Заводское руководство задолжало работникам предприятия деньги за несколько месяцев. Сбои в выплате начались еще в августе, когда зарплату стали выдавать частями, а с 15 ноября начала накручиваться еще и 15-дневная задолженность за октябрь. Всё это время начальство объясняло отсутствие выплат необходимостью закупки комплектующих и призывало рабочих к сознательности.
Но почему компенсировать затраты приспичило из их кармана, а не за счет получающих немалые деньги начальников, рядовые сотрудники так и не поняли. Первым взбунтовался еще утром 12 ноября сварочный цех. Акцию поддержали около 100 человек, взяв на вооружение 142-ю статью Трудового кодекса, дающую право работникам в случае задержки заработной платы более двух недель приостановить работу вплоть до выплаты долга. Забастовка длилась несколько часов и прекратилась только после того, как протестующим пообещали погасить долги в течение ближайших дней. Бастующим выдали меньше половины сентябрьской зарплаты, и 15 ноября в борьбу за свои права включились работники еще двух цехов. Всего уведомления о праве на приостановку работы подали более 150 автомобилестроителей. Если руководство ТАГАЗа нарушит свои обещания, предупредил председатель Таганрогской территориальной организации Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности Сергей Пенчуков, на заводе начнется крупномасштабная акция протеста.
Боевой профком поддерживает связь с ассоциацией представителей трудовых коллективов Ростовской области. Обе организации участвовали в подготовке совместных протестных акций в Таганроге против нарушения трудового законодательства, условий безопасности труда руководством завода. Выступали против ненормированного рабочего дня, отсутствия полноценных оплачиваемых отпусков, боролись против того, чтобы при приеме на работу приходилось писать заявление сразу и на расчет, заполнять бумаги о «добровольном» перечислении пенсионных денег в негосударственный пенсионный фонд «Тихий Дон». Как рассказал «Правде» председатель ассоциации, первый секретарь Неклиновского райкома партии Юрий Шаталов, ситуация на заводе, занимающегося сборкой заморских машин, очень тяжелая. Еще в июле имущество предприятия было арестовано в счет крупных долгов Сбербанку. Чтобы избежать расплаты с кредиторами, руководство завода решило добиться признания производства банкротом, создало вместо ООО «ТАГАЗ» новую юридическую структуру ООО «ТагАвтоПром», причем, проводя реорганизацию, постаралось избавиться от наиболее активных членов профкома. Требовать выплаты зарплаты, сохранения рабочих мест и гарантий занятости сокращаемым автомобилестроителям тагазовцы отправились в правоохранительные органы. В результате городская прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях в отношении ряда руководителей ООО, внесла представление в адрес недобросовестного работодателя об устранении нарушений прав работников и о выплате заработной платы с компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством. К середине августа сотрудникам ТАГАЗа было выделено более 14 миллионов рублей, они сумели добиться через суд и восстановления незаконно уволенных. Впрочем, всей суммы труженики так и не увидели и еще в конце лета заявили, что оставляют за собой право на протестные акции. К слову, судебный опыт заводской профсоюз получил еще в прошлом году. Именно в 2009-м на ТАГАЗе начались простои и серьезные проблемы с денежными выплатами. Весной того же года десятки рабочих добились через суд погашения задолженности по зарплате и компенсации морального вреда. Тогда же они решились и на организованные протестные выступления. Шаталов сообщил, что общается с бунтующими тагазовцами. По их словам, многие давно бы бросили унизительную работу, на которой в результате реорганизации зарплата снизилась до 7—8 тысяч рублей, а в дни простоев — и того меньше — до 4—5 тысяч. Но есть одно но. В благополучные времена работники получили от родного предприятия автомобили, стоимость которых стала высчитываться из зарплаты. Когда им выплачивали под 30 тысяч рублей, лучшего и пожелать было нельзя. Но в нынешних нищенских условиях люди попали в кредитную кабалу: в случае ухода с производства им нужно либо выплатить всю стоимость автомобиля целиком либо платить пеню в размере 1 процента в сутки от суммы долга. Надо ли говорить, что отдавать из семейного бюджета по одной — полторы тысячи в день автомобилестроители не в состоянии. Таганрогцы продолжают бороться за свои права с работодателем, который «в погоне за прибылью плюет на законы и на трудящихся». "Правда" |