В России стремительно сокращается число школ и детских садов. Только за последние четыре года, по данным Росстата, в стране было закрыто около 12 тыс. школ. Одновременно эксперты отмечают другую устойчивую тенденцию – растущие затраты родителей на обучение и воспитание детей. Почти половина российских семей платят за школьные уроки, репититорство, секции, кружки и подарки педагогам.
За последние годы социологи зафиксировали тот факт, что, несмотря на социальные лозунги, российское государство неуклонно сокращает число бюджетных учреждений в сфере образования, перекладывая все больше расходов на плечи родителей. Значительные изменения в структуре расходов родителей на образование и воспитание своих детей ученые считают неоспоримым фактом. «В результате социально-экономических преобразований выкристаллизовались принципы современной социальной политики, среди которых – привлечение индивидов и домохозяйств в качестве соплательщиков социальных услуг», – формулирует свой вывод социолог Новосибирского госуниверситета Татьяна Черкашина. Важным элементом государственной политики является так называемая оптимизация численности детских садов и школ. В частности, с 1995 по 2009 год число детских дошкольных учреждений в стране сократилось с 68,6 тыс. до 45,3 тыс., а дневных общеобразовательных учреждений – с 68,9 тыс. до 52,4 тыс. Среди школ под сокращение попали в первую очередь малокомплектные сельские школы. За последнее десятилетие число государственных и муниципальных школ в городах сократилось на 19%, а в сельской местности – на 24%. При этом если в 1995 году на 100 мест в дошкольных учреждениях приходилось 83 воспитанника, то в 2007 году – уже 105. Другими словами, в дошкольных учреждениях был создан дефицит мест. Вакуум, образующийся в системе бесплатного образования, заполняется теми учебными учреждениями, которые предоставляют платные услуги. В 1994–1998 годах лишь около 35% домохозяйств с детьми до 14 лет тратили деньги на оплату занятий детей в дошкольных учреждениях, школах, секциях, кружках, на оплату частных уроков, репетиторов, в том числе и на подарки педагогам. В последние годы этот показатель устойчиво превышает 45% и иногда приближается к 50%. По данным Росстата, в России на начало 2009/10 учебного года было открыто 1417 гимназий (982,7 тыс. обучающихся) и 1045 лицеев (667,3 тыс. обучающихся). Аналогичная картина наблюдается и в системе детского дошкольного воспитания. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения зафиксировал, что в начале 90-х годов прошлого века 18,4% детей посещали ведомственные детсады, а в 2009 году этот показатель снизился до 3,2%. При этом численность посещающих частные дошкольные учреждения выросла за это время с 0,3 до 1,6%. Родителям приходится раскошеливаться не только в случае определения детей в платные школы и детсады. Бесплатное образование в России все больше и больше превращается в некую философскую категорию, отвлеченную от жизненных реалий. Черкашина отмечает в этой связи тот факт, что в настоящее время число детей – получателей платных услуг возрастает во всех возрастных группах дошкольников. С наступлением школьной поры затраты только увеличиваются. «Переступив школьный порог вместе с детьми, родители начинают чаще платить не за уход, а за образование и его методическое обеспечение. Если в 1994 году из детей, посещавших школу, платные образовательные услуги получали 4,3%, то в 2009 году – 11,1%», – говорит эксперт. Еще одна расходная статья бюджетов семей, где есть дети-школьники, – приобретение учебников и пособий. В 1994 году учебники за родительские деньги покупали 12,5% школьников, а в 2009 году таких было уже 75%. Речь идет вовсе не о символических суммах. Накануне нового учебного года цены на школьные учебники взлетают в 1,5–2 раза. Например, «Букварь» для первоклассника на рынке может стоить около 300 руб. В результате в общем объеме государственных, муниципальных, коммерческих затрат на общее образование расходы населения начинают занимать все более весомое место. Например, в 2008 году эти затраты, включающие оплату подготовки ребенка к школе, оплату учебы в общеобразовательных учреждениях, дополнительных образовательных услуг и сопутствующие платежи, составили 14,6%, отметила Черкашина. С таким выводом согласны другие эксперты. В частности, директор сводного департамента Счетной палаты РФ Вадим Дубинкин на состоявшемся в середине марта 2011 года заседании круглого стола по проблемам государственной политики в социальной сфере после принятия закона о реформе бюджетных учреждений (83-ФЗ) констатировал, что внебюджетные доходы федеральных учреждений имеют устойчивую тенденцию к росту. Эти доходы возросли с 129,8 млрд. руб. в 2000 году до 454,4 млрд. руб. в 2009 году, то есть в 3,5 раза. При этом наибольшие объемы доходов аудиторы Счетной палаты установили в подведомственных учреждениях Рособразования – 143,8 млрд. руб., или 31,6% общего объема доходов. И значительную долю своих доходов школы, формально предоставляющие бесплатное среднее образование каждому ребенку, извлекли из кошельков родителей. "Независимая газета" |