Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

В.И. Кашин: Белая горячка Единороссов. Печать
26.02.2010 18:02

В последнее время в СМИ усилился поток вранья в отношении КПРФ. "Единая Россия" - партия власти -  всеми силами пытается предстать перед гражданами чистой и непорочной, обмазывая грязью своих оппонентов. Неподготовленному человеку порой трудно оценить, где правда, а где ложь. В мой адрес поступает много обращений с просьбой разъяснить ту или иную ситуацию. Предлагаю вместе разобраться на конкретных примерах.


Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).
 
           

Как гласит народная мудрость: на воре шапка горит! То же самое происходит и с партией «Единая Россия». Пытаясь уйти от ответственности за провальный курс реформ, отдельные ее члены в попытках найти козла отпущения плетут такие небылицы, что взаправду приходит в голову мысль – а не белой ли горячкой господа заболели? Если послушать таких господ как, например, Д.Розенков, представляющий «Единую Россию» в законодательном собрании Хабаровского края или А.Исаева – заместителя секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», председателя комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, то может сложиться такое впечатление, что их партия только тем и занимается, что печется о народном благе. «Странная ситуация, но выходит, что сегодня только «Единая Россия берет на себя ответственность за обеспечение граждан доступными продуктами питания и контролем цен на лекарства» - заявляют они в один голос.

            Трудно сказать, чего в этой фразе больше – вранья, цинизма, наглости… Как будто и не было тех 20 лет, в течение которых партия власти и ее правительство от Гайдара и до сегодняшнего его издания развалили все что только можно развалить, ограбили народ, умыкнув вклады, присвоили через олигархов общенародную собственность и выгребли последние гроши у нищего народа. И при этом единороссов прямо-таки распирает негодование, что их вот такой благородный порыв в защите интересов россиян не поддерживают коммунисты. Дескать, коммунисты проголосовали против закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «Об обороте лекарственных средств», внесенных правительством, которые, по мнению единороссов, защищают наших граждан от произвола жуликов, спекулянтов и прочих прилипал на ниве реализации товаров, услуг и медикаментов. Странно, что они до сих пор еще не обвинили коммунистов в оглушительном провале российскими олимпийцами зимней Олимпиады в Ванкувере.

И в то же время, господа единороссы скромно умалчивают, например, о второй волне монетизации, которую они затеяли в Государственной Думе. Уже приняты в первом чтении два законопроекта, один из которых переводит государственную и муниципальную власть на платную основу, по которому, в нарушение Конституции РФ, услуги по выполнению властных функций становятся для населения платными, а второй - переводит все бюджетные организации и учреждения на коммерческую основу, включая образовательные, лечебные и другие учреждения, лишая их государственной поддержки. То что это грозит населению очередным ограблением не трудно догадаться.

            Выступая с подобными измышлениями и умалчивая о непопулярных затеях, единороссы понимают, что близятся выборы в местные органы власти во многих регионах страны, назначенные на 14 марта 2010 года. Правящей партии сказать народу нечего. Страну "демократические" реформы, как говорится, опустили ниже плинтуса и завели в тупик, экономика в глубоком кризисе. Треть населения живет за чертой бедности, около 10 млн. безработных, нищенские пенсии и заработная плата. Село деградирует и вымирает. Банкротство, рейдерство, сокращение финансовой поддержки государством реального сектора экономики, потеря продовольственной безопасности, недоступность рынка для товаропроизводителей, дикий рост цен и тарифов, развал армии, коррупция, пьянство и наркомания, всевластие олигархов - вот они главные «достижения» «Единой России». За год кризиса миллиардеров в России стало больше, а богатства их увеличились в два раза. Вот уж поистине, кому война, а кому мать родна! С такими «достижениями» к народу не сунешься. В этой ситуации поиск виноватых среди оппозиции – единственный выход. Но шила в мешке, господа, не утаишь.

Напомню, что именно коммунисты все эти годы на всех уровнях выступали за наведение порядка в торговле, за государственное регулирование цен и тарифов. По Конституции РФ государство обязано этим заниматься. Эта тема была главной многочисленных акций протеста, проводимых КПРФ, депутатских запросов, парламентских слушаний и круглых столов, законодательных инициатив. Эта тема была и предметом обсуждения на одной из последних встреч с Президентом Д.Медведевым, который согласился с нашей позицией и предложениями о государственном регулировании цен на товары первой необходимости, а также принятия закона «О продовольственной безопасности». Итоги разговора с президентом были опубликованы на его сайте и в СМИ, в  том числе в газетах «Правда» и «Сельская жизнь». Перед ним мы вскрыли весь этот позорный механизм ограбления народа торгашами и прилипалами всех мастей и как необходимо исправить ситуацию. Ведь, в самом деле, например, в розничной цене батона хлеба только 8 процентами труд крестьянина оплачивается. Но из зерна делается 250 видов продукции. 8 процентов! Куда уходят остальные 92 процента? Это более чем в 10 раз цена труда крестьянского накручивается для того, чтобы смолоть, выпечь этот хлеб и им поторговать. Во всём мире, мы сто раз показывали и доказывали всем, в розничной цене труд крестьянина оценивается не ниже 50%. Подобная ситуация с молоком: в сезон закупают по 2-3 рубля за килограмм, а продают по 35-40 рублей. Спрашивается, какой смысл крестьянину восстанавливать погубленное молочное стадо.

А возьмите рыбу. Там тоже труд производителя в рознице оценивается примерно в 10%. Например, морскую рыбу у рыбаков закупают по 10-12 рублей за килограмм, а в магазинах стоимость килограмма достигает почти 200 рублей. Или возьмем мясо. Закупают у крестьянина по 110-130 рублей за килограмм, а реализуют торгаши по 350 рублей. Председатель Правительства В.Путин лично в этом убедился, посетив один из московских универсамов. И что изменилось? Ничего.

Если бы сегодня дали крестьянину хотя бы 7 рублей за килограмм пшеницы третьего класса, он бы на эти 7 рублей мог и технику приобрести, и зарплата бы на селе была не самая низкая, которая сегодня в 2 раза ниже среднероссийской заработной платы. Деревня бы зашевелилась, появилась бы новая техника - комбайны, трактора и т.д., удобрения. Это дало бы толчок к оживлению десятку министерств в восстановлении падающей вниз экономики России. И если бы даже торговля и переработка добавила бы за этот килограмм пшеницы еще 7 рублей, то было бы 14 рублей, но из килограмма зерна производится два с половиной батона хлеба. При таком подходе мы бы снизили цену сегодня не только на хлеб, хлебобулочные изделия, но и на макароны и на другие товары первой необходимости в 2-2,5 раза. В этом механизме, который уравнивает интересы товаропроизводителей, переработчиков, работников торговли и потребителей мы, коммунисты, ученые-аграрии видели главный замысел и смысл закона. Именно этот механизм еще три года назад поддержал, будучи Председателем Правительства Российской Федерации, В.А.Зубков. Несмотря на такую мощную поддержку со стороны Председателя Правительства, а затем и Президента Д.А.Медведева, почти три года наши инициативы тормозились партией власти.

И вот, наконец, под давлением протеста, правительство все же внесло закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Однако надежд на кардинальное решение накопившихся проблем он не оправдал. Он оказался скорее свистком для выпуска пара. Никаким обузданием произвола торгашей и прилипал этот закон не стал. Так называемый «монополизм торговых сетей» ограничили 25% рынка (кстати, эту цифра была предложена нами в наших поправках). Но и она работать не будет, поскольку подсчитать эти проценты в сложившейся системе практически невозможно. Регулирование цен свели к тому, что государство может ограничить рост цен на некоторые продукты питания только тогда, когда в течение месяца они вырастут на 30%. Кто может себе представить подобную ситуацию? Разве только в случае какого-то стихийного бедствия. Такое «регулирование» иначе как насмешкой или издевательством над здравым смыслом и не назовешь!

Основные конструктивные предложения коммунистов единороссы отвергли. Наплевали на то, с чем согласился Президент. В наших поправках мы предлагали ввести государственное регулирование ценообразования на товары и услуги жизненной необходимости - хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания, всего около 40 видов продуктов питания, а также на лекарства, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи и т.д. Мы предлагали выстроить разумную шкалу максимальных надбавок по этой категории товаров и услуг с учетом опыта бывшего СССР, современных Белоруссии, Китая, Западной Европы: оптовая торговая сеть - наценка 5 процентов, розничная торговая сеть - наценка 15 процентов, переработка - 15 процентов. А всё остальное - товаропроизводителю. Ведь все это было в нашей стране - в Советском Союзе! Однако никакие наши доводы на парламентское большинство из единороссов не подействовали. Почему? Потому что они били по рукам нуворишей, которые вытряхивают последние копейки из карманов нищего народа. Именно интересы этих нуворишей и защищает «Единая Россия». Рынок продуктов и лекарств это сотни миллиардов долларов. Единороссы отвергли наши предложения и в формулировки понятийного аппарата закона, которые давали четкое определение таким объектам данного законопроекта как продукты первой необходимости, торговая надбавка, не согласились с нашими предложениями по контролю внешней торговли, торговли алкоголем, табаком, ужесточению наказаний и санкций за нарушения в области торговли и т.д. Принятый закон абсолютно ничего не дал ни простому потребителю, ни отечественному производителю. В итоге сегодня со всех сторон начинают поступать сигналы, что данный закон не работает. Потому-то фракция КПРФ и не стала голосовать за фикцию, за пустышку в красивой упаковке.

Столь же абсурдными являются обвинения коммунистов в якобы «существующей мотивации поддержки монополий». Вор, как известно, всегда кричит: "Держи вора!" Господа-единороссы бьют себя в грудь, убеждая, что именно они выступают за ограничение тарифов естественных монополий. Но тогда потрудитесь объяснить, почему при снижающейся инфляции, как утверждает правительство, одномоментно выросли тарифы на горячую воду почти в два раза, на холодную воду – на 27%, почему стоимость топлива растет при падающей цене на нефть, почему в 3-5 раз выросла цена на некоторые лекарства, почему выросла цена на хлеб и хлебобулочные, а закупочная цена на зерно упала? Почему электроэнергия у нас на 15-20% дороже, чем в США. Почему население страны, владеющей крупнейшими в мире запасами голубого топлива, платит за него на 15% больше, чем в США и Британии? Почему в США и большинстве стран ЕС доля расходов на все коммунальные услуги, включая оплату газа, отопления, воды и электричества, не превышает 9% общего дохода семьи, 80% семей отдают за «коммуналку» от 4 до 6% своего дохода, а в России 40% семей тратят на оплату коммунальных услуг более четверти семейного дохода?..

Этот перечень вопросов можно продолжать бесконечно. Ответа вразумительного не последует, поскольку именно партия власти повинна во всем этом беспределе.

Считается, что в Европе очень дорогой бензин. Да, в абсолютных цифрах – дорогой. Но у нас семья, имеющая «Жигули», тратит в среднем на бензин 10% семейного бюджета, а в Европе – 1,5-2%! Индикаторов, позволяющих рассчитывать оправданную цену, нет. В нашей стране, добывающей энергоносители, половина которых продается за рубеж, цена на бензин и другое топливо даже выше, чем в некоторых странах, импортирующих это топливо, в том числе и в США. Литр «девяносто второго» бензина в России стоит 22 рубля, в США – 19 рублей. Почему во многих странах-экспортерах цена на топливо внутри страны составляет буквально копейки? Например, в Ираке литр бензина стоит 3 руб., в Венесуэле - 1 рубль 30 копеек. Примерно такой же масштаб цен на бензин в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Иране и даже в Туркмении.

Напомню, в конце 2009 года в Государственной Думе рассматривался законопроект, внесенный группой депутатов, который так и назывался «Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий». Этим законопроектом предлагалось навести порядок в столь важной сфере, влияющей на развитие экономики в целом. Предлагалась правовая база тарифного регулирования. Сегодня, например, энерготарифы регулируются федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тарифы ОАО «РЖД» - федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О естественных монополиях», тарифы ЖКХ – федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги. Коммунисты поддержали законопроект. При обсуждении его я выступил от фракции КПРФ. Интересующиеся могут ознакомиться с содержанием выступления на сайте КПРФ (kprf.ru), а также в газете «Правда» и других левых изданиях. Фракция же «Единая Россия» восприняла законопроект в штыки и спокойно его завалила. Нас это нисколько не удивило. Разве они могли смириться с тем, что будут ограничены доходы нефтяных и газовых баронов? Разве они могли согласиться с тем, чтобы поставить под контроль доходы тех, кто поставляет тепловую и электрическую энергию, услуги ЖКХ, торгует бензином, алкоголем и т.д.? Это было бы чудом! Ведь многие из них как раз и занимаются всеми этими видами «бизнеса». Станут ли они пилить сук, на котором сидят?

Столь же безответственное обвинение коммунистов и в том, что мы не голосовали за законопроект "Об обороте лекарственных средств". Это просто наглая ложь! Фракция поддержала законопроект в первом чтении, за основу  хотя у нас к нему были серьезные замечания. Надеемся, что реализовать эти замечания удастся во втором чтении через соответствующие поправки. Такие поправки уже подготовлены и переданы в профильный комитет Государственной Думы. Мы поддержали этот законопроект прежде всего потому, что в нем впервые в новейшей истории за основу концепции законопроекта принят механизм государственного контроля цен жизненно важных лекарственных средств, который многие годы предлагали коммунисты. В частности законопроектом предусматривается контроль за предельными ценами производителя 500 жизненно важных препаратов, ведение реестра цен производителя на эти препараты. Введено понятие предельных торговых надбавок в розничной сети. Законопроект ужесточает контроль за производством, клиническими испытаниями лекарственных препаратов, а также за ввозом на территорию России и вывозом лекарственных препаратов и субстанций. Понятно, что законопроект не лишен недостатков, но, как говорится, лиха беда начало. Конечно, хотелось бы, чтобы цены контролировались не только для 500 препаратов, а для всех выпускаемых лекарств, поскольку порой трудно определить, какое из них для человека является жизненно необходимым. Хотелось бы, чтобы не только декларировалось понятие максимальная торговая надбавка, но и ограничивался ее уровень конкретным значением, а не отдавалось это на откуп чиновникам, порождая возможность коррупции. Законопроект должен был бы ответить на вопрос, как восстановить отечественную фармацевтическую промышленность и заменить на рынке нынешних 80% импортных лекарств на высококачественные отечественные. Ведь до начало экономических реформ потенциал медицинской промышленности позволял на 75 % обеспечить потребность здравоохранения бывшего СССР в лекарственных средствах. Как защитить отечественного производителя, как оградить человека от кантрафакта, разного рода подделок и залежалого товара, от посредников и спекулянтов и т.д. Сегодня на чужой беде, на злоупотреблении здоровьем людей наживают миллиардные состояния.

К сожалению, до сих пор меры по совершенствованию ценовой и тарифной политики в стране носят несистемный, фрагментарный характер. Не разработано целостной Концепции государственной ценовой и тарифной политики. В единый комплекс не увязаны ценовая (тарифная) политика и меры таможенно-тарифного, налогового регулирования, механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, лицензирования, другие инструменты государственной экономической политики. Для этого можно было бы, например, использовать Концептуальные подходы к формированию государственной политики цен в Российской Федерации, подготовленные Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН. Надо сформировать Национальную (Федеральную) систему ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы хозяйственной системы. Это даст возможность получить истинную картину в ценовой сфере – от производства сырья и вплоть до появления конечного продукта.

Существенной переработки требует законодательная база в вопросах ценового управления. Нужно навести порядок в законодательстве, в частности, ликвидировав излишнее, паразитарное посредничество, которое сейчас, ничего, по сути, не делая, накручивает свои проценты на всех этапах технологической цепочки – от добычи сырья до изготовления товара и поставке его потребителю (тоже через несколько посредников). Необходимо разработать единый закон, определяющий правовую базу тарифного регулирования не только естественных монополий, но и локальных монополий - коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, сбор, эвакуация и переработка отходов. Требуется разработать законодательную базу, устанавливающую четкий порядок назначения торговых наценок на товары народного потребления, продукты питания и лекарства. Все эти наработки имеются у коммунистов, но засилье в парламенте одной партии не дает возможности их реализовать. Государство, таким образом, вернулось бы, в сферу ценообразования, укоротив возможности монополий и множества местных «монополек» устанавливать произвольные, необоснованные тарифы и цены. Главный аргумент единороссов против наших поправок о госрегулировании ценообразования при рассмотрении законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», высказанный председателем комитета Государственной Думы по экономическому развитию Е.Федоровым, заключался в том, что, дескать, государственное вмешательство в ценообразование может привести к исчезновению товаров, оголению полок, провоцированию дефицита и тому подобную чушь. Это еще раз подтверждает наше убеждение, которое мы высказывали не единожды, что наблюдаемое изобилие товаров в торговой сети явление искусственное. При ценах, нормально соотносящихся с уровнем доходов основной массы населения, оно исчезнет, как мираж в пустыне. Ну, а если исчезнет по какой-то причине импорт с прилавка, который на сегодня составляет более 50% в объеме реализуемых продуктов питания, то голод стране обеспечен. Сам того не подозревая, г-н Федоров, подобно известной вдове, своим "аргументом" сам себя и высек.

Хочу напомнить, что мы не призываем к отказу от рынка; мы призываем отказаться от базара. Поступить по образцу так горячо любимого единороссами Запада. В Швейцарии, например, до половины цен контролируется государством, в Греции – до 20 процентов цен, и так далее. Нигде вопросы ценообразования не отдаются полностью на откуп рынку. В США, например, есть закон о базовых ценах, и не дай бог превысить установленные пороги! Контроль со стороны государства очень жесткий. Следует и нам внести в Гражданский и Уголовный кодекс статьи, предусматривающие наказание за нарушение законодательства в сфере регулирования цен, тарифов и услуг.

Без четкого и разумного государственного регулирования ценообразования будет и дальше продолжаться грабеж наших граждан как отечественными жуликами и торгашами, так и зарубежными, к тому же поставляющими в нашу страну, при попустительстве власти, в основном залежалый товар.

Такова позиция коммунистов по всем этим принципиальным вопросам, и никакие истерические вопли единороссов, никакая ложь не смогут ее изменить, исказить, извратить. Ибо она исходит из интересов абсолютного большинства наших граждан. Тем же единороссам, кто распространяет ложь, хочется напомнить народную мудрость: сколько бы веревочке не виться, а конец все равно будет.

 

В.И.Кашин,

зам.Председателя ЦК КПРФ,

депутат Государственной Думы,

академик РАСХН