Эксперты программы развития ООН (UNDP) раскритиковали вчера правительственные планы диверсификации и модернизации экономики к 2020 году. В понедельник в Москве был представлен доклад UNDP об устойчивом развитии, где утверждается, что возможность инновационного прорыва из-за кризиса возникнет только после 2020 года. Поэтому в ближайшее десятилетие в стране будут доминировать интересы сырьевого экспорта, который не нуждается в развитии человеческого потенциала подавляющей части населения страны.
Вчера эксперты Программы развития ООН (ПРООН, UNDP) представили доклад «Энергетика и устойчивое развитие» о человеческом потенциале в России. Это исследование было выполнено группой независимых российских аналитиков под эгидой UNDP.
«Доклад о развитии человеческого потенциала будет актуален и полезен для политиков и государственных служащих всех уровней», – отмечает во введении министр энергетики Сергей Шматко. Между тем в самом докладе сырьевая модель экономики, опирающаяся на экспорт энергоносителей, фактически названа проклятием для страны и ее населения. Сырьевая экономика обеспечивает лишь около 1,7 млн. рабочих мест с достойной зарплатой, а остальное население она обрекает на прозябание. Кроме того, доминирование сырьевого экспорта лишает большую часть граждан стимулов к повышению образования и квалификации. При этом тяжелые последствия нынешнего кризиса не позволят правительству начать диверсификацию экономики раньше 2020 года. Эти выводы UNDP резко контрастируют с заявлениями правительственных чиновников. Так, глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин на лекции в Киото заявил, что правительственная Стратегия-2020 предполагает значительный рост производительности труда, доходов населения и продолжительности жизни россиян. «Правительство РФ включает следующие показатели в качестве целевых ориентиров развития России: диверсификация экономики, в которой доля высокотехнологичных отраслей составит порядка 20%, рост производительности труда к 2020 году в 2,5 раза, а в отдельных секторах в 5 раз, рост энергоэффективности в 2 раза, рост среднемесячной заработной платы до 2700 долларов на одного человека», – утверждает Нарышкин.
Однако у экспертов UNDP совершенно другие оценки и прогнозы. Некорректная перераспределительная политика государства сокращает возможности для инвестиций в человеческий капитал, отмечает один из авторов доклада, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. «Неравенство, порожденное неравномерным развитием секторов экономики и регионов либо сосредоточением территориально локализованных природных богатств в руках небольшого круга людей, подрывает как вертикальную мобильность, в том числе за счет ограничения возможностей получения образования у бедных социальных слоев, так и стимулы значительной части населения. «Голландская болезнь» приводит к отсутствию значительного спроса на квалифицированную рабочую силу, поскольку обрабатывающая промышленность сжимается, а капиталоемкий ресурсный сектор может нуждаться в ограниченном числе работников высокой квалификации». Заведующая лабораторией проблем распределительных отношений Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Лилия Овчарова уточняет, что причины высокого регионального и социального неравенства следует связывать не столько даже с ресурсной экономикой, сколько с существующей системой государственных институтов перераспределения доходов, для которых нет внятных стимулов поддерживать те слои населения, которые не связаны с энергетическим сектором.
Развитие человеческого потенциала зависит от доходов, образования и здоровья. На данном этапе достаточный уровень бюджетных и социальных расходов на душу населения отмечается лишь в добывающих регионах и в столице, а в остальных субъектах РФ социальные расходы на душу населения значительно ниже среднего по стране уровня (см. таблицу). «Анализ показывает, что только в регионах с очень высокой обеспеченностью топливными ресурсами и, как следствие, со значительно большими доходами населения и бюджетов удается добиться существенного повышения долголетия и снижения младенческой смертности, – поясняет в своей части доклада директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Но даже высокие доходы плохо помогают справиться с социально обусловленными болезнями, нужны модернизация социальной среды и образа жизни населения, более комплексное развитие системы образования».
Эксперты уверены: экономический кризис показал, что правительственная Концепция долгосрочного развития-2020, провозглашающая диверсификацию экономики и преодоление зависимости от экспорта энергоресурсов, в среднесрочной перспективе всех проблем не решит. Потому что сейчас она практически не реализуема. «Реализация инновационного сценария (ключевого в рамках концепции), подразумевающая значительное повышение степени структурной диверсификации экономики до 2020 года, сейчас представляется затруднительной. Преодоление кризиса займет несколько лет, следовательно, этап инновационного прорыва будет отложен» и реализован, как считают эксперты, лишь после 2020–2025 годов.
А до 2020 года инновационные процессы вполне могут происходить как в раз в доминирующем энергетическом секторе. Эксперты предлагают скорректировать концепцию, внеся в нее инновационно-энергетический сценарий. Ключевую роль в нем будут играть повышение энергоэффективности и развитие новых технологий в энергетическом комплексе. Поэтому в среднесрочной перспективе нуждам энергетического сектора должно уделяться повышенное внимание: «опасность истощения запасов природных ресурсов требует как реализации инвестиционных проектов по разведке и освоению новых месторождений, так и интенсификации разработки действующих». И главное, считают эксперты, все это должно сочетаться с одновременным развитием человеческого потенциала, который заложит в будущем основу для экономического роста России.