Тема о модернизации экономики, поднятая на заседании Госдумы в пятницу, давно уже является одной из важнейших. Однако как всегда… много слов да мало дела?
В минувшую пятницу Госдума дискутировала на тему о модернизации экономики. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина докладывала, каких «болезней» экономике надо избегать: сырьевой зависимости, внутренних дисбалансов, скрываемых высокими ценами на нефть, высокого потребительского импорта, жесткого монополизма, диктата цен на энергоносители, рос-та внешней корпоративной задолженности, увеличившейся в 2,5 раза с 2006 года. Нужно, теоретизировала министр, чтобы в стране появились длинные деньги, механизм госзакупок со стороны госкорпораций, естественных монополий, чтобы появился спрос на инновационную, высокотехнологичную продукцию. Инфляция если и снизилась, так потому, что народу не на что покупать товары. Надо бы расширять и стимулировать сферу сбережений как источник инвестирования, но банки у людей не пользуются доверием. Чтобы перейти на модернизацию, российской экономике необходимо структурно перестроиться, изменить бюджетную политику, налоговую системы, рассуждала Набиуллина. Но Минфин и не думает ничего менять. По ряду позиций ее тезисы перекликались с тем, что многократно доказывали коммунисты: не сырье вывозить, а переработанную продукцию. Чтобы продукция была конкурентоспособна, нужны модернизация производства, технологические инновации, государственная поддержка. Пока ничего такого в нашей экономике нет. НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) застыли на уровне 1% ВВП; инновационная активность и до кризиса имела негативную динамику, в кризис совсем остановилась; доля предприятий, занимающихся технологическими инновациями, сократилась с 10,5% в 2004 году до 9,6% в 2008-м. Тогда как в Германии доля таких предприятий – 73%, в Ирландии – 61%, в Бельгии – 58%, в Эстонии – 47%, в Чехии – 41%. У нас менее 1% составляют предприятия, которые получают помощь от государства для внедрения технологических инноваций, тогда как в Австрии их – 17,8%, в Италии – 14%, в Нидерландах – 13%, в Германии – 9%. Неудивительно, что более 800 тыс. наших ученых работают за рубежом. В родном отечестве им работать негде. РФ еще держится на советском ресурсе. Страна сохраняет лидерство в ракетно-космической сфере, обладает научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой. Но все пребывает в застывшем состоянии. Набиуллина, так же как остальные министры, результаты измеряет финансовыми затратами. Чуть увеличили на науку, чуть добавили на НИОКР, – вот и все усилия правительства. А что получено от вложений? Положительных итогов нет. Депутат Сергей Собко (фракция КПРФ) пытался выяснить: как получилось, что 295 системообразующих предприятий, которые в кризис стали объектами финансовой опеки властей, де-юре не являются российскими, их управляющие компании зарегистрированы в разных географических точках от Кипра до Гибралтара, они не входят в налоговую зону РФ, управляющие компании получают огромные дивиденды, в частности, по Евразу – 112,7 млрд руб. получил владелец… Набиуллина ушла от прямого ответа, заметив лишь, что все головные компании из 295 списочных предприятий «должны быть зарегистрированы на территории РФ…». Заговорили о дорогах. Их строительство – важнейшая составляющая для развития реальной экономики. Но правительство аннулировало дорожный фонд и теперь вынашивает планы по введению платности движения по старым трассам, построенным еще в советское время. «Не усугубляйте перекос, – предупреждают депутаты, – постройте новые дороги и делайте их платными». «Расценки на платность не будут большими», – успокоила думцев Набиуллина. Однако далеко не все известно министру о происходящем в реальной экономике. Она не в курсе, например, что холдинговая компания «Дальзавод» в Приморском крае собирается уволить всех работников в период с 1 по 31 декабря 2009 года. Удивилась. Но не более того. Модернизация российской экономики – только на бумаге, заявил Николай Коломейцев (КПРФ). Объем импортного продовольствия за 10 лет вырос в 5 раз, годовые затраты составляют 35 млрд руб. Ввоз легковых автомобилей составляет 2 млн штук в год, грузовых – 145 тыс. Роскомимущество распродает остатки оборонной промышленности. Одежды завозится на 5 млрд долларов в год, 10 лет назад завозили на 100 млн. На 8 млрд долларов импортируется лекарств. За минувшие 10 лет не построено ни одного современного фармацевтического предприятия. Единственная «инновация» произошла в составе правительстве: в 1999 году Путин руководил 75 членами кабинета, теперь их – 135. Преобладают сторонники либерально-монетаристкого курса, который привел страну к полнейшему упадку. Браун, Кудрин и налоги Первый среди равных – министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин. В субботу, 7 ноября, на саммите министров финансов «двадцатки» он скептически отнесся к идее британского премьер-министра Гордона Брауна ввести обязательный налог на финансовые сделки. «Браун любит повышать налоги», – прокомментировал Кудрин, подразумевая, видно, что он – против усиления налоговых нагрузок. Но это не так. По распоряжению его, Кудрина, в Госдуме был продавлен проект закона, повышающего налоги. Конечно, не на финансовые сделки, а на средний класс и бедняков. Заместитель Кудрина Сергей Шаталов покаянно возводил вверх глаза, предлагая «вниманию депутатов непростой законопроект» – «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ». Им значительно больше, чем прежде, повышаются акцизы и транспортный налог, чтобы, по словам Шаталова, «минимизировать дефицит бюджета». «Единая Россия» обеспечила Минфину принятие (за – 315, против – 94) в первом чтении мародерского законопроекта. Против единогласно высказались коммунисты. Жириновцы уклонились от голосования. На роль увещевателя оппозиции «единороссы» выдвинули Г.Кулика, который вкрадчиво убеждал, что налоговые деньги нужны, как «продукт не столько экономический, сколько социальный». Кулик задевал самые чувствительные депутатские струны: мол, повышение акцизов уменьшит пьянство и табакокурение. В скудные региональные бюджеты поступят доходы от акцизов на моторное топливо и от транспортного налога, за счет чего решат социальные задачи. Кулик выискивал «гуманные» объяснения негуманному закону. Шаталов увещевал по-своему: подумаешь, рассуждал он, доля акцизов в бутылке пива увеличится всего на 3 рубля, цена пачки сигарет с фильтром вырастет всего-то с 9 до 14 рублей. На транспортном налоге минфиновец не фиксировал внимание депутатов. Они сами конкретизировали цену вопроса. Транспортный налог всецело пойдет в региональные бюджеты и должен пополнить их в будущем году, по расчетам Минфина, на 25%. Чтобы обеспечить такой объем доходов, субъектам Федерации дано право увеличивать базовые ставки транспортного налога в 2–5 раз, в зависимости от категории транспортных средств и срока их эксплуатации. Сергей Штогрин (КПРФ) уверен, что повсеместно произойдет резкое увеличение налога, прежде всего на частных владельцев транспортных средств, а не на организации. С.Штогрин узнал, что еще не принят федеральный закон, а региональные власти в Санкт-Петербурге, Московской, Кемеровской областях уже устанавливают предельно высокие ставки транспортного налога. В Кемеровской области местный парламент опережающим графиком принял в первом чтении соответствующий областной закон, и поднял в 2,5–3,3 раза увеличенные уже в 2 раза правительством ставки по легковым и по грузовым автомобилям. Это вызвало возмущение автомобилистов, в конце октября они провели митинг протеста, собралось более 500 человек, приняли резолюцию, осуждающую областной парламент. В Госдуме не сомневаются, что региональные законотворцы-«единороссы» в полном объеме воспользуются предоставленной им возможностью залатать дыры в своих бюджетах за счет автовладельцев. Депутат В.Гартунг подсчитал, что хозяин «жигуленка» мощностью 80 лошадиных сил заплатит в 2010 году налог не менее 4 тыс. руб. (сейчас максимальная ставка – 2 тыс. руб.), за транспортное средство мощностью 100 лошадиных сил – 7 тыс. руб., 250 лошадиных сил – 75 тыс. руб. За цифрами – беспомощность экономической политики правительства. С одной стороны, Путин декларирует поддержку автопрому, стимулирует продажу отечественных автомобилей, предлагая погашение процентных ставок по кредитам для покупателей. Но эти меры нивелирует Минфин, увеличивая транспортный налог. Прикинув, сколько придется за все платить да во что обойдется горючее после возросших акцизов, потенциальный покупатель может надолго отказаться от невыгодного приобретения. Еще негативный аспект транспортного налога. Для многих безработных автомобиль стал средством заработка. Возросшие налог и акцизы на топливо резко снизят доход безработного. Больно ударит новый налог по пенсионерам, которые держат свои старенькие авто для летних поездок на огороды. А была ли потребность в увеличении этого налога? По мнению С.Штогрина, транспортный налог и так растет динамично: в 2005 г. он дал в бюджет 26 млрд руб., а в 2008-м – уже 53 млрд руб., увеличение составило более чем в 2 раза за три года. За 9 месяцев 2009-го в бюджеты субъектов Федерации поступило 51,3 млрд руб. за счет транспортного налога, в том числе от физических лиц – 36,5 млрд руб. или 71% от общего объема налога. Фактически транспортным налогом Минфин пытается покрыть бюджетные бреши, «проеденные» олигархами, нефтяными и газовыми баронами. Шаталову был задан вопрос, сколько недополучил госбюджет от снижения экспортной пошлины на нефть, эту льготу получили нефтяные компании в период кризиса, и сколько потерял бюджет из-за снижения ставки налога на прибыль по нефтегазовому сектору. Ответ: в совокупности 700 млрд руб.! Так, где же логика в действиях Минфина? Одним с легкостью отдает сотни миллиардов, с других – сдирает последнее. Недавно в редакцию позвонил наш читатель из Перми Иван Пантелеевич. Узнавал, когда же государство вернет пенсионерам-северянам полагающиеся надбавки. «Ничего утешительного», отвечаем. А Иван Пантелеевич делится впечатлением: СМИ удивили новостью, что руководство Газпрома получило бонусы в размере 17 млрд руб. «Но это ж не они, а я и мои товарищи по 30 с лишним лет отработали на Севере, открывали месторождения газа, нефти, а эти теперь прикарманивают наши труды», возмущался пенсионер. Да, Иван Пантелеевич, такова капиталистическая логика. А если у вас имеется «жигуленок», то за эту «роскошь» вам придется еще и несусветный транспортный налог выложить, в пользу бюджета, изрядно опустошенного банкирами и крупными бизнесменами. Их трясти правительство не решается. Проще обирать молчаливых терпеливых россиян. Нелогично, с точки зрения С.Штогрина, все складывается. Объем транспортного налога в 2008 г. в 5 раз превысил объем земельного налога с физлиц, в 2 раза – объем налога на игорный бизнес. Но до сих пор правительство не разобралось с особняками и элитными квартирами имущих людей, не вводит налог на недвижимость, доходы от которого могли бы с лихвой компенсировать дефицит средств у муниципалитетов, субъектов Федерации. Почему уходят от налогообложения правообладатели земельных участков? Почему-то категорию крупных собственников Минфин как бы «не замечает». Акцизы. За счет их повышения, по прогнозу правительства, в следующем году в бюджеты всех уровней поступит более 90 млрд руб., большая часть из них – в региональные бюджеты. Минфин увеличивает акцизы на пиво в 3 раза, на вина натуральные и шампанские – на одну треть, на крепкие алкогольные напитки, включая водку, – на 30%, на табачные изделия – более чем на 30%. «Единоросс» Кулик сослался на неких экспертов, усмотревших в увеличении акцизов на алкоголь путь к снижению пьянства. «Где эти эксперты, я бы хотел с ними встретиться», заинтересовался Сергей Решульский (КПРФ). Кулик тут же забыл «имя и отчество экспертов…». «Единороссы» поняли, что лучше не впадать в авантюрные выводы. Всем же ясно, что от банального увеличения акцизного налога ничего доброго не произойдет. Эти меры, отметил С.Штогрин, никак не укладываются в провозглашенную правительством и президентом борьбу с алкоголизацией населения. Если уж решать эту проблему, то нужно снижать налоги на натуральные вина и шампанские, а на водку и прочие крепкие напитки – повышать. Но прежде, необходимо выработать противодействие теневому производству водки. В стране 29% водки, находящейся в обороте, производится нелегально. Рост акцизов увеличивает объемы самопального «змия» . Жди массовых отравлений. Выход в другом. Он на поверхности. Это – введение госмонополии на алкоголь. Тогда и бюджет получит стабильный доход, и с качеством будет порядок. "Советская Россия" Г. Платова |