25 мая начал работу XIV Всемирный Русский Народный Собор на тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». На открытии Собора выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
«Уважаемые соотечественники! У нас с вами есть удивительный Храм по имени Россия. В нашей стране нравственные ценности всегда ставились выше меркантильных потребностей. Сегодня под величественными сводами Храма Христа Спасителя мы рассматриваем тему, связанную с образованием и воспитанием.
Я хотел бы выступить перед вами не как депутат или руководитель партии, а, прежде всего, как учитель, который в 17 лет после окончания школы пошел работать учителем. Я из семьи, в которой 10 человек 300 лет преподавали в школах и вузах практически все основные предметы, кроме иностранного языка.
В этом году мы отмечаем 65-ю годовщину Великой Победы. Когда гитлеровских преступников допрашивали в Нюрнберге, один из них сказал: «Мы, прежде всего, проиграли войну вашему учителю, который сумел за 10 лет подготовить целую плеяду грамотных, храбрых, выдающихся солдат и офицеров. А еще мы проиграли, потому что плохо читали русские сказки, в которых вы даже на краю пропасти и своей гибели сражаетесь удивительно отчаянно и храбро».
Я хочу вам всем напомнить, что мы в свое время проиграли Русско-японскую войну, прежде всего, потому что 8 из 10 наших солдат были неграмотные. И когда перед Первой мировой войной рассматривалось предложение ввести в нашей стране всеобщее начальное образование, то царское правительство с этим не согласилось. Это решение было принято в 1916 году, когда война была практически проиграна, и Российская империя оказалась на грани распада.
Я вчера вернулся с Всемирной выставки в Шанхае, где были представлены все выдающиеся мировые достижения в области духа, науки и образования. И хочу напомнить, что мы в свое время в Брюсселе в 1958 году потрясли весь мир уже тем, что смогли к этому времени восстановить порушенное войной хозяйство. Все были восхищены первыми двумя советскими спутниками Земли, все с восторгом смотрели на наш автомобиль «Волга», который получил золотой приз, на первый в мире самоходный комбайн. Это свидетельствовало о наших грандиозных достижениях.
Вместе с тем сегодня практически все страны сознают, что в 21 веке есть будущее только у тех, кто вложит главные средства в образование и науку.
После того, как зазвучал над планетой наш первый спутник, американцы прислали в СССР комиссию, почти 200 человек, и долго-долго изучали, в чем секрет советского чуда. Я смотрел доклад в 2000 страниц, где есть целая глава, которая так и называлась «Что знает Иван, и что не знает Джонни». Они сделали главный вывод о том, что мы выиграли это соперничество, прежде всего, на школьной парте и студенческой скамье. После этого они в десять раз больше вложили дополнительных средств в образование, а сегодня в 30 раз превосходят нас по этому показателю.
В этом угоду американцы вложат в научно-конструкторские разработки 400 млрд. долларов, объединенная Европа – 270 млрд., Китай и Япония – по 140 млрд. А у нас вложения в культуру – меньше 1 процента, наука и образование – тоже на полуголодном пайке. Какие бы задачи сегодня не ставились, если государственная власть таким же образом будет относиться к трем главным сферам, нам никогда не видать успехов в 21 веке.
И это вопрос не частный, это вопрос национальной безопасности. Если мы в ближайшие пять лет не изменим эту ситуацию, нам не на кого будет сетовать.
У нас сегодня в России работают 25 тыс. докторов наук, а в США работают 17 тыс. докторов наук, выходцев из советской страны. Поэтому мы и здесь должны изменить ситуацию, прежде всего, в пользу образования и науки.
Выскажусь о едином государственном экзамене и недавно принятом законе об автономных учреждениях. Если эти проекты будут реализованы, не станет нашей классической русской школы и не станет образцового советского образования, а, значит, и будущего у нашей страны.
Мы с самого начала возражали против введения ЕГЭ. Только вдумайтесь, на первом месте по результатам ЕГЭ Якутия, на втором месте – Чукотка, Москва даже не попала в десятку, а Санкт-Петербург - и в тридцатку. В МГУ на мехмате из 100 студентов, которые писали контрольную по математике за среднюю школу, 60 написали на двойки. Из 220 студентов журфака в МГУ сделали в диктанте более 8 ошибок на каждом листе 82 процента. В академии экономики и финансов, которая подчиняется правительству, провалили экзамен за среднюю школу 70 человек из 100. Если эта серость завтра придет к власти и будет руководить, вы представляете себе, что ждет великую Россию, о которой мы все вместе переживаем?
Что касается закона об автономных учреждениях: название хитрое, а суть предельно простая. Приватизация, проведенная по определенным схемам, уничтожила 70 тыс. производств, приватизация земли по тем же схемам привела к запустению 41 млн. га, которые зарастают бурьяном и чертополохом. Приватизация автономных учреждений приведет к абсолютно полному разрушению духовно-культурных основ, на которых зиждились русская нация и русский дух, наша дружба народов 1000 лет. Еще недавно мы давали каждое третье изобретение в мире, а сегодня мы занимаем 71-е место по человеческому потенциалу, хотя еще недавно по всем главным показателям входили в пятерку наиболее развитых, образованных, и духовно-грамотных государств. Мы подготовили специальную программу на эту тему и надеемся, что участники Собора с ней ознакомятся. Я хотел бы пожелать вам всем успехов, и поблагодарить еще раз за то, что эта исключительно важная тема сегодня обсуждается в этом величественном Храме».
К этому добавим, что яркая речь Г.А. Зюганова вызвала большой интерес аудитории и неоднократно прерывалась аплодисментами.