Под видом «перестройки», «реформ», «модернизации» создаются все условия для ликвидации сельского хозяйства нашей страны, для выдавливания из родных мест крестьян, лишенных заработка. За двадцать лет деятельности «реформаторов» от 48 тысяч крупных коллективных хозяйств осталась только пятая часть, четверть из которых – убыточные. Уничтожение хозяйств на селе продолжается через процедуру банкротства, инициатором которой выступает само государство.
Машина «реформ» привела к сокращению валового производства сельхозпродукции более чем вдвое. Страна скатывается к мелкотоварному производству. Более половины продуктов животноводства и 90 % плодоовощной продукции приходится сегодня на личные подворья граждан. На смену механизации села пришел ручной труд. По производительности труда Россия в 10 раз отстаёт от государств Евросоюза.
В стране долгое время сохраняется жесточайший диспаритет цен. Рост цен на промышленную продукцию в два раза превосходит рост цен на продукцию сельского хозяйства. В силу этого доходность сельхозпредприятий за последние 3 года сократилась на треть. На столько же сократилась возможность технического перевооружения.
По сравнению с советским периодом обеспеченность отрасли тракторами снизилась в 3,2 раза, зерноуборочными комбайнами - в 3,8 раза, кормоуборочными - 4 раза. Выпуск тракторов сократился почти в 20 раз. Производство комбайнов разных видов уменьшилось в 9-14 раз. Изготовление доильных установок уменьшилось более чем в 200 раз.
Заброшено орошаемое земледелие. Парк дождевальных машин уменьшился в 15 раз и продолжает сокращаться. Выведено из севооборота более 40 миллионов гектаров земли. 70% всех сельхозугодий подвержено разного рода деградации. Применение минеральных удобрений сократилось в 4 раза, органических – в 5 раз.
К полному упадку приведено животноводство. От 60 миллионов голов крупного рогатого скота осталось менее половины, от 40 миллионов свиней - 17 миллионов. В 3 раза сократилось поголовье овец.
Сельское хозяйство страны отброшено на 100 лет назад. Уничтожены ведущие научно-исследовательские институты, существенно подорван потенциал сельскохозяйственной науки.
В советское время была создана целая армия хорошо подготовленных механизаторов. Сегодня в большинстве регионов она разгромлена. Профессиональные училища специалистов этого направления практически не готовят. Под заверения министра финансов России Кудрина о переизбытке трудовых рук на селе, его кадровый потенциал окончательно добивается.
В результате проводимой политики жизнь на селе стала невыносимой. Полностью прекращено жилищное строительство. Разрушаются остатки социальной и культурной инфраструктуры. За годы реставрации капитализма в стране закрыто 16 000 клубов, 4 300 библиотек, 22 000 детских садов, 14 000 школ. На четыре села теперь приходится только по одному отделению сбербанка и почты.
Деградация, миграция, вымирание - вот три главных явления, характеризующих нынешнее состояние дел в российской деревне. Село вымирает. 20 тысяч деревень стёрто с карты России. На 47 000 сёл приходится менее чем по десять жителей.
Таковы безрадостные результаты проводимого властями курса. Страна уже перешла черту, за которой продовольственная безопасность не может быть обеспечена. Россия закупает 27% потребляемой свинины, 45% мяса птицы. К нам завозится около 800 тысяч тонн рыбы, 150 тысяч тонн молока, 150 тысяч тонн сливочного масла.
Цифры беспощадно фиксируют положение дел в стране. Если в советский период потребление мяса и мясопродуктов на душу населения составляло 75 килограммов, то ныне россиянин потребляет их не больше 55 килограммов в год. На сегодняшний день не менее 10% россиян голодает, ещё 30% - недоедает, а 70% испытывает острый белковый дефицит и недостаток животных белков.
Правящие круги упорно отказываются содействовать сельскохозяйственному производству. На его поддержку выделяется менее 1% расходной части Федерального бюджета. Европейские государства на поддержку своего сельского хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в России эти расходы составляют лишь около 13 долларов. Какие сравнения нужны ещё?
Однако, как оказалось, и это ещё не предел. В начале октября 2010 года официальные представители Российской Федерации на переговорах по вступлению страны в ВТО выполнили все требования США по ограничению финансирования отечественного сельхозпроизводства. Вместе с понижением ввозных таможенных пошлин на иностранную сельхозпродукцию это равносильно ликвидации сельского хозяйства в России.
КПРФ считает такую политику Правительства РФ антинациональной, не отвечающей интересам российского народа, не обеспечивающей продовольственную безопасность страны и предлагает иной путь, путь возрождения сельского хозяйства и российской деревни на основе следующих приоритетов:
Приоритет первый. Земля, как объект земледелия не может быть товаром, раздираемым на части торговцами и спекулянтами. Земельные угодья должны быть в государственной собственности и безвозмездно передаваться юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях.
Приоритет второй. Основой экономики российского села определить крупные коллективные хозяйства с высокой долей орошаемого земледелия, с высокотехнологичным уровнем сельскохозяйственного производства, с эффективным использованием лесных и водных ресурсов. Организация и поддержка таких хозяйств должны стать постоянной заботой государства.
Приоритет третий. Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть на уровне стран Евросоюза, но не менее 15 % расходной части годового Федерального бюджета России.
Приоритет четвертый. С целью обеспечения паритета цен и перспективного развития агропромышленного комплекса ввести государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства. Обеспечить необходимое и достаточное льготное кредитование сельских хозяйств всех категорий для обеспечения подъёма производства и прироста объёмов сельскохозяйственной продукции.
Восстановить в полном объёме потребительскую кооперацию, как единственного посредника между сельскохозяйственным производителем и потребителем, гаранта стабильности цен и реализации продукции.
Приоритет пятый. Ввести мораторий на банкротство сельскохозяйственных организаций. В полной мере использовать процедуру финансового оздоровления хозяйств за счёт средств бюджетов всех уровней. Жёстко пресекать любые попытки противозаконных действий против сельскохозяйственных организаций.
Приоритет шестой. Принять новые Земельный, Лесной и Водный кодексы, предусматривающие государственную собственность на земельные и лесные угодья, водные акватории, а также возлагающие на государство обязанность по улучшению плодородия почв, восстановлению лесов и их защиту от природных явлений и противозаконных действий человека.
Приоритет седьмой. Восстановить сельскую социальную инфраструктуру. В полной мере обеспечить сельских жителей жильём, учреждениями культуры, школами, больницами и поликлиниками, детскими садами и яслями. Ежегодно выделять не менее 4% расходной части Федерального бюджета на восстановление и строительство объектов социальной сферы сёл, утраченных в ходе «реформ». Остановить процесс закрытия учреждений социальной сферы. Вывести сельские поселения из сферы действия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Центральный Комитет КПРФ выражает категорический протест против вступления России в ВТО на условиях сокращения государственной помощи сельскому хозяйству и открытия границ для импорта продовольствия.
Коммунистическая партия Российской Федерации убеждена в том, что спасение села - неотложное дело, требующее мобилизации всех сил общества и энергии народа. Многовековой опыт российского государства подсказывает, что именно так было в сложные периоды нашей истории.
Обращаясь к гражданам России, Пленум Центрального Комитета КПРФ выражает надежду, что все здоровые и патриотические силы российского общества поддержат воззвание ЦК КПРФ и внесут свою достойную лепту во всенародное дело спасения российской деревни. Лишь коренная перемена курса может спасти ситуацию. Судьба страны напрямую зависит от степени готовности каждого сопротивляться политике правящих кругов, противостоять уничтожению российского села, защитить Россию от временщиков.
Спасение российской деревни – долг каждого!