Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Станут ли госорганы прозрачнее? Печать
12.01.2010 01:58
В России с 2010 года вступил в силу федеральный закон, регламентирующий доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Предполагается, что закон должен облегчить получение гражданами, организациями, общественными объединениями информации от госструктур. 

Закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" был принят Госдумой и Советом Федерации в январе 2009 года, подписан президентом РФ и опубликован в феврале того же года и вступил в силу с 1 января 2010 года.

Закон обязывает госорганы и органы местного самоуправления размещать о себе в сети Интернет общую информацию (наименование, адрес, телефоны справочных служб), сведения о полномочиях, перечень территориальных органов, перечень подведомственных организаций и СМИ, сведения о руководителях. Также закон обязывает публиковать сведения о нормотворческой деятельности государственного органа, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Предписывается публиковать сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках. Также предписывается публиковать информацию о кадровом обеспечении госорганов, о вакансиях, квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей.

Для предоставления информации о себе госорганы могут воспользоваться следующими способами: опубликование, размещение через Интернет, размещение информации в своих помещениях и даже присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов. Кроме того, информация может предоставляться по запросам. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления и подлежит рассмотрению в 30-дневный срок.

При этом закон предписывает предоставлять информацию бесплатно, за исключением случая, когда объем запрашиваемой и полученной информации превышает установленный правительством РФ объем информации, предоставляемый на бесплатной основе.

Однако при этом закон устанавливает и основания для отказа в ответе на запрос. В информации будет отказано, если, в частности, запрос не содержит почтового или электронного адреса или телефона для ответа; запрашиваемая информация не относится к деятельности госоргана; запрашиваемая информация имеет ограниченный доступ; запрашиваемая информация ранее уже предоставлялась пользователю. Госорган также вправе проигнорировать запрос, если в нем ставится вопрос о правовой оценке нормативных актов, проведении анализа деятельности госоргана. Кроме того, госорган может не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

Граждане в случае нарушения их доступа к информации госорганом или огранном местного самоуправления вправе обратиться в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу либо в суд. Закон устанавливает, что должностные лица госорганов и органов местного самоуправления, виновные в нарушении права на доступ к информации, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.