Экономический кризис как в России, так и в странах Европы сильнее всего ударил по молодежи. По данным Федерации независимых профсоюзов, около трети молодых людей в России до 25 лет не могут найти работу, тогда как общий уровень безработицы находится на относительно низком уровне даже по сравнению с Евросоюзом. Высокий уровень застойной безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса.
Большую долю общего количества безработных – около 29% – в России составляют молодые люди до 25 лет. Такие данные привел вчера председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков на заседании Международной ассоциации социальных советов. По словам Шмакова, занятость продолжает сокращаться, и около 38% предприятий планируют в ближайшее время высвободить работников. При этом за последний год работу потеряли почти 2 млн. россиян. Не менее тревожные данные о безработице опубликовал во вторник и Евростат. Во многих странах Евросоюза уровень безработицы среди молодежи также близок к 30%. Средний уровень молодежной безработицы достиг в ЕС в октябре 20,6%. Однако во многих странах молодежная безработица значительно выше: в Испании – 42,9%, в Латвии – 33,6%, в Ирландии – 28,4%. Таким образом, уровень молодежной безработицы в России близок к наихудшим показателям Евросоюза, тогда как общий показатель для всех возрастов в нашей стране очень благополучен – всего 7,7% от активного населения. Тогда как в ЕС – это 9,3–9,8%. Причину такого парадокса экономисты объясняют тем, что государство в России искусственно сохраняет рабочие места для тех, кто уже работает. Тогда как на молодых людей, которые ищут свою первую работу, искусственные меры маскировки безработицы не распространяются.
В то же время молодежная безработица, по мнению экспертов, может иметь серьезные социальные последствия. «Постоянное отсутствие предложений на молодежном рынке труда создает проблемы в развитии и становлении личности молодого человека и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег», – уверен начальник отдела кадрового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Алексей Иванов. НИСП указывают, что в России в отличие от Европы не налажены меры по повышению адаптационного потенциала молодых людей. У молодых людей слишком завышены ожидания. В российских вузах отсутствует технология дружественного отношения к сочетанию работы и учебы студента. Да и сама система высшего образования не готовит молодежь к выходу на рынок труда. Все эти факторы вместе с невозможностью найти работу могут повлечь негативные социальные последствия: алкоголизм, наркоманию, депрессию среди молодежи. Так что «эффект «потерянного поколения» возможен скорее в России, чем в Европе», – считает Овчарова. "Независимая газета" |