Росстат сообщил, что, по данным на первое полугодие 2011 года, доходы ниже прожиточного минимума в стране имеют почти 15% населения, или 21,1 млн. человек. Это на 2 млн. человек больше, чем было в аналогичном периоде прошлого года. При этом растущая бедность – далеко не единственный тревожный сигнал. Судя по официальной статистике, итогом последних трех-четырех лет стало двукратное замедление темпов роста ВВП, сокращение резервов, стагнация и даже сокращение роста реальных доходов населения.
За период с середины 2010 года по середину 2011 года число бедных в России – жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума – увеличилось на 2 млн. человек и достигло 21,1 млн. россиян. По итогам первого полугодия 2011 года за чертой бедности в стране живут около 15% населения. Такие данные обнародовал во вторник Росстат. Увеличение количества бедных случилось вопреки вниманию к социальному благополучию граждан, о котором говорят представители правительства. Ведь относительно недавно премьер-министр Владимир Путин сообщал о сокращении бедности в России: зимой 2010 года в РФ насчитывалось около 12,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума, и это было меньше показателей 2009 года.
Но похоже, в социальной политике или статистике произошел сбой. Теперь Минэкономразвития (МЭР) выступает с тревожными прогнозами, что уровень бедности в РФ вырастет по итогам всего 2011 года до 13,1% против 12,8%, достигнутых в конце 2010 года. Причина – ускоренный рост прожиточного минимума, а также невысокие темпы роста денежных доходов населения в 2011 году.
По данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, к 2014 году планируется увеличить прожиточный минимум примерно до 8,6 тыс. руб. в месяц. Во втором квартале 2011 года прожиточный минимум составил 6,5 тыс. руб. в месяц.
Между тем не только растущая бедность числится в списке удручающих итогов последней трехлетки. В сложный период кризиса, который пришелся на президентство Дмитрия Медведева и премьерство Владимира Путина, Россия ухудшила многие свои социальные и макроэкономические показатели. Согласно официальной статистике, рост ВВП РФ в предкризисном 2007 году составлял 8,5%, в 2008 году, когда в конце лета мир потряс финансовый обвал, рост ВВП составил уже 5,2%. В 2009 году был зафиксирован спад в 7,8%. При нынешних темпах роста ВВП (около 4% в год) экономика до сих пор не вышла на предкризисные объемы. По словам Владимира Путина, экономика может преодолеть последствия кризиса к началу 2012 года. Но времени остается все меньше, а поводов для сомнений из-за угрозы второй волны кризиса меньше не становится.
Не восстанавливаются и резервные фонды страны. Так, по данным Минфина, совокупный объем Резервного фонда РФ до кризиса – весной 2008 года – составлял около 125 млрд. долл. По данным на 1 сентября этого года, Резервный фонд оскудел почти в пять раз – примерно до 27 млрд. долл. Тревожные данные сообщает официальная статистика и о реальных доходах населения, которые до кризиса росли примерно на 10% в год, тогда как реальные зарплаты увеличивались на 16%. В 2010 году реальные доходы росли уже на 4,3%, а реальные зарплаты на 4,2%. За январь–август 2011 года реальные доходы сократились на 0,7%, а реальная зарплата выросла лишь на 2,3%.
В качестве достижения российской экономики последних лет можно назвать лишь замедление темпов инфляции. Если в 2007 году инфляция достигала в РФ почти 12%, в 2008-м – более 13%, то в 2010-м она замедлилась до 8,8%, а по итогам 2011 года она может составить около 6,5–7,5%. Но такая динамика объясняется не столько правительственными мерами по обузданию цен, сколько последствиями кризиса и сокращением доходов населения. Кроме того, эксперты постоянно указывают, что официальная статистика усредненной инфляции слишком далека от реальных скачков цен на продовольствие, услуги ЖКХ, лекарства.
Подводя итоги кризисной трехлетки, эксперты «НГ» призывают сравнивать текущую ситуацию не только с докризисным благополучием, но и с апокалиптическими прогнозами, сделанными в самый разгар кризиса. На фоне таких прогнозов экономика РФ выглядит сейчас уже не столь плачевно. «Однако если в ближайшие несколько лет не произойдет адекватного экономического стимулирования, если производительность труда останется на прежнем уровне, если не изменится экономическая сущность налогообложения, естественным итогом станет увеличение количества бедных в стране, которое уже сегодня является не статистическим эффектом, а скорее тенденцией», – замечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин, в свою очередь, указал не только на негативные, но и на позитивные итоги последних лет: «Элиты и общество наконец-то осознали, что у страны нет будущего без модернизации и развития экономики за рамками сырьевого и финансового секторов. На волне обеспокоенности, вызванной кризисом, выросли, например, инвестиции в животноводство, и уже через несколько лет это принесет свои плоды в плане меньшей зависимости России от импорта продовольствия. Другой позитивный пример – внедрение практики стимулирования спроса на отечественную сложную продукцию (программа замены старых авто). Такого рода программы актуальны не только для кризисных времен».
Увеличение же числа бедных за последние годы обусловлено, по словам Шандыбина, быстрым ростом цен, особенно на продовольствие и услуги ЖКХ, на фоне кризисного замораживания зарплат. «Поскольку у малообеспеченной части населения никаких иных доходов, кроме зарплат, пенсий и социальных выплат, нет, а накопления на черный день минимальны, то для этой группы экономическая статистика сразу превращается в человеческую трагедию», – резюмирует эксперт.