Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Г.А. Зюганов: Бюджет долговой ямы. Печать
18.10.2010 17:46
В среду, 20 октября, на пленарном заседании Государственной думы будут рассматриваться в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год и прогноз на 2012—2013 годы. Накануне этого рассмотрения следует поставить вопрос не только о самом бюджете, но и о том, какой смысл в процедуре его обсуждения. Не вырождается ли она в блеф, попросту прикрывающий несостоятельную экономическую политику правительства? 



Неисполнительная власть



Ежегодно бюджет пересматривается как минимум два-три раза, а затем всё равно не исполняется в утвержденном объеме. Всякий раз дает о себе знать неравномерное исполнение бюджета в течение года.

По оперативным данным Федерального казначейства, на 1 октября 2010 года исполнение бюджета по разделу «Национальная экономика» составило 52,4% вместо 75%. При этом лесное хозяйство, так пострадавшее этим летом, профинансировано на 41%; энергетический комплекс — на 49%; сельское хозяйство, завершающее свой производственный цикл, профинансировано на 50%. Год закончится, Счетная палата в своем заключении отметит факты безобразного исполнения бюджета. А мы будем обсуждать очередные прогнозы.

Недостаточная обоснованность прогнозов, положенных в основу расчетов показателей бюджета, тоже обесценивает смысл бюджетного процесса. И хотя в этот раз Минэкономразвития предложило сразу четыре варианта прогнозов, обоснованности показателей бюджета они не гарантируют.



Проект для лишенных будущего





О чем свидетельствуют представленный проект федерального бюджета на 2011 год и прогноз на последующие два года? Это бюджет страны с крайне неэффективной экономикой; страны, которую целенаправленно опускают в долговую яму; страны, которую лишают будущего.

О неэффективности экономики свидетельствует поступательное падение уровня доходов федерального бюджета относительно ВВП: с 22,4% в 2008 году до 16,8% — в 2013-м. Если бы доходность бюджета по отношению к внутреннему валовому продукту оставалась хотя бы на уровне кризисного 2009 года, то в 2013 году бюджет мог бы быть бездефицитным. Постоянно снижающийся уровень доходности бюджета свидетельствует о том, что антикризисные меры правительства не способствовали улучшению структуры экономики и росту ее эффективности.

Предложенным бюджетом, как и всей своей политикой, Минфин взваливает на плечи России непосильную долговую ношу. Согласно представленным нам прогнозам, в 2011 году государственный долг России превысит 6,8 триллиона рублей, а к концу 2013 года удвоится. Только на обслуживание государственного долга в текущем году правительство расходует 280,3 млрд. руб. А в будущем году эти расходы составят 390 млрд. рублей. Эта сумма почти равна всем вместе взятым расходам на ЖКХ, физкультуру и спорт, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации. В 2013 году эта статья расходов вырастет более чем в два раза и составит, по прогнозам Кудрина, уже свыше 600 млрд. рублей.



Долги в угоду МВФ



Предложенный правительством бюджет следует назвать бюджетом взаймы. Руководствуясь обязательствами перед МВФ, перед «восьмёрками» и «двадцатками», правительство сокращает дефицит бюджета на миллиарды. А долги государства при этом увеличиваются на триллионы. Что толку от золотовалютных резервов России, исчисляемых в последние месяцы почти в 500 млрд. долларов, если правительство обрекло страну на непосильный, постоянно растущий долг?

Бездарная политика привела к тому, что в стране возобновляется варварская приватизация в духе 90-х. Даже не дожидаясь 2011 года, правительство спешит начать распродажу пакетов акций наиболее успешных российских компаний и банков, включая Сбербанк. И планирует в итоге получить 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей — в 2012-м и 309,4 млрд. рублей — в 2013 году. Эти суммы едва перекроют половину расходов на обслуживание государственного долга в указанные годы. А ведь выставляемые на продажу компании и банки могли бы ежегодно приносить значительные доходы в виде дивидендов. Выходит, правительство режет курицу, несущую золотые яйца.

Распродавая крупные компании, предприятия и банки, власть лишает доходов будущие поколения. Лишает их возможности изменить экономическую и социальную ситуацию к лучшему. Власть попросту подрывает экономическую, а следовательно, и политическую независимость страны.



Опять на «сырьевой игле»



Во всех долгосрочных прогнозах, программных документах, во всех посланиях президента утверждается необходимость преодоления нефтегазовой зависимости доходов бюджета. А точнее, зависимости экономики и самого будущего страны от цен на нефть и газ. Но все прежние тенденции и признаки сырьевой зависимости сохраняются. Об этом свидетельствуют как показатели представленного кабинетом министров трехлетнего бюджета, так и заключения по нему экспертов и экономистов. По расчетам Минфина, с 2010-го по 2013 год нефтегазовые доходы федерального бюджета увеличатся почти на триллион рублей. А что будет со страной, если эти доходы уменьшатся на триллион? Ведь этого не исключает даже пессимистический вариант прогноза Минэкономразвития. Сам собой напрашивается вопрос: что в таком случае останется от стабильности в стране?

Даже те средства массовой информации, которые абсолютно лояльно относятся к власти, с тревогой говорят о том, что России и в новом проекте бюджета предлагают оставаться всё на той же «сырьевой игле».

Вот какие выводы из этого проекта сделало 24 сентября в своем аналитическом материале информационное агентство РИА «Новости»: «Сохранение действующей экономической модели делает страну слишком зависимой от конъюнктуры, которая, вопреки заявлениям российских и международных чиновников, остается неопределенной. Неблагоприятные тенденции внутри страны прослеживаются уже сейчас. Это и замедление роста ВВП — в Минэкономразвития не исключают, что в 2011 году показатель будет на 1—1,5% ниже прогнозируемого». И далее: «Прогнозируемое некоторыми экспертами ухудшение внешнеторгового баланса, быстрый рост тарифов и инфляционные ожидания уже в этом году могут разогнать инфляцию до 9%, а по некоторым оценкам, и до двузначных цифр, что, в свою очередь, станет дополнительным тормозом для экономического развития».

Может быть, правительство рассматривает нынешний период как переходный от сырьевой модели экономики к инновационной? Ничего подобного! В новом бюджете не предусмотрено финансовое обеспечение реальной модернизации и инновационного обновления производства. Общий объем инвестиционного фонда в 2011—2013 годах составит только 157 млрд. рублей. Причем на 2011 год выделяется всего 63,8 млрд. рублей. Это лишь 16% от того, что планируется потратить на обслуживание государственного долга в том же 2011 году. Кстати, это всего 2% от того, что было вывезено из России спекулянтами в 2008 году под шумок кризиса.

Анализируя представленный бюджет, можно с уверенностью сказать, что и на ближайшие три года модернизация останется всего лишь нашей мечтой. Об этом свидетельствуют и прогнозируемые расходы по разделу «Национальная экономика». В 2011 году они в номинальном выражении вырастут на 10% к 2010 году. Но затем начнут снижаться. Эти расходы, согласно бюджетному прогнозу, не замораживаются, как утверждают некоторые специалисты. С учетом инфляции они именно снижаются к 2013 году на 20%.



Бойкот интересов страны



Касаясь раздела «Национальная экономика», нельзя не отметить, что финансирование сельского хозяйства и рыболовства, идущих в проекте бюджета одной строкой, тоже имеет тенденцию к снижению. Расходы на эту жизненно важную отрасль составят в 2013 году 0,2% от внутреннего валового продукта. В десятки раз больше Россия тратит на закупку продовольствия за рубежом, поддерживая чужого товаропроизводителя. При этом в страну завозится некачественное продовольствие, что наносит ущерб здоровью нации, снижает качество жизни людей. Власть не учитывает того, что продовольствие во всем мире дорожает. Эта тенденция приобретает устойчивый характер, о чем говорят все эксперты. При таком отношении к своему крестьянину, к своей земле мы вынуждены будем завозить из-за рубежа всё больше и больше отходов под видом продовольствия.

Риск сокращения производства абсолютно во всех отраслях — вот какая перспектива «экономического развития» заложена в кудринском бюджете. Этот риск обусловлен тем, что налоговая нагрузка, предусмотренная бюджетом, негативно скажется не только на крупных промышленных производствах, но и на среднем и малом бизнесе. И всё это опять же, вопреки тем целям и задачам, которые ставит перед страной и правительством президент. Поэтому бюджет Кудрина можно назвать бюджетом бойкота всех самых насущных планов, которые необходимо реализовать для спасения страны.



Антисоциальная бухгалтерия





Абсолютно несостоятельна оценка представленного бюджета как социально ориентированного. Она попросту является циничной ложью. Это становится очевидно, если проанализировать социальные аспекты бюджета. Практически по всем разделам, касающимся социальной сферы, расходы снижаются. А если некоторые и растут, то значительно медленнее, чем инфляция. Это прежде всего касается расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые 2013 году составят всего треть от расходов по этому разделу в текущем году. То есть сократятся почти на 70% без учета инфляции. И это в условиях, когда жилой фонд страны изношен как минимум на 60—70%.

Тенденция к снижению расходов заложена и в бюджетном разделе «Социальная политика». В 2011 году они сокращаются по сравнению с текущим годом на 11,3%. А на последующие 2012—2013 годы хоть и увеличиваются, но только на уровне роста инфляции. Следовательно, будут фактически заморожены.

Иначе как антиконституционным нельзя назвать предусмотренное в бюджете снижение расходов по разделу «Образование». Особенно явное падение по этому важнейшему направлению предусмотрено на 2012—2013 годы. И неудивительно. К этому времени выборы останутся позади, а злополучный закон об автономных учреждениях заработает в полную разрушительную силу. И тогда начнут стремительно сокращать «лишних» учителей и одновременно с этим значительную часть расходов на образовательную сферу перекладывать на плечи народа. Именно этим объясняется то, что правительство планирует в 2013 году сократить расходы на общее образование более чем на 5 млрд. рублей — на 4,1%. Если же учесть инфляцию, влекущую за собой неизбежное обесценение денежных средств, то реальное снижение этих расходов к 2013 году превысит 10%.

О какой модернизации может идти речь, если разрушается образовательная среда — школа, училище, вуз? И всё это происходит в стране, еще не так давно удивлявшей мир и качеством образования, и уровнем развития науки, и техническими достижениями.

Не менее удручающая ситуация с финансированием культуры и кинематографии. Эта важнейшая сфера духовной жизни в значительной мере уже разрушена. Но представленный в Думу бюджет свидетельствует, что правительство поставило перед собой задачу добить ее окончательно. Выборы вынуждают власть проявить некоторое внимание к культуре и кинематографии в 2011 году и увеличить финансирование на 7,5 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом. Однако с 2012 году расходы на эту сферу снижаются и к 2013 году сократятся почти на 10%.

Те же тенденции заложены и в финансировании здравоохранения. В России, которая катастрофическими темпами своего вымирания потрясает всех ведущих демографов и социологов мира, расходы на здравоохранение к 2013 году сокращаются в номинальном выражении на 10,1% по отношению к 2011 году. С учетом инфляции показатели снижения будут откровенно удручающими. Наиболее же существенным окажется снижение расходов на амбулаторную помощь. А ведь именно она чаще всего требуется людям в срочном порядке, именно от нее зачастую зависит жизнь человека.

Всё перечисленное позволяет говорить об откровенно антисоциальном характере этого бюджета.

Этот вывод подтверждается и новшествами, направленными на сокращение выплат по временной нетрудоспособности. Стаж работы, который требуется для получения 100% зарплаты по больничному листу, будет уже не 8, как теперь, а 15 лет. Это будет относиться даже к больничным листам по беременности и родам. Получается, работающая женщина, если она рассчитывает хоть на какой-то минимум социальных гарантий, может позволить себе родить только ближе к сорока годам. Такие «новшества» никак не способствуют повышению рождаемости. А ведь это проблема №1 для вымирающей России. Для России, но не для правительства, хладнокровно отнимающего у граждан последние остатки социальных гарантий.



Под угрозой целостность России



Предложенный бюджет еще больше усугубляет нездоровый перекос в распределении финансовых ресурсов между регионами и федеральным центром. Он проявлялся и в предыдущие годы «реформ». Но в проекте бюджета на 2011 год и в прогнозе на 2012—2013 годы усиливается как никогда. Принимая предложенный правительством бюджет, Государственная дума, а точнее — «партия власти», которая и обеспечивает все голосования «за», ставит регионы в сложнейшее финансовое положение.

Межбюджетные трансферты общего характера правительство планирует сократить с 2010-го по 2013 год на 130 млрд. рублей. При этом дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований останется неизменной до 2013 года. В целом она составит 397 млрд. рублей. Одновременно регионы будут вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с повышением заработной платы бюджетникам на 6,5% с 1 июня 2011 года. Финансовое положение регионов также будет усугубляться увеличением затрат на страховые взносы в государственные социальные фонды, ростом расходов на услуги ЖКХ и выплату жилищных субсидий. И этот рост будет происходить на фоне сокращения налоговых доходов субъектов РФ и их муниципальных образований. Осуществляемые Минфином изменения в налоговой сфере еще больше усиливают перекос при распределении доходов в пользу федерального центра.

Сказанное позволяет сделать вывод, что в предложенном Министерством финансов бюджете заложена явная угроза сепаратизма, угроза целостности России.



Подспорье для коррупции



Анализируя бюджет, нельзя не отметить, что он предоставляет немало простора для коррупции. Каждый раздел расходов федерального бюджета заканчивается строкой «Другие вопросы» — без всяких дополнительных пояснений. И вот на эти самые «другие вопросы» в 2011 году в каждом разделе предусмотрен рост расходов минимум на 25%. Рост на удивление стабильный. На конкретные нужды промышленности, науки, социальной сферы в бюджете тут и там урезание, а на «другие вопросы» — только увеличение затрат. А по таким разделам, как «Образование» и «Социальная политика», эти расходы неизвестного назначения удваиваются. То есть правительство намерено еще более активно тратить государственные деньги неизвестно на что, на какие-то туманные «другие вопросы», по которым потом нельзя будет добиться отчета. Это и есть не что иное, как почва для коррупции.



Выход — в программе КПРФ



Оценивая различные направления финансовой политики правительства и ее результаты, а также те прогнозы, которые предложило Минэкономразвития, можно с уверенностью утверждать:

1. Неолиберальная политика, которую власть продолжает навязывать России, ведет страну к разрушению и к утрате независимости.

2. Без реализации тех мер, на которых настаивает КПРФ, вывести страну из сложившейся ситуации невозможно. Эти меры изложены в нашей Антикризисной программе. Главная из них — это национализация сырьевых, а также основных перерабатывающих отраслей производства. Она позволит вернуть казне и народу те доходы, которые сегодня оседают на счетах олигархов и разбросанных по всему миру финансовых спекулянтов.

Если не провести национализацию, Россия так и останется без важнейшего финансового источника для восстановления экономики, для развития социальной сферы, для возрождения страны. И каждый очередной проект федерального бюджета будет лишь всё более лицемерно и лживо прикрывать ограбление, разрушение и деградацию нашего Отечества.




Геннадий ЗЮГАНОВ,

Председатель ЦК КПРФ.