Финансово-экономический кризис ударил по многим отраслям экономики, но больнее всего – по автомобильной промышленности. Между тем европейский автопром, не говоря о китайском, начал восстанавливаться, тогда как российский так и не может выкарабкаться из ямы. В январе–октябре производство автомобилей в России упало почти на 63%, а продажи – более чем наполовину по сравнению с прошлым годом. Виной всему, считают эксперты, запоздалые меры, предпринятые правительством для стимуляции производства и спроса.
«Производство автомобилей в России в январе–октябре текущего года упало по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 62,7% – до 581 150 машин, – сообщила в субботу компания «Автосельхозмаш-Холдинг». – Из указанного количества в январе–сентябре в России были выпущены 70 416 грузовых автомобилей (237 463 машины годом ранее) и 484 821 легковой автомобиль (1,264 млн. машин годом ранее)». В том числе, как отмечают специалисты компании, в январе–сентябре в стране было собрано 5220 грузовых иномарок против 14 532 машин годом раньше и чуть более 230 тыс. легковых иномарок против 515,6 тыс. годом раньше. Ранее комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса обнародовал свои данные, согласно которым снижение продаж в октябре составило 52% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Российских данных по ноябрю пока нет, но показатели, достигнутые в других странах, разительно отличаются от провала отечественного автопрома. Так, продажи новых автомобилей в Великобритании достигли в ноябре рекордного в этом году показателя роста – они увеличились на 58% по сравнению с прошлым годом. Как отмечает ИТАР-ТАСС, это стало следствием удачной реализации правительственной программы субсидирования покупок новых автомобилей. В минувшем месяце, по данным британского Общества автопроизводителей и продавцов, в стране продано более 158 тыс. новых автомобилей. Пятая часть из них – по правительственной схеме утилизации старых машин.
Согласно данным агентства «Автостат», продажи новых автомобилей во Франции выросли в ноябре на 48,5%. Испанский рынок увеличился на 37,3%. В Китае, где за первые девять месяцев года продажи в целом выросли на 34%, – рост продаж вырос до 9,66 млн. единиц. Эксперты считают, что меры, которые принимают российские власти для спасения отечественного автопрома, запаздывают, а потому и неэффективны. «Взять полуэффективные меры по кредитам, которые начали работать только после того, как размер этих самых кредитов было разрешено увеличить до 600 тысяч. Но в условиях кризиса кредит берет не каждый, отсюда и неэффективность такого рода стимула, – отмечает исполнительный директор «Объединения автопроизводителей в России» Игорь Коровкин. – Меры по утилизации и покупке новых автомобилей, которые сыграли главную роль в Европе, у нас будут введены только в будущем году – в лучшем случае с марта. Так что запаздываем». "Независимая газета" |