Первого апреля россияне могут не найти в аптеках некоторых знакомых лекарств, производители которых не согласовали свои цены с Росздравнадзором. Другие же препараты в ходе передела рынка могут подорожать. Такие последствия введения режима госрегулирования в аптеках – судя по обнародованной вчера Росздравнадзором информации – весьма вероятны. Документы для регистрации предельных цен на лекарства, внесенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» (ЖНВЛС), на середину января в Росздравнадзор подали всего две фармацевтические компании из 540, работающих на российском рынке.
Между тем на регистрацию чиновникам отводится 35 дней, и у производителей лекарств остается немногим более месяца, чтобы выполнить все формальности без нарушений регламента. Успеют это сделать явно не все.
«Компании не спешат с регистрацией, оттягивая до 1 апреля», – заявила вчера на пресс-конференции замглавы Росздравнадзора Елена Тельнова. По ее словам, в настоящий момент в ведомство поступили документы только от двух компаний. Остальные либо выжидают, либо зондируют почву, ограничиваясь телефонными звонками. «Характер звонков говорит о том, что компании не знакомятся с той информацией, которая размещена на нашем сайте», – посетовала на нерасторопность производителей чиновник.
Напомним, производители и дистрибьюторы обязаны зарегистрировать предельные цены на жизненно важные лекарства в период с 1 января по 1 апреля. В перечень ЖНВЛС, утвержденный правительством, включены 500 международных непатентованных названий лекарств. На российском рынке сегодня работают 540 фармацевтических компаний, из которых около трети отечественные, а остальные зарубежные. При этом важно знать, что из включенных в перечень ЖНВЛС около 200 выпускаются в России, а более 300 – за границей.
Комментируя «НГ» ситуацию, Тельнова пояснила, что по регламенту на регистрацию полного пакета документов, в который входят заявление, копии лицензий, регистрационных удостоверений, формы и объемы выпуска лекарств, а также обоснование отпускных цен, ведомству отводится 35 дней. Таким образом, если строго следовать букве бюрократических правил, то получается, что время приема документов от фармкомпаний ограничено последней неделей февраля. К счастью, этот срок – не догма. Чиновники Росздравнадзора готовы его существенно сократить и работать от зари до зари, чтобы не допустить возникновения дефицита.
Впрочем, все имеет свои пределы. Бюрократический потенциал тоже. По словам Тельновой, компании, которые постучатся в двери ведомства 31 марта, физически не успеют получить разрешение. Реализация лекарств этих предприятий через аптечную сеть окажется под запретом. Тем не менее замглавы Росздравнадзора исключила возможность возникновения перебоев с поставками лекарств и, как следствие, дефицита.
Директор компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов угрозы дефицита также не усматривает. По его мнению, все участники российского рынка лекарств готовы в назначенные сроки пройти процедуру регистрации. При этом сейчас наибольшую активность проявляют иностранные компании, отечественные же производители спохватятся не ранее второй половины марта. Именно в этом таится опасность. Дело в том, что у зарубежных компаний цены на лекарства, как правило, выше, чем у российских. В целом выше и качество препаратов. По словам Мелик-Гусейнова, если иностранцы пройдут регистрацию раньше, то потом, при рассмотрении заявок отечественных производителей, чиновникам придется вносить коррективы в уже принятые документы, выводя некую среднеарифметическую цену препарата. Результатом может стать коррекция цен в аптеках. «Цены вырастут. Не стоит ждать, что они от регулирования снизятся», – уверен Мелик-Гусейнов.
В свою очередь, в Союзе профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) не исключают возникновения конфликтов между Росздравнадзором и зарубежными производителями. В частности, в тех случаях, когда цены на лекарства из перечня ЖНВЛС окажутся ниже себестоимости и компании, не согласные с этим, не получат соответствующего разрешения и не смогут реализовывать свою продукцию в России. Таким образом, в СПФО допускают, что некоторые виды лекарств могут исчезнуть из российских аптек. |