Подписаться на RSS-ленту
 ”Написать ”Поделиться ”Записать ”Показать ”В ”Поделиться

Внимание!

Это старая версия сайта, которая не обновляется и носит информационный характер.

Для перехода на новый действующий сайт нажмите сюда >>

Постановление IV (совместного) Пленума ОК и ОКРК КПРФ. Печать
Автор: Гл. Редактор   
05.04.2011 16:37

 

 Развитие науки и образования - важнейшее условие социалистической модернизации России

Заслушав и обсудив доклад второго секретаря Ростовского областного комите-та КПРФ В.И. Бессонова, Пленум отмечает, что социально-экономический кризис в Российской Федерации углубляется. На данном этапе он развивается уже не как со-ставная часть мирового кризиса, а как самостоятельное российское явление, обуслов-ленное рыночным фундаментализмом правящих кругов страны.


Кризисные процессы продолжают крайне негативно сказываться на положении большинства граждан, рост цен на продукты, тарифов на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги ставит их на грань выживания. В этих условиях продолжает вызревать массовое недовольство положением дел в стране, хотя и не проявляющееся пока в активных формах протеста. Союз бюрократии и крупного капитала вынужден, защищаясь, наращивать беспрецедентную проправительственную пропаганду и организовывать отвлекающие общественное внимание акции. В то же время правящему режиму всё сложнее скрывать коррупционные скандалы и пороки буржуазной судебной системы, всё тяжелее отрицать падение результатов "партии власти" на региональных выборах и усиление протестных настроений в обществе.


Заявления представителей власти России о начале модернизации экономики страны на основе образования и науки остаются пустыми декларациями. Попытки заинтересовать в модернизации крупный капитал завершаются закономерным провалом. Желание подстроить систему образования и науки под интересы рынка, "профилизировать" всех, начиная с детского возраста, оборачивается разрушительными про-цессами для экономики страны в целом и для каждого человека в отдельности.


В отечественное образование упорно внедряется Единый государственный экзамен, который власть стремится дополнить крайне упрощенным образовательным стандартом. Уничтожение принципов фундаментальности школьного образования ведёт к деградации российской школы и личности ребенка. Нанесён удар по воспитательным функциям школы. Великий русский язык подвергается предельному опо-шлению. Литература превращена из источника воспитания нравственности в поле примитивной зубрёжки.


Курс на сокращение количества вузов и снижение числа студентов на треть к 2015 году противоречит мировым тенденциям, ликвидирует базу для модернизации и создания постиндустриального общества, основанного на знаниях. За 20 лет стипендии в вузах уменьшились в 4 раза, в техникумах - в 8 раз, в ПТУ - в 11,5 раза. Сту-дентам вузов выплачивается 20% от прожиточного минимум, учащиеся ПТУ и сред-них специальных учебных заведений - 7%. Получающая образование молодёжь вы-нуждена концентрировать энергию не на учёбе, а на подработке ради выживания, что сказывается на уровне подготовки выпускников и их последующем трудоустройстве.


Летом 2010 года ВУЗы Ростовской области выпустили около 44 тысяч специалистов, включая 20 тысяч студентов очной формы обучения. На конец сентября 2010 года около 2 тысяч 300 человек (11,5% от количества обучавшихся по очной форме) не были трудоустроены. В службу занятости обратилось 1400 выпускников вузов. В результате работу получили только 350 человек, причем 114 - не по специальности. При этом цифры статистики не учитывают 1388 выпускников ВУЗов и ССУЗов, призванных после окончания учебы на службу в армию, иначе цифры нетрудоустроенных были бы еще выше.


В 2010/11 учебном году, по сравнению с предыдущим учебным годом, численность студентов государственных ВУЗов в Ростове-на-Дону уменьшилась на 4 про-цента, а на первый курс было принято на 7,2% меньше студентов чем в 2009 году. Продолжает увеличиваться доля обучающихся на платной основе, в 2010/11 они со-ставили 49,4% от общей численности, в 2009 году было 48,8%.


С 2005/06 года число учреждений начального профессионального образования в области снизилось на 18,4%, а количество учащихся в них на 44,3%. На 10,9% сократилось число учреждений среднего профессионального образования, а число студентов в них на 40,9%.


В 1996 году общеобразовательных школ в Ростовской области было 1889, а в текущем учебном году - 1135, то есть сократилось на 40%.


К самым низкооплачиваемым категориям работников относятся учитель и преподаватель. Более того, намечается ликвидация системы педагогических вузов и сокращение числа учителей. Стране угрожает потеря педагогической интеллигенции как исключительно значимой социокультурной группы.


 Концепция разрабатываемого правительством федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предполагает отказ от всех значимых норм по финансированию системы образования, внедряя лозунг "Образование для рынка", в отличие от предлагаемого фракцией КПРФ закона под знаменем "Образование для всех".

Уже принятый федеральный закон о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений бросает школы и вузы в стихию либеральной коммерциализации.


Продолжают наноситься удары и по российской науке. Проект "Инновацион-ная Россия - 2020", разработанный Минэкономразвития, отрекается от академической науки как важнейшей системообразующей отрасли. Численность специалистов, занятых в разных отраслях науки, планируется уменьшить к 2015 году ещё на 4%. И это происходит в то время, когда уже почти полностью уничтожена отраслевая наука, а сотни тысяч российских учёных работают в США, создавая там 28% всех технологических новинок. Не обновляется в Российской Федерации и приборный парк. В об-щемировых расходах на науку за Россией осталась доля 1,7%, при том, что на США приходится 36%, на Евросоюз - 24%. Доля высоких технологий, идущих из России на экспорт, составляет около 2% при более 40% доли сырья в экспорте. Управление нау-кой находится не в руках крупных учёных, а в руках "эффективных менеджеров". В силу этого усилились процессы разгосударствления и децентрализации системы, про-цветает коррупция и непрофессионализм.


На фоне неуклонного роста конкуренции на мировых рынках подобная поли-тика ведёт к подрыву национальной безопасности России и интеллектуальной деградации общества. КПРФ считает такую политику неприемлемой и предлагает свою программу использования образования и науки для возрождения экономики и гармо-ничного развития каждого человека.

Политика КПРФ в области образования заключается в следующем.


Первое. Фундамент социалистической модернизации - школьное образование. Его задача - развитие способностей и раскрытие потенциала ребёнка, создание моти-вов и интереса к познанию, движение по ступеням интеллектуального и духовного роста. Дети России должны учиться бесплатно. Затраты призвано нести государство. Школьники должны получать многогранную фундаментальную подготовку в рамках единого образовательного пространства страны.


Второе. КПРФ рассматривает студенчество России как интеллектуальный авангард социалистической модернизации. Студенты должны иметь все возможности для учёбы и достаточные средства для достойной жизни в период получения образо-вания. Баланс между высшим и средним специальным, профессиональным образованием будет восстановлен за счёт повышения востребованности ССУЗов и ПТУ. С этой целью задача обновления инфраструктурной базы будет решаться в сочетании с новой промышленной и производственной политикой.


Третье. Программа КПРФ предполагает повышение статуса педагогической интеллигенции. Средние ставки педагогических работников в общеобразовательных учреждениях будут установлены выше средней заработной платы в производствен-ных отраслях. В средних специальных учебных заведениях они не должны быть ниже 150% от средней заработной платы на производстве. Предстоит реализация программ повышения квалификации кадров и укрепления педагогических вузов. В России дол-жен действовать закон "О защите сельского учителя".


В целом КПРФ намерена добиваться увеличения бюджетных расходов на фи-нансирование системы образования в объёме до 7% от ВВП.


Политика КПРФ в области науки предполагает следующее.


Первое. Восстановление равновесия в формуле "фундаментальная наука - прикладная наука - применение в производстве". Сочетание фундаментальной и при-кладной науки вместе с развитием производственной базы обеспечит востребован-ность труда и продукта научной мысли, придаст научно-технический импульс всей экономической системе. 

Второе. Восстановление численности кадров, занятых научно-исследовательской работой.

Третье. Государственно-ответственное отношение к учёному, научному со-труднику, аспиранту. Установление государственного статуса учёного высшей ква-лификации с особыми социальными гарантиями и уровнем оплаты труда. Увеличение стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов в 4 раза. Введение законода-тельной гарантии о приёме на работу молодых учёных по долгосрочным - не менее 5 лет - контрактам.

Четвертое. Обновление приборного парка. Разработка и реализация специаль-ной целевой программы, в соответствии с которой не менее 50% средств, выделяемых на науку, будет направляться на укрепление её материально-технической базы.

Пятое. Переход к прогрессивной финансовой политике. Увеличение мини-мальных расходов на науку до 4% от ВВП. Для оперативного решения задач под-держки работников науки и создания новой приборной базы, доведение этих расходов на первом этапе до 5-6% от ВВП.

Шестое. Централизация государственного управления наукой и всем научно-исследовательским комплексом. Создание единого органа с широкими полномочиями по реализации плана инновационного развития страны. Использование потенциала науки для выработки органами власти управленческих решений.

Седьмое. Координация действий по внедрению достижений науки в экономику.

В рядах Ростовского областного отделения КПРФ активно работают ученые, преподаватели и учителя. Вместе с тем следует признать наличие недостатков в работе партийных отделений с кадрами научно-технической, педагогической, творческой и других групп интеллигенции. Не так велико число учёных и преподавателей, открыто отстаивающих позицию КПРФ в коллективах своих учебных заведений и научных учреждений. Существуют серьёзные резервы по пропаганде позиции КПРФ в вопросах поддержки науки и образования.


Комитет и Контрольно-ревизионная комиссия Ростовского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации п о с т а н о в л я ю т :


1. Комитетам местных отделений КПРФ до 1 мая 2011 года провести пленумы и партийные собрания по вопросу "Развитие науки и образования - важнейшее условие социалистической модернизации России" с обсуждением материалов VIII (мартовского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, IV совместного Пленума ОК и ОКРК РОО КПРФ, развернуть работу по изучению и пропаганде их решений.


2. Всем членам КПРФ включиться в работу по пропаганде основных направле-ний политики КПРФ по развитию науки и образования, одобренных постановлением VIII (мартовского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, обратив особое внимание на это при проведении Народного референдума КПРФ. Рассматривать их в каче-стве важнейшей составной части Антикризисной программы КПРФ и предложений партии по осуществлению социалистической модернизации России.


3. Рекомендовать депутатам фракции КПРФ В Государственной Думе ФС РФ от Ростовской области при отчете председателя правительства В. Путина в апреле задать вопрос об увеличении финансирования сферы образования по итогам исполне-ния федерального бюджета по итогам первого полугодия 2011 года с учетом роста цен и тарифов.


4. Фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области, фракциям КПРФ и депутатам от КПРФ в представительных органах муниципальных образо-ваний активизировать контрпропаганду в отношении комплекса норм и мер, утверждённых, либо предлагаемых:
- в правительственном законопроекте "Об образовании в Российской Федерации";
- в проекте "Федерального государственного образовательного стандарта";
- в законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- в нормативных актах, насаждающих Единый государственный экзамен в качестве единственной и обязательной формы аттестации знаний;
- в законе о двухуровневой системе высшего образования, или о "бакалавризации" страны;
- в проекте стратегии "Инновационная Россия - 2020";
- в нормативных актах, касающихся бюджетной и фискальной политики в области науки и образования.


5. Фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области, фракциям и депутатам от КПРФ в представительных органах муниципальных образований обеспечить широкую поддержку проекта закона "Об образовании в Российской Федерации", подготовленного фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ. Добиваться положительного отзыва ЗС РО на данный законопроект. Считать отстаивание позиции КПРФ в борьбе двух концепций базового закона об образовании одним из важнейших политических вопросов 2011 года. 


6. Бюро Комитета областного отделения, Комитетам местных отделений КПРФ нацеливать массовые акции протеста в 2011 году на необходимость недопущения принятия правительственного законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" и "Федерального государственного образовательного стандарта". Активно привлекать студенчество к протестным акциям против принудительной "бакалавризации" высшей школы, за повышение стипендий.


7.  Коммунистам, работающим в областном отделении ЛКСМ РФ, активизировать работу по проведению комсомольских информационных пикетов о планах пра-вительства РФ по законодательному демонтажу образования, о текущих предложениях Коммунистической партии и о перечне конкретных шагов в области научно-образовательной политики, которые реализует КПРФ после прихода к власти, возле высших и средних профессиональных учебных заведений с целью привлечения студентов в ряды организации.

8. Фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области настойчиво и последовательно добиваться увеличения финансирования образования и науки, улучшения материального положения работников науки и образования, студентов, аспирантов и докторантов. Разработать и внести проект областного закона "О защите сельского учителя".


9. Секретариату ОК КПРФ, постоянным комиссиям областного Комитета пар-тии продолжить работу по сбору информации и анализу состояния в сфере образования и в научных учреждениях Ростовской области, сформировать на этой основе аги-тационные материалы для предстоящих избирательных  кампаний.


10. Всем секретарям комитетов местных отделений довести содержание проекта альтернативного закона "Об образовании", разработанный фракцией КПРФ, до педагогических коллективов Ростовской области и передать предложения, поступившие от учителей в постоянную комиссию Ростовского ОК КПРФ по работе с депутатским корпусом и местному самоуправлению до 20 апреля 2011 г.


11. Газете "Донская искра", официальному сайту kprf-don.ru широко инфор-мировать общественность, как о текущих предложениях Коммунистической партии, так и о перечне конкретных шагов в области научно-образовательной политики, которые реализует КПРФ после прихода к власти.


12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Секретариат ОК КПРФ

Первый секретарь
Комитета Ростовского Областного от-деления КПРФ
Н. В.  Коломейцев 

Председатель КРК Ростовского
Областного отделения  КПРФ

Н.П. Звонков

Обновлено ( 05.04.2011 16:49 )