В первом чтении были приняты два законопроекта, касающихся страховых взносов. Фактически они могут стать началом новой пенсионной реформы. На первый взгляд, все почти не страшно…. А на второй?
Принятием 3 июня на пленарном заседании Госдумы в первом чтении внесённых правительством РФ двух законопроектов, касающихся страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, по сути, было положено начало новой пенсионной реформы. Лишь с серьёзными оговорками и с надеждой, что ко второму чтению законопроект будет существенно доработан, фракция КПРФ проголосовала «за». Но при этом предупредила, что если правительство и «партия власти» не учтут высказанные в ходе обсуждения документа замечания, то закон станет бомбой ещё более мощной, чем 122-й ФЗ, которая вызовет масштабные социальные потрясения. О том, какие «тектонические» сдвиги претерпевает действующее законодательство, говорят цифры: пенсионное ноу-хау вносит изменения более чем в 25 законодательных актов и отменяет или приостанавливает 28. Вначале о том, почему всё-таки коммунисты решили выдать власти свой «кредит доверия». С одной стороны, предложенный законопроект действительно отвечает чаяниям многих обделённых пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых до 2002 года: они получат 10-процентную прибавку к пенсии и плюс по 1 проценту за каждый год стажа, выработанного в советский период (до 1991 года). Как заверил статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, с 2010 года ни у одного из них совокупный доход не будет ниже прожиточного минимума. На случай, если пенсия не дотянет до этой величины, предусмотрены дополнительные денежные выплаты из бюджета. Прибавка к пенсии, по словам чиновника, составит у этой категории пенсионеров в среднем 1700 рублей. Кроме того, увеличатся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет. Вот на этом, пожалуй, весь позитив законопроекта и исчерпывается. Чтобы реализовать намеченное, правительство предложило отказаться от 26-процентного единого социального налога и перейти к системе так называемых страховых взносов, которые при сложении составят уже 34 процента. Кризис - не самое лучшее время для претворения в жизнь столь грандиозных замыслов, отметили коммунисты Валентин Романов и Николай Коломейцев. Когда на нашу страну лился «золотой дождь» нефтедолларов, тогда бы и следовало направить эти потоки вместо зарубежных банков в отечественную экономику, укрепив тем самым и пенсионную систему. А ныне увеличение финансовой нагрузки на предприятия вызовет лишь их истощение и, как следствие, коррозию фундамента нового пенсионного сооружения. Немало острых вопросов вызвал у депутатов законопроект: будут ли защищены права инвалидов при трудоустройстве, ведь замена единого социального налога страховыми взносами автоматически лишает предприятия инвалидов налоговых льгот, что неизбежно приведёт к разорению этих предприятий; не окажутся ли пенсионеры, вышедшие на пенсию по вредности, в худших условиях, нежели те, что выработали большой трудовой стаж; предусмотрит ли новый законопроект коэффициент к пенсиям тех пенсионеров, которые живут в районах с тяжёлыми климатическими условиями? К сожалению, ответы Ю. Воронина и председателя Комитета по труду и социальной политике «единоросса» А. Исаева оказались неутешительными, оставив горький осадок равнодушия власти к судьбам миллионов людей. С математической точностью очертила экономические и социальные рифы будущей пенсионной системы депутат Оксана Дмитриева. Она подчеркнула, что законопроект не только не отменяет регрессивную шкалу, используемую при исчислении единого социального налога, а вводит суперрегрессивную шкалу, так как страховые взносы будут браться с годовой суммы заработной платы до 415 тысяч рублей. Всё, что свыше, идёт чистым доходом в респектабельное портмоне. Чтобы повысить, допустим, рабочему зарплату с 20 до 25 тысяч, работодатель хорошенько подумает: ведь с каждого рубля он должен уплатить 34 процента социальных взносов, а вот топ-менеджеру к ста тысячам в месяц накинуть ещё тысяч пятьдесят можно легко, без всяких дополнительных издержек. При этом самая высокая налоговая нагрузка будет в обрабатывающей промышленности и в инновационной сфере, а самая низкая - в финансовом секторе. Ошарашивающие расчёты представила бывший министр труда и социальной политики О. Дмитриева по различным группам пенсионеров-мужчин 1950 года рождения, которые в 2010 году смогут первыми почувствовать на себе десницу реформы. Так, например, у начальника горячего цеха, вышедшего на пенсию по вредности на десять лет раньше установленного пенсионного возраста, пенсия будет 6267 рублей; у уголовника, в 15 лет начавшего трудовую биографию на зоне и затем в течение жизни довольствовавшегося минимальным размером оплаты труда,- 5967 рублей; у человека, всегда получавшего среднюю зарплату и не отвлекавшегося на учёбу, пенсия составит 8277 рублей; у врача, в своё время окончившего вуз по очной форме обучения, - 6791 рубль, а у профессора, имеющего за плечами институт, аспирантуру, докторантуру, пенсия окажется на 500 рублей меньше, чем у уголовника. Вот такие социальные ориентиры устанавливает сегодня «медвежья» власть. В очередной раз отличился доблестью на антикоррупционном поле битвы президент, внеся два законопроекта, создающих механизм проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Поддержав президентский боевой дух, член фракции КПРФ, бывший руководитель Главного следственного управления Прокуратуры СССР Виктор Илюхин, тем не менее, предсказал отрицательный результат этого похода на мздоимцев: - Создаётся впечатление, что государство ходит кругами вокруг коррупции и боится затронуть её глубинные масштабные причины. Коррупция расцвела буйным цветом за последние 10 лет. Она откровенно гуляет по правительственным и президентским коридорам и кабинетам. Без великой кадровой революции нам не обойтись. Ибо безнравственность, безответственность и вседозволенность стали сутью власти. Разве нужны какие-то специальные экспертные исследования для того, чтобы видеть вполне очевидное. Федеральная власть в центре сформирована по принципу родства, кумовства, личной преданности, землячества, а не по принципу профессионализма, патриотизма, честности. Засилье питерских стало нетерпимым. Родственными связями пронизана власть в регионах, особенно правоохранительные и судебные структуры власти. Вот это питательная среда для коррупции. Виктор Иванович напомнил, что миллиарды рублей, выделенные банкам на преодоление кризиса, были отправлены за рубеж. А безденежье предприятий вызвало массовую безработицу. Но никто не понёс ответственности. Не отреагировало правительство и на факты выплат премий, исчисляемых миллионами и десятками миллионов рублей, по итогам работы за 2008 год руководящим работникам госкорпораций и банковской системы. О парадоксах большой политики напомнила в этот день и личность одного из участников «правительственного часа». С информацией перед депутатами в закрытом режиме выступил гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Закоренелый либерал-рыночник сегодня постигает премудрости планового ведения хозяйства. Разговор с парламентариями другого участника «правительственного часа» - министра энергетики Сергея Шматко был доступен для сторонних слушателей, которые убедились, что и здесь с планированием далеко не всё благополучно. Генеральная схема размещения энергообъектов, разработанная в недрах бывшего РАО ЕЭС, сегодня кардинально пересматривается, да так, что даже сам министр затруднился ответить, где и как будет развиваться энергетика. Многое, если не всё, зависит от прихотей инвесторов. Заслушав министра, слово взяли представители фракций. От фракции КПРФ выступил Сергей Левченко. Т. Офицерова |