Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

"Независимая газета": Бюджетная революция Кудрина грозит ростом коррупции. Печать
28.02.2010 21:47
Глава Минфина Алексей Кудрин предлагает полностью изменить в стране бюджетное планирование. Со следующего года ведомства станут более самостоятельными в распоряжении казенными средствами: теперь они будут отчитываться не за свои расходы, а лишь за достижение неких общих показателей в рамках так называемых долгосрочных целевых программ (ДЦП). О деталях бюджетной реформы вчера рассказал глава департамента Минфина Алексей Лавров. Экономисты предупреждают, что в российских условиях бюджетная самостоятельность чиновников увеличит коррупцию и снизит эффективность госрасходов. Аналогичная реформа уже была проведена в Таиланде: там получившие самостоятельность чиновники первым делом закупили себе на бюджетные деньги шикарные автомобили. 

В четверг глава департамента Минфина Алексей Лавров представил на суд экономистов «Программу повышения эффективности бюджетных расходов». Этот документ ведомство Алексея Кудрина разработало в соответствии с требованиями президентских Посланий Дмитрия Медведева и «Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года». Новая программа – один из самых революционных документов, который когда-либо появлялся в Минфине. Он требует полного пересмотра всех бюджетных процедур, в рамках которых Россия жила последние 20 лет. Начиная с 2011 года каждый рубль бюджета должен выделяться не на основании ведомственных заявок и смет, а только в соответствии с целями так называемых долгосрочных целевых программ. Составными частями этих ДЦП должны быть сформулированы конкретные количественные показатели, к которым стремятся российские власти и на достижение которых они и тратят бюджетные деньги. Некоторые из этих показателей – такие как душевые доходы, детская смертность или общая продолжительность жизни – уже утверждены к Концепции-2020.

По словам Алексея Лаврова, бюджетная реформа предполагает полный перевод всех госрасходов на программно-целевой принцип, а нынешний ведомственно-сметный принцип должен быть полностью искоренен. Кроме того, ориентир на долгосрочные абстрактные показатели фактически означает предоставление большей самостоятельности чиновникам и бюджетным учреждениям в расходовании бюджетных средств.

План новой бюджетной реформы произвел сильное впечатление на российских экономистов. Они удивлены радикальным настроем Минфина, однако считают, что в российских условиях бюджетная революция грозит ростом коррупции и падением эффективности госрасходов. «Программа бюджетной реформы очень амбициозна. Но одними только усилиями Минфина ее реализовать невозможно. Требуется большая открытость ведомств. Необходима также оценка эффективности государства и бюджетных учреждений со стороны потребителей услуг – только они могут оценить качество образования или здравоохранения», – считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Однако пока Россия отличается крайне низким уровнем открытости бюрократии и низким качеством госуправления.

«Российский Минфин способен сегодня лишь выполнять функции государственного казначейства образца начала прошлого века – то есть балансировать текущие расходы и доходы. Осуществлять целеполагание или оценивать эффективность Минфин пока не способен. Это подтвердилось, в частности, сопротивлением Минфина реформе социальной сферы и здравоохранения, когда ведомство настаивало на сохранении сметного принципа», – считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Удивление, по его словам, вызывают предложения Минфина увеличить самостоятельность чиновников именно в тот момент, когда коррупция в сфере госуправления достигла очередного максимума.

«Похожая бюджетная реформа уже была начата в Таиланде. Там все госорганы, получив бюджетную самостоятельность, первым делом закупили шикарные «Мерседесы», – напоминает Дмитриев. По его словам, программно-целевой метод бюджетного планирования грозит новым ростом коррупции, а также может еще больше снизить эффективность госрасходов.