Рост реальных зарплат в 2010 году, который Владимир Путин называл одним из главных достижений правительства, оказывается, не затронул многочисленные группы российских бюджетников, чьи заработки упали в реальном и даже в номинальном выражении. Так, учительские зарплаты во многих регионах в прошлом году заметно снизились. Усыхание зарплат происходило порой на несколько тысяч рублей в месяц. Такие удручающие данные о заработках в сфере образования были обнародованы вчера в Высшей школе экономики. Эксперты «НГ» считают падение учительских зарплат в России вполне закономерным: несмотря на громкие заявления о социальных гарантиях, власти уже давно взяли курс на сокращение финансирования образования в стране.
Во вторник в Высшей школе экономики директор Центра универсальных программ Наталья Типенко сообщила о результатах проведенного мониторинга оплаты труда российских учителей в 2010 году. В мониторинге приняли участие 77 субъектов РФ. По шести субъектам данных предоставлено не было – это Дагестан, Тува, Бурятия, Свердловская и Иркутская области, а также Москва. Из результатов мониторинга можно сделать вывод, что в прошлом году зарплаты многих учителей подверглись серьезному сокращению, причем как в реальном, так и номинальном выражении. И произошло это вопреки официальной статистике, которая отрапортовала о значительном повышении среднемесячной зарплаты по всем видам экономической деятельности в номинальном выражении на 11,3%. В сфере образования, по данным Росстата, начисленные (номинальные) зарплаты выросли за год на 5,2%. «Сравнение среднегодовой зарплаты учителей на 1 октября 2010 года со средней зарплатой за 2009 год показало рост только в 56 регионах. В 14 регионах зафиксировано снижение зарплат. При этом в 31 субъекте изменение заработной платы (как рост, так и падение) составило менее 500 рублей», – сообщается в докладе Центра универсальных программ. Между тем среди субъектов, которые столкнулись с ухудшением качества жизни учителей, в 2010 году было отмечено четыре случая падения зарплат более чем на одну тысячу рублей. В большинстве же регионов, в которых наблюдался рост номинальной оплаты труда, зарплаты учителей стали больше лишь на несколько сотен рублей. Если учесть, что в 2010 году цены выросли в среднем на 8,8%, то номинальный рост зарплат даже на 1,3–1,5 тыс. руб. инфляцию практически не покрывает. Значит, с поправкой на инфляцию учительские заработки часто либо оставались на уровне 2009 года, либо сокращались. Рост зарплат учителей более чем на 1,5 тыс. руб. Центр универсальных программ отметил лишь в шести регионах. Самое сильное сокращение зарплат учителей в 2010 году произошло в Удмуртии, Алтайском крае, Брянской, Пермской, Саратовской и – особенно – Томской областях. Наиболее заметным на общем фоне рост зарплат учителей оказался в Омской, Орловской и Новосибирской областях, а также в Карелии. Независимые эксперты уверены, что падение учительских зарплат – это не случайное явление. «Особая государственная политика российских властей в сфере образования сегодня становится все более очевидной», – говорят экономисты. Суть этой политики, по словам ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза» Дмитрия Ширяева, заключается в экономии бюджетных средств на наименее защищенных категориях населения, «чье прогнозируемое возмущение можно относительно безболезненно игнорировать». В список таких категорий попали и учителя. Ситуация усугубляется, по мнению эксперта, пороками новой системы оплаты труда, бюджетными проблемами конкретных регионов и переводом школ на частичное самофинансирование. «Учителя в своей массе не могут зарабатывать деньги самостоятельно, поскольку сегмент частных школ и репетиторства в России крайне ограничен из-за низких доходов большинства россиян, – рассуждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Рынок труда в сфере школьного образования почти весь контролируется государством. И государство как монополист здесь жестко демпингует». Аналитик добавляет: если применить к образовательным услугам обычный рыночный критерий – соотношение цены и качества, то мы увидим, что труд педагога в РФ недооценивается в 5–10 раз по сравнению с развитыми странами. «Государство искусственно исключает из среднего класса профессиональную группу учителей», – резюмирует Шандыбин. «Для правильной оценки ситуации с зарплатами учителей важен анализ ранее принятых регионами решений по размерам зарплаты бюджетников. В докризисный период относительно благополучные регионы стремились повысить зарплаты бюджетников. А сегодня им сложнее удерживать и повышать имеющуюся базу», – добавляет начальник Управления заработной платы и доходов населения Института труда и социального страхования Сергей Горбарец. В то же время часть экспертов предполагают, что в предвыборном 2011 году все-таки возможно некоторое повышение учительских зарплат. Однако скорее всего оно будет проведено в рамках перераспределения имеющихся средств. «Достаточно административного давления на руководство школ, чтобы премиальный фонд распределялся не столь откровенно в пользу администрации. Но такое повышение будет временным в отличие от прямого увеличения ставок», – отмечает Ширяев. "Независимая газета" |