В четверг глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил, что в России насчитывается около 40 «самых критических» пострадавших от кризиса городов. Однако большинство субъектов РФ до сих пор не разработали своих антикризисных программ на 2010 год. Об этом сообщили вчера участники круглого стола «Опыт антикризисного управления субъектов РФ» в Совете Федерации.
В четверг министр регионального развития Виктор Басаргин в эфире телеканала «Вести» заявил, что Минрегион до конца января 2010 года определит меры поддержки «критических» моногородов, в которых требуется вмешательство государства. Тем не менее, по словам Басаргина, ответственность за положение регионов лежит и на местных властях.
В целом в России, по словам Басаргина, насчитывается свыше 300 моногородов, где потенциально могут возникнуть какие-то проблемы. В их числе «самыми критическими» являются 40 городов, в которых требуется «определенное вмешательство государства с точки зрения реализации совместных программ». К числу «самых критических» Басаргин отнес прежде всего Пикалево, Байкальск, Светлогорск.
И самое главное, «за эти программы отвечают не только федеральные органы власти, но и региональные, муниципальные, менеджмент, собственники предприятий», сказал министр. «Сегодня определенные шаги по разработке совместных программ уже сделаны, нужно провести экспертизу этих действий, чтобы начать реализовывать», – резюмировал Басаргин.
Одновременно с этим в четверг в Совете Федерации представители Минрегиона, Минфина, Роструда, а также некоторых регионов провели круглый стол на тему «Опыт антикризисного управления субъектов РФ». Участники круглого стола напомнили, что на реализацию антикризисных мер в бюджете-2009 было выделено более 1 трлн. 27 млрд. руб., из них освоено 758,7 млрд. руб. (75,6%). Бюджет-2010 предусматривает выделение на реализацию антикризисных мер (поддержку отраслей экономики и социальной сферы, рынка труда) 195 млрд. руб.
Главной же темой круглого стола стала проблема разработки регионами собственных антикризисных программ. За прошедший год в субъектах РФ, отметили на круглом столе, была создана система антикризисного управления, направленная на мониторинг и комплексный анализ социально-экономической ситуации в регионе. Важным элементом управления стало обеспечение эффективного использования средств федерального и региональных бюджетов, в частности была проведена работа по оптимизации расходов. И, по данным Минфина на 1 октября текущего года, большинство субъектов РФ имеют профицитные бюджеты, профицит составил примерно 220 млрд. руб. «Однако этот профицит не удастся сохранить, поскольку до конца года субъекты РФ будут использовать остатки средств, и мы думаем, что профицит будет более чем в 2/3 субъектов РФ, однако уже не в таких объемах, – заметил на круглом столе заместитель руководителя департамента межбюджетных отношений Минфина Олег Безжаев. – Мы ожидаем, что консолидированный дефицит бюджетов субъектов РФ в 2010 году может превысить 300 миллиардов рублей». По оценке же Минэкономразвития, увеличение производства валового регионального продукта в 2009 году по отношению к 2008 году ожидается только в 14 субъектах РФ, при этом в девяти из них будет отмечаться замедление темпов роста ВРП по сравнению с предыдущим годом.
Основная проблема, по мнению участников круглого стола, состоит в том, что некоторые регионы «недооценивают такой важный инструмент, как разработка антикризисных программ». «Все субъекты уверили себя в том, что кризис только на один год. Сейчас 17 декабря, а у большей части регионов антикризисной программы на 2010 год до сих пор нет. И хотя уже давно было известно, что кризис не прекратится ни в 2010-м, ни в 2011 году, тем не менее антикризисная стратегия, именно стратегия, а не комплекс чрезвычайных мер, как правило, не разрабатывается», – недоумевал участник круглого стола, доцент кафедры управления проектами РАГС Евгений Файншмидт. Например, согласно отчету Счетной палаты РФ, по состоянию на октябрь 2009 года в Республике Ингушетия не было утвержденной антикризисной региональной программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда, в результате чего ею не были получены соответствующие средства на эти цели из федерального бюджета. Также, по оценке экспертов, не все региональные антикризисные программы являются достаточно проработанными. Участники круглого стола дали органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальных образований рекомендацию «обеспечивать своевременное проведение корректировки стратегий и программ социально-экономического развития, а также антикризисных программ».
Независимые эксперты утверждают, что регионы не просто в состоянии заняться разработкой собственных антикризисных программ, а обязательно должны это сделать. «Федеральные программы не могут учесть все местные особенности, а если и будут их учитывать, то со значительным опозданием. Кроме того, набор мер в региональных программах может быть более широким за счет возможных нестандартных решений», – объясняет ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза». «Большинство регионов системных антикризисных мер не приняли», – соглашается партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Перов. К системным антикризисным мерам эксперт относит «постоянный мониторинг ситуации для четкого и объемного ее понимания, а не для оценки потенциальных социальных взрывов; оптимизацию структуры затрат; инвентаризации и возможной оптимизации налогооблагаемой базы». В итоге «только секвестрирование бюджета – это мера понятная, но не полная», говорит Перов. «Властям в некоторых регионах действительно удается спасти предприятия, в том числе градообразующие, но это не антикризисная программа, это спасение конкретных хозяйственных субъектов», – считает коммерческий директор «Суммы Телеком» Олег Леонов.
"Независимая газета" |