Проблема бюджетного дефицита в России видится экономистам почти нерешаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить бюджетную дыру. Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен. Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов.
«Президент Дмитрий Медведев призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин ставит эту задачи более жестко. Буквально на днях Алексей Кудрин озвучил свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%, а сегодня – около 5,4%, должен сократиться к 2011 году до 4%, в 2012-м – составить 3%, а к 2015 году – 0%. Но как этого добиться, не совсем понятно», – заявил вчера на пресс-конференции ведущий эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. По его словам, в Бюджетном послании можно увидеть и признаки подготовки к повышению пенсионного возраста. «Если мы хотим одновременно добиться приемлемого соотношения пенсий с заработной платой и при этом не допустить дефицита пенсионной системы, то в среднесрочной перспективе мы должны будем принимать подобные решения. В противном случае это поручение выполняться не будет», – объясняет Чернявский. Для решения проблемы дефицита бюджета придется идти на жертвы, и аналитики уже знают, где ждать сокращения затрат. По их мнению, под секвестр попадут образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам. «Если в этом году по направлению «национальная экономика» тратили около 3% ВВП, то в 2011-м – это будет 2,4%, в 2012-м – 1,5%, а в 2013-м – еще меньше, – полагает Чернявский. – Сложно одновременно поддерживать высокий уровень затрат на социальные обязательства и при этом сокращать дефицит бюджета». В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил тот факт, что если сравнивать приоритеты в проведении антикризисной политики в России и других странах, то у нас власти очень любят говорить о социальной защищенности граждан. «Но теперь выбраться из этой ловушки, в которую власти сами себя и загнали, будет очень сложно. Ближайшие два года в России являются выборными, и власти не смогут пойти на отмену обязательств, которые сами же на себя и взвалили. Но как их выполнить в условиях, когда цены на нефть могут пойти вниз – об этом, кстати, заявил и господин Кудрин, – пока непонятно». Аналитики ФБК согласны с тем, что 60–65 долларов за баррель – это вполне реальная оценка ближайших перспектив, учитывая, что нефтяной рынок сегодня во многом спекулятивный. К тому же, когда у России были средства, сконцентрированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, можно было идти на внешние заимствования. Однако скоро этих средств не будет, и тогда условия кредитов резко поменяются, причем не в лучшую для нас сторону. "Независимая газета" |