Представляем Вашему вниманию доклад второго секретаря ростовского ОК КПРФ В.И. Бессонова "Развитие науки и образования - важнейшее условия социалистической модернизации России" на IV (апрельском) совместном Пленуме Комитета и Контрольно- Ревизионной комиссии РОО КПРФ.
Уважаемые Товарищи! Одним из решений VIII (мартовского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, прошедшего 26 марта 2011 года в Москве было: Комитетам региональных отделений КПРФ провести пленумы и партийные активы по вопросу "Развитие науки и образования - важнейшее условия социалистической модернизации России" с обсуждением материалов Пленума, развернуть работу по изучению и пропаганде его решений. Чем мы с вами сейчас добросовестно займёмся.
В своём докладе первый заместитель Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельников глубоко осветил политическую ситуацию в мире и то, как она отражается на России, чётко обозначил предложения коммунистов направленные на развитие науки и образования. Яркие выступления участников Пленума дополнили целостность картины. Говоря о положении дел, Иван Иванович, подчеркнул: "…Прокатившаяся волна народного возмущения и протеста в арабском мире, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, как минимум, надломила стереотипы. Термин "революция" сбросил историко-теоретические оковы, в которые его упорно заковывал "золотой миллиард". И порвалось не там, где было тонко, напротив, это случилось там, где управляемость и манипуляции были отлажены отменно. …Есть три принципиальные позиции, которые мы, коммунисты, заявить просто обязаны". Первое: что-то из происходящего, конечно, в интересах Запада, Соединенных Штатов, но говорить о том, что процесс всецело рукотворный, - ошибочно. Второе: революционная волна в арабском мире, скорее, буржуазно-демократическая, чем социалистическая. Стихийная форма происходящего, содержание лозунгов, отсутствие позитивной программы, ясно показывают это. Однако причины куда глубже, они-то нам и наиболее интересны. Мы понимаем, что выступления против тирании, несменяемости власти, коррупции являются лишь объединяющим мотивом, но не спусковым механизмом. Корни этих выступлений - в накоплении противоречий внутри социально-экономических систем этих государств. Очень точно и, как всегда, ярко об этом высказался внимательный аналитик, лидер Кубинской революции Фидель Кастро. Цитирую: "Было бы ошибочно думать, что революционное народное движение Египта теоретически вызвано реакцией на нарушение его самых элементарных прав. Народы не бросают вызов репрессиям и смерти и не проводят целые ночи в энергичных протестах по просто формальным вопросам. Они делают это, когда их законные и материальные права безжалостно приносятся в жертву ненасытным требованиям коррумпированных политиков и национальных и международных кругов, которые грабят страну". Третье: не следует ждать многого от этой волны революций. Но нам с вами из происходящего нужно вынести следующее: миллионы людей, рискуя жизнью, пошли ва-банк, получая удовлетворение от того, что почувствовали себя гражданами, единым народом, заявившим о своем праве на другую, лучшую, участь. Вывод первый: дискуссия об эволюции и революции, о парламентских и непарламентских путях, вообще о формах борьбы за свои права в современном мире, обрела в 2011 году новое дыхание и характер. Вывод второй: информационные технологии дают власти не только новые способы контроля над сознанием и действиями людей, но и механизмы для самоорганизации граждан. Это обоюдоострое оружие. Вывод третий: состоялось свежее прочтение образа народа, потенциала современных народных масс, скинувших с себя ярлык "население", что уже само по себе стало серьезным фактором и для внутренней политики других государств, в том числе России. "Внешнее спокойствие" превратилось в ничто. Непредсказуемость народа, способность к социальному взрыву даже в тот момент, когда, казалось бы, всё под контролем, схвачено и растащено, по праву займет первое место в списке ночных кошмаров российского союза олигархов и бюрократии. Хотя жадность, эгоизм и нежелание слышать свой народ пока затмевают даже этот страх. В то время как король Саудовской Аравии в панике срочно выделяет народу своей страны 35 миллиардов долларов на борьбу с безработицей среди молодежи и улучшение жилищных условий, подобные же шаги делаются в Кувейте, лишь бы все было спокойно, у нас ничего подобного не происходит. В то же время российская власть фактически уже и так пережила микроинсульт, оказавшись в горящем кольце проблем. С одной стороны, события на Манежной площади, показавшие потерю контроля власти над межнациональными отношениями и, главное, - молодежью. С другой стороны, громкие террористические акты, начиная с Кавказа и заканчивая транспортным сердцем столицы - аэропортом Домодедово. Среди проблем этого горящего вокруг власти кольца, конечно же, и всё дальше и дальше уходящая в тупик экономика страны. Социально-экономический кризис в Российской Федерации продолжается, но продолжается уже не как составная часть кризиса мирового, а как абсолютно самостоятельный кризис, для которого мировые процессы послужили лишь толчком. Внутри этой системы за короткий промежуток времени произошло вынужденное снятие табу с целого ряда тем, которые долгое время являлись наглухо закрытыми вопросами. Так, к примеру, слетело табу с проблемы разложения судебной системы. Табу стало сползать с коррупционной тематики. Наконец, главное: наружу, в широкое публичное поле, на самый высокий уровень громкости прорвалась массированная критика нашего главного оппонента - "Единой России". Президент России Дмитрий Медведев высказал свои опасения по поводу "бронзовения" данной партии. Прошедшие 13 марта региональные выборы наглядно показали, что "партии власти" приходится прикладывать просто неимоверные усилия, чтобы обеспечивать свой результат. На ряде участков шулеры уже вызывают возмущение избирателей и получают отпор. Выиграв выборы формально, в этом последнем смотре перед федеральной кампанией партия чиновников потерпела поражение моральное: выглядела смешной, нервной и пустой. Они потеряли около 2,5 млн. избирателей по сравнению с выборами 2007 года, в то время как мы по аналогичному критерию сравнения приобрели около 300 тысяч новых сторонников. Это новая динамика, новый этап борьбы. Ассоциация глав администрации и депутатов избранных при поддержке КПРФ в Ростовской области после этих выборов приросла двумя депутатами Криворотовым в Матвеево-Курганском районе и Куликовым в Куйбышевском. А группа наших наблюдателей, действуя грамотно, уверенно и напористо в Адыгее, продемонстрировала возможность победы даже в республиках. Это отметил Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов. Подводя итог текущим событиям, докладчик отметил: "Таким образом, две стихии с двух сторон: всё большее прозрение общества, всё большая подвижность настроений, с одной стороны, и новые жестокие действия чиновников и политические комбинации власти - с другой. Важно, что второе только стимулирует первое. И в этом источник нашего стратегического оптимизма". Перспективы Ростовской области С приходом на должность главы администрации Ростовской области Василия Голубева, часть команды Чуба была заменена, как показывает практика на, не всегда более квалифицированных, кадров. Не смотря на обещания при утверждении, поток инвестиций ещё не хлынул на область. Поступление финансов из федерального бюджета в бюджет области существенно сократился, это при цене на нефть более чем 100 долларов за баррель. Вместо денег, создано новое министерство : министерство внутренней и информационной политики Ростовской области. Африканская чума свиней - инструмент недобросовестной конкуренции, больно ударила по жителям области, лишив возможности многих хоть как-то свести концы с концами. Запрет экспорта зерна, создал сильное напряжение в сельских районах, закупочные цены снижены, при этом продукция не востребована. По оценкам экспертов из оборота выведено примерно 18 млрд. руб.- это 3 млн. тонн продовольственного зерна по 6 тыс. руб. за тонну. Крестьяне не могут определиться с севооборотом. Ожидания жителей области улучшений от смены власти не оправдываются. Уважаемые товарищи! Тема судьбы российского образования у многих на устах , она исключительно актуальна, но у нее нет решения, если не учитывать наш исторический опыт (а также мировой опыт), уникальные достижения Советской науки и Советской школы. Увы, на данном отрезке истории это связано не с выдающимися успехами в его развитии. "Реформирование" образовательной системы все больше грозит ее разгромом. А это напрямую затрагивает интересы громадного большинства семей. Да и призывы из уст крупных чиновников оказываются на таком фоне пустым звуком. Совершенно очевидно, что утратив позиции в образовании, Россия будет терять свой научный потенциал. Советская система образования по праву считалась ведущей в мире в период 40-80-х годов. Не случайно, этот период отмечен яркими достижениями и победами советской научной мысли, среди которых одно из первых мест занимает первый в мире полет человека в космос 50-летие которого мы отмечем 12 апреля.
Однако, власть капитала неуклонно ведет все наше образование к системному краху, превращению учебных заведений в учреждения по выкачиванию денег из карманов народа с одной стороны, приравнивая их к организациям по предоставлению услуг: и конвейер по штамповке полуграмотных полупрофессионалов, призванных обслуживать клан олигархов с другой стороны.
О высшем образовании в Ростовской области В Ростовской области работают 27 вузов, в том числе 16 государственных и 11 негосударственных, 217 тысяч студентов с учетом филиалов. В них трудятся 11300 преподавателей, в том числе 1656 докторов и более 6000 кандидатов наук.
Кроме того, в области ведут образовательную деятельность филиалы государственных и негосударственных вузов из других субъектов Российской Федерации. Общее количество филиалов вузов - 65. Из них: 47 филиалов государственных и 18 филиалов негосударственных вузов.
Одна из важнейших проблем - обеспечение занятости выпускников вузов. Летом 2010 года ВУЗы области выпустили около 44 тысячи специалистов, включая 20 тысяч студентов очной формы обучения. На конец сентября 2010 года около 2 тысяч 300 человек (5,23%) не были трудоустроены. В службу занятости обратилось 1400 выпускников вузов. В результате работу получили только 350 человек, причем 114 - не по специальности, потому что на них пока нет спроса на рынке труда. При этом цифры статистики не учитывают выпускников, призванных после окончания вуза на службу в армию, иначе цифры нетрудоустроенных были бы еще выше. Следующей проблемой является падение престижности инженерных специальностей, что, в конечном счете, отражается на качественном составе принимаемых на данные специальности абитуриентов, при этом ряд из них, особенно юношей, поступает на эти специальности не для того чтобы получить профессиональную подготовку, а для того, чтобы отсрочить момент призыва в армию. Они не учатся сами, и резко снижают возможности обучения потока в целом. В качестве примера проходные балы на инженерные и естественнонаучные специальности университетов области. Максимально возможный проходной балл в 2010 году составлял 300 баллов.
В Таганрогском технологическом институте ЮФУ проходные баллы были следующие: на специальность "Приборы контроля и диагностики" - 165 баллов, "биотехнические и медицинские аппараты и системы" - 165, "Проектирование и технология электронно-вычислительных средств" - 168, "Самолето- и вертолетостроение" - 166 баллов. Для сравнения проходные баллы на специальности "Юриспруденция" - 230, "Государственное и муниципальное управление" - 210, "Менеджмент организации" - 208 баллов. В ЮРГТУ (бывший НПИ) проходные баллы были следующие: на специальность "Энергомашиностроение" - 125, "Электротехника, электромеханика и электротехнологии" - 110, "Роботы и робототехнические системы" - 120, "Химическая технология и биотехнология" - 107 баллов. Это притом, что минимальными баллами по трем составляющим проходной балл предметам были Математика - 21 балл, Физика - 34 балла, Русский язык - 36 баллов. Минимальный суммарный бал был 91. Донской государственный технический университет: на специальность "Мехатроника" - 114 баллов, "Метрология и метрологическое обеспечение" - 114 баллов, "Машины и аппараты пищевых производств" - 108, "Оборудование и технология сварочного производства" - 92 балла. Для сравнения специальности: "Связи с общественностью" - 243 балла, "Реклама" - 238 баллов. Педагогические специальности находятся в состоянии аналогичном инженерным. В Педагогический институт ЮФУ в 2010 году проходные баллы составили: "Физико-математическое образование" - 112 баллов, "Профессиональное обучение" - 118 баллов, "Естественнонаучное образование" - 137 баллов. В Южном федеральном университете на специальности: "Физика" - 122 балла, "Радиационная безопасность человека и окружающей среды" - 114, "Радиофизика и электроника" - 133, "Филология отечественная" - 133, "Информационно-измерительная техника и технологии" - 129 баллов. Для сравнения "Политология" - 210 баллов, "Мировая экономика" - 222, "Финансы и кредит" - 222, "Антикризисное управление" - 211, "Юриспруденция" - 227 баллов. О какой модернизации при этом можно говорить. Платное образование охватывает около половины обучающихся студентов, в основном по гуманитарным направлениям и популярным специальностям, связанным с компьютерной техникой. На инженерные специальности цены значительно ниже и коммерческие места практически не заполняются, так как на ряде специальностей в 2010 году был недобор на бюджетные места. Рекордсменом в стоимости обучения является ЮФУ. Стоимость на юридические и финансово-экономические специальности колеблется 110 до 150 тысяч рублей за один курс. Минимальная стоимость в университете на специальности "Математика", "Физика" - 43 тысячи. В ТТИ ЮФУ стоимость обучения колеблется от 26 до 30 тысяч рублей. В ЮРГТУ (НПИ) стоимость обучения составляет от 52360 рублей на специальности "Юриспруденция" и "Дизайн" до 39050 рублей на специальности "Математика", "Химия", "Геодезия", "Горное дело", "Электроника и микроэлектроника" и другие. В ДГТУ стоимость обучения составляет от 45 тысяч рублей на специальности "Экономика", "Менеджмент", "Реклама", "Коммерция", "Связи с общественностью" до 25 тысяч рублей на инженерные специальности технологического профиля. Для подготовки выпускников по инженерным специальностям является проблемой устаревающая материальная база вузовских лабораторий. То оборудование, на котором проводятся практические и лабораторные занятия в большинстве своем выпущено ещё в советское время. Появившиеся компьютерные классы и всевозможные презентации и программы компьютерного моделирования не в состоянии заменить работу с техническими устройствами. Об общеобразовательных школах Ростовской области На начало 2010/11 учебного года в области действует 1135 муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 363,9 тыс. учащихся, работают 25,8 тыс. учителей. В 1996-1997 учебном году число школ 1889, учащихся 619,9 тыс., учителей-47 тыс. Сокращение числа государственных дневных учреждений, министерство образования связывает с тем, что в области на протяжении ряда лет проводится целенаправленная работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
Больше всего она коснулась сельских школ, так в 1996-1997 учебном году 1352 школы, 219,3 тыс. учащихся, в 2010 - 741 школа 133,9 тыс. учащихся.
Одной из самых сложных проблем российской системы образования является проблема выживания и жизнедеятельности сельских школ, которая под видом " реструктуризации" и "оптимизации" сводится, сначала, к переименованию малокомплектных школ в филиалы, а потом к их цинично-преступному закрытию без мнения жителей населенного пункта, предлагая вместо укрепления кадровых и решения финансово - хозяйственных вопросов примитивную меру - подвоз учащихся за много километров о родного дома . Малокомплектная сельская школа - постоянная категория в российском образовании, порожденная географическими особенностями нашей страны, территориальной разобщенностью и отдаленностью многих поселений и необходимо отдавать приоритет в образовательной политике сохранению и развитию малочисленных сельских школ, поиску путей повышения эффективности их работы. Огромный положительный опыт был накоплен в советском государстве. Можно в данном вопросе обратиться и к зарубежному опыту. К, примеру, в США наметилась устойчивая тенденция к разукрупнению школ, увеличению малочисленных средних. Опыт Англии, Франции, Польши. Болгарии, Кубы, ряда стран Африки свидетельствует о настойчивых поисках учеными и практиками путей решения проблем сельских малочисленных школ. Пора "власть имущим", наконец, запомнить правило - " Пока жива школа - живет село !"
Теперь о самых главных объектах, составляющих суть образовательной системы - об ученике и учителе. За последние годы резко упали и престиж и качество образования. Вызвано это многими факторами, среди которых главными являются - отношение со стороны государства и общества. С одной стороны все эти псевдореформы под видом "национальных проектов", введения ЕГЭ, новых стандартов, модернизации и оптимизации системы образования и неуклонное снижение бюджетного финансирования ( объем расходных обязательств по разделу " образование" в бюджете Ростовской области 2009 году составил 16247239,9 тыс. руб., в 2010 г. - 15135797, 8 тыс.руб. ) - с другой стойкая, основанная на реальности убежденность общества, что все можно купить за деньги (если они у тебя имеются), что важны не знания, а бумага, утверждающая, что они у тебя, якобы, есть. Приведу в качестве примера следующие показатели: из 35,5 тысяч выпускников, закончивших школу в 2005 году не получили аттестат 191, что составляло 0,5%. В 2009 году на 22, 2 тысячи их было уже 1176, или 5,4%. Дальше, как говориться, некуда. Никто не станет опровергать тот факт, что, школьной библиотеке принадлежит особое место . Прежде всего, она, конечно учебная библиотека, поскольку призвана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет роль специальной, обслуживающей педагогический коллектив и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом, в отличии от публичной и специальной, она не самостоятельна а является структурным подразделением школы. Так же как школа она переживает трудные времена. Во-первых резко снизилась потребность в чтении, хотя общеизвестно, что телевидение и компьютерная техника не могут в полной мере заменить воздействие чтения на работу участков головного мозга, формирующего умственную и чувственную деятельность. Второй проблемой является слабое пополнение библиотечного фонда. И, наконец, третьей - падение статуса школьного библиотекаря. Только 32 % опрошенных библиотекарей школ Ростовской области удовлетворены своей работой.
Наибольшему разрушению подверглась система начального и среднего профессионального образования.
Число учреждений начального профессионального образования | 2004-2005103 | 2009-201084 | Падение-18,4 | в них учащихся, тыс. | 48,3 | 26.9 | -44,3 | Число учреждений среднего профес сионального образования | 64 | 57 | -10,9 | в них студентов, тыс. | 83,6 | 49,4 | -40,9 | Выпущено специалистов со средним профессиональным образованием | 22.2 | 15,5 | -31,2 | В 1996-1997 учебном году начального - 114 и 50,4 тыс. учащихся в них, среднего - 75 - 68,6 тыс. Вывод очевиден - в стране нет производства, не нужны и профессиональные кадры. На протяжении всей истории человечества отношение к детям-сиротам определялось характером сложившегося общественного уклада, имеющихся традиций и обычаев. Но фактически всегда, ребенок-сирота считался уменьшенной по размеру и умственным способностям копией взрослого, к тому, же лишенный родительской заботы и защиты. В настоящее время отношение к детям претерпело значительные изменения. Сегодня ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям либо иным опекунам, превратился в субъект права. Безусловно, что в этой области достигнут явный прогресс, но, несмотря на это, дети-сироты опять выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом оставшиеся без попечения дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.
Сегодня назрела необходимость коренного изменения законодательной базы относительно содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях государственной поддержки детства. В соответствии с Федеральным законом № 94 от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" при выборе поставщика предпочтение отдается низкой цене, а не качеству товара. Это приводит к тому, что товары низкого качества изнашиваются быстрее, при этом не соблюдаются сроки носки. Морально устарело Постановление Администрации Ростовской области № 502 от 23.12.2004 года "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельных категорий детей, обучающихся (воспитанников, находящихся в государственных областных учреждениях). Необходимо пересмотреть нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем и нормы питания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо разработать нормативно-правовую базу для создания специальных служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений государственной поддержки детства. А также введения в штат учреждений ставки специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение, с целью осуществления патроната выпускников, оказания необходимых психологических, юридических консультаций. Усилить материально-техническое обеспечение учреждений государственной поддержки детства, направленное на организацию развлекательно-досуговой, экскурсионной деятельности воспитанников, с целью предотвращения самовольных уходов. Усиление ответственности должностных лиц за несоблюдение предоставления социальных гарантий детей-сирот при выпуске из учреждений: обеспечение жильем, трудоустройство. Усовершенствование нормативно-правовой базы в части усиления ответственности, в том числе и уголовной, в отношении родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов. Повышение материально заинтересованности, а также статуса граждан, принимающих детей-сирот в семью. Ещё одна важная проблема - обеспеченность местами детей в детских садах по РО составляет 55%, а по России 56 %. Наименьший процент обеспеченности местами в ДОУ в Советском - 24,1%, Дубовском - 28,8%, Миллеровском - 35,6%, Зимовниковском - 37,4%, Зерноградском - 38,4%, Багаевском - 39,6% районах. Среди городов наихудшая ситуация в Новошахтинске - 46,9%, Донецке - 49.9% Причем, отмечается следующая особенность - в таких территориях как Заветинский, Зимовниковский, Куйбышевский , Милютинский, Верхнедонской , Кашарский районы очередность на места в детские сады практически отсутствует, или является минимальной. По-видимому здесь сходятся следующие факторы: мамы малышей не имеют работы и находятся дома, а стоимость оплаты является чрезмерно высокой. А вот как выглядят показатели развития дополнительного образования детей Всего в Ростовской области по сведениям МО РО насчитывается 228 учреждений дополнительного образования в 2002 году - 371 , которые посещают 93 811 детей школьного возраста в 2002 году - 266400. Однако при более детальном рассмотрении данных показателей сначала появляется недоумение, потом сомнение и, наконец, недоверие. Например , по данным МО РО во всех территориях РО имеются многопрофильные учреждения дополнительного образования, однако, в Сальском, Егорлыкском, Милютинском районах и городах : Волгодонске , Шахтах и Новочеркасске в них не занимается ни одного ребенка. Если это правда, то кто и по какому праву финансирует эти учреждения? При этом в Волгодонске % охвата детей занятиями составляет 118,4, Донецке 99,4, в Верхнедонском, Боковском и Красносулинском районах более 100. Конечно, чиновники от образования будут утверждать, что многие дети посещают несколько учреждений, но смело можно говорить, что подобные данные являются "липой" . Вызывает сомнение и другой показатель- количество детей школьного возраста не посещающих занятия в общеобразовательных школах. Например в 2009-2010 учебном году их насчитывалось 628.( хорошая средняя школа). В реалии же их явно больше и это можно подтвердить примерами по каждой территории. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". Основой педагогической деятельности в недалеком прошлом стояло служение Отечеству. А нужно ли нашему Отечеству бескорыстное служение учителя, наполнение передовыми глубокими знаниями ученическое сообщество? А, собственно, зачем этими знаниями глубоко владеть? Министр образования Фурсенко неоднократно подчеркивал, что изучение основных предметов должно завершаться в основной школе. Позиция МО РФ : образовательные учреждения должны предоставлять образовательные услуги. Государство, внедряя новые стандарты дает заказ на малообразованного и в тоже время псевдопатриотически настроенного человека, который бы , не задавал лишних вопросов, работал на хозяина и в случае чего с оружием в руках шел защищать этого хозяина. Такому государству грамотный и честный учитель не нужен.
Немецкие фашисты сжигали на кострах прогрессивных авторов, эта власть просто не использует их в педагогической деятельности. Жан Жак Руссо, Роберт Оуэн, Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, их богатейший, уникальный опыт не востребован. Чтобы этого не случилось, КПРФ подготовлен альтернативный проект Закона "Об образовании". В отличие от правительственной, наша программа очень эффективная и абсолютно реальная. Она обсуждена на слушаниях в Госдуме, в которых участвовало около 300 человек, представляющих научное и образовательное сообщество, наши предложения заслуживают самого пристального внимания широкой общественности. Что мы предлагаем ? Три тезиса - три мотора развития. Тезис номер один. Российские дети должны учиться бесплатно и получать фундаментальную школьную подготовку в рамках единого образовательного пространства страны. Тезис номер два. Российские студенты должны иметь время для занятий, достаточные средства для достойной жизни во время учебы, получать полноценное образование по избранной специальности. Тезис номер три. Педагогическая подготовка должна быть серьезно усовершенствована, а учителя и преподаватели призваны стать привилегированной профессиональной группой. Товарищи! Эти три наших тезиса о школьниках, о студентах, о преподавателях как основном человеческом потенциале социалистической модернизации посредством системы образования, безусловно, должны развиваться и подкрепляться всей законодательной базой, новой бюджетной политикой. Сегодня же, к сожалению, колоссальные усилия уходят и еще уйдут, чтобы не допустить принятия нового закона "Об образовании в Российской Федерации". Задача всей нашей партии, каждой региональной организации на ближайшую перспективу: хорошо изучить оба варианта закона, навязать власти в каждом регионе полемику, заручиться поддержкой граждан. Нужно дать отпор этому антиобразовательному закону об образовании. Это вопрос политический. Вернуть государственное мышление За время реформ в Ростовской области на треть сократилось количество НИИ и научных сотрудников. Наши предложения: Первое. Придание равновесия в формуле "фундаментальная наука - прикладная наука - применение в производстве". Проводимая властью политика, точнее, больше декларации, уперлась в туловище этой формулы - в прикладную науку. Но прикладная наука, лишенная одного крыла - академической подпитки и второго крыла - инфраструктуры для производственной реализации, естественно, никогда не взлетит. Восстановить это равновесие нужно более равномерным распределением средств и кадров. Не противопоставлять, а создать единую систему. Второе. Восстановление численности кадров, занятых научно-исследовательской работой. Как мы помним, количество имеет свойство переходить в качество. Посмотрим на ситуацию. У нас на тысячу человек, занятых в экономике, приходится шесть научных сотрудников, в соседней Финляндии - пятнадцать. В 1995 году в нашей стране было всего 600 тысяч научных работников, сейчас приблизительно 450 тысяч. Это много или мало? Всё познается в сравнении. Так вот, Китай догнал США по количеству научных работников, их стало там 1,5 миллиона человек. Примерно столько же в странах Евросоюза, быстро растет число ученых в Южной Корее, Тайване, Сингапуре. А теперь посмотрим на КПД. Все привыкли к образу Китая как мировой фабрики. Пора отвыкать. На 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей ХI созыва в марте 2010 года была поставлена задача: перейти от "китайского сборочного производства" к "китайскому творчеству", то есть к созданию своих брэндов, развитию собственных инноваций, к повышению производительности труда в производстве. И мы уже видим эту тенденцию на практике: появляются популярные марки автомобилей, китайская техника становится более качественной, весь мир поразила новость, что Китай разработал истребитель четвертого поколения "Цзянь-20", то есть "самолет-невидимку". Безусловно, какие-то технологии - результат заимствований. Но это так у всех. Однако базис - активная научная жизнь, а не разговоры о ней. Российская власть так не считает. В инновационной стратегии записано, что численность занятых в науке людей планируется уменьшить к 2015 году на 4%. И это на фоне уже проведенного сокращения научных кадров на 20%! Наша жесткая позиция: немедленный мораторий на любые сокращения в науке. Третье. Государственно-ответственное, бережное отношение к учёному, научному сотруднику, аспиранту. Многие отлично помнят, что самую высокую зарплату в СССР получал не Генеральный секретарь ЦК КПСС, а президент Академии наук. Зарплата профессора и депутата Верховного Совета была по существу одинаковой. В настоящее время профессор обычного федерального вуза получает примерно в 7 раз меньше, чем депутат, что уж говорить о сопоставлении с чиновниками из исполнительной власти и бизнесменами. Такой разрыв недопустим, когда речь идет о программе развития, да и просто преступен в нравственном плане. Увлеченным, интеллигентным людям просто сели на шею, зная, что они достаточно воспитаны и не откажутся от науки. Четвертое. Обновление приборного парка. Можно было бы не выносить это в отдельный пункт, сказать мимоходом ранее. Но всё же скажем выпукло, понимая, что современная исследовательская инфраструктура способна быть мощнейшим стимулом для сохранения и умножения кадрового потенциала науки. В нынешних условиях в структуре расходов обновление техники - на последнем месте. Даже в РАН 80% выделяемых средств уходит на зарплату. Много идет на коммунальные платежи и прочие бытовые расходы: ведь вместе с "монетизацией" наука лишились всех налоговых льгот, которые были традиционными даже в царское время. Эти льготы нужно вернуть. Пятое. Прогрессивная финансовая политика. Только опережающее финансирование способно дать эффект. Когда тушат пожар, а технологическая отсталость нашей страны является пожаром, то нужен финансовый водопад, а не капельница. Это не красивые слова. Примеры есть в мире. Примеры есть в нашей истории. Так, в том же Китае расходы на науку 10 лет подряд стабильно растут более чем на 20% ежегодно. Вдумайтесь, это на грани фантастики! Что касается нашей страны, то с 1930 по 1940 год финансирование увеличилось в 25 раз! Исследования, начинавшиеся с нуля, за три-четыре года приводили к созданию передовых образцов. Сейчас нет той исторической ситуации, нет той модели экономики. Но воспроизводить те мобилизационные методы и механизмы один к одному и не требуется, не говоря о том, что это невозможно. Нужно просто понимать, что тот рывок был сделан в условиях отсутствия развитого минерально-сырьевого комплекса, а потому сегодня есть рычаги и резервы для спокойной концентрации мощного потока средств в науку. Для этого нужна лишь воля, и она есть у Компартии. Шестое. Централизация государственного управления наукой и всем научно-исследовательским комплексом. Сегодня многие разрушительные для научной системы процессы обусловлены общим вектором на разгосударствление и децентрализацию. Власть полагает, что научное древо может расти в виде раскиданных по углам веток. Дадим ясную оценку: это противоречит национальным интересам России. Седьмое. Координация действий по внедрению достижений науки в экономику. Ради этого направления, этой задачи мы и делаем ставку на науку, так как только научно-технический прогресс может оказать воздействие на всю социально-экономическую систему, от этого прямо зависит качество жизни каждого гражданина России. Особенно подробно соответствующая позиция будет изложена в отраслевой программе КПРФ под названием "Стратегия развития науки". Обсуждаемый вопрос - вопрос жизни и смерти для России. Если на него не ответить, мы навсегда останемся колонией. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в XIX веке сказал: "Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением". Убедить кого-то в правоте наших идей можно только тогда когда сам твёрдо веришь в неё. Для проведения в массы нашей программы нам с вами необходимо постоянно повышать свой идейно-политический уровень. В народной массе, - говорил Ленин, - мы всё же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает. Успехов всем нам в нашем нелёгком но славном деле! В.И. Бессонов, второй секретарь РОО КПРФ |