Страховщики разочарованы докладом Минздравсоцразвития о реформе в ОМС. Участники рынка пока не обнаружили в законопроекте ничего принципиально нового. Минздравсоцразвития завершило работу над законопроектом об обязательном медицинском страховании (ОМС), который готовился подальше от сторонних глаз, в тайне даже от специалистов в области ОМС.
Разработчики планируют внести документ в Госдуму РФ до 3 июня, и в течение месяца в рамках подготовки к первому чтению законопроект будет публично обсуждаться, сообщил директор департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский, выступая на круглом столе, посвященном реформе ОМС. В первом чтении новый законопроект об ОМС может быть рассмотрен до конца весенней сессии Госдумы. Если документ будет принят до конца этого года, новый закон об ОМС вступит в силу с 2011 года (за исключением статей, связанных с переходным периодом - прим. ред.). Медицинские страховщики обсуждали новый законопроект, что называется, "за глаза", то есть со слов выступавших представителей госорганов, имеющих отношение к его подготовке. Текст в рассылку еще не поступил. Тем не менее, они, кажется, оказались разочарованы: столько лет ожиданий, столько разговоров, а на выходе получился косметический ремонт действующей системы вместо кардинальной реформы. В.Зеленский признал, что ряд ключевых положений давно включен в систему ОМС, но они не действуют в реальности. "В частности, в новом проекте вводится принцип, согласно которому пациент может в действительности выбирать лечебное учреждение по ОМС и лечащего врача с его согласия", - сказал представитель ведомства. Это было декларировано и прежде, но правило не работало, парировали страховщики ОМС. Старыe песни о главном
Острейший вопрос об отделении сферы бесплатной медицины от платных медицинских услуг, по мнению разработчиков, решается трудно. "Статья 42 Конституции РФ гарантирует гражданам бесплатно любые медицинские услуги. Спрашивается, какие тогда услуги могут считаться платными?" - задал риторический вопрос В.Зелинский.
Тем не менее, разработчики из Минздравсоцразвития ставят задачу составления минимального набора услуг, гарантированных гражданам программой ОМС. Сегодня программы обязательного медицинского страхования составляются территориями РФ с использованием стандартов 10-летней давности. Программы могут весьма отличаться друг от друга даже составом предоставляемых услуг и их полнотой. Кроме того, объем финансирования программ может отличаться в 10 раз. Новый документ предполагает одноканальное финансирование за счет отчислений работодателей и взносов бюджета за неработающее население. Следующее разочарование страховщиков было связано с нерешительностью Минздравсоцразвития в установлении единого тарифа ОМС по всей стране. Пока, по словам В.Зеленского, единого тарифа в ОМС не будет, он не может быть установлен для всех территорий России из-за разного уровня оборудовании лечебных учреждений. Он добавил, что ведомство испытывает трудности, пытаясь сегодня "подтянуть тариф к нынешнему уровню финансирования". "А зачем это делать? Зачем эта порочная практика?" - недоумевали страховщики. "Тариф по ОМС должен рассчитываться независимо, исходя из базовых потребностей граждан в медуслугах, а вводиться он может поэтапно, считает заместитель генерального директора СК "СОГАЗ-Мед" Сергей Плехов. "Несколько лет назад эксперты в разрезе некоторых территорий пытались рассчитать полноту тарифа по ОМС и обнаружили, что он легче реального в 10-15 раз", - сказал он. Для учета особенностей территорий можно предусмотреть поправочные коэффициенты к тарифу, считает исполнительный директор ООО "Альфастрахование МС" Андрей Рыжаков. Не слишком выручают и правильные тарифы без полноты бюджетного финансирования, заметила представитель Минэкономразвития, дефицит бюджета в 2009 году по линии финансирования медицинских расходов оказался на уровне 147 млрд рублей. Ни за что не поедет
Мало того, что страховщики не обнаружили пока в законопроекте ничего принципиально нового, они не уверены, что повторное декларирование прав и обязанностей сторон в ОМС без механизмов их исполнения что-то изменит.
"Например, главной задачей контроля в системе остается соблюдение качества и полноты оказываемых услуг. Контроль за этим почему-то возложен на муниципальные органы. Нам важно, чтобы в новом законопроекте был утвержден статус независимого медицинского эксперта - страховщика ОМС, распределены обязанности и установлена ответственность сторон ", - заявила исполнительный директор ЗАО "СГ "Спасские Ворота-М" Галина Бекина. Дискутируя с участниками круглого стола, председатель Федерального фонда ОМС (ФФОМС) Андрей Юрин заявил, что "не согласен с теми, кто приравнивает действие нового законопроекта к эффекту косметического ремонта". "В действующей редакции закона об ОМС, так же как и в новом законопроекте, записано право гражданина на выбор лечебного учреждения и врача, а также право получать медицинскую помощь по всей территории РФ, однако эти положения не соблюдаются. Новый законопроект поможет изменить ситуацию", - считает А.Юрин. Кроме того, законопроект подразумевает возможность войти в систему ОМС любому коммерческому лечебному учреждению, которое имеет соответствующие лицензии. Это новшество. Отменяется законопроектом и система проведения тендеров на выбор страховщиков для страхования неработающего населения территорий. При этом А.Юрин вообще высказался против революционных изменений в системе ОМС и выступил за поэтапное реформирование системы. Глава ФФОМС руководствуется принципом "Не навреди!". Он признал, что страховые компании, согласно новому законопроекту, имеют усеченные функции, но отметил, что при обсуждении документа представители лечебных учреждений вообще настаивали на удалении страховщиков из сферы ОМС как излишнего звена. Люди, кто мы?
Описывая конструкцию законопроекта и место участников, В.Зеленский из Минздравсоцразвития пояснил, что авторы документа считают ОМС частью системы социального страхования. Так же, как в системе соцстраха, Федеральный фонд ОМС получает теперь статус национального государственного страховщика. Он в свою очередь реализует политику через свои территориальные фонды, а страховщики воспринимаются как компании, работающие на аутсорсинге. Им ФФОМС делегирует ряд полномочий.
Страховые компании в ОМС - единственное звено, участники которого заинтересованы в экономии финансовых средств. "Мы предусмотрели возможность их поощрения при эффективной работе. Страховщики ОМС в этом случае могут рассчитывать на получение части резерва, созданного для проведения предупредительных мероприятий", - сказал В.Зеленский. Он добавил, что в спорах между страховщиками ОМС и лечебными учреждениями территориальные фонды ОМС будут выступать своего рода третейскими судьями. "Кто такие страховщики по данному законопроекту?" - вопрошал участников круглого стола представитель группы "СОГАЗ". Минфин РФ считает страховщиком компанию, которая в том числе собирает страховые премии и формирует резервы для выплат. Всего этого страховщики ОМС не делают. Можно ли эти компании в полной мере считать страховщиками? Директор департамента Минздравсоцразвития выразил надежду на то, что в этой конструкции законопроекта страховщики ОМС "окажутся адвокатами своих пациентов и будут защищать их интересы". В.Зеленский добавил, что "идея полностью отказаться от участия в системе ОМС медицинских частных страховщиков была отвергнута". "В принципе можно было бы решить задачу, увеличив штат территориальных фондов ОМС, приняв на работу дополнительных экспертов, но мы от этого отказались. Со своей стороны председатель ФФОМС А.Юрин заявил, что многие чиновники воспринимают их как сервисные компании. И тут страховщики ОМС поняли, что "перехода на страховые рельсы" им не видать. Обсуждая тему развития обязательного медицинского страхования, представители страховых компаний говорили о необходимости включения механизмов контроля за качеством услуг и о создании института независимой экспертизы в сфере ОМС. Они полагают, что соблюдать стандарты лечебной помощи невозможно без гарантий обеспечения лекарственными препаратами населения. Это означает возврат к идее развития лекарственного страхования на территории РФ. Без механизмов реализации любые законопроекты так и останутся правильными и эффективными лишь на бумаге, сошлись во мнении страховщики. "Не надо забывать, что ОМС - система, разработанная не только для крупных городов, но для всей России", - напомнил член Общественной палаты Максим Шевченко. По его мнению, этот законопроект затрагивает миллионы людей в России и не должен обсуждаться в узком кругу специалистов. "Он не для страховщиков, фондов или врачей. Этот закон для граждан", - напомнил М.Шевченко. "Сегодня в горных районах Кавказа нет поликлиник, больниц, врачей, - сказал он. - Там роды у женщин принимают повивальные бабки по старинке, и никто не вспоминает о конституционных правах на получение врачебной помощи. Большинство россиян не имеет представления о том, что за качество оказания медицинской помощи может бороться страховщик ОМС", - продолжил он. Поэтому обсуждение законопроекта об ОМС должно быть широким, считает представитель Общественной палаты. "Законопроект об ОМС несколько лет переносился в планах правительства на будущее, - сказала главный аналитик "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. - Наконец появился хоть какой-то текст для обсуждения, дело сдвинулось с мертвой точки". Она добавила, что некоторые эксперты считают вредными кардинальные изменения в системе ОМС, поскольку прежде должна состояться реформа здравоохранения в России. Хотя бы должны определиться основные контуры нововведений. За этим последуют изменения в ОМС, полагает А.Долгополова. "Интерфакс" |