в зоны социального бедствия. В советские годы на Дону разрабатывались всё новые и новые месторождения «чёрного золота», строились шахты, вокруг них росли горняцкие посёлки, возводились детсады, школы, больницы, дома культуры. Профессия шахтёра была престижной и почётной, его зарплата порой превышала министерскую, он обеспечивал семью, растил детей, с уверенностью смотрел в будущее.
Но навязанная в 1990-е либералами и профинансированная миллионами Всемирного банка оголтелая «реструктуризация» похоронила процветающие горняцкие посёлки. Рьяно, с разбойничьей лихостью уничтожались угольные разрезы, варварски затапливались лавы с залежами высококачественного антрацита, пускались с молотка обогатительные фабрики, заводы стройматериалов, тресты, объекты социальной инфраструктуры. Из почти семи десятков якобы нерентабельных шахт, действовавших до трагического 1991 года в Ростовской области, дожили до наших дней только пять. Свыше 100 тысяч рабочих, более 80 процентов жителей угольных населённых пунктов стали безработными.
«Реформаторы» не оставили ни одной работающей шахты в некогда крупнейших угольных центрах — в Шахтах и Новошахтинске. И превратиться им в города-призраки не дали, в том числе швейные предприятия, обеспечивавшие рабочими местами тысячи дончан. Теперь дело за шахтинской и новошахтинской службами занятости, организовавшими пункты «предувольнительных консультаций», где идёт анкетирование, предлагаются варианты трудоустройства и переобучения сотрудникам ликвидируемых фабрик. Число оставшихся без работы, соцпакета и зарплаты граждан только в этих двух городах превышает 1700 человек.
Массовые сокращения прошли и на другом крупнейшем донском предприятии — бывшем флагмане отечественного комбайностроения «Ростсельмаше». За два месяца из-за сложной ситуации, сложившейся в отрасли, было уволено две тысячи работников. Эта безрадостная цифра была озвучена совладельцем донского холдинга Константином Бабкиным на парламентских слушаниях комитета по аграрным вопросам Госдумы под председательством заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАН Владимира Кашина, прошедших в Российском государственном аграрном университете — ТСХА им. К.А. Тимирязева. Причина «оптимизации» на заводе — сокращение производства и продажи продукции на 30 процентов. За последние четыре года она подорожала на 35 процентов из-за высокой ключевой ставки, выросших в цене комплектующих, золотой электроэнергии, а главное — в результате снижения ощутимой государственной поддержки. Аграрии же, остро нуждающиеся в новой сельскохозяйственной технике, практически лишены возможности брать кредиты из-за кабальных банковских условий, а значит, не имеют денег на покупку отечественных комбайнов.
Неудивительно, что 2024 год оказался самым провальным годом по продажам за последнее десятилетие. Легендарный завод, в советское время выпускавший на поля страны свыше 80 тысяч машин, превратился в 1990-е в рядовое сборочное производство. Но ему удалось выжить, запустить новые цеха и предприятия, внедрить передовые технологии, обновить модельный ряд, наладить экспорт, создать систему подготовки инженерно-технических специалистов. К великому сожалению, противостоять нынешним экономическим реалиям без государственных вливаний даже такому производительному тяжеловесу не под силу.
Руководство «Ростсельмаша» объявило, что в 2025 году сокращает вдвое свою инвестиционную программу, сдвигает сроки реализации некоторых проектов из-за снижения объемов продаж. В ближайшее время с заводского конвейера вместо планируемых 400 комбайнов сойдут только 150. Компания перешла на работу в одну смену, а с сентября этого года будет введён трёхдневный режим работы в неделю.
Под угрозой увольнения находятся и свыше пяти тысяч работников авиационного завода «ТАНТК имени Г.М. Бериева», расположенного в Таганроге. Одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса России может быть объявлено банкротом по требованию концерна «Вега». Московская компания, занимающаяся разработкой и производством современных радиоэлектронных изделий, систем военного и гражданского назначения, подала судебный иск с требованием взыскать с донских авиастроителей почти 166 миллионов рублей на оплату долга за проделанную работу и неустойку за нарушение сроков её выполнения.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс, основанный по приказу Главного управления авиационной промышленности СССР в 1934 году, один из символов могущества советского социалистического строя, — единственный в мире производитель самолётов-амфибий, «покоривших море». Первые модели этих удивительных летающих аппаратов, способных взлетать с поверхности воды, были разработаны за несколько лет и уже во время Великой Отечественной войны сражались с врагом и в воздухе, и на воде, занимались разведкой, боролись с нацистскими субмаринами, спасали сбитых лётчиков.
После войны таганрогский завод разработал первый в мире серийный реактивный гидросамолёт Бе-10, самый большой в то время самолёт-амфибию Бе-12, выпустил десятки моделей «летающих кораблей». В 1983 году создал 85-тонный противолодочный самолёт «Альбатрос», который мог взлетать и садиться на воду при высоте волны в два метра! Социалистическая научная мысль воплотила в жизнь самые фантастические мечты, произвела машины, которые побили сотни мировых рекордов, прославили отечественных авиаконструкторов, вознесли Советский Союз в лидеры гидросамолётостроения всей планеты.
В тяжелейшие 1990-е годы донское предприятие разделило судьбу многих высокотехнологичных промышленных гигантов, переживших приватизацию, акционирование, чехарду смены собственников. То и дело предпринимались попытки разорить, загнать в долговую яму уникальный авиационный завод. До поры до времени ему удавалось встать на крыло, отбиться от кредиторов. Сегодня завод «ТАНТК имени Г.М. Бериева» занимается разработкой новой авиационной техники, ремонтом стратегических бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолётов, выпуском гражданских летающих лодок. С его конвейера сходит не имеющий аналогов в мире самолёт-амфибия Бе-200, предназначенный для поисково-спасательных работ и тушения пожаров. Он может за несколько секунд «зачерпнуть» с поверхности водоёма десятки тонн воды, чтобы сбросить их на очаг пожара, и немедленно забрать новую партию спасительной влаги.
К сожалению, победить стихию огня бывает легче, чем выжить в капиталистической реальности. Авиационный старожил, выполняющий в том числе оборонные заказы в условиях специальной военной операции, находясь под американскими санкциями, вынужден противостоять многочисленным начисляющим драконовские штрафы и пени ростовщикам. Для них защита Отечества, делу которой служит сегодня «ТАНТК имени Г.М. Бериева», видимо, не является основанием умерить свои аппетиты.
Если процедура банкротства будет запущена и дело в итоге дойдёт до конкурсного производства, предприятие могут пустить с молотка. На улице окажется уникальный коллектив, отметивший в прошлом году 90-летний юбилей. Первое заседание арбитражного суда, где будет рассмотрен иск, назначено на 7 апреля. На Дону надеются, что крылатому производству удастся избежать трагической развязки, сбросить долговое ярмо и снова взлететь. Вот только сделать это без весомой государственной помощи крайне сложно.
Если тяжело приходится таким промышленным титанам, как авиационный и комбайностроительный заводы, то что говорить о менее крупных предприятиях. К началу этого года в стадии банкротства оказались свыше 740 региональных компаний. Среди них строительные и торговые фирмы, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, сельскохозяйственные организации. В прошлом году на Дону прекратили своё существование свыше 400 фермерских хозяйств. Летом минсельхоз Ростовской области даже направил обращение в российское правительство с просьбой о введении моратория на банкротство фирм АПК, чтобы продлить кредитные каникулы до конца 2025 года, помочь аграриям избежать разорения.
Положительного решения столичные чиновники пока так и не приняли, они всегда неохотно оказывают «поддержку» простым труженикам, толкая тех в пучину несостоятельности и судебных разбирательств. Неудивительно, что при такой «заботе» только в январе число ликвидированных в области коммерческих предприятий почти вдвое превысило число созданных. Одним из последних в чёрный список приговорённых к уничтожению компаний попал асфальтовый завод в Ремонтненском районе. На нём уже остановлен конвейер, запущен процесс утилизации, идёт разбор оборудования на запчасти.
Тем временем местные чиновники заявили, что надеются найти инвесторов, которые смогут сохранить мощности и персонал «Глории Джинс». Сообщается, что удалось выйти на покупателя цехов в Гуково и Зверево — компанию «Булава», которая будет заниматься пошивом спортивной, горнолыжной одежды, термобелья. С её стороны прозвучало жизнеутверждающее обещание трудоустроить бывших работников швейного холдинга в этих городах, а это около 400 человек. Правда, следом появилось тревожное сообщение о намерении нового инвестора привлечь к работе примерно такое же число мигрантов из Пакистана и Шри-Ланки. Местные власти поспешили запретить заморским швеям трудиться в компании из-за нарушений налогового законодательства. При таких раскладах и неопределённости проблема безработицы в регионе может достичь болезненной остроты уже в ближайшее время.
Когда наблюдаешь этот разгром донской экономики, невольно закрадывается такая мысль. А может, капиталистическая власть хочет, чтобы безработица снова подскочила? Способствует этому своими законами и экономической политикой? Ведь, по крайней мере по официальной статистике, последние годы безработица в стране снижается. Что по капиталистическим меркам — плохо. Приходится скрепя сердце повышать зарплату, улучшать условия труда и вообще относиться к наёмным работникам по-человечески. Вот когда армия голодных трудящихся снова вырастет, тут хозяева жизни опять почувствуют себя в своей тарелке, в своём праве драть с людей три шкуры, туже набивая карман.
Хотелось бы ошибиться в своём предположении и увидеть от власти реальные шаги, направленные против гибели больших и малых донских предприятий.