Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Два законопроекта - две концепции образовательной политики. Печать
07.04.2011 16:25

В мае 2010 г. на сайте Минобрнауки РФ был выставлен проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федера-ции", который обычно называют интегрированным. Фактически речь идет о попытке создания Образовательного кодекса. Значительная часть организаций, составляющих образовательное сообщество, а также некоторые экспертные советы при  профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным. В этой связи Минобрнауки объявило его подготовительными материалами, а на специальном сайте 1 декабря выставило новую версию законопроекта. Эта версия примерно на четверть короче предыдущей, однако содержательно мало от нее отличается.  


В таких условиях движением "Образование - для всех" (далее - ОДВ) при поддержке фракции КПРФ в Госдуме начата разработка альтернативного законопроекта, в основу которого положены тексты законов РФ "Об образовании" в редакциях 1992 и 1996 гг., а также декларация движения с одноимённым названием. Предлагаем вниманию читателей краткую сравнительную характеристику содержания двух законопроектов.

линии сравнениязаконопроект Минобрнаукизаконопроект ОДВпримечания
1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образованиеотсутствуетне менее 7% от объема ВВП в РФв настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%; в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%
2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образованиеотсутствует не менее 5% от расходной части федерального бюджетав Законе РФ «Об образовании» 1996 г. составляла 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ этот показатель требует повышения
3. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учрежденийподушевое финансированиенормативное финансирование, при котором две трети средств распределяются между образовательными учреждениями по подушевому принципу, а одна треть – независимо от количества обучающихсяопыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается
4. Финансирование негосударственных образовательных учрежденийвозможно только на основе государственного задания; на практике наиболее вероятно выделение средств по остаточному принципу лишь некоторым из негосударственных учрежденийаккредитованная негосударственная школа финансируется по нормативам наравне с государственной; аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий норма о государственном финансировании аккредитованной негосударственной школы существовала в законах «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и была отменена ФЗ № 122 от 22.08.2004 («о монетизации»). Это привело к сокращению части школ (в т.ч. православных), где обучались дети из семей с низкими и средними доходами (в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья)
5. Налогообложение образовательной деятельностинормы отсутствуют, предусматривается лишь компенсация выплаченных сумм налога на имущество и земельного налога для государственных и муниципальных образовательных учреждений из соответствующих бюджетов в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей законопроект ОДВ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.
6. Образовательное кредитованиепредусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); конкретные нормы предполагается включить в государственную программу образовательного кредитования, которая должна утверждаться правительством предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения – до 30 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее 300 тыс. руб. в год  с учетом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США)
7. Структура государственных образовательных стандартоввключает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихсяв основном соответствует нормам законов РФ «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 гг. В настоящее время содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает саму идею стандарта.
8. Информационно-образовательная среданормы отсутствуютРоссийская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, - явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно-развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня  культуры в обществе
9. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологиирегулируется лишь в ограниченной форме использование информационных ресурсов и дистанционных образовательных технологий обеспечивает возможность использования информационных, телекоммуникацион-ных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению. Предполагает принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий, включая:- бесплатный ноутбук – каждому студенту из семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов по РФ в целом, а также из числа инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;- дешевый и высокоскоростной Интернет – каждому обучающемуся    в высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособ-ности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развития ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию
10. Уровень зарплаты педагогических работниковнормы отсутствуютсредние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства более или менее соответствует закону РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и задачам развития человеческого потенциала страны
11. Зарплата мастеров производственного обучения в системе НПОнормы отсутствуютустанавливается на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях народного хозяйства данного региона 
12. Зарплата преподавателей ссузовнормы отсутствуютсредние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в производственных отраслях народного хозяйстваболее высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования  связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников
13. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузовнормы отсутствуютсредние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в производственных отраслях народного хозяйства в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг.; связано с особенно высокими требованиями к  квалификации труда
14. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работниковнормы практически отсутствуютустанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих соответствует требованиям нескольких десятков Законодательных Собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг.
15. Право на дошкольное образованиедошкольное образование общедоступно и бесплатнодошкольное образование общедоступно и бесплатносоответствует конституционной норме
16. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учрежденияхкомпенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы компенсация устанавливается на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей       - 100% родительской платы направлено на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей
17. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях   размер компенсации устанавливается регионами за счёт соответствующих бюджетовкомпенсация выплачивается в размере средних затрат в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях данного региона. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50направлено на стимулирование демографического роста, на поддержку семей, которые не смогли найти места в муниципальных дошкольных учреждениях, а также на поддержку негосударственных дошкольных учреждений. Соответствует действующей норме закона
18. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школыв явном виде нормы отсутствуютконкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы на ступени начального и основного общего образования (за исключением учреждений, осуществляющих образование в области спорта или искусства) запрещается  
19. Право на общее (школьное) образованиеобщее (школьное) образование обязательно и бесплатнообщее (школьное) образование обязательно и бесплатнорасширяет права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование
20. Число детей в классе норма отсутствует20сокращение числа детей в классе приведет к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений школьных учителей
21. Сельская школав явном виде нормы отсутствуютфинансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся; без согласия Сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школыв постсоветский период в РФ ликвидировано около 15 тыс. школ, из них около 12 тыс. – в ХХI веке. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах
22. Коммунальные льготы для сельских педагоговпредусматривает сокращение коммунальных льгот, в т.ч. отказ в бесплатной аренде и (или) обслуживании жилплощади, а также 50-процентной оплате коммунальных услуг  предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие
23. Итоговая аттестация в школе  основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа  экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знанийпо мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологических служб, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов[1]. 
23* Неуспевающие старшеклассникиучащиеся старшей школы, не успевающие по двум предметам либо не ликвидировавшие задолженность по одному предмету в установленный срок, переводятся на вечернее либо заочное обучение. Тем самым они лишаются возможности получения качественного образования по другим предметам[2]старшеклассники, не успевающие по одному или нескольким предметам, по их желанию остаются либо на повторное обучение, либо получают документ об образовании с неудовлетворитель-ными оценками. При этом, выпускник, имеющий одну неудовлетворитель-ную оценку, не вправе получать высшее образование по соответствующему профилю; имеющий две неудовлетворитель-ные оценки вправе поступать только в учреждения начального и среднего профессионального образования; имеющий три неудовлетворитель-ные оценки вправе поступать только в учреждения начального профессионального образованияроссийская система образования с советских времен страдает так называемой процентоманией, когда формальные результаты работы школы не соответствуют реальным («три пишем – два в уме»). Предложенная система избавляет педагога от необходимости ставить детям незаслуженные оценки, а учеников – от возможности их получать. Это оздоравливает моральную атмосферу и, вместе с тем, не закрывает детям возможность продолжения образования
24. Начальное профессиональное образованиекак особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифици-рованных рабочих в рамках среднего профессионального образования. При этом очевидно, что большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразователь-ного уровня  сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатноэто предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время у автора на руках находятся письма, выражающие с ним категорическое несогласие, от НП «Академия профессионального образования», Ассоциации институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Сибирского региона и Ассоциации учреждений начального профессионального образования (Новосибирск), Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии и ССПО «Нефтяной техникум», дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», работодателей ЗАО «Распадская угольная компания» (Междуреченск) и Угольная компания «Южный Кузбасс» (Новокузнецк), Междуреченского Горностроительного колледжа
25. Право на среднее профессиональное образованиеСПО общедоступно и бесплатно в случаях, когда число бюджетных мест совпадает с числом заявок. В иных случаях проводится конкурсСПО общедоступно и бесплатноКонституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО
26. Право на высшее профессиональное образованиевысшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основевысшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе 
27. Льготы при поступлении в высшие учебные заведениябольшинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов.Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ, СПбГУ и некоторые другие вузы по отдельным специальностямсохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов,  необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России
28. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образованиягарантируется финансирование за счет средств Федерального бюджета высшего образования не менее 9% граждан в возрасте от 17 до 30 лет в расчёте на 10 тыс. населения гарантируется финансирование за счет Федерального бюджета высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения«норматив» 220 студентов на 10 тыс. населения соответствует уровню СССР 1980 г. В настоящее время, по разным данным, этот норматив составляет от 199 до 209 студентов на 10 тыс. населения. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является международно-признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 259 студентам на 10 тыс. населения
29. Основные виды высших учебных заведенийколледж, институт, университет, исследовательский университет, федеральный университет, Московский и Санкт-Петербургский университетыинститут, академия, университет, федеральный университет, МГУ и СПбГУпоскольку в России не существует колледжей как вида высших учебных заведений, но функционируют сотни академий с филиалами, проект Минобрнауки предполагает для большинства высших учебных заведений либо понижение статуса, либо принудительную «реструктуриза-цию» путём их искусственного присоединения к крупным университетам
30. Отношение к болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образованияпринудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количество занятий по профильным предметам на 40% добровольность участия в болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектория обучения – за студентамиминистерский законопроект для большинства студентов приведет к понижению качества высшего образования
31. Социальная стипендия учащихся профессиональных учебных заведений в государственных (муниципальных) учебных заведенияхнормы отсутствуютсоответствует прожиточному минимуму Российской Федерации в целом имеет целью уменьшение  неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы
32. Расчетная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведенияхнормы отсутствуютустанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума Российской Федерации в целом соответствует уровню советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 20% от прожиточного минимума
33. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведенияхнормы отсутствуютустанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума Российской Федерации в целомв основном соответствует нормам советского периода; в настоящее время стипендия составляет около 8% от прожиточного минимума 
34. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведенияхнормы отсутствуютустанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума Российской Федерации в целомв настоящее время стипендия составляет около 8% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учетом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию
35. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведенияхконкретные нормы отсутствуют организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 25 руб. в день в расчете на одного обучающегосяпо данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела
36. Финансирование питания в профессиональных учебных заведениях в государственных (муниципальных) учебных заведенияхза исключением детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, нормы отсутствуют питание финансируется учредителем из расчета 1/30 прожиточного минимума в соответствующем регионе в день  
37. Право граждан на дополнительное образованиечетко сформулированные гарантии отсутствую гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке на бесплатной основе 
38. Статус учреждений и педагогов дополнительного образования конкретные нормы отсутствуют(в тексте законопроекта:  «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности»устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий  
39. Права общественных движений просветительского характера норма отсутствуетПрава и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, в части реализации ими дополнительных образовательных программ.законопроект Минобрнауки фактически ставит вне закона деятельность просветительских организаций, включая Общество «Знание» России
40. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровьягарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентаремгарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение в законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии
41. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных образовательных учрежденияхв специальных интернатах дети с ОВЗ находятся на условиях полного государственного обеспечения в специальных интернатах дети с ОВЗ находятся на условиях полного государственного обеспечениязафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования 
42. Развитие интегрированного (инклюзивного) образованияпредусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину в обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам


[1] По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%.

[2] Пушкина следовало бы отчислить из Царскосельского лицея и перевести на «заочку»

Как видит читатель, из сорока двух выделенных позиций в двух законопроектах совпадают пять. Во всех остальных случаях альтернативный законопроект не ограничивает право человека на образование, уровня финансовой и социальной поддержки  образовательной системы со стороны государства, но, напротив, значительно их расширяет. Как нам представляется, законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, которая приводит к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Напротив, альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к обществу знаний.    

Пресс-служба

Ростовского ОК КПРФ