Почти каждое системное решение российских властей на практике оказывается неработоспособным – то есть требующим экстренного вмешательства в режиме ручного управления, при котором премьер или президент «по месту» пытаются замаскировать неустранимые противоречия. Такой вывод напрашивается при обзоре событий прошедшей недели. Больше 15 лет российские чиновники пытаются выстроить систему регионального самофинансирования ЖКХ.
А завершился этот процесс на прошлой неделе прямым диктатом из федерального правительства, где почему-то не ожидали взрывного роста коммунальных тарифов. С 2005 года правительство создает в стране технопарки, особые «внедренческие» экономические зоны и реанимирует наукограды. Однако завершился этот процесс на прошлой неделе кулуарным решением: придумать еще более особый правовой режим для российской кремниевой долины, появившейся почему-то именно в элитном Сколково под Москвой. С 2003 года Москва строит Таможенный союз с республиками бывшего СССР без прояснения ключевого вопроса – об использовании внутрироссийских цен на нефть, газ и продукты нефтепереработки. В результате на прошлой неделе Минск впервые подал иск против Москвы в Экономический суд СНГ из-за запрета на закупку в России нефтехимического сырья без уплаты вывозных таможенных пошлин на российской границе. В прошедшую пятницу вице-премьер Дмитрий Козак в очередной раз доложил президенту о проверках и росте коммунальных тарифов в регионах. «Тарифы пересмотрены и возвращены в пределы максимум 25% независимо от экономических обоснований, независимо от оснований, которые предъявлялись этими муниципальными образованиями в качестве основ для повышения тарифов», – доложил Козак. «Держите это под своим контролем, потому что это абсолютно резонансная тема», – посоветовал Козаку Дмитрий Медведев. Хотя этот тарифный спектакль подробно освещался всеми СМИ, за кадром остались ключевые вопросы: откуда взялась произвольная цифра в 25% и имеет ли она хоть какое-нибудь экономическое обоснование? Почему правительство начало реагировать на рост коммунальных платежей только в марте, хотя еще в декабре для всех граждан был очевиден предстоящий тарифный взрыв («Региональные власти сломали тарифный барьер», «НГ» от 07.12.09)? Какой смысл устраивать пропагандистскую выволочку региональным чиновникам, если политика опережающего роста монопольных тарифов официально провозглашена федеральным Центром и зафиксирована во всех прогнозах? Немало вопросов осталось и после заседания президентской комиссии по модернизации, которое прошло в Ханты-Мансийске в прошлый вторник. Назначив Виктора Вексельберга координатором инновационного центра в Сколково, президент решил «определиться и в отношении правового режима того, что там будет делаться». Как сообщил президент, «это не может быть просто некий новый кусочек, подчиняющийся общим правилам», а скорее территория с «особым правовым режимом». Но разве не было «особых правовых режимов» у особых экономических зон внедренческого типа, а также технопарков – которые и должны были несколько лет назад начать внедрять инновации? Есть ли какое-либо экономическое обоснование нового «особого правового режима» в Сколково или он будет формироваться «по месту» так же произвольно, как и коммунальные тарифы на 2010 год? В Мой Мир Необычное впечатление оставил поданный в прошлый четверг иск Минска против России по поводу одностороннего введения пошлин на нефтепродукты. Белорусские чиновники сообщили, что «на неоднократные обращения белорусской стороны за объяснением правовых оснований подобных действий внятных ответов от российской стороны до сих пор получено не было...». Представитель белорусского Минюста пожаловался, что с 1 января по уведомлению Федеральной таможенной службы (ФТС) России продукты переработки нефти облагаются вывозными пошлинами. Можно ли управлять торговым режимом на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в одностороннем порядке из Москвы путем уведомлений ФТС? Ответ на этот вопрос должен будет дать через несколько месяцев Экономический суд СНГ.
"Независимая газета" |