Как выясняется, зияющие дыры в региональных бюджетах далеко не всегда являются следствием объективных трудностей, вызванных кризисными явлениями в российской экономике. Зачастую они возникают вследствие безынициативности, иждивенческих настроений, а то и откровенной беспечности со стороны элит субъектов Федерации, пишет «Кирилл и Мефодий».
В качестве показательного примера можно привести следующий факт. Некоторые регионы, которые имеют бюджетный дефицит и могли бы, следовательно, рассчитывать на финансовую помощь со стороны федерального центра, так и не удосужились разработать и утвердить свои антикризисные программы. Что, в свою очередь, приводит к срывам в выделении госпомощи. Понятно, что в конечном итоге за безалаберность местного руководство придется отвечать рядовым гражданам, которые позже испытывают все прелести проживания в регионе с секвестированными расходными статьями бюджета. И хотя некоторые эксперты объясняют такое парадоксальное (если не сказать больше) поведение местных властей их необоснованным оптимизмом по поводу дальнейшей динамики социально-экономической ситуации в подведомственных им регионах (дескать, многие субъекты РФ подумали, что кризис закончится уже в следующем году), в это все же достаточно трудно поверить. Или другой пример. Как пишет «Независимая газета», на реализацию антикризисных мер в бюджете-2009 было выделено более 1,27 трлн рублей. Из которых по состоянию на последнее время было освоено лишь 758,7 млрд. (или 75,6%). Конечно, неповоротливость федерального бюрократического аппарата, который принимает решение о выделении средств в регионы, уже давно стала притчей во языцех. Однако без «содействия» со стороны региональных чиновников в этом вопросе тоже явно не могло обойтись. Вместе с тем уже сейчас понятно, что финансовая помощь центра была бы точно нелишней для подавляющего большинства российских территорий. По данным Минфина, на 1 октября текущего года большинство субъектов РФ имеют профицитные бюджеты (примерно 220 млрд рублей). Однако, как заметил заместитель руководителя департамента межбюджетных отношений Минфина Олег Безжаев, уже в следующем году консолидированный дефицит бюджетов субъектов РФ может превысить 300 млрд рублей. В самом сложном положении окажутся свыше 300 потенциально проблемных моногородов. Как заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин, в 40 из них требуется «определенное вмешательство государства с точки зрения реализации совместных программ». К числу «самых критических» Басаргин отнес, прежде всего, Пикалево, Байкальск, Светлогорск. Директор Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН Сергей Валентей лтмечает, что нужно различать антикризисную программу и программу развития региона в целом. Что касается последних, то они существуют. Другое дело, какого они качества. Я считаю, что существующий подход нужно менять. Во-первых, следует говорить о низком уровне подготовке кадров, которые эти программы готовят. Причем, как в регионах, так и в центре. Их практически нет. В течение 15 «замечательных» лет реформ мы почти полностью уничтожили такую дисциплину, как экономическая география. Она, конечно, преподается в вузах, но у меня даже в школе был серьезнее учебник по этому предмету, чем нынешние вузовские пособия (я конечно, несколько утрирую, но общая суть такова). Я считаю, что регионам в этом вопросе нужно оказать помощь. Центр должен разработать методологию подготовки такого рода антикризисных программ. Для того, чтобы появились требуемые для их составления интеллектуальные ресурсы, нужно обучать людей в регионах. Это должен быть специалист со стажем подготовки в 10–15 лет. Кроме того, он должен иметь соответствующую практику. И всего этого нам не хватает. Еще одна проблема состоит в том, что поскольку регионы разные, то у них должны быть и разные программы. Но механика их подготовки примерно одинаковая. Во-вторых, нужно решить вопрос, за что, собственно, отвечает сам регион. Вчера на заседании Совета Федерации выступал человек из Ивановской области. Им дали исполнительные полномочия, а средств под них выделить «забыли». Говорят, «потом дадим». В общем, возвращается практика нефинансируемых мандатов. Вместо этого нужно четко разделить полномочия между центром и регионами. А для этого нужна правильная государственная региональная политика. Чтобы было понятно, кто и за что отвечает – государство, субъект Федерации и муниципалитет. Та система межбюджетных отношений, которая существовала в нашей стране в течение последних 10 лет, была направлена на то, чтобы как-то распределить средства, чтобы были решены социальные программы. В итоге мы пришли к равенству в бедности. Регионам стало просто невыгодно зарабатывать деньги — все равно потом заберут. Поэтому нужно менять всю стратегию, считает Валентей. |